профессионального обучения, позволило установить учебного процесса курсантов состоит из ряда дисци- е
следующее. плин, и здесь особое место должно отводиться спор- н
Учебная деятельность курсантов образователь- тивно-прикладной деятельности, способствующей ^
ных организаций МВД России представляет собой формированию и совершенствованию надёжных О
отдельную систему, имеющую собственную струк- умений и навыков для применения основных боевых К
туру и содержание. В то же время она является ор- приёмов борьбы в условиях полного сопротивления П
ганичной частью профессиональной деятельности сторон, что в большей степени моделирует экстре- Т
го
специалистов, поступивших на службу в правоохра- мальные условия оперативно-служебной и служеб- б
нительные органы страны. В свою очередь, система но-боевой деятельности сотрудников полиции. р
СО
о
Список литературы °
1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011. - № 25. н
2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел g Российской Федерации : проект приказа МВД России (подготовлен МВД России 17.08.2016) [Электронный рз ресурс] // СПС «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56580445/ (дата обращения: Т 19.01.2017). а
3. Ашкинази, С. М. Климов, К. В. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств : учеб.-метод. пособие. - СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 80 с.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная ^ лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999 - 538 с. о
5. Кузнецова, А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике : монография. U - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с. £
6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с. (
7. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с. 7
8. Торопов, В. А., Ушенин, А. И., Хыбыртов, Р. Б. Рукопашный бой, или Боевые приемы борьбы в теории 2 и практике физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: мат-лы междун. науч.-практ. конф. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2014. - С. 201-205.
9. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.
10. Физическая подготовка: учебник / под ред. В.А. Торопова, А.И. Ушенина, М.Л. Куликова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 300 с.
11. Чехранов, Ю. В. О методологии физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 236-239.
12. Чехранов, Ю. В., Дементьев В. Л. Приёмы борьбы как спортивный компонент физической подготовки курсантов вузов МВД России : учебно-методическое пособие. - М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2015. - 70 с.
© Науменко С. В., Торопов В. А., Чехранов Ю. В., 2018
УДК 378
А. А. Попов, А. А. Рожков, Н. В. Железкин
ПОПОВ, Антон Александрович, заместитель начальника кафедры огневой подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д.1; тел. 89213650116; E-mail: antonpopov71@mail.ru.
POPOV, Anton Alexandrovich, Deputy chief of the Department fire training Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89213650116. E-mail: antonpopov71@mail.ru.
РОЖКОВ, Антон Алексеевич, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел: 89218646030. Email: anrozkov@mail.ru.
ROZHKOV, Anton Alexeyevich, Associate Professor of the Department of Education and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, lieutenant colonel of the police. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel. 89218646030. E-mail: anrozkov@mail.ru.
-ч ЖЕЛЕЗКИН, Николай Владимирович, заместитель начальника отдела - начальник отделения отдела ка-^ дров управления по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Рос-^ сия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел: 89119103699. Email: nicopos@inbox.ru.
^ ZHELEZKIN, Nikolay Vladimirovich, deputy head of the department - head of the personnel department § department of the department for work with the personnel of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal о Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 89119103699. Email: nicopos@ ^ inbox.ru.
§ Особенности формирования готовности сотрудников полиции
<3 к пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия
(D
у
о Features of formation of readiness of police officers to suppress unlawful actions with the use of firearms
<D «
s
и
^
S
s
о u
a
H
<D
С
Статья посвящена проблеме формирования готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия. В статье представлены результаты статистического и научного анализа практики применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия. В целях совершенствования процесса огневой подготовки авторы разработали структурную модель готовности сотрудников ^ полиции к пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия и предложили & практические рекомендации по формированию ее основных элементов. Ими перечислены частные методики обучения технике производства точного выстрела, методики обучения умелым действиям при обращении с g оружием и тактике ведения огня, которые ранее были разработаны другими автрами и используются в си-§ стеме МВД России. В статье авторы также описывают основное содержание авторской частной методики об-^ учения сотрудников полиции юридическому анализу ситуаций, связанных с пресечением противоправных § действий в условиях необходимости применения ими огнестрельного оружия.
о Ключевые слова: огневая подготовка, применение огнестрельного оружия, модельные характеристики W огневой подготовленности, обучение стрельбе, частные методики огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, общая методика огневой подготовки.
