Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Библиографические ссылки
1. Указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы ОМС // Сборник законодательных актов и нормативных
документов, регламентирующих ОМС в РФ. ФФОМС. М., 2002. С. 109-118.
2. Концепция социального государства РФ. М., 2009. С. 39.
© Таркова Н. Р., Смородинова Н. И., 2011
УДК 336.02:378
Н. Р. Таркова, Д. В. Чернявский Научный руководитель - В. А. Кузнецова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ КАК АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Рассмотрены отличия автономных образовательных учреждений от бюджетных, а также перспективы их развития.
В условиях рыночной экономики высшие государственные учебные заведения, предстают весьма важными субъектами рыночных экономических отношений. С одной стороны, образование представляет собой нематериальное благо, а, с другой стороны, может рассматриваться как экономический процесс, продукт, частично общественное благо и услуга.
Фактический отказ государства от полноценной и надлежащей поддержки образования обусловливает необходимость «свободного плавания» образовательных организаций в рынке, что нашло свое юридическое отражение и закрепление в сравнительно недавно принятом Федеральном законе «Об автономных учреждениях».
Статус автономных учреждений впервые присвоен двум российским вузам - Южному федеральному и Сибирскому федеральному университетам. Отныне у них меняется порядок финансирования. Вуз, который становится автономным учреждением (АУ), будет финансироваться не жестко по смете, а субсидиями, которые учредитель - Федеральное агентство по образованию - будет выделять на выполнение госзаданий по трем основным направлениям: по образовательной деятельности, по науке и на финансирование особо ценного движимого и недвижимого имущества. Это только один источник финансирования автономного учреждения государством, остальные средства университет должен зарабатывать самостоятельно. Первые три года после перехода в статус АУ отводят -ся на адаптацию, и все это время вуз сможет получать еще и выравнивающую субсидию. Статус АУ дает более свободный порядок обеспечения финансовой деятельности вуза.
Академическая, в частности образовательная и научно-исследовательская, автономия государственного высшего учебного заведения обусловливает его определенную экономическую самостоятельность, что должно отражаться в установлении соответствующего правового, прежде всего гражданско-правового регулирования, позволяющего вузу по собственному усмотрению распоряжаться средствами, получаемыми от внебюджетной образовательной и исследователь-
ской деятельности, в том числе приобретать необходимое имущество [1].
Понятие бюджетного учреждения определяется как организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, а его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Законодательно закреплены фактически три организационно-правовые формы, относящиеся к понятию «учреждение»: бюджетное учреждение, частное учреждение, автономное учреждение. В наибольшей степени отличается имущественное положение бюджетного учреждения и частного учреждения от имущественного положения автономного учреждения. Во-первых, в отличие от иных видов учреждения автономное учреждение вправе без согласия собственника распоряжаться самостоятельно движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным им за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества.
Доходы автономного учреждения поступают также в его самостоятельное распоряжение и должны использоваться в основных уставных целях. Учредитель, собственник имущества автономного учреждения, не вправе требовать от него получения дохода, полученного в результате деятельности автономного учреждения и использования закрепленного за ним имущества (п. 9 ст. 2 Закона об автономных учреждениях) [2].
Характеризуя в целом произведенные законодателем изменения в правовом регулировании экономической деятельности государственных (муниципальных) учреждений, следует сделать вывод, что пойдя навстречу настоятельным требованиям определенных слоев общественности о серьезном расширении прав в самостоятельном использовании и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом, при этом, как правило, в условиях их бюджетного недо-
Секция «Финансы и кредит»
финансирования, закрепленным за соответствующими учреждениями, преимущественно культуры, образования, физкультуры и спорта, законодатель достаточно субъективно трансформировал ради этой цели содержание как собственно права собственности, так и права оперативного управления, которое и так представляет собой уникальную конструкцию, характерную лишь для современной российской экономики и российского гражданского права [3].
В то же время реформирование российской экономики в направлении создания рынка обусловливает объективную необходимость внедрения рыночных механизмов и в экономическую деятельность государственных высших учебных заведений. При этом должны соблюдаться устоявшиеся рыночные институты, в том числе и правовые, к которым следует отнести право собственности, конкуренцию и т. п.
В этой связи введение в экономическую практику автономных учреждений, еще больше узаконивает сложившееся неравенство (экономическое) государственных и негосударственных вузов посредством предоставления государственного имущества в частное (отдельного вуза) пользование.
Рыночный механизм в сфере государственного высшего образования может реализовываться, на наш взгляд, в следующих направлениях.
1. Проведение подготовки в государственных вузах на основе государственного заказа, размещаемого на конкурсной основе среди государственных (муниципальных), а также негосударственных вузов.
2. Выделение из состава вузов научных подразделений, осуществляющих прикладные разработки, иных коммерческих структур, приносящих доход; преобразование их в самостоятельные экономические
единицы и юридические лица (с учредительством основного вуза).
3. Преобразование государственных вузов в частные юридические лица с учредительством государства (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации) или муниципального образования, полная передача всего имущества вузам. Бюджетное же финансирование осуществляется только образовательной деятельности в соответствии с устанавливаемыми нормативами государственным заказом.
4. Привлечение частных инвестиций в развитие региональных государственных вузов с постепенной ликвидацией филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов в регионе.
Лишь полноценные высшие учебные заведения, а не их филиалы в регионах, не имеющие на сегодняшний день ни надлежащего материального обеспечения, ни кадровых ресурсов, ни соответствующих методик обучения, способны и обязаны поднять качество российского высшего образования на принципиально новый уровень.
Библиографические ссылки
1. Куров С. В., Насонкин В. В. Экономическая деятельность высших учебных заведений: гражданско-правовой аспект. М. : Готика, 2007. С. 50.
2. Российская газета. 2010. 8 нояб.
3. Новоселова Л. А. Автономные учреждения / Корпорации и учреждения : сб. статей / отв. ред. М. А. Рожкова. М. : Статут. 2009. С. 168-196.
© Таркова Н. Р., Чернявский Д. В., Кузнецова В. А., 2011
УДК 339.187 (571.51)
С. Э. Шитиков Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В КРАСНОЯРСКЕ
Стремительный рост лизингового рынка продолжается. Для большинства предприятий малого и среднего бизнеса лизинг - наиболее эффективный инструмент финансирования развития предприятия. О перспективах лизинга в Красноярске, а также факторах, тормозящих его развитие - в данной статье.
Под лизинговой операцией понимается долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. По данным Росстата, ежегодные среднеарифметические приросты объемов финансового лизинга в стране за десять лет, т. е. за период 19982008 гг., равнялись 39,4 %. Таким образом, среди всех рыночных сегментов лизинг демонстрирует самые бурное развитие [4, с. 33].
На протяжении последних 3-х лет на рынке лизинговых услуг наблюдается стремительный рост как в сфере автолизинга, так и в сфере лизинга оборудова-
ния, спецтехники и недвижимости. На мой взгляд, в большей мере на этот процесс влияет в первую очередь развитие экономики Красноярского края, а также развитие рынка автотранспортных средств: открываются новые автосалоны, как в Красноярске, так и в целом по краю, увеличивается количество официальных дилеров, стремительно растут продажи как отечественной техники, так и иномарок. Согласно статистике в настоящий момент наиболее востребованы лизинг ж/д транспорта, авиатранспорта, автотранспорта, спецтехники и производственного оборудования.
Перспективы развития лизинга в Красноярске несомненно существуют. Можно с уверенностью зая-