КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Г.Х. Мусина-Мазнова
Аннотация. В статье определены концептуальные положения, составляющие методологические и теоретические основания концепции формирования карьерных ориентации будущих социальных работников. Автор выявляет закономерности и принципы формирования карьерных ориентации будущих социальных работников в условиях модернизации образования.
Ключевые слова: карьерные ориентации, карьерное становление, подготовка социальных работников.
Summary. The article defines the conceptual provisions making the methodological and theoretical bases of the future social workers' career orientations formation concept. The author reveals regularities and principles for the formation of career orientations of future social workers in the conditions of education modernization.
Keywords: career orientations, career formation; training of social workers.
В качестве основного фактора модернизации профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. В настоящее время возникает потребность в создании системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда, в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими особенностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования.
В законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования
в Российской Федерации (на период с 2000 по 2025 г.), в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.» декларируется повышение конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Основная цель высшего профессионального образования заключается «в подготовке специалистов, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту в конкурентной среде, что является значимым для формирования карьеры» [1, с. 22].
Исходя из вышесказанного, формирование способности выпускника успешно осуществлять профессиональную деятельность, быть готовым
89
ЕК
90
к саморазвитию, самомаркетингу, самореализации, совершенствованию своих профессиональных компетенций, является составной частью карьерного становления будущего социального работника.
Концептуальные основы формирования профессиональных карьерных ориентиров социального работника являются результатом интеграции Концепции непрерывного педагогического образования, Концепции многоуровневой подготовки, Концепции модернизации профессионального образования до 2020 г. Основными идеями Концептуальных основ формирования профессиональных карьерных ориентаций являются следующие положения.
1. Современная система многоуровневой профессиональной подготовки кадров приобретает гибкую и вариативную структуру, учитывающая индивидуальные потребности, особенности и способности карьерного становления каждой личности.
2. Образования «через всю жизнь» с целью всестороннего, гармоничного развития способностей личности и получения дополнительного социального и профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки становится важным фактором реализации профессиональных карьерных ориентаций и удовлетворения социальных потребностей человека.
3. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
4. Личностными факторами, дающими основание для прогноза успешной профессиональной самореализации и карьерного роста, являются мобильность, самореализация, субъектная активность, самоэффективность, мотивация достижения и гибкость поведения.
5. Профессиональные карьерные ориентации как социально-педагогический феномен представляют собой комплексную подготовку и готовность специалиста к карьерному росту, потребность (мотивация) к профессиональному непрерывному образованию, саморазвитию с целью сохранения профессиональной востребованности и профессиональной самореализации.
6. Сформированность и наличие карьерных ориентаций будущих социальных работников, способствующих карьерной самореализации и возможности достижения вертикального или горизонтального карьерного становления, является, с одной стороны, социальной защитой будущих специалистов, с другой - предполагает гарантированность востребованности будущего социального работника на рынке труда.
Концептуальные основы базируются на совокупности методологических походов, включающие педагогические основы формирования профессиональных карьерных ориента-ций, закономерности, принципы, цель, уровни, технологии, критерии, показатели и уровни результативности данного процесса.
Формирование профессиональных карьерных ориентаций специалистов социальной работы осуществляется как совокупность:
1) теоретических основ организации образовательных процессов,
2) практической деятельности в процессе подготовки специалистов,
3) технологии обучения, комплекса методов, средств, направленных на формирования профессиональных карьерных ориентаций специалистов социальной работы.
Формирование профессиональных карьерных ориентаций специалистов социальной работы это:
• системно организованная образовательная деятельность по развитию и накоплению профессиональных карьерных ориентаций;
• (в теоретическом плане) определенная алгоритмизация действий, направленных на достижение дидактических целей;
• формирование профессиональных карьерных ориентаций специалистов социальной работы, детерминированных карьерным потенциалом личности.
Прежде всего, необходимо определиться с понятиями «карьерные ориентации», «карьерная готовность». Ведущим направлением профессиональной подготовки будущих социальных работников является формирование карьерных ориентаций. Формирование профессиональных карьерных ориентаций специалистов социальной работы рассматривается как образовательный процесс. Мы соглашаемся с Н.В. Гарашкиной в том, что это процесс «выращивания новейших форм общности педагогов, студентов, новых содержаний и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления», направленных на выявление и развитие карьерных потенциалов будущих социальных работников [2, с. 245].
На наш взгляд, карьерная профессиональная ориентация - комплекс-
ная подготовка и готовность специалиста к карьерному росту, выявление потребности и мотивации к профессиональному непрерывному образованию, саморазвитию с целью сохранения профессиональной востребованности и профессиональной самореализации. Результатом формирования карьерных ориентаций является готовность будущего социального работника к карьерному становлению.
Карьерные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. О. П. Царице нцева функцией карьерных ориентаций определяет то, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно для субъекта то, что является наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных ориентаций, таким образом, определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления [3, с. 97].
Профессиональные карьерные ориентации - это комплексная совокупность профессиональных и личностных целей, направленных на удовлетворение как потребностей профессионального, должностного роста, так и личностного саморазвития, детерминирующихся спланированными и регулятивными механизмами: стратегии, тактики, стили, поведение, отношения, для успешной реализации потребности карьерного становления.
Профессиональная готовность к карьерному становлению понимается, во-первых, как осознанная мотивация и потребность к самореализации в профессиональной деятельности, направленная на профессиональный ка-
91
92
рьерный рост; во-вторых, как результат сформированных знаний, умений, навыков, личностных и психологических качеств и способности к непрерывному профессиональному саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию в профессиональной карьерной иерархии.
Профессиональная карьерная готовность видится нам интегративной системой, отражающей содержательно-смысловое единство профессиональных, психологических, личностных и социальных качеств, обеспечивающих будущему социальному работнику успешный карьерный рост, самореализацию в профессиональной деятельности.
Исследования закономерностей, принципов формирование профессиональных карьерных ориентаций специалистов социальной работы в вузе представляют собой концептуальную основу формирования профессиональных карьерных ориента-ций специалистов.
Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе формирования карьерных ориентаций будущего социального работника, определить на их основе нормы, модель и этапы подготовки, содержание, технологию организации образовательного процесса в вузе - значит, обеспечить возможность достижения желаемого результата в подготовке будущих социальных работников к карьерному становлению.
Существенные факторы, влияющие на эффективность формирования карьерных ориентаций будущего социального работника, могут быть выражены следующими закономерностями:
• мотивирующая профессиональная подготовка будущих социальных
работников предполагает формирование профессиональных карьерных ориентаций специалиста социальной сферы, развитие карьерного становления социального работника с учетом тенденций постиндустриального общества и возможностей развития способностей человека;
• цели и содержание формирования карьерных ориентаций определяются объективными потребностями и заказом государства в конкурентоспособных, мобильных и компетентных специалистах, стремящихся к профессиональному росту;
• эффективность формирования карьерных ориентаций будущего социального работника закономерно детерминировано внешними (социально-политическими, социально-экономическими условиями) и внутренними факторами, связанными с личностными характеристиками субъекта (потребностями, мотивами, способностями, индивидуальными психическими особенностями), включенного в образовательное пространство вуза, научно-исследовательскую работу;
• формирование карьерных ориентиров специалиста обусловлено, профессиональным интересом, субъектной активностью, карьерным потенциалом и карьерными потребностями самореализации будущего социального работника;
• единство и непрерывность многоуровневого образования в вузе с пожизненным самообразованием, саморазвитием специалиста, способствует наращиванию компетентностного потенциала социального работника и карьерной самоактуализации;
• готовность к карьерному становлению находится в прямой зависимости от сформированности карьер-
ных ориентаций и профессиональной компетентности.
Систематизация этих закономерностей показала, что в ходе многоуровневого образования происходит синтез профессиональной, личностной, исследовательской культуры, формируется направленность личности на саморазвитие, самореализацию в профессиональном карьерном становлении.
Представленные закономерности взаимосвязаны с принципами, определяющими теоретические идеи и основные положения формирования профессиональных карьерных ориентиров будущих социальных работников.
В качестве ведущих принципов формирования карьерных ориентиров будущих социальных работников рассматриваем дидактические принципы высшей школы. Дидактическими принципами в вузе принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.
Учеными они рассматриваются, по утверждению С.И. Архангельского, «как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения поставленных педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, как система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов» [4, с. 146]. Автор рассматривает дидактические принципы в качестве ориентировочной основы преподавания. Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: «научности, системности, связи тео-
рии с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и корректного» [там же, с. 147].
Все эти принципы, реализуясь в подготовке специалиста социальной работы в вузе, взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации образовательно-профессиональной деятельности.
М.Г. Гарунов выделил следующие группы принципов обучения в высшей школе:
1) ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
2) соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки и технологий;
3) оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
4) рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
5) соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности [5, с. 149].
Проведенный анализ теоретических подходов к дидактическим принципам и учебных планов подготовки социальных работников позволяет выдвинуть следующие основные принципы обучения в вузе: гуманистической направленности; научности; систематичности и последовательности; един-
93
94
ства обучения, воспитания и развития; связи теории и практики; преемственности; фундаментальности; направленности на формирование профессиональной компетентности как качественного результата; дифференциации; информационной технологичности.
Вхождение в Болонский процесс обязывает модернизировать методологическую основу профессиональной подготовки будущих социальных работников. Итогом реализации двухуровневой подготовки являются программы специализированной подготовки бакалавров и магистров. Организация двухуровневой подготовки в вузе осуществляется на основе следующих принципов:
• согласованность программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Социальная работа»;
• гибкость и мобильность в общей двухуровневой подготовки;
• научно-педагогическая ориентация учебных программ;
• направленность на гуманистически ориентированные социальные технологии;
• учет региональных условий;
• универсальность, системность, целостность, интегративность; технологичность.
Исходя из вышеизложенного, мы выделяем следующие принципы формирования карьерных ориентаций будущих социальных работников.
1. Принцип многоуровневости. Многоуровневая система формирования карьерных ориентаций будущих социальных работников учитывает индивидуальные особенности, вероятный карьерный потенциал, мотивы карьерного становления субъекта, предоставляя каждому возможность получить тот уровень необходимого
профессионального образования для максимальной профессиональной самореализации, который соответствует способностям, степени подготовленности и карьерным потребностям. Формирование карьерных ориента-ций будущих социальных работников происходит в рамках Болонского процесса в четыре этапа:
• в системе бакалавриата;
• в системе магистратуры;
• в системе аспирантуры;
• в системе послевузовского образования.
2. Принцип обязательности и вариативности. Стандарты нового поколения содержат базовый и вариативный компоненты. Базовый компонент, включающий дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, является фундаментальным компонентом, определяющим основу содержание образования. Вариативный компонент, состоящий из обязательных дисциплин и дисциплин по выбору, учитывает особенности региона, специфику образовательного учреждения, требования заказчика и рынка труда, обеспечивается разнообразием образовательных программ и спецкурсов.
3. Принцип дифференциации и индивидуального подхода. Принцип дифференциации и индивидуального подхода предполагает формирование карьерных ориентаций на основе личностных потребностей студентов, с учетом социально-психологических характеристик личности. В основе индивидуального подхода находится оценка личности будущего социального работника, анализ его профессиональной компетентности, карьерных ориента-ций. Анализ и оценка способствует выбору индивидуальной траектории.
4. Принцип рефлективности. Это принцип основан на сознательном отношении будущих социальных работников к формированию карьерных ориентаций, что в свою очередь, является главной частью его самомотивации. Этот принцип предусматривает регулярный мониторинг формирования карьерных ориентаций будущих социальных работников.
5. Принцип развития. Принцип будет способствовать психическому, психологическому и личностному развитию будущего социального работника, что является условием его карьерного становления. Принцип направлен на совершенствование личности, развитие способностей и карьерных ориентаций. В.И. Слобод-чиков развитие сущности человека, определяет как «саморазвитие как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни» [6, с. 196].
6. Принцип ценностно-смысловой направленности предусматривает создание в формирующем процессе условия для обретения ценностей и смысла образования, жизни, профессии, карьеры. Ценностно-смысловая направленность образования проявляется прежде всего в обращенности его к цели в профессиональной деятельности и, в целом, к жизни.
7. Принцип субъектности. Принцип субъектности является результатом собственной активности студентов, реализации их субъективной позиции в формировании карьерных ориентаций. Принцип учитывает признание педагогом субъекта развития, его способности к саморазвитию, самоактуализации и право на индивидуальную траекторию.
8. Принцип непрерывного образования. Принцип предполагает потребность и готовность будущего социального работника к пожизненному развитию карьерных ориентаций посредством освоения новых профессиональных знаний, умений, компетенций с целью наиболее полной карьерной самореализации.
Таким образом, выявленные закономерности и принципы формирования карьерных ориентаций будущих социальных работников являются методологической основой профессиональной подготовки специалистов к карьерному становлению в условиях модернизации профессионального образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года. - М.: МГСУ, 2003. -36 с.
2. Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2004. - 418 с. 95
3. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг. - Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им. Н.К. Крупской, 2009. -186 с.
4. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М: Высшая школа, 1974. - 384 с.
5. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. - 1994. -№ 2. - С. 45-50.
6. Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в учении В.В. Давыдова о развивающем образовании // Развивающее образование. - Т. 1. -М.: АПК и ПРО, 2002. - С. 196-206. ■