The article is devoted to the problem of forming the readiness of police officers to suppress unlawful actions with the use of firearms. The article presents the results of statistical and scientific analysis of the practice of using firearms by police officers. In order to improve the process of fire training, the authors developed a structural model of the willingness of police officers to curb illegal actions involving the use of firearms and offered practical recommendations on the formation of its basic elements. They listed private methods of teaching the technique of producing an accurate shot, methods of training skillful actions in dealing with weapons and tactics of fire, which were previously developed by other authors and used in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the article the authors also describe the main content of the author's private methodology for training police officers in the legal analysis of situations related to the suppression of unlawful actions in the context of the need to use firearms.
Keywords: fire training, use of firearms, model characteristics of fire preparedness, training in shooting, private methods of fire training for internal affairs officers, general fire training methodology.
Для выполнения возложенных на сотрудников полиции обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» наделил их правом применять различные меры административного принуждения к пр ав онарушителям.
Особый интерес для нас представляет право применения огнестрельного оружия. С одной стороны, данное право является действенным средством защиты прав и законных интересов граждан и сотрудников полиции, с другой, сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни.
Анализ практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции показал, что данное право применяется достаточно редко и только в ис-
ключительных случаях. Данные, используемые для анализа, представлены в табл. 1.
Результаты проведенного нами анкетирования сотрудников полиции подтвердили нашу гипотезу о том, что частота применения огнестрельного оружия в современных условиях определяется не только необходимостью его применения в конкретных ситуациях служебной деятельности, но и неуверенностью сотрудников в подтверждении правомерности их действий контролирующими институтами. В процессе бесед было установлено, что ситуаций необходимости применения огнестрельного оружия в практической деятельности возникает больше, чем это отражено в статистике. В то же время респонденты сообщили, что в ситуациях служебной необходимости применения огнестрельного оружия их не останавливает вероятность причинения вреда жизни и здоровью правонарушителя, т.к. применение этого 174 -
Таблица 1
Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основании статистического отчета «Выстрел»
№ п/п Календарный год Количество случаев применения огнестрельного оружия Цель применения огнестрельного оружия
Для остановки транспортного средства Для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции Для производства предупредительного выстрела Для пресечения вооружённого сопротивления или нападения
1 2015 31 20 (65%) 3 (7%) 7 (25%) 1 (3%)
2 2016 34 19 (57%) 1 (3%) 12 (33%) 2 (6%)
3 2017 27 19 (70%) 1 (1%) 6 (26%) 1 (3%)
средства является вынужденным и направлено на защиту прав и законных интересов человека и гражданина. Таким образом, обучение сотрудников полиции применению огнестрельного оружия должно включать изучение правовых оснований и порядка его применения, а также документальное оформление применения оружия. Грамотно и полно изложенный в рапорте сотрудника порядок действий до применения, в момент и после применения оружия позволяет избежать возникновения различных версий произошедших событий и неверных интерпретаций ситуации.
Анализ научных работ, посвящённых изучению практических ситуаций применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия (И.А. Калиниченко, А.С. Калинников, В.Л. Кубышко, Т.С. Купавцев, В.Г. Лупырь, Д.Г. Морев, С.В. Науменко, А.Н. Садков, В.А. Торопов, А.И. Ушаков, Е.В. Флусов, А.И. Щипин), позволил установить, что огневой контакт с правонарушителем имеет следующие особенности: чаще огонь ведется на коротком расстоянии до 10 метров, выделяется высокий темп стрельбы между противоборствующими сторонами, отсутствует время на прицеливание, необходимо совмещать стрельбу с уходом с линии встречного огня. Таким образом, обучение сотрудников полиции тактике применении огнестрельного оружия должно включать в себя формирование навыка эффективного ведения огня преимущественно на коротких дистанциях; в ограниченное время, что предполагает быстрое прицеливание, производство выстрела на опережение (стрельба «навскидку») или без прицеливания (интуитивная стрельба); с места (в т.ч. после передвижения) и в движении (в т.ч. из автомобиля), с быстрым уходом с линии встречного огня; по неподвижной, движущейся, одиночной
или групповой цели; с разнообразными изготовками («стоя», «с колена», «лёжа»), в условиях ограничения видимости; в условиях воздействия разнообразных сбивающих факторов; со сменой магазина, при возникновении задержек при стрельбе.
