Научная статья на тему 'Взаимосвязь восприятия беременной женщины движения плода с опытом отношений со своей матерью в раннем онтогенезе'

Взаимосвязь восприятия беременной женщины движения плода с опытом отношений со своей матерью в раннем онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / МАТЕРИНСКАЯ СФЕРА / ШЕВЕЛЕНИЕ ПЛОДА / ОНТОГЕНЕЗ МАТЕРИНСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова А. В.

в статье дается краткая характеристика исследований формирования материнства. Проводиться анализ раннего онтогенеза материнства у беременных женщин и на основе полученного опыта отношения с матерью формируются две различные группы. На примере групп женщин с адекватным и амбивалентным отношением со своей матерью, показана разница восприятия этими женщинами движения плода (шевелений)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь восприятия беременной женщины движения плода с опытом отношений со своей матерью в раннем онтогенезе»

потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения.

Литература

1. Бадмаева С.В. Профессионально-этическая подготовка учителя к формированию полоролевого поведения школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.

2. Машихина Т.П. Формирование полоролевого поведения подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2003.

3. Назаренко Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций // Монография. - М.: Теория и практика физической культуры», 2003.

4. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста: Дис... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1999.

5. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

А. В. Котова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛОДА С ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ СО СВОЕЙ МАТЕРЬЮ

В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ

INTERRELATION OF PERCEPTION OF THE PREGNANT WOMAN

OF MOVEMENT OF A FRUIT WITH EXPERIENCE OF RELATIONS WITH THE MOTHER IN EARLY ONTOGENESIS

Аннотация: в статье дается краткая характеристика исследований формирования материнства. Проводиться анализ раннего онтогенеза материнства у беременных женщин и на основе полученного опыта отношения с матерью формируются две различные группы. На примере групп женщин с адекватным и амбивалентным отношением со своей матерью, показана разница восприятия этими женщинами движения плода (шевелений).

Ключевые слова: материнство, материнская сфера, шевеление плода, онтогенез материнства.

Abstract: in article the short characteristic of researches of formation of motherhood is given. To be carried out the analysis early ontogenesis motherhood at pregnant women and on the basis of the received experience of the relation with mother two various groups are formed. On an example of groups of women with the adequate and ambivalent relation with the mother, the perception difference by these women of the motherhood and experience of movement of a fruit (movement of the fetus) is shown.

Keywords: motherhood, parent sphere, movement of the fetus, ontogenesis motherhood.

Период беременности во всех отношениях является периодом серьезных изменений в жизни женщины. Меняется социальный статус: женщина готовится к будущей роли матери. В исследовании Г.Г. Филипповой и др. показано, что образ себя как матери у беременной женщины зависит от идентификации женщины со своей

© А.В. Котова, 2012

матерью. Идентификация женщины как будущей матери со своей матерью является необходимым условием для формирования в ее структуре Я зрелого материнского образа [8].

В другом исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера, дается подробное описание ее составляющих (три блока) и описание пяти филогенетических и шести онтогенетических этапов развития [5]. Одним из психологических аспектов изучения материнства является выделение типов и стилей материнского поведения, отношения, позиций. В этих исследованиях выявлены наличие регулирующего или фасилитирующего стиля материнского отношения, способность к индивидуализации (субъективизации) ребенка, сензитивность и отзывчивость к стимуляции от ребенка, личностное принятие, уровень материнской компетентности [1]. Один из специально выделяемых факторов - качество привязанности матери, которое влияет на материнское отношение и поведение матери во взаимодействии с ребенком. Так же учитываются следующие разнообразные факторы, связанные с успешностью женщины в адаптации к материнству: особенности адаптивности как свойство личности, удовлетворенность эмоциональным взаимоотношением со своей матерью, модель материнства своей матери, социальные, семейные и др. особенности. В течение беременности на основе комплексного психологического, психиатрического, медицинского, социального исследования конструируется «матрица материнства», прогностичная для постнатального развития материнского поведения [2]. Установлено, что успешная адаптация к беременности коррелирует с успешной адаптацией к материнству (как удовлетворенность своей материнской ролью, компетентность, отсутствие проблем, успешное развитие ребенка) [6].

В других исследованиях последних десятилетий, основанных на работах Э.Эриксона, Д.Виникотта, М.Малера, Д.Штерна, Т.Фидда и других, мать и ребенок рассматривается как составляющее единой диадической системы. Только в рамках единой диадической системы мать и ребенок приобретают статус «матери» и «ребенка» и взаимно развиваются как элементы этой системы. Мать рассматривается как «среда» для ребенка, а ребенок в свою очередь - как «объект» для матери [9].

Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному конкретному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения [3]. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребенка, наличие субъективного отношения матери к еще не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленно или вербальной адресованной, в стремлении интерпретировать движения плода как акты общения, то есть переживания женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку на этапе беременности [4].

Рассмотрев разных авторов и их исследование материнства, нами была поставлена следующая цель исследования: выявить особенности восприятия движения плода у беременных женщин, и установить связь этого восприятия от полученного опыта взаимодействия с матерью в раннем онтогенезе.

Задачи: выявить особенности отклоняющегося материнского опыта, полученного в раннем онтогенезе; распределить исследуемых женщин по группам в зависимости от полученного опыта отношения со своей матерью; выявить и дать характеристику особенностей восприятия беременной женщины движения плода согласно сформированному опыту материнства в раннем онтогенезе.

Гипотеза: мы предполагаем, что будут выявлены различия восприятия женщиной шевеления плода, отражающие ее отношения к будущему ребенку, которые будут связаны с опытом отношений с матерью в раннем онтогенезе.

Эмпирическая база исследования

Обследовалось 191 беременная женщина (в возрасте от 14 до 43 лет) на втором, третьем триместрах беременности, посещавшие женскую консультацию и находящиеся на лечении в отделении патологии беременных при ГКБ.

Методики нашего исследования

Для определения восприятия беременной женщины своего материнства и переживания движения плода, а также полученного опыта отношения со своей матерью в раннем онтогенезе нами использовались опросник на онтогенез материнской сферы, опросник на шевеление ребенка [7], индивидуальная беседа.

1. «Опросник по онтогенезу материнства» Г.Г. Филипповой. В опроснике содержатся вопросы об особенностях развития материнской потребностно-мотивацион-ной сферы женщины в онтогенезе: отношение с матерью, стиль отношения матери, качество привязанности, особенности сепарации, ценность ребенка, ценность материнства. Методика позволяет выявить особенности онтогенеза материнской сферы. Методика состоит из 30 (для первобеременных женщин) или 47 вопросов (для повторнобере-менных женщин), и позволяет дать качественную характеристику того, насколько адекватно или неадекватно происходило формирование материнской сферы у женщины [7].

2. Опросник на шевеление ребенка. Методика Филипповой Г.Г. позволяет оценить наличие субъектного отношения матери к еще неродившемуся младенцу на этапе беременности, проанализировать материнскую компетентность. Ключевые вопросы методики сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности переживания женщиной движения плода, отношения к неродившемуся ребенку (принятие, эмпатия), особенности ее ответной реакции на шевеления ребенка, их направленность и адекватность использования. Методика состоит из 8 блоков вопросов, каждый ответ на ключевые вопросы оценивается качественно и по специально разработанной шкале в баллах, что позволяет дать качественную и количественную характеристику того, насколько адекватно или неадекватно происходит формирование основы материнского поведения, субъектного отношения к ребенку, материнской компетентности [7].

При статистической обработке данных и проверке гипотезы использовались методы непараметрической статистики. В качестве анализа эмпирических данных мы использовали кластерный анализ и выявление различий в уровне исследуемого признака, с тем, чтобы доказать неслучайность выбора альтернатив или различия в форме распределений при помощи U - критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась с использованием статистического пакета 8ТАТ18Т1СА 7.0.

Результаты исследования

При математическом анализе был использован кластерный анализ всей выборки. Мы провели многомерную классификацию результатов двух блоков методики онтогенеза материнства: «отношение с матерью» и «стиль отношения матери», которая выявила 2 различных кластера, анализ которых позволил разделить всю выборку на две группы будущих мам.

В 1 группе (условно неблагополучная) бремененных женщин на I этапе раннего онтогенеза «отношение с матерью» - недоверительные, отстраненные, и напряженно-тревожные, а также выявлен амбивалентный стиль отношения матери (п=71).

Во 2 группе (условно благополучная) будущих мам при анализе I этапа онтогенеза характерны доверительные отношения с мамой, стиль отношения матери адекватный (п=90).

По результатам кластерного анализа был использован непараметрический критерий Манна-Уитни. Сопоставив 2 независимые выборки, состоящие из

испытуемых с разным стилем отношения матери, получили следующие связанные, зависимые данные.

1. Результаты опросника онтогенеза материнства

Первой группе беременных женщин характерен амбивалентный, избегающий тип привязанности (иср.=1,37 и Цср =0,62 соответственно при р<0,05). Беременные этой группы не желают принимать помощь матери и чувствуют неуверенность в адекватном оказании этой помощи, а так же испытывают недовольство собой и близкими. У большинства беременных женщин во всех ответах отмечались неустойчивые, а иногда и холодные отношения в детстве с мамой. В этой группе у беременных женщин сепарация с матерью незавершенна, и сочетается с сохранением зависимости и с сопротивлением зависимости (Цср.=4,01 и Цср=1,11 соответственно при р<0,05). Ценность ребенка у беременных женщин этой группы пониженная с присутствием значений низкой ценности ребенка (Цср.=5,33 и Цср=1,78 соответственно при р<0,05). Также в этой группе тенденция к пониженной ценности материнства с низкой ценностью материнства (Цср.=5,3 и Цср.=1,90 соответственно при р<0,05). Пониженная ценность ребенка и пониженная ценность материнства сформирована у будущих мам этой группы благодаря пониженной ценности себя для матери, в ответах мы видим, что игры в куклы матерью не поддерживались, и соответственно сама дочь (исследуемая женщина) отвечала - «нет», «не очень люблю играть в куклы». Женщины чаще отвечали, что любят играть: «в продавцов; в бадминтон; в машинки; конструктор; не помню», и только в 30% встречается ответ - «в куклы». Отношение и участие мамы к играм дочери в куклы посредственное, везде отмечались ответы - «не вмешивалась», «отстранялась», «только покупала игрушки». Из выше сказанного видно, что у женщин 1 группы формировалась пониженная ценность своего материнства, проявляющаяся в игнорировании и осуждении матерью материнских проявлений у дочери, осуждение ранней беременности с рекомендациями матери прерывать раннюю беременность (отношение к беременности мамы: «плохо», «заставила бы сделать аборт»).

Во второй группе женщин, ждущих ребенка, результаты противоположные первой группе. В этой группе прочный тип привязанности (Цср.=4,7 при р<0,05), этим женщинам характерна уверенность в себе, в необходимой помощи близких. Отсутствие ранних разлук женщин этой группы с матерью и адекватное материнское отношение проявились в адекватных результатах по шкале «особенности сепарации» (Цср.=7,05 при р<0,05). Положительное содержание раннего онтогенеза и рассказы матери о своем материнстве отразились в адекватной ценности материнства и тенденции к повышенной ценности ребенка (Цср.=13 и Цср.=13,29 соответственно при р<0,05). Очень редко в методике встречается ответ «не люблю играть в куклы», мама при игре дочери в куклы «участвовала эмоционально», «помогала, показывала», «играла вместе с дочерью». Таким образом, женщины второй группы с адекватным стилем отношения матери и теплыми, доверительными отношениями на II и III этапах раннего онтогенеза (этап игры в куклы и этап няньчания) получили положительно-эмоционально окрашенный опыт взаимоотношения с матерью с формированием правильного, адекватного собственного материнства, восприятием ребенка и адекватной готовности к ребенку, без эйфории, страха, неприязни к младенцу.

2. Результаты опросника на шевеление ребенка

При анализе результатов опросника на шевеление ребенка мы выявили, что для первой группы характерно частичное условное принятие (Цср.=2 при р<0,05), женщины этой группы недостаточно хорошо помнят первое шевеление, что делали в этот момент («я долго не была уверенна, что это шевеления ребенка», «не помню»). Эмоциональная реакция на первое шевеление была тревожной, женщины этой группы описывали - «испуг», «ничего не испытала», пропускали вопрос или испытывали

«удивление», редко, но были ответы - «кто-то щекочет меня изнутри». Так же беременные могли проигнорировать первое шевеление и не поделиться этим с близкими людьми, имеющими отношение к ней и к будущему ребенку. В блоке «материнская компетентность», исследовав шкалу «средства воздействия на ребенка, их направленность, адекватность использования», был получен следующий результат по первой группе - средства воздействия на ребенка женщинами этой группы неадекватны (Цср.=2 при р<0,05). Оценивая интенсивность шевелений ребенка в течение дня, разница составляла единицу, редко два и не по всем частям дня, то есть женщинам этой группы было трудно почувствовать ребенка и определить, что чувствует сам ребенок. В вопросе «воздействие на состояние ребенка и как вы это делаете» чаще встречаются ответы однотипного воздействия на разное состояние ребенка, а эффект от этого воздействия стандартный у всех - ребенок «успокаивается». Именно этот вопрос чаще вызывал негативную реакцию и раздражение. В этой группе мам при анализе ответов, характеризующих возможные контакты с ребенком со стороны мамы, часто встречается делегирование самого общения с ребенком папе, или будущей бабушке. При анализе данных по шкале «направленность средств воздействий на ребенка» мы получили - управление ребенком (Цср.=3 при р<0,05).

Результаты показали, что вторая группа женщин отличается в лучшую сторону по характеру переживания движения плода. У женщин этой группы принятие ребенка и его шевеления - полное и безусловное (Цср.=3,5 при р<0,05), они достаточно точно помнят первое ощущение шевеления (пишут либо дату, либо указывают срок в неделях), помнят, что делали в этот момент. Будущие мамы в момент первого шевеления почувствовали счастье, физически как бы легкое поглаживание изнутри, восторг, радость и эти физические ощущения у многих имели эмоциональное продолжения в виде «прислушалась еще раз», «сказала себе», «погладила живот, засмеялась, поговорила с ним». Все эти ответы по шкале «эмпатия» свидетельствуют о том, что эмпатия у них полная, частичная (Цср.=2 и Цср.=2 соответственно при р<0,05). Разница в шевелениях в течении дня довольно значима, не менее 2 баллов, хотя, в каком состоянии может находиться ребенок, многие затрудняются определить, и как результат - у этих женщин недостаточная дифференциация шевелений (Цср.=2 при р<0,05), что говорит о недостаточной материнской компетентности. Также для этой группы беременных женщин характерно адекватное воздействие на ребенка и направленность на контакт с ребенком (Цср.=2 при р<0,05).

Мы видим, что выявленные кластеры, различающиеся по особенностям взаимоотношения с матерью, характеризуются различным восприятием беременной женщиной своего материнства и переживания движения плода. Женщины готовы опереться на опыт воспитания своей матери, у них складывается целостное восприятие образа себя, как матери и своего будущего ребенка в том случае, если у них в детстве сложились положительные эмоциональные отношения со своей матерью. У этих женщин наблюдается достаточно высокая уверенность в себе, высокая самооценка, отсутствие чувства внутреннего напряжения. Женщины, у которых сложилось негативное отношение со своей матерью, не готовы к включению в структуру представлений о себе положительного образа себя как матери. Это приводит к снижению ценности ребенка и материнства и отражается на главном новообразовании периода беременности - возникновении нового сенсорного опыта, переживания шевелений ребенка.

Полученные данные опросника на шевеления ребенка, выявили, что положительный опыт общения с матерью дает женщинам стартовые условия для формирования субъектного отношения к будущему ребенку. Мамы пытаются дифференцировать шевеления, адекватно подбирают средства воздействия на ребенка, а самое главное - у них сформировано принятие ребенка. В другом случае, не имея благоприятного опыта общения со своей матерью в онтогенезе, женщинам трудно

сформировать субъектное отношение к ребенку, проявлять эмпатию. У таких женщин -пониженная ценность своего ребенка и пониженная ценность своего материнства.

Таким образом, восприятие беременной женщины своего материнства и переживание движения плода, формируется задолго до беременности. Мы видим, проанализировав опросник «онтогенез материнства», что восприятие женщиной своего материнства (ценность ребенка, ценность материнства) напрямую зависит от отношения с матерью и стиля отношения матери: эмоционально поддерживает мама или подавляет, принимает безусловно или эмоционально отвергает, доверительно общается или отстраняется от участия в жизни дочери. Все это формирует собственный стиль материнства и отношение к своему будущему ребенку, поэтому диагностируя у будущей мамы в процессе консультации стиль отношения матери, можно скорректировать, предугадать проблемы агрессии, депривации, делегирования заботы о ребенке, послеродовой депрессии.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-4В.

2. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. №7 С.3В-47.

3. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка. 1994. -М. C.35-42.

4. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. №5 С.1В-27.

5. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. - М., 1999.

6. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С.22-3б.

7. Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2001.

В. Филиппова Г.Г., И.Черткова, И.М. Сапарова, М.В. Антонов, Соколова О., Пашкова Ю., Николаева Ю. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности // Журнал практического психолога. Тематический выпуск «Пренатальная психология и психология родительства». 2003. С. 31-35.

9. Birns В., Hay D.T. Different faces of motherhood / 19ВВ. (eds) N.Y.; L.

К.П. Леонтьев

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КУРСАНТОВ

THE ANALYSIS OF RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON FORMATION OF ADMINISTRATIVE SKILLS OF CADETS

Аннотация: в статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента по формированию управленческих умений и навыков курсантов военно-учебных заведений в образовательном процессе. Рассмотрена динамика изменений на

© К.П. Леонтьев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.