Т. А. Жарова
О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Ключевые слова: профессиональная культура, модель развития профессиональной культуры, педагогические условия, учебно-методический комплекс.
В данной работе раскрыты цели развития профессиональной культуры курсантов - будущих инженеров военных специальностей, направленные на воспитание идеального образа военного профессионала. Выявлены и систематизированы подходы к эффективному формированию различных уровней профессиональной культуры, характеризующие качество
профессиональной компетенции курсантов. Определена роль
общепрофессиональных дисциплин и компетентностного подхода в развитии профессиональной культуры.
Key words: professional culture, model of professional culture development, pedagogical
conditions, teaching complex.
This article is devoted to the goals of cadets ’ professional culture development. These goals result in military specialist’s ideal image development. Approaches to the effective formation of professional culture different levels are distinguished and systematized. These levels describe professional competence of cadets - future military engineers. The role of professional subjects and competence approach in the development of cadets’ high professional culture is determined.
В данной работе раскрыты цели развития профессиональной культуры курсантов-будущих инженеров военных специальностей, направленные на воспитание идеального образа военного профессионала. Выявлены и систематизированы подходы к эффективному формированию различных уровней профессиональной культуры, характеризующие качество профессиональной компетенции курсантов. Определена роль общепрофессиональных дисциплин и компетентностного подхода в развитии профессиональной культуры курсантов - будущих инженеров военных специальностей.
Качественным показателем, характеризующим эффективность человеческой деятельности, выступала в прошлом и выступает в настоящее время культура человека. «Культура, в конечном счете - цель, а не средство, не условие, не благоприятствующая среда. Однако культура - такая цель, которая сама является и средством к достижению своих вершин», - подчеркивал академик Д.С.Лихачев [1].
В учебной деятельности курсантов - будущих инженеров военных специальностей таким показателем может быть профессиональная культура, которая выступает мощным средством достижения высокой результативности профессиональной деятельности и самосовершенствования.
В современных условиях радикальной реформы вооруженных сил, общая направленность которых, по мнению министра обороны РФ, - создание профессиональной армии постоянной боевой готовности, осуществляется и реформа военного образования,
которая направлена на подготовку кадров, обладающих профессиональными компетенциями, творческим мышлением и инициативностью, что позволит обеспечить качество военного образования, адекватное требованиям XXI века.
Именно высокое качество образования призвано обеспечить его престижность и привлекательность, эффективное выполнение военнослужащими должностных обязанностей и перспективу их служебного роста. Для этого, в первую очередь, необходимо существенно обновить содержание, организацию и методику обучения курсантов - будущих инженеров военных специальностей.
В последние годы формирование профессиональной культуры рассматривается через призму компетентностного подхода. Компетентностный подход предполагает развитие способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представление о последствиях своей деятельности, а так же нести за них ответственность. Это ориентирует образовательный процесс на конечный результат обучения, для чего в учебные программы изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры того, что выпускник будет знать и уметь «на выходе».
В данной работе мы сделали акцент на реализацию стратегических, тактических и оперативных целей обучения и воспитания курсантов - будущих инженеров военных специальностей, обладающих высокой профессиональной культурой. Определенные нами цели развития профессиональной культуры являются концептуальной моделью будущих результатов обучения. Мы выделили следующие цели:
1. Стратегическая цель, определяющая долгосрочный желаемый результат, в нашем случае близка к «идеалу», то есть заключается в определении приоритетов развития профессиональной культуры. Такой целью в отношении курсантов - будущих инженеров военных специальностей является обучение и воспитание не эгоистического потребителя, а личности, свободно и полноценно определяющей своё развитие в целом, и ценностные ориентиры, нашедшие отражение в его индивидуальном профессиональном становлении.
Конечная цель высшего военно-технического образования и стратегические цели развития профессиональной культуры направлены на воспитание идеального образа военного профессионала (в основных чертах совпадающего с «идеалом русского офицера»), стремящегося осознать себя в культурно-историческом, непрерывном потоке времени. Можно сказать, что стратегическая цель развития индивидуальной профессиональной культуры в процессе обучения в вузе носит предвосхищающий, гипотетический характер ещё не полученного результата.
2. Тактическая цель определяет промежуточный желаемый результат, достижимый в обозримом будущем. Тактические цели мы видим в самоопределении и саморазвитии курсантов на материале научно-технических дисциплин. Суть данной концепции можно определить как развитие творческой личности курсанта военно-технического вуза на основе полноценного владения базовыми умениями и навыками и культурного (профессионального и жизненного) самоопределения.
3. Оперативные цели обучения обеспечивают знание основ учебнопрофессиональной теории и соответствуют государственному образовательному стандарту.
На основании проведенного нами сравнительного анализа научной литературы по профессиональной культуре и собственного опыта, мы считаем, что сущность и структура процесса формирования и развития профессиональной культуры курсантов-будущих военных инженеров может быть рассмотрена с позиции интеграции нескольких психолого-педагогических подходов: компетентностного, личностного,
коммуникативного, системно- деятельностного и культурологического. В основе
предпринятого педагогического исследования, в силу специфики экспериментальной базы, в качестве основы нами выбрано развитие профессиональной культуры курсантов-будущих инженеров военных специальностей в процессе обучения в вузе общепрофессиональным дисциплинам (на примере изучения дисциплины «Электротехника и Электроника»). В настоящее время, на наш взгляд, критерий профессионализма и компетенции должен быть дополнен пониманием того, что человек обладает знаниями не ради кого-то, а, в первую очередь, ради самого себя. Следовательно, образование включает в себя не только знание, но и внутреннее изменение человека.
В связи с этим представляется очень важным формировать профессиональное самосознание курсантов, что позволит будущему инженеру военных специальностей сознательно и самостоятельно оценивать свой профессионально-культурный уровень. К основным подструктурным элементам профессионального самосознания следует отнести:
• когнитивную подструктуру («Я-понимание»), которая предполагает осознание будущих инженеров военных специальностей себя в военно-профессиональной деятельности, в моделях военного корпоративно-профессионального общения, в своих профессионально важных качествах. Когнитивная подструктура профессионального самосознания выявляется в процессе самонаблюдения, самовосприятия по результатам самоанализа, самооценки. Это обеспечивает потребность в саморегуляции и саморазвитии.
• рефлексивную подструктуру («Я-отношение»), которая связана с эмоциональноценностной сферой профессионального самосознания будущих инженеров военных специальностей относительно знания о себе как о военном специалисте (самоуважение, самоинтерес, самоактуализация). Это знание может проявляться в стремлении завоевать уважение в профессиональной среде, уровне профессиональных притязаний, самолюбии, удовлетворенности военной профессией, профессиональной гордости, профессиональной самоидентификации и других элементах самоанализа.
• поведенческую подструктуру («Я-поведение»), которая определяется моделями профессиональной самореализации курсантов, стилем профессионального поведения, уровнем конфликтности, умением сознательно регулировать свои действия в различных ситуациях профессионального выбора через сдержанность, самоконтроль, самообладание и др.
Наряду с профессиональным самообразованием, на которое преподаватели должны ориентировать курсантов - будущих инженеров военных специальностей, не менее важным является профессиональное самовоспитание.
Профессиональное самовоспитание играет важную роль в выработке у будущих инженеров военных специальностей профессионального поведения. «Независимость профессионала обеспечивается работой над собой, - отмечает В.А.Пономаренко, -самовоспитанием, переходом от сознания к самосознанию, от навыков - к формированию психических качеств, то есть тех способностей, которые переводят знания в действие, а поведение - в поступки» [2].
Целенаправленное изучение опыта профессионального воспитания учащихся различных вузов, а также проведенный нами научно-педагогический анализ специальной литературы показали, что психолого-педагогическая схема профессионального самовоспитания инженеров военных специальностей включает в себя: а) структурные компоненты (психофизиологический, мотивационный, эмоционально-волевой и социально-правовой) и б) функциональные элементы (гностический, диагностический, коммуникативный, конструктивный, прогностический и регулятивный).
Психолого-педагогический механизм процесса эффективного формирования профессиональной культуры курсантов должен включать в себя, по нашему мнению, три взаимосвязанных этапа:
1-й этап (подготовительный) включающий мотивационную и ориентировочную стадии. Мотивация изучения общепрофессиональных дисциплин курсантами военнотехнического вуза должна базироваться на познавательном интересе, который может активизироваться с помощью методик проблемно-деятельностного обучения. Ориентировочная стадия включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление алгоритмов основы будущего действия. Главным результатом работы на данном этапе является осознание важности со стороны курсанта формирования высокоуровневой профессиональной культуры в процессе изучения дисциплины «Электротехника и Электроника».
2-й этап (становление) предполагает стадию усвоения и стадию закрепления в сознании курсанта профессионально-значимых, коммуникативных знаний умений и навыков.
3-й этап (саморазвитие) основан на постоянно актуализирующемся требовании профессионального развития - проявлять будущему офицеру самостоятельность, инициативу и творчество при выработке и принятии решений. Умение самостоятельно мыслить и действовать совершенствуется в процессе самостоятельной деятельности курсанта, связанной с профессиональным самообразованием.
Разработанная нами модель развития профессиональной культуры курсантов-будущих инженеров военных специальностей в процессе изучения дисциплины «Электротехника и Электроника» представляет собой целостный комплекс, основанный на согласовании ведущих компонентов системы: целевого, включающего разработку
требований к курсантам на каждом этапе формирования профессиональной культуры в условиях личностно-ориентированного образования; содержательного, основанного на выявлении необходимого объема теоретических и практических знаний, раскрывающих понятие «профессиональная культура» в системе изучения курсантами дисциплины «Электротехника и Электроника»; технологического, определяющего технологическое обеспечение данного процесса, принципы, методы, формы, средства реализации учебновоспитательного процесса в вузе; диагностического, основанного на конструировании диагностических процедур; оценочно-результативного, направленного на выявление результатов, свидетельствующих об уровне сформированной профессиональной культуры у будущих офицеров в системе обучения электротехнике и электронике.
Важным компонентом педагогической системы развития профессиональной культуры курсантов - будущих инженеров военных специальностей является технологическая подсистема.
В рамках создания педагогической системы развития высокоуровневой профессиональной культуры курсантов - будущих инженеров военных специальностей и разработки технологии ее реализации, была создана авторская программа обучения по дисциплине «Электротехника и Электроника», которая может рассматриваться как программа опытного обучения, так как в ней обозначены методические средства и пути достижения намеченной цели. Опытная программа нацелена на освоение, создание приоритетных для исследуемой специальности информационных технологий. Авторский учебно-методический комплекс для проведения занятий по общеопрофессиональной дисциплине «Электротехника и электроника» ориентирован на развитие профессиональной культуры курсантов - будущих инженеров военных специальностей; он
способствует расширению методического арсенала преподавателя вуза и обеспечивает самодиагностику результатов учебной деятельности курсанта. Наш опыт позволил создать комплексную методику по дисциплине «Электротехника и электроника», выстроенную исходя из специфики контингента обучаемых-курсанты военно-технического вуза. Учебно-методический комплекс содержит учебные пособия, электронные образовательные ресурсы, построенные с использованием мультимедийных технологий и возможностей интегрированного пакета Microsoft Office, а также методики выполнения расчетнографических работ с использованием компьютерной системы для решения технических задач Mathcad.
Цели развития индивидуальной профессиональной культуры в своей совокупности отразили требования, предъявляемые к военному специалисту завтрашнего дня: от профессиональной компетенции и потребности в самообразовании до необходимого современному военнослужащему нестандартного (нешаблонного) мышления.
В результате проведенного анализ педагогической деятельности преподавателей вузов по развитию профессиональной культуры курсантов-будущих инженеров военных специальностей получено, что совершенствование педагогической деятельности преподавателей общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин при реализации профессионально-культурных аспектов обучения курсантов напрямую зависит от уровня компетентности и квалификации преподавателя, его методической и технологической культуры, от стремления преподавателей к самосовершенствованию.
В заключении следует отметить, что системность и целостность в содержании процесса развития профессиональной культуры курсантов - будущих инженеров военных специальностей в процессе обучения, например, общепрофессиональным дисциплинам обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: доминированием познавательной активности как определяющего фактора в мотивационной структуре личности курсанта и мотивацией на развитие профессиональных качеств; обменом опытом педагогической деятельности преподавателей кафедр естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического циклов и специальных военных дисциплин по развитию творческих способностей курсантов в рамках развития профессиональной культуры; применением в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам компьютерных технологий и специально разработанных заданий, моделированием ситуаций творческого самосовершенствования курсантов будущих инженеров военных специальностей; повышением ответственности преподавателей за качество педагогической деятельности; личностно-ориентированным педагогическим общением, направленным на развитие профессионального саморазвития будущих инженеров военных специальностей с ориентацией на самокоррекцию профессионального самосовершенствования.
Литература
1. Лихачев, Д.С. Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. - Л.: Сов. писатель, 1989.
2. Пономаренко, В. А. Психология жизни и труда летчика. - М.: Воениздат, 1992 .
© Т. А. Жарова - ст. преподаватель Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института), [email protected].