КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ
Беспалова Т.В., Шторк Т.Э.
Тюменская государственная медицинская академия, кафедра нормальной физиологии, г. Тюмень
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является в разных странах достаточно распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. Проведенные исследования в России также установили существенную частоту СДВГ у детей, которая составляла от 7% до 28% по отдельным городам и регионам. При этом мальчики страдают этим заболеванием в 1,6-7 раз чаще, чем девочки. Вместе с тем до настоящего времени нет единого мнения об этиологии и патогенезе СДВГ. Выделяется достаточно большое количество факторов, лежащих в основе развития данного заболевания и которые могут быть объединены в три основные группы: медико-биологические, генетические, психосоциальные. Однако значимость каждого фактора из вышеуказанных групп изучена еще недостаточно и требует новых подходов и дополнительных исследований в их оценке.
В связи с этим за методологическую основу в своих исследованиях мы приняли концепцию типологической вариабельности физиологической индивидуальности - функциональных типов конституции (ФТК) (В. В. Колпаков и соавт., 2004, 2008).
В качестве основы для выделения функциональных типов конституции была предложена физиологическая потребность в двигательной активности. У детей 5-9 лет проводились углубленное клиническое обследование, функциональные и клинико-лабораторные исследования, а также определялись объем привычной двигательной активности (ПДА), уровень ситуативной и личностной тревожности, показатели устойчивости, концентрации и переключаемости внимания, зрительно-моторной координации (мелкая моторика), уровень кратковременной слуховой и зрительной памяти (произвольной и непроизвольней), уровень мышления (свободная классификация, перцептивное моделирование).
По объему общей двигательной активности выделены функциональные типы конституции с низкой, средней и высокой ПДА (соответственно НПДА - ФТК-1, СПДА - ФТК-2, ВПДА - ФТК-3). Каждый функциональный тип имеет свои морфофункциональные и психофизиологические особенности. Сочетание у детей высокой ПДА с выше средней ситуативной тревожностью, наибольшими показателями по устойчивости, концентрации, пере-ключаемости и объему внимания, скорости и точности зрительно-моторной координации, а также высокими показателями образного мышления и тремя составляющими воображения - беглости, гибкости и оригинальности позволяет говорить о конституциональных особенностях индивидуумов (ФТК-3). Выявление детей с высокой ПДА и сниженными показателями по устойчивости, концентрации, переключаемости и объему внимания, а также по другим параметрам эмоциональной и когнитивной сфер дает возможность говорить о пограничных состояниях («группа риска») и необходимости консультаций и динамического наблюдения педиатра и детского невропатолога. На основе полученных данных с целью профилактики (в «группе риска») и лечении СДВГ была использована методика системной коррекции общего уровня суточной двигательной активности, адекватной верхней границей ПДА конкретного функционального типа, в данном случае ФТК-3. Анализ результатов показал, что после проведения комплексной терапии и клинических наблюдений в течение года были отмечены значительные улучшения общего состояния как у детей с диагнозом СДВГ, так и у детей «группы риска».
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва