УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Н.В. Курилович
В статье раскрываются особенности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников. Выделяются интегральные характеристики личности профессионала. Выявляются основные средства формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в процессе вузовского обучения.
Ключевые слова: социальное, профессиональное образование, культура общения, уровни, блоки коммуникативно-культурной направленности.
Формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе происходит в процессе профессионального социального образования.
Результатом профессионального социального образования, по мнению Н.В. Гарашкиной, являются приобретение студентом знаний, умений и навыков, формирование социального мышления, социального знания, социального поведения, общения, позволяющие конструктивно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста социальной работы[1, с. 26]. Где основной целью ставиться усиление практической направленности социального профессионального образования при сохранении его фундаментальности (Болотов В.А., Борисенков В.П., Сериков В.В.). Как отмечено P.M. Куличенко социальная работа как практическая деятельность имеет ряд специфических моментов, которые нельзя не учитывать в процессе теоретического осмысления. Главным из них является то, что родовой чертой практической социальной работы является общение между людьми, которое независимо от субъективных намерений всегда является социальным. Оно по содержанию и методам обусловлено конкретными социальными условиями и обстоятельствами, порождает разные социальные последствия, как для индивида, так и для общества. Общение может быть отражением или фактором создания или преодоления отчуждения человека от общества, либо стать источником, средством развития, самоутверждения, самореализации [3, с. 26].
Формирование культуры профессионального общения социального работника в процессе обучения в вузе понимается как процесс управления ее развитием. Это специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования культуры профессионального общения специалиста как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки студентов на основе системного использования: ресурсных культуроформирующих возможностей социального образования в учебной, учебно-профессиональной, профессиональной и внеучебной деятельности студентов; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления культуры профессионального общения, обусловленных социально-культурной дифференциацией студентов; понимания культуры профессионального общения социального работника как инвариантного, интегративного, системообразующего компонента его общей, профессиональной и индивидуально-личностной культуры. Культура профессионального общения будущего социального работника определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и коммуникативная деятельность как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом индивидуально-личностной культуры и проявляется в профессиональной деятельности социального работника.
Уровень сформированное™ культуры профессионального общения определяется, по следующим основным интегральным характеристикам личности: направленности, компетентности и гибкости (эмоциональной и поведенческой).
Выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (хотя и в разной степени), но в деятельности социального работника имеют особое значение. Каждая интегральная характеристика представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, существенных для успешного решения профессиональных задач.
Фундаментальным условием развития интегральных характеристик личности профессионала является осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей повышения уровня профессионального самосознания. Каждая из указанных характеристик в психолого-педагогической литературе имеет множественные интерпретации. При формировании своего понимания проблемы мы опирались на разработки Л.М. Митиной .
Профессиональная направленность определяется как профессионально значимое качес занимающее центральное место в структуре личности социального работника и обусловливающее его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком смысле - как система эмоционально-ценностных отношений, которая обеспечивает иерархическую структуру доминирующих мотивов личности социального работника, побуждающих к ее утверждению в профессиональной деятельности и общении.
Иерархическая структура профессиональной направленности социального работника представлена следующим образом:
- направленность на другого человека, связанная с заботой, содействием, воздействием на личность социального клиента и максимальной самоактуализации индивидуальности;
- направленность на себя, обусловленная потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере профессиональной деятельности;
- направленность на предметную сторону профессии социального работника (содержательная сторона профессии).
Данное понятие включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Оно дает возможность представить структуру профессиональной компетентности социального работника, состоящей из трех подструктур: деятельностной (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативной (знания, умения, навыки и способы осуществления профессионального общения), а также эмоциональной гибкости, под которой понимается оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости социального работника.
Динамика развития культуры профессионального общения будущего социального работника определяется переходом с репродуктивного уровня выполнения действий и операций на творческий, а также гармонизацией и усложнением деятельности и коммуникативных компонентов профессиональной деятельности [4, с. 30].
Овладение культурой профессионального общения как частью общей культуры социального работника невозможно без регулярной и позитивной профессиональной рефлексии. Осмысление возможности рефлексии в процессе формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников позволяет говорить об особом личностном образовании - рефлективной активности личности, которое содержательно характеризует данный процесс.
В качестве показателей проявления рефлексивной активности личности Н.Ю. Посталюк выделяет следующие:
- критичность мышления субъекта деятельности. Это качество личности формируется в особых профессиональных ситуациях, требующих рецензирования, оценки, высказывания личного мнения;
- стремление личности к доказательности, к обоснованию своей позиции;
- способности и стремление ставить вопросы;
- способности и стремление вести дискуссию. Поскольку рефлексия - это дискуссия с самим собой, то важно самому ставить вопрос и самому на него отвечать;
- готовность к адекватной самооценке. В психолого-педагогической литературе существуют указания на то, что большую ценность имеет групповая самооценка, т.е. самоанализ процесса и результата деятельности. Это приводит к увеличению рефлексивной активности [5, с.34].
