ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ И ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ПАТОЛОГИИ
Колпаков В.В., Беспалова Т.В., Лебедева К.А., Ларькина Н.Ю., Томилова Е.А.,
Веснина Т.А., Белова Т.Ф., СтолбовМ.В., Шторк Т.Э.
Тюменская государственная медицинская академия, кафедра нормальной физиологии, г. Тюмень
Норма как видовое качество в целом достаточно стабильна, но в каждом конкретным случае возможны отклонения, что является отражением особенностей генотипа и адекватностью реакции индивидуума на экосоциальные воздействия. В связи с этим большинством исследователей индивидуальное здоровье рассматривается как процесс непрерывного приспособления организма к условиям окружающей среды, а мерой здоровья являются адаптационные (приспособительные) возможности организма (Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 2006). Вместе с тем направленность и степень изменения при адаптации к различным факторам окружающей среды во многом зависит от исходного состояния организма, в основе проявления которого лежит реакция первичного ответа. При этом данная реакция направлена не только на компенсацию уже происшедших под действием раздражителей сдвигов показателей гомеостаза, но и на компенсацию тех нарушений, которые лишь возможны, если фактор будет продолжать свое действие («прогнозный элемент»).
В связи с этим нами предложена концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности -функциональных типов конституции (В. В. Колпаков и соавт., 2004, 2008). Для ее обоснования на первом этапе проводимых исследований определены типовые характеристики индивидуальных особенностей уровня привычной двигательной активности (ПДА) у лиц мужского и женского пола на различных этапах онтогенеза. Наблюдения за детьми дошкольного и школьного возраста, подростками, а также лицами зрелого (первый, второй периоды) и пожилого возраста показали внутрипопуляционное разнообразие уровня первичной двигательной активности в различных возрастных периодах. Так, использование методики построения эмпирических кривых распределения лиц по количеству локомоций на протяжении суток, определив полимодальность данного признака, выявило четко выраженные три пика, что позволило нам в каждом возрастном периоде выделить 3 группы лиц с низкой, средней, высокой, (НПДА, СПДА и ВПДА) и определить нормативные интервалы по количеству суточных локо-моций. Уровни значения были определены в соответствии с критической ценностью X2 и X. При этом лонги-тудинальные наблюдения показали, что уровень ПДА каждого индивидуума оставался достаточно стабильным в онтогенезе и соответствовал показателям одного и того же функционального типа при переходе из одной возрастной группы в другую.
С учетом вышеизложенного и установлением статистически значимых различий между среднесуточным количеством локомоций у лиц с НПДА, СПДА и ВПДА в каждой возрастной группе дает основу для выделения трех функциональных типов конституции (ФТК-1, ФТК-2, ФТК-3) и их типологической характеристики по гомеостатическим, психологическим и поведенческим составляющим.
Так, доказательством принадлежности индивидуума к конкретному ФТК могут быть показатели деятельности различных физиологических систем, в частности сердечно-сосудистой системы (ССС). Сопоставление общего количества сердечных сокращений за 24 часа с количеством локомоций за сутки позволил установить у лиц различных ФТК разный уровень функциональной активности ССС и выраженность ее синхронизации с ПДА. В свою очередь уровень привычной двигательной активности коррелирует с поведенческими реакциями и является, по нашему мнению, одним из основных факторов, определяющих различные проявления адаптивного поведения и устойчивости к разным факторам окружающей среды.
Проводимые исследования кроме фундаментально-концептуального научного обоснования типологической вариабельности физиологической индивидуальности человека, имеют и существенное прикладное значение. Комплексная оценка функционального типа с учетом соматотипической и психофизиологической составляющих, а также изучение системных реакций организма как единого целого на воздействие факторов окружающей среды с установлением общих механизмов резистентности к конкретным формам патологии являются определяющими в решении с физиологических позиций социально значимых вопросов жизнедеятельности человека.
Так, впервые (на основе вышеуказанной концепции) выделены индивидуально-типологические особенности психофизиологических характеристик и функциональное состояние нервной системы у лиц с низкой, средней и высокой привычной двигательной активностью, что позволило вскрыть некоторые механизмы развития у детей синдрома гиперактивности с пониженным вниманием. Также разработаны критерии оценки общего состояния организма и эффективность лечения у лиц различных функциональных типов при стоматологических заболеваниях и акне. В настоящее время интенсивно разрабатываются направления, касающиеся стрессустойчивости и иммунологической реактивности лиц различных ФТК, а также изучению их морфофункциональных и психофизиологических характеристик при выборе стратегии адаптации к различным экологическим условиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва