ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ЛИЦ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ПРОГНОЗЕ И ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПАТОЛОГИИ
Колпаков В.В., Томилова Е.А., Беспалова Т.В., Черногривова М.О., Веснина Т.А., Белова Т.Ф., Столбов М.В., Шторк Т.Э., Ткачук А.А., Колесникова А.Ю., Копытов А.А.
ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Росздрава, кафедра нормальной физиологии, г. Тюмень
Организм человека как в норме, так и при патологии располагает единой физиологической основой, а также стереотипным набором компенсаторно-приспособительных и типовых патологических реакций. Вместе с тем наличие морфофункциональных и психофизиологических особенностей у каждого индивидуума определяет различную устойчивость к факторам окружающей среды, а отсюда возможность прогноза и донозологической диагностики различных форм патологии. В связи с этим в системной оценке жизнедеятельности организма наряду с интенсивно развивающейся теорией функциональных систем (Судаков К.В., 2007) продолжают активно использоваться и другие подходы, в частности конституциональный (Сонькин В.Д., 1990, 2007).
Конституция является фундаментальной характеристикой целостного организма, наиболее полно воплощающей представление о качественном единстве его биологической организации. Наряду с интегральной концепцией конституции предлагаются и разрабатываются «частные» (парциальные) конституциональные схемы (Казначеев В.П., Казначеев С.В., 1986; Хрисанфова Е.Н., 1990, 2002; Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., 2006). В качестве основы для выделения функциональных типов конституции (ФТК) впервые нами была предложена физиологическая потребность в двигательной активности (Колпаков В.В. и соавт., 1999, 2003, 2008, 2009). Наблюдение за детьми дошкольного, школьного возраста, подростками, а также лицами зрелого (первый, второй периоды) и пожилого возраста показало исключительно важное значение соответствия общего объема движений и потребности в двигательной активности для обеспечения оптимального функционирования физиологических систем организма, поддержания и укрепления здоровья. Эта потребность имела существенные индивидуальные различия. Уровень ПДА каждого индивидуума в относительно постоянных условиях среды был стабилен на протяжении длительного времени, что позволило охарактеризовать ПДА как типовой индивидуальный признак. ПДА коррелирует с поведенческими реакциями и является, по нашему мнению, одним из основных факторов, определяющих различные проявления адаптативного поведения и устойчивости к разным факторам окружающей среды. Критериями принадлежности индивидуума к конкретному ФТК являются показатели деятельности ряда физиологических систем - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, зубочелюстной. Установлены достаточно существенные межгрупповые различия активности регуляторных систем вегетативной нервной системы как в состоянии покоя, так и при функциональных нагрузках, а также по целому ряду психологических тестов.
К настоящему времени получены новые данные, которые подтверждают необходимость конституционального подхода с обязательным учетом физиологической составляющей при оценке избыточной массы тела (Черногривова М.О., Колесникова А.Ю., Ткачук А.А., 2008, 2009), стресс-реакций (Белова Т.Ф., Веснина Т.А., 2007, 2008), а также в прогнозе и донозологической диагностике различных форм патологии - нарушений АД (Томилова Е.А., 2007, 2008), простатита (Столбов М.В., 2009), СДВГ (Беспалова Т.В., Шторк Т.Э., 2005, 2008) и заболеваний зубочелюстной системы (Брагин А.В., 2008; Куман О.А., 2008; Мамчиц Е.В., 2009; Копытов А.А., 2009).
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва