УДК 37.017.92
Т. Ю. Коровина, О. Ю. Павлова РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ключевые слова: социальный интеллект, социальная работа, профессионально-важные качества, модульная структура учебной дисциплины. social intelligence, social work, vocational
and essential quality, modular structure of discipline
В статье рассматриваются теоретические и методические подходы к формированию социального интеллекта у будущих специалистов социальной работы. Определяется структура социального интеллекта. Представлена модель учебно-воспитательного процесса по формированию важного профессионального качества будущих работников социальной сферы
The note of an article. The article deals with theoretical and methodological approaches to the formation of social intelligence in future social work professionals. The structure of social intelligence. Presents a model of the educational process for the formation of core competencies for future social workers.
Социальная работа является одним из видов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Заключается она, прежде всего, в том, что ее объектом и субъектом являются люди, а главным средством и целью является взаимодействие. Результатом такого взаимодействия становится обеспечение социального функционирования и совершенствования человека и, следовательно, всего общества. Это требует от специалиста социальной работы особых навыков и соблюдения правил общения с клиентом, что, в свою очередь, предполагает наличие высокого уровня развития социального интеллекта.
Большинство исследователей трактуют социальный интеллект как способность правильно распознавать социальный контекст ситуации, ориентироваться в ней, правильно интерпретировать особенности поведения и личности людей. От степени развития данной способности во многом зависит эффективность социальной деятельности.
Следовательно, подготовка, направленная на формирование и развитие социального интеллекта, должна стать одной из значимых составляющих содержания обучения будущих специалистов социальной работы.
Изучением социального интеллекта занимались известные зарубежные ученые: Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Дж. Гилфорд, М. Салливен, Д. Китинг, М. Форд, М. Тисак и др. В отечественной науке существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили Н. А. Аминов, Г.П. Геранюшкина, Ю.Н. Емельянов, М.Л. Кубышкина, Е.С. Михайлова, Н.Л. Смирнова, А.Л. Южанинова и другие.
В основе деятельности специалиста социальной работы лежит общение с клиентом в его индивидуально-личностном выражении. Специалист социальной работы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. Такая деятельность предполагает владение коммуникативной техникой общения, наличие которой является важным признаком профессиональной пригодности специалиста социальной работы. Характеристики, составляющие профессиональный портрет специали-
ста социальной работы с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой специалиста социальной работы1.
Специалист социальной работы в процессе реализации своей профессиональной деятельности должен помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях. Профессиональное общение выступает важным инструментом в этом процессе. Причем неважно, в какой профессиональной роли выступает специалист социальной работы: большую часть своего рабочего времени он общается непосредственно с клиентом (группой клиентов), обратившимся к нему за помощью. К тому же, решение многих проблем в практике социальной работы требует, прежде всего, информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Это во многом определяет усиление роли в установлении межличностных контактов, в работе, в достижении успеха при развитии социального интеллекта человека. Таким образом, становится очевидной важность рассмотрения такого профессионально-важного качества специалиста социальной работы как социальный интеллект.
Теоретический анализ проблемы социального интеллекта показывавет, что социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей)2. К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.
Мы полагаем, что социальный интеллект нельзя сводить к совокупности знаний и выработанных умений, т.к. он представляет собой новое качество, продукт формирования и личностного роста, выработанные в результате развития. В этом мы видим отличие социального интеллекта от коммуникативной компетентности. Повышение коммуникативной компетентности не обязательно ведет к росту социального интеллекта.
Человек в процессе жизнедеятельности постоянно соотносит социальные условия и свои цели, стремится выбирать наиболее адекватные механизмы адаптации. В условиях, когда способы адекватного взаимодействия со средой уже отработаны и неэффективны при достижению цели, создается возможность для зарождения творческого момента, который позволит человеку сформировать свой индивидуальный способ успешного осуществления деятельности. Здесь можно проследить аналогию с ассимиляцией и аккомодацией по Ж. Пиаже. Активная адаптация в этом смысле - всегда творческая форма взаимодействия с окружающей действительностью.
Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда (1950-1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики. Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты.
1 Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛА-ДОС,2000. - 432с.
2 Баширов, А.Ф., Социальный интеллект как фактор успешной профессиональной деятельности военного психолога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 05. / А.Ф. Баширов. - М., 2006.
Дж. Гилфорд выделил одну операцию - познание - и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов3:
1. Познание элементов поведения - способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.
2. Познание классов поведения - способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
3. Познание отношений поведения - способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
4. Познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
5. Познание преобразований поведения - способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
6. Познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
В отечественной социальной психологии впервые к этой проблеме обратился Ю.Н. Емельянов. Он относит социальный интеллект к сфере возможностей субъект- субъектного познания. Он определяет его как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные со-бытия4.
Формированию социального интеллекта способствует наличие сенситивности -особой, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию - способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь символическими средствами респонсивности (вербальным выражением чувств и т. п.).
В эмпатической способности лежат источники морального развития индивида, которое до определенного уровня протекает параллельно с когнитивным развитием. Социальный интеллект, имея общую структурную базу и с когнитивным развитием, и с эмоциональными основами нравственности, в то же время, представляет собой относительно независимое праксеологическое образование - то, что нестрого можно определить как «дальновидность в межличностных отношениях (Э. Торндайк) или «практически-психологический ум» (Л. И. Уманский).
Рассматривая интеллект как индивидуально-личностное свойство человека, мы отмечаем, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, реф-лексивно-коррекционную5.