Анализ научных работ, направленных на совершенствование процесса обучения технике стрельбы из огнестрельного оружия (А.И. Агошков, В.Н. Ви-тольник, С.Г. Горбенков, Н.В. Ковшов, О.О. Осипов, В.П. Полянский, А.А. Саутин, И.В. Ураков, Е.В. Ше-стопалова, А.И. Щипин), показал, что в настоящее время имеется широкий арсенал методик и технических средств обучения точности производства выстрела. В данных работах также отмечается, что точность стрельбы связана как с физическими процессами (мышечной и двигательной памятью), так и с психическими (вниманием, мышлением, эмоциями, волей). Поэтому большую озабоченность вызывает не формирование умения производства точного выстрела, а неустойчивость точности стрельбы во времени у значительной части обучающихся.
Проведённый нами комплексный анализ научных работ, направленных на совершенствование огневой подготовки в системе МВД России, показал, что в современных условиях сохраняется необходимость в совершенствовании модельных характеристик огневой подготовленности сотрудников полиции.
В целях выделения и описания модельных характеристик огневой подготовленности сотрудников нами были изучены нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, огневую подготовку и содержание рабочих программ учебной дисциплины «Огневая подготовка» в образовательных организациях МВД России.
о <м
£ «
«
о о
о рц
О н
<и
ё о а
<и «
«
н
^
8 э
о и
а &
а
<и н <и
И «
н
н о
<и
т
В соответствии с данными документами важными задачами огневой подготовки является формирование у сотрудников органов внутренних дел необходимых умений и навыков правомерного применения оружия, ведения огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы, умелых действий с оружием во время стрельбы. Процесс огневой подготовки включает в себя теоретический и практический разделы. Теоретический раздел направлен на овладение обучающимися знаниями материальной части оружия и его тактико-технических характеристик; правил стрельбы, порядка и условий выполнения упражнений по стрельбе; задержек при стрельбе и способов их устранения, мер безопасности при обращении с оружием, правовых основ применения оружия и обеспечения личной безопасности. Практический раздел направлен на формирование у обучающихся навыков владения оружием и обучению тактики его применения. Практический раздел включает практические тренировки, в ходе которых отрабатываются нормативы по огневой подготовке, представляющие собой отдельные элементы производства выстрела, а также практические стрельбы, в ходе которых отрабатываются упражнения по производству выстрела из огнестрельного оружия в различных тактических ситуациях. Практические стрельбы являются основной формой поддержания и совершенствования навыков владения оружием.
Учитывая положения нормативных правовых актов, регламентирующих огневую подготовку в органах внутренних дел, и современные научные достижения, мы выделили структурную модель готовности сотрудника к пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия. Данная модель включает в себя следующие элементы:
- умение юридически грамотно анализировать ситуации, связанные с пресечением противоправных действий, и не допускать при этом ошибок в оценивании (правовой компонент);
- быстроту принятия решения на применение огнестрельного оружия и реализацию принятого решения - производство выстрела (психологический компонент);
- уверенность сотрудника в правильности юридического анализа ситуации и принятого решения на применение огнестрельного оружия (психологический компонент);
- быстроту обнаружения цели и определение исходных установок для стрельбы (тактический компонент);
- точность производства выстрела (технический компонент);
- умелые действия с оружием во время стрельбы (технический компонент);
- умение юридически грамотно аргументировать принятое решение и выполненные действия (правовой компонент).
Считаем важным отметить, что все элементы данной модели образуют собой единую систему.
Элементы такой системы имеют связи, изначально определяющиеся последовательностью операций, составляющих деятельность по пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия. Связи между элементами такой системы являются стабильными в одних условиях и могут существенно изменяться в других. Они могут нарушаться в конкретных условиях служебной деятельности и выступать с других сочетаниях, образовывая новые своеобразные комплексы связей. Таким образом, каждый из элементов может стать ведущим и определять эффективность действий сотрудника с оружием. Поэтому элементы представленной модели огневой подготовленности сотрудника должны быть сформированы до уровня навыка на этапе профессиональной подготовки.
Решение данной задачи является сложным и предполагает интегрирование результатов технической, правовой, тактической и психологической подготовленности сотрудников к пресечению противоправных действий с применением огнестрельного оружия.
В целях её решения мы выделяем и предлагаем использовать зарекомендовавшие себя частные методики обучения технике производства точного выстрела, методики обучения умелым действиям при обращении с оружием и тактике ведения огня [9; 10; 13; 14, 15, 18].
Считаем важным использовать разработанную нами частную методику обучения юридическому анализу ситуаций, связанных с пресечением противоправных действий в условиях необходимости применения огнестрельного оружия, т.к. в этом направлении мы не обнаружили методик, заслуживающих пристального внимания. Методика основана на дея-тельностном подходе, разработанном в психологии А.Н Леонтьевым, и положениях теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Особенностью её содержания является то, что обучение юридическому анализу ситуаций осуществляется не через разучивание обучающимися положений ст. 23, ст. 24 Федерального закона «О полиции», регламентирующих основания и порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и последующее применение этих знаний в моделируемых ситуациях, а через применение разработанных авторами алгоритмов юридического анализа ситуаций при анализе подготовленных ситуационных задач. Применение данной методики предполагает проведение практических занятий в учебной аудитории и практических занятий в тире и на специализированном полигоне.
Задачей практических занятий в учебной аудитории является овладение обучающимися алгоритмами юридического анализа ситуаций, связанных с применением огнестрельного оружия.
В рамках практических занятий, проводимых в тире и на специализированном полигоне, предполагается моделирование следующих ситуаций: посягательство на гражданина, сопряжённое с насилием, опасным для его жизни или здоровья; попытки за-
владения огнестрельным оружием сотрудника полиции; попытки завладения транспортным средством полиции; освобождение заложников; задержание лица, застигнутого при совершении противоправного действия, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, и пытающегося скрыться; задержание лица, оказывающего вооружённое сопротивление; задержание лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нём оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; отражение группового нападения; отражение вооружённого нападения; нападение на сотрудника полиции женщины; нападение на сотрудника полиции несовершеннолетних; нападение на сотрудника полиции лиц с явными признаками инвалидности; совершение попытки гражданином приблизиться к сотруднику полиции с обнажённым огнестрельным оружием путём сокращения указанного им расстояния; стремление гражданина прикоснуться к огнестрельному оружию сотрудника полиции; пресечение побега из мест содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; пресечение побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осуждённых к лишению свободы; пресечение попытки насильственного освобождения из-под конвоя; отказ лица, управляющего транспортным средством, выполнить неоднократные требований сотрудника полиции остановиться и возникновение угрозы для жизни и здоровья граждан; нападение собаки на граждан; нападение собаки на сотрудника полиции; проникновение в жилые и иные помещения, предполагающее применение огнестрельного оружия в целях разрушения запирающих устройств; необходимость подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела.
Все выделенные нами частные методики и собственные научные разработки должны составить единую общую методику огневой подготовки, которая будет совершенствоваться со временем в связи с развитием науки и техники.
Список литературы
1. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 8 февраля. - № 25.
2. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179599/ (дата обращения: 20.01.2018).
3. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД РФ от 23 ноября 2017 г. № 880 [Электронный ресурс] // Сайт «Консультант Плюс».
- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292172/ (дата обращения: 20.01.2018).
4. Агошков, А. И. Педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Агошков Анатолий Иванович. - СПб., 2002. - 223 а
5. Витольник, В. Н. Огневая подготовка курсантов вузов МВД России на основе современных технических средств обучения : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Витольник Владимир Николаевич. - СПб., 2000. - 226 с
6. Горбенков, С. Г. Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Горбенков Сергей Григорьевич. - М., 1997. - 203 с.
7. Калиниченко, И. А. Методика обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Калиниченко Игорь Александрович.
- М., 2004. - 170 с.
8. Калинников, А. С. Методика обучения курсантов образовательных учреждений МВД России стрельбе из пистолета на коротких дистанциях : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Калинников Андрей Станиславович. - М., 2003. - 189 с.
9. Купавцев, Т. С., Моисеенко, А. А., Никифоров, П. В., Семёнов, В. В. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел : учебно-методическое пособие. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. - 342 с.
10. Лупырь, В. Г., Литвин, Д. В., Филиппов, О. Ю. Подготовка сотрудников полиции к действиям с табельным оружием при задержании лиц, совершивших преступления. - Омск: Омская академия МВД России, 2015. - 123 с
11. Михеев, П. П., Флусов, Е. В. Комплексное применение физических упражнений в огневой подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России : монография - Брянск: БФ ВИПК МВД России, 2015. - 147 с.
12. Науменко, С. В. Повышение качества огневой подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Науменко Станислав Васильевич. - СПб., 2008. - 183 с.
13. Огневая подготовка : учебник / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М.: ДГСК МВД России 2016. - 286 с.
14. Огневая подготовка : учебник / под общ. ред. Н.В. Румянцева - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 672 с.
15. Пенькова, И. В., Осипов, О. О., Выштикалюк, В. Ф., Пивоваров, Д. В. Основы методики проведения занятий по огневой подготовке : учебно-методическое пособие. - Омск: Омская академия МВД России, 2014.
- 56 с.
16. Полянский, В. П., Флусов, Е. В. Стрельба после физической нагрузки: разработка и научное обоснование упражнений для сотрудников ОВД // Современные технологии спорта высших достижений в профессио-
Р нальной подготовке сотрудников силовых ведомств : матер. междунар. науч. конгр. (Москва 2-4 февраля 2006
^ г.). - М.: ООО «Анита Пресс», 2006. - С. 250-263.
^ 17. Садков, А. Н. Стрелковая тренировка курсантов высших образовательных учреждений МВД России
к на основе моделирования условий и ситуаций оперативно-служебной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: к
У 13.00.04 / Садков Алексей Николаевич. - Волгоград, 2010. - 168 с.
(£ 18. Торопов, В. А. Учись владеть с пистолетом в реальных условиях : учебное пособие / под общ. ред. В.А.
Ч Щеголева. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. - 256 с.
^ 19. Ураков, И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных уч-
¡3 реждений МВД России (педагогический аспект) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ураков Игорь Владимиро-
н вич. - М., 2003. - 245 с. N
^ 20. Ушаков, А. И. Обучение курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ скоростной стрельбе из
« пистолета Макарова в условиях, приближенных к экстремальным ситуациям : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 к
^ / Ушаков Алексей Иванович. - Калининград, 1999. - 169 с.
2 21. Шестопалова, Е. В. Методика обучения стрельбе из пистолета Макарова, без ограничения времени на вы-
§ стрел с использованием тренажёра «СКАТТ» : учебно-методическое пособие. - М: МосУ МВД России, 2007. - 97 с.
и
а
^ © Попов А. А., Рожков А. А., Железкин Н. В., 2018
а
<и
^ УДК 159.9
£
А.А. Фомин, А.А. Дремлюга, В.А. Бугаев
® ФОМИН, Анатолий Анатольевич, профессор кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и тех-
Ö ники Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ, кандидат военных наук. И Контактный телефон: 8-9213072982. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Адрес электронной почты: fatzjes@yandex.ru (+ 7 (911) 8367843 Фомина Татьяна Фёдоровна - доцент кафедры юридической психологии (для связи).
FOMIN, Anatoly Anatolyevich, Professor of the Department of automobiles, armored weapons and equipment of the St. Petersburg Military Institute of the Russian National Guard, candidate of military sciences. Contact phone: 8-9213072982. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. E-mail: fatzjes@yandex. ru (+ 7 (911) 8367843 Fomina Tatyana Fyodorovna - Associate Professor of the Department of Legal Psychology (for communication).
ДРЕМЛЮГА, Алексей Анатольевич, начальник кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии РФ. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Контактный телефон: 8-9217536209.
DREMLYUGA, Alexei Anatolyevich, Head of the Department of automobiles, armored weapons and equipment of the St. Petersburg Military Institute of the Russian National Guard. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Contact phone: 8-9217536209.
БУГАЕВ, Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники Санкт-Петербургского военного института национальной гвардии РФ, Кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Контактный телефон: +7 911-093-68-93. Адрес электронной почты: E-mail: bugaev79@ bk.ru
BUGAEV, Vladimir Alexandrovich, Senior Lecturer of the Department of automobiles, armored weapons and equipment of the St. Petersburg Military Institute of the National Guard of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: +7 911-093-68-93. E-mail: bugaev79@bk.ru
О перспективах профилактики дорожно-транспортных происшествий, основанных на методах психологии и педагогики
On the prospects for the prevention of road traffic accidents based on methods of psychology and pedagogy
В настоящей статье раскрыты некоторые психолого-педагогические подходы, расширяющие систему мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в войсках Национальной гвардии (ВНГ) Россий-