Социальное профессиональное образование по своей природе должно развивать в студенте заложенный творческий потенциал, воспитывать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, способность генерировать нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность, потребность в творческом образе жизни и опираться на семь основных принципов, направленных на решение данных задач и имеющие коммуникативно-культурную направленность: первый принцип связан с созданием в вузах благоприятных демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития; второй принцип - осознание и принятие всеми субъектами научно-педагогического процесса в вузе иерархизированной системы ценностей в развитии специалиста с высшим образованием; третий принцип выделяется в соответствии с принципом обеспечения полноты и непрерывности в развитии личности личностные особенности должны учитываться, начиная с отбора абитуриентов и кончая распределением выпускников вуза; четвертый принцип основывается на системно-стилевом подходе в реализации личностно-развивающего высшего образования; пятый принцип учитывает возрастные и социальные особенности студентов; в шестом принципе важным условием саморазвития личности является регулярная и оперативная диагностика и самодиагностика, которые выполняют роль обратной связи в развитии личности; седьмой принцип личностно-развивающего образования в вузе касается создания условий психологической поддержки развития личности студентов - психологической службы для оказания индивидуальной консультативной помощи студенту.
Идеи креативной педагогической системы, имеющие коммуникативно-культур направленность представлены в виде следующих блоков.
Первый блок. Гуманизация и демократизация образования.
- Гуманизация образования (обеспечивающая свободу мысли и поведенческого выбора, уверенность в своих силах).
- Развитие широкого кругозора, эрудиции и достижение высокого культурного уровня.
- Изменение стиля руководства образовательным процессом с авторитарного на демократический стиль.
- Наглядность обучения: использование знакосимволических средств проблемно-алгоритмического, компактного (свернутого) представления учебной и художественно-графической информации (укрупненные алгоритмы, блок-схемы алгоритмов проблемных ситуаций и др.).
- Использование методов развивающего и проблемного обучения: проблемный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский; эвристические и деловые игры.
Второй блок. Личность и коллектив учебной группы.
- Диагностика коммуникативного развития личности студентов с применением современных психологических методик диагностики и психокоррекции.
- Изучение коллектива учебной группы с помощью социометрических методик.
- Целенаправленное формирование устойчивой мотивации к профессиональному общению и деятельности, психологической установки на творчество.
- Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности личности обучающегося.
- Формирование личностных творческих качеств (способность к видению проблемы, диалектичность и критичность мышления, способность к оправданному риску, способность к выдвижению гипотез).
- Развитие эмоциональной сферы личности студентов (в процессе поисковой деятельности и общения).
Третий блок. Формирование творческого системного мышления.
- Применение системного, личностно-ориентированного, проблемно-алгоритмического и деятельностного подходов для непрерывного формирования творческого системного мышления и развития культуры профессионального общения будущего социального работника в процессе обучения в вузе.
- Целостность учебно-воспитательного процесса, его преемственность с учебным заведением предыдущего звена (школа, колледж, лицей).
- Введение в учебный процесс в качестве доминантной схемы научного познания поисковой познавательной деятельности студентов с целью решения творческих задач (вместо традиционной репродуктивной схемы).
- Обеспечение деятельностного подхода к обучению путем непрерывности включения обучаемых в активную творческую поисковую деятельность практически на всех видах занятий. Применение этапности формирования понятийно-образно-практической структуры творческого мышления и коммуникации.
- Создание непрерывной творческой обучающей среды в учебном заведении, обеспечивающей непрерывность формирования культуры профессионального общения социального работника.
- Использование системного и проблемно-алгоритмического подходов и методов системного мышления, самостоятельности, способности генерирования нестандартных идей и принятия оригинальных решений [2, с. 23,].
Таким образом, анализ научной литературы, обобщение передового педагогического опыта позволили выявить основные средства формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в процессе вузовского обучения:
• совершенствование форм и методов обучения, к которому мы относим применение современных активных методов обучения. При правильном выборе методов в результате у обучаемых появляется теоретический интерес к способам и приемам усвоения профессионального языка, создаются условия для формирования познавательного мотива к изучению самого учебного предмета, а вместе с ним интерес к способам овладения коммуникативными знаниями и умениями;
• отбор коммуникативного материала, его содержательная сторона должна интересовать студентов с точки зрения приобретения дополнительных профессиональных знаний, так как интерес к возможностям своего продвижения в личностно значимом профессиональном предмете выступает в качестве особого побуждения;
• коммуникативные задачи должны иметь практическую направленность, носить проблемный характер, активизировать мыслительную деятельность, вызывать стремление к познанию, соответствовать ситуации, обусловленной будущей профессиональной деятельностью;
• создание в группе благоприятного психологического климата: на занятиях должны создаваться доброжелательные, деловые взаимоотношения, творческий настрой, т.е. условия, которые повышают
работоспособность, удовлетворенность, создают положительные эмоции. Это способствует сняп тревоги, напряженности перед выполнением сложных профессиональных задач, повышает статус обучаемого в группе и усиливает групповую сплоченность в ходе совместной деятельности. Действия студента должны подкрепляться успехом и развиваться по формуле: интерес - мотив - успех - интерес.
The summary: In article features of formation of culture of professional dialogue of the future social workers reveal. Integrated characteristics of the person of the professional are allocated. The basic means of formation of culture of professional dialogue of the future social workers in the course of high school training come to light.
The key words: social, vocational training, culture of dialogue, levels, blocks of a communicatively-cultural orientation.
Список литературы
1. Гарашкина H.B. технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компетентностный подход: Моног./Гарашкина Н.В.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2004. 187 с.
2. Зиновкина М.М. Основы технического творчества и компьютерная поддержка творческих решений: Учеб. пособие для рук. учреждений начал. проф. образования.М.: МГИУ, 2001.181 с.
3. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: Учеб. пособ. Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г.Р. Державина, 1997. 289 с.
4. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997.№ 4. С. 28-36.
5. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань; Изд-во Казанского ун-та, 1989. 206с.
Об авторе
Курилович Н.В. - кандидат педагогических наук, доцент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, [email protected].