Используя разработки по структуре социального интеллекта А.Ф. Баширова и Ю.Н. Емельянова, мы предложили свой вариант структуры данного личностного образования.
3 Люсин, Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В.Люсин, Д.В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
4 Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. -Л., 1985. - 146с.
5 Баширов, А.Ф. Социальный интеллект как фактор успешной профессиональной деятельности военного психолога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 05. / А.Ф. Баширов. - Москва, 2006.
Выработанная структура имеет трёх-компонентный состав и включает когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты, что делает её универсальной, оптимальной и замеряемой (табл. 1.).
Таблица 1 - Структура социального интеллекта
Компоненты Состав компонента Показатели
Когнитивный Социальное мышление Определение чувств.
Определение настроения.
Рефлексия поступков других людей.
Социальная перцепция Умение слушать собеседника.
Умение перерабатывать информацию, необходимую для прогнозирования результатов деятельности.
Умение понимать язык жестов.
Эмоциональный Социальная чувствительность Сензитивность.
Эмпатия.
Способность к саморегуляции Самоконтроль.
Эмоциональная устойчивость.
Коммуникативно-организационный Социальная адаптивность Умение объяснять и убеждать других.
Открытость в отношениях с окружающими.
Социальное взаимодействие Способность и готовность работать совместно.
Способность к коллективному взаимодействию.
Мы полагаем, что целенаправленный процесс развития социального интеллекта у будущего специалиста социальной работы необходимо организовывать с помощью специальной дисциплины. В процессе исследования мы разработали и экспериментально проверили эффективность новой учебной дисциплины «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития». Данная дисциплина органично связана как с дисциплинами общепрофессионального цикла, так и со специальными дисциплинами и с производственной практикой. При этом под целенаправленностью процесса формирования умений понимается:
- подчиненность процесса обучения студентов цели формирования и развития социального интеллекта;
- поэтапность развития социального интеллекта;
- развитие социального интеллекта как целостной системы во взаимосвязи всех его компонентов.
Проектирование данной дисциплины предполагало:
- определение целей обучения
- конструирование содержания обучения;
- поиск оптимальных форм, средств и методов обучения, адекватных поставленным задачам;
- разработка объективной модели оценки результатов обучения.
В соответствии с представленным алгоритмом мы определили цели и задачи обучения дисциплине «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития».
В наиболее общем виде основная цель обучения новой дисциплины: системная подготовка, способствующая развитию социального интеллекта у будущих специалистов социальной работы.
Исходя из места в учебном процессе и основных принципов отбора и структурирования содержания, нами разработана модульная структура дисциплины «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития» (рис.1).
Рис. 1 - Модульная структура дисциплины «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития»
Структура дисциплины, как обучающего модуля, представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков:
- блок «вход», функциями которого являются: подготовка студентов к работе с содержанием обучающего модуля; обеспечение их вхождения в учебную деятельность; актуализация тех знаний и способов действий, которые являются опорой для учебной деятельности;
- теоретический блок осуществляет непосредственное знакомство с объектом будущей профессиональной деятельности; здесь происходит восприятие и усвоение учебного материала;
- блок «генерализации» создает установку для обобщения знаний и способов действий (умений и навыков);
- блок «выход» реализует контроль уровня сформированности знаний, включает все его виды (текущий, рубежный, итоговый).
Блоки взаимосвязаны между собой, что обусловлено необходимостью возврата к ранее пройденным этапам процесса обучения для повторной проработки. Последнее позволяет индивидуализировать обучение. Такая композиция модуля опирается на концентрацию - сжатие и тщательный отбор материала, представляемого как бы в различных измерениях учебного процесса. Подобный подход в построении материала дисциплины «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития» рассчитан на комплексное представление его содержания с возможностями развертывания, углубления, освещения в различных проекциях содержания каждой из тем дисциплины.
При проектировании новой учебной дисциплины содержание строится как цепь последовательных познавательных задач, в своей совокупности исчерпывающим образом реализующих педагогические цели. Любая выдвигаемая задача противоречива по своей природе. Она синтезирует достигнутое и ориентирует на овладение еще непознанным, на формирование новых способов деятельности, новых мысленных и практических операций и приемов. Задача поэтому всегда содержит определенную познавательную трудность.
Осознание этой трудности студентами при условии понимания значимости изучаемого и подготовленности к работе (наличие базовых знаний и умений), вызывает интерес, познавательную активность, результатом чего являются новые знания, способы деятельности, новый уровень их сформированности.
Содержание дисциплины построено на основе современной концепции преподавания психолого-педагогических дисциплин и опирается на требования Государственного стандарта к уровню подготовленности будущих специалистов социальной работы.
Для реализации программы дисциплины на практике в образовательном процессе используется комплекс методик. Учитывая цель и задачи, поставленные нами при педагогическом проектировании содержания дисциплины, целесообразным и логичным был выбор нами, в качестве формы обучения, практических занятий и тренингов. Они позволяют имитировать реальные условия работы будущего специалиста, способствуют индивидуализации, дифференциации обучения, креативному уровню освоения студентами изучаемого материала, овладению ими определенным социальным опытом, их заинтересованности педагогической ситуацией. Таким образом, именно практические занятия и тренинги в наибольшей степени призваны содействовать формированию умений и выработке навыков профессиональной деятельности.
© Т. Ю. Коровина - канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, [email protected]; О. Ю. Павлова - соиск. той же кафедры, [email protected].