ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ -
УДК 378.6 : 351.74 ББК 67.629 + 74
Солоницкая Эльвира Владимировна Solonitskaya Elvira Vladimirovna
доцент кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Associate Professor of the Department of Special Tactic Preparation, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law. Тел.: 8(863) 207-86-69.
Лапшин Игорь Ефимович Lapshin Igor Efimovich
доцент кафедры тактико-специальной подготовки Ростовского юридического института МВД России кандидат педагогических наук, доцент.
Associate Professor of the Department of Special Tactic Preparation, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Pedagogy, Associate Professor. Тел.: 8(863) 207-86-69.
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ МОДЕЛИ ПРАВОМЕРНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Formation of the model of lawful application of firearms among the students of educational organizations within the system of Russian Ministry of Internal Affairs
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в ходе подготовки обучающихся вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия при боевом контакте с преступником. В целях повышения эффективности применения оружия сотрудниками ОВД авторы предлагают использовать на занятиях по огневой подготовке когнитивные методы обучения, основанные на моделировании условий, максимально приближенных к реальным.
Ключевые слова: применение оружия, огневая подготовка, боевой контакт с преступником, психологическая подготовка.
This article deals with the problems of training and preparation for lawful application of firearms at fighting contact with the criminal. For increase of efficiency of a use of weapons by the staff of the Department of Internal Affairs authors suggest to use the cognitive methods of training based on modeling of the conditions as close as possible to real on classes in fire preparation.
Keywords: use of weapons, fire preparation, fighting contact with the criminal, psychological preparation.
Применение оружия сотрудниками полиции - крайняя мера защиты от противоправных деяний, посягающих на жизнь и здоровье граждан, а также важная составная часть служебной деятельности органов правопорядка. Сотрудник в ходе решения оперативно-служебных задач, должен не только защитить жизнь граждан, но и сохранить свою, а это возможно только если он уверенно владеет оружием. Количество преступлений, связанных с посягательством на жизнь граждан и сотрудников полиции, неуклонно растет. Современная преступность изменяется не только в сторону увеличения числа преступлений, но и становится более профес-
сиональной, агрессивной, технически высо-кооснащенной.
Так, в России в 2015 году с использованием оружия совершено 6,9 тыс. преступлений. Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (357), Свердловской области (298), г. Москве (266), Московской области (235), Краснодарском крае (231). Невысокие показатели отмечаются в Крымском федеральном округе - 64 преступления, в том числе г. Севастополе - 9 [1].
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности,
интересов общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года № 3 «О полиции» наделил сотрудников ОВД широкими правами по применению различных мер государственного принуждения [2].
Для успешного решения данных задач сотрудникам полиции необходимо иметь высокие моральные, физические и психологические качества. Главные их них - смелость, решительность, умение моментально распознавать опасность и реагировать на нее, не теряя самообладания, принимать верные решения.
Поэтому одной из важных задач огневой подготовки является формирование у сотрудников постоянной готовности к применению оружия, умение в сложной ситуации принимать правильные решения и добиваться превосходства над противником.
Однако имеют место случаи нерешительности и боязни сотрудника применить табельное оружие, что приводит к трагическим результатам. Причины могут быть разные, в том числе недостаточная огневая и физическая подготовка сотрудников, а также недооценка эффективности использования спецсредств и средств индивидуальной защиты.
Сегодня личному составу необходимо обладать комплексом различных качеств и большим объемом знаний, чтобы в совершенстве владеть огнестрельным оружием.
В нормативных документах МВД России, регламентирующих организацию и проведение огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, упражнения с оружием весьма традиционны и сводятся к выполнению монотонных и заученных команд в спокойных и стабильных условиях из статических положений.
Однако на практике применять оружие сотрудникам полиции приходится в разных условиях: в различное время суток, на открытом пространстве и в лесу, в населенных пунктах, на транспорте и в помещении, а также из любых положений. Но во всех случаях сотрудник обязан поразить цель с минимальным производством выстрелов. Хороших результатов можно достичь, если приемы действий с оружием отработаны до совершенства. Для этого необходимо уметь не только выполнять на «отлично» упражнения, предусмотренные норма-
тивными документами, но и владеть огромным спектром тактико-технических навыков.
Основной целью современной методики подготовки сотрудников полиции является обучение стрельбе всего личного состава, невзирая на индивидуальные особенности и способности.
Большинство курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, не имея практического опыта службы, недостаточно серьезно во время учебы относятся к огневой подготовке, имеют слабое представление о профессиональной значимости комплекса знаний, умений и навыков, который включает в себя понятие «владение оружием», не осознают тяжести последствий, которые могут возникнуть в связи с неумелым или неграмотным обращением с оружием.
У многих сотрудников ОВД в течение службы не возникает необходимости применения табельного огнестрельного оружия. Отсюда формируется мнение о том, что вряд ли ему лично придется применять оружие. Все это приводит к самоуспокоению и снижению понимания важности такой неотъемлемой части профессиональной подготовленности, как умение обращаться с оружием.
Кроме того, сотрудники опасаются обнажать оружие и тем более вести огонь из-за неизбежных впоследствии проблем: возможном увольнение и даже уголовном преследованием.
Каждый случай применения оружия сотрудниками полиции рассматривается не только в подразделении полиции, но и в прокуратуре на предмет правомерности действий. Поэтому часто сотрудники даже в случае необходимости применения оружия стараются этого избежать.
Исследования показывают, что в 100 % случаев применение оружия связано со скоростной стрельбой, которая определяется как производство прицельных выстрелов в крайне ограниченное время, со стрельбой навскидку - разновидностью скоростной стрельбы. В 60,8 °% случаев стрельба ведется с расстояния менее 10 м.
Таким образом, важным элементом обучения сотрудников стрельбе из огнестрельного оружия является тактико-техническая подготовка. Непосредственно тактику можно харак-
теризовать как способ рационально организовать свое поведение и действия в условиях изменяющейся внешней среды и стрессового состояния. Если говорить непосредственно о действиях, то здесь четко проявляется необходимость выполнить их правильно с точки зрения техники. Поскольку действие, совершенное технически неверно, приведет к низкой результативности выполняемого приема.
Как показывает практика, сотрудники ОВД применяют оружие в следующих случаях:
- отражение нападения (44,3 %);
- задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление (22,2 %);
- задержание лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться (12,9 %);
- пресечение попыток правонарушителей завладеть оружием сотрудника (12,4 %);
- защита граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья (5,7 %);
- пресечение побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, или отражение попытки освобождения таких лиц (0,5 %) [3].
Эти данные говорят нам о практике применения оружия в ситуациях, носящих экстремальный характер.
В образовательных организациях системы МВД России программы обучения по огневой подготовке предусматривают только 200 часов в течение всего периода обучения. В соответствии с ведомственными нормативными документами практическими стрельбами обучающиеся занимаются на третьем, четвертом и пятом курсах. 138 часов отводится непосредственно на практическую стрельбу из пистолета Макарова и 8 часов на стрельбу из автомата Калашникова, их них около 70 часов -факультативные занятия, на которых, как правило, отрабатываются теоретические темы или упражнения на учебных лазерных тренажерах беспулевой стрельбы. Необходимо отметить, что часто факультативные занятия в вузах не проводятся вообще. В результате ломается принцип регулярности и поддержания навыков меткой стрельбы.
Кроме того, из-за ограниченных норм расхода боеприпасов стрельба из боевого оружия заменяется стрельбой из спортивного оружия или упражнения выполняются на учебных лазерных тренажерах беспулевой стрельбы, что
является неравноценной заменой и впоследствии сказывается на результатах обучения.
Зачастую уровень огневой подготовки подразделений оценивают по результатам спортивных соревнований, хотя применение оружия в боевом контакте с преступником нельзя сравнивать с соревновательными условиями, так как возникающие психофизиологические стрессы не могут заменить подготовку по применению оружия в реальных боевых поединках.
В подразделениях территориальных органов на практические стрельбы из пистолета отводится 24 занятия в год. Этого количества недостаточно для овладения и совершенствования навыков стрельбы.
Известно, что не всегда лица, поступающие на службу в органы внутренних дел на офицерские должности, обучались в образовательных организациях системы МВД России. Следовательно, данная категория в течение полугода проходила первоначальное обучение в учебных центрах МВД России, что в будущем также сказывается на технике владения оружием полицейскими.
Отсутствие тиров и стрельбищ как в территориальных органах, так и в образовательных организациях, слабая техническая оснащенность не позволяют проводить занятия на высоком методическом уровне, в том числе моделировать стрельбу в экстремальных условиях.
т» _ ^ ^ _______
В ходе занятий по огневой подготовке стрелок должен сосредоточиваться на отработке тех навыков, которые наиболее нуждаются в совершенствовании. При этом необходима такая организация занятий, которая вызывала бы интерес у курсантов. Механизмами такого обучения могут быть соревновательные, игровые, проблемно-ситуационные или комплексные занятия [4].
Исследования условий применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел позволили выделить пять основных сбивающих факторов, реально влияющих на результаты выполнения ими профессиональных задач:
1) временные рамки;
2) недостаточная освещенность;
3) физическое утомление;
4) посторонние звуковые раздражители;
5) дистанция огневого контакта с противником [5].
Огромное влияние оказывает на стреляющего его психологическое состояние и способность управлять своими эмоциями.
В экстремальных боевых условиях или в ситуации реальной угрозы у человека возникает один из трех видов реакций:
- дезорганизация - резкое понижение организованности поведения;
- внезапное торможение активных действий;
- повышение эффективности действий.
Дезорганизация способствует утрате имеющихся навыков владения оружием. Вследствие чего действия сотрудника становятся неуверенными, импульсивными, суетливыми, что может привести к невозможности быстрого извлечения пистолета из кобуры, принятия надлежащей изготовки к стрельбе, к производству выстрела с включенным предохранителем, многократному передергиванию затвора и т. п.
Внезапное торможение может вызвать состояние ступора или оцепенения, что является самой опасной реакцией в боевой обстановке, при которой выключаются все двигательные реакции человека. Он как бы столбенеет, оказывается не способен сделать какое-либо движение и оценить обстановку. Как правило, оцепенение приводит к самому трагическому исходу.
Повышение эффективности действий человека характеризуется мобилизацией всех его ресурсов, направленных на преодоление противодействия. В процессе этого улучшается самоконтроль, четкость восприятия и оценка происходящего.
т» ______ и и
В ходе специальной психологической подготовки личного состава инструктор (преподаватель) должен уделять особое внимание развитию наблюдательности у сотрудников (обучающихся), умению давать правильную оценку внешним проявлениям окружающих и выявлять источник угрозы.
По мнению А. М. Столяренко, один и тот же человек в одних и тех же экстремальных ситуациях, но в разное время может вести себя с неодинаковой успешностью. Причина этого - в решающей роли личностных, индивидуальных особенностей человека, определяющих значимость для него ситуаций и факторов, а также возможность адекватно реагировать на них [6].
Г. Е. Шумков, одним из основоположников отечественной военной психологии, гово-
рил: «Чтобы победить в этой кровавой битве, одного желания, пыла, дозы самоуверенности, желания быть героем и даже умереть, в настоящее время мало». Он доказывал, что «помимо... технической подготовки, необходима подготовка психологическая. Психологическая подготовка во многом состоит в том, чтобы честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо осознавать, что война - не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы, с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями. Что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками и распущенными знаменами, а настойчивым измором врага... нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порою в крови» [7].
Из вышесказанного следует, что фундамент подготовки сотрудников ОВД к стрельбе из боевого оружия составляют когнитивные методики, основанные на моделировании условий, максимально приближенных к реальным. Психика человека устроена таким образом, что, находясь в стрессовой ситуации, он самопроизвольно ищет способ решения в опыте уже пережитых подобных ситуаций. Специфика стресс-факторов заключается в том, что ни один из доступных неподготовленному человеку способов не спасет положение. Тренировки в условиях имитации взрывов, стрельбы, громких звуковых и световых факторов полезны при проведении учебно-тренировочных занятий и позволяют обучающемуся запомнить необходимый алгоритм действий. Спустя некоторое время раздражающие факторы перестают быть таковыми, и тогда курсант спокойно выполняет отработанный до автоматизма порядок действий.
В настоящее время цели, задачи и содержание обучения в образовательных организациях системы МВД России направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных профессионально решать задачи по защите интересов государства и личности от преступных посягательств.
Для формирования у курсантов модели правомерного применения огнестрельного оружия, а также достижения высоких результатов в стрельбе необходимы не только глубо-
кие теоретические знания, но и хорошая техническая, тактическая и физическая подготовка, а также высокие морально-волевые и психологические качества.
Все это может быть достигнуто комплексными методами в процессе целенаправленно-
Литература
1. Состояние преступности за 2015 год в Российской Федерации и Крымском федеральном округе. URL: https://mvd.ru/folder/101762/ item/7087734/
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля.
3. Головко В. А., Карпун А. Б. О необходимости совершенствования огневой подготовки в современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 26-29 апреля 2010 год). Красноярск, 2010.
4. Хвастунов А. А. Обучение стрельбе из оружия в экстремальных условиях: учебно-методическое пособие. М., 1995.
5. Ушаков А. И. Методика огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям в боевых условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
6. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.
7. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб., 2006.
го обучения путем обеспечения необходимых условий для проведения регулярных теоретических занятий по огневой подготовке, а также систематических практических тренировок на хорошо оборудованных учебно-методических базах.
Bibliography
1. A condition of crime for 2015 in the Russian Federation and the Crimean federal district. URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/7087734/
2. The Federal law of February 7, 2011 № 3-FZ «About police» // Russian newspaper. 2011. February 7.
3. Golovko V. A., Karpun A. B. About need of improvement of fire preparation for modern conditions of activity of staff of law-enforcement bodies: materials of the All-Russian scientific and practical conference (Krasnoyarsk, on April 2629, 2010). Krasnoyarsk, 2010.
4. Hvastunov A. A. Training in firing from the weapon in extreme conditions: educational method. grant. Moscow, 1995.
5. Ushakov A. I. Metodik of fire training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for actions in fighting conditions: abstract dis. ... PhD in pedagogy. Moscow, 2002.
6. Stolyarenko A. M. Extreme psychopeda-gogics. Moscow, 2002.
7. Karayani A. G., Syromyatnikov I. V. Applied military psychology. St. Petersburg, 2006.