Секция «Финансы и кредит»
финансирования, закрепленным за соответствующими учреждениями, преимущественно культуры, образования, физкультуры и спорта, законодатель достаточно субъективно трансформировал ради этой цели содержание как собственно права собственности, так и права оперативного управления, которое и так представляет собой уникальную конструкцию, характерную лишь для современной российской экономики и российского гражданского права [3].
В то же время реформирование российской экономики в направлении создания рынка обусловливает объективную необходимость внедрения рыночных механизмов и в экономическую деятельность государственных высших учебных заведений. При этом должны соблюдаться устоявшиеся рыночные институты, в том числе и правовые, к которым следует отнести право собственности, конкуренцию и т. п.
В этой связи введение в экономическую практику автономных учреждений, еще больше узаконивает сложившееся неравенство (экономическое) государственных и негосударственных вузов посредством предоставления государственного имущества в частное (отдельного вуза) пользование.
Рыночный механизм в сфере государственного высшего образования может реализовываться, на наш взгляд, в следующих направлениях.
1. Проведение подготовки в государственных вузах на основе государственного заказа, размещаемого на конкурсной основе среди государственных (муниципальных), а также негосударственных вузов.
2. Выделение из состава вузов научных подразделений, осуществляющих прикладные разработки, иных коммерческих структур, приносящих доход; преобразование их в самостоятельные экономические
единицы и юридические лица (с учредительством основного вуза).
3. Преобразование государственных вузов в частные юридические лица с учредительством государства (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации) или муниципального образования, полная передача всего имущества вузам. Бюджетное же финансирование осуществляется только образовательной деятельности в соответствии с устанавливаемыми нормативами государственным заказом.
4. Привлечение частных инвестиций в развитие региональных государственных вузов с постепенной ликвидацией филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов в регионе.
Лишь полноценные высшие учебные заведения, а не их филиалы в регионах, не имеющие на сегодняшний день ни надлежащего материального обеспечения, ни кадровых ресурсов, ни соответствующих методик обучения, способны и обязаны поднять качество российского высшего образования на принципиально новый уровень.
Библиографические ссылки
1. Куров С. В., Насонкин В. В. Экономическая деятельность высших учебных заведений: гражданско-правовой аспект. М. : Готика, 2007. С. 50.
2. Российская газета. 2010. 8 нояб.
3. Новоселова Л. А. Автономные учреждения / Корпорации и учреждения : сб. статей / отв. ред. М. А. Рожкова. М. : Статут. 2009. С. 168-196.
© Таркова Н. Р., Чернявский Д. В., Кузнецова В. А., 2011
УДК 339.187 (571.51)
С. Э. Шитиков Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В КРАСНОЯРСКЕ
Стремительный рост лизингового рынка продолжается. Для большинства предприятий малого и среднего бизнеса лизинг - наиболее эффективный инструмент финансирования развития предприятия. О перспективах лизинга в Красноярске, а также факторах, тормозящих его развитие - в данной статье.
Под лизинговой операцией понимается долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. По данным Росстата, ежегодные среднеарифметические приросты объемов финансового лизинга в стране за десять лет, т. е. за период 19982008 гг., равнялись 39,4 %. Таким образом, среди всех рыночных сегментов лизинг демонстрирует самые бурное развитие [4, с. 33].
На протяжении последних 3-х лет на рынке лизинговых услуг наблюдается стремительный рост как в сфере автолизинга, так и в сфере лизинга оборудова-
ния, спецтехники и недвижимости. На мой взгляд, в большей мере на этот процесс влияет в первую очередь развитие экономики Красноярского края, а также развитие рынка автотранспортных средств: открываются новые автосалоны, как в Красноярске, так и в целом по краю, увеличивается количество официальных дилеров, стремительно растут продажи как отечественной техники, так и иномарок. Согласно статистике в настоящий момент наиболее востребованы лизинг ж/д транспорта, авиатранспорта, автотранспорта, спецтехники и производственного оборудования.
Перспективы развития лизинга в Красноярске несомненно существуют. Можно с уверенностью зая-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
вить, что в ближайшие 2-3 года рынок лизинговых услуг имеет реальный шанс вырасти в среднем в 3-5 раз. При этом весьма актуален вопрос решения налоговых и юридических проблем, препятствующие полноценному развитию рынка. Прежде всего, это проблемы возмещения НДС, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга. По-прежнему, одним из сдерживающих факторов является неполное понимание красноярскими предпринимателями и финансистами выгод и преимуществ лизинга, о финансовых преимуществах в виде налоговых льгот многие не знают. Тем не менее, потребность инвестирования средств в развитие бизнеса на данный момент очевидна, и при успешной «просветительской» работе лизинговых компаний на рынке популярность данного вида услуг будет неуклонно увеличиваться [1, с. 24].
На сегодняшний день существенным тормозом внедрения кредитных линий и схем является несовершенство банковской кредитной системы, из-за чего значительно возрастает конечная сумма оплаты. Высокая процентная ставка банка, в свою очередь, увеличивается лизинговой компанией и в результате окончательная стоимость купленной техники превышает изначальную на несколько порядков. Ресурсы, предоставляемые финансовыми органами, на сегодняшний день остаются очень дорогими. Складывается ситуация, когда банки не заинтересованы в финансировании отечественных производителей. Определенную проблему представляют часто завышенные требования лизинговых компаний. Например, предоставление подробного бизнес-плана при приобретении какой-то одной единицы техники. Подобные меры оправданы, когда объектом сделки является крупный завод или большая партия техники, но в том случае, когда дело касается единичного образца, это создает неоправданные трудности и лишние затраты при получении кредитной линии. Это вынуждает потенциального покупателя отказаться от сделки из-за её дороговизны [3, с. 15].
Эксперты отмечают - лизинг недвижимости развивается весьма активно. Татьяна Трегубова, генеральный директор лизинговой компании «Аргумент» считает что, в связи с текущим ростом цен на недвижимость, данный сегмент наиболее востребован клиентами и является хорошим противоинфляционным вложением денежных средств и надежным обеспечением в случае дефолта. И это вполне логично, потому что недвижимость относится к одному из тех видов ресурсов, без которых успешное ведение бизнеса невозможно или крайне затруднено. Порядка 60 % лизингового портфеля нашей компании приходится на лизинг коммерческой недвижимости.
У всех экспертов нет сомнений в том, что лизинг в Красноярске - один из самых привлекательный и
стремительно развивающихся финансовых инструментов. Владимир Алешечкин, директор компании «ЕнисейПромЛизинг» уверен в том что, перспективы развития лизинга в Красноярске самые радужные, так как объем рынка лизинговых услуг в нашем регионе не достиг своего максимума, и «ниша ещё не заполнена». Доля лизинга в общем объеме инвестиций составляет мизерную часть, поэтому, когда предприниматели и руководители производств поймут всю привлекательность лизинга, количество и объём сделок будут расти год от года.
Эту оценку подтверждает Дмитрий Ефремов, директор представительства компании «ДельтаЛизинг» в Красноярске. По его словам, региональные рынки лизинговых услуг растут наравне с данным рынком в целом, и эта тенденция будет укрепляться при благоприятных условиях налогообложения.
В целом эксперты отмечают - среди факторов, в наибольшей степени повлиявших на рост объемов лизинга в Красноярске, можно выделить: улучшение экономической ситуации в стране; рост числа потенциально реализуемых лизинговых проектов; растущую потребность в обновлении и увеличении основных фондов в таких капиталоемких отраслях, как энергетика, машиностроение, строительство, транспорт; а так же улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.); увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном высокодоходных и с управляемыми рисками; рост качества и числа предоставляемых лизингодателями услуг; разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ; развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг [2, с. 33].
Необходимо помнить, что вся цепочка - поставщики, лизинговые компании, банки, страховые компании - работают на развитие экономики через развитие одного конкретно взятого производства. Чтобы сделка состоялась, все участники цепочки должны повернуться к этому производству лицом. Ведь новая техника работает в наших городах, строит наши дороги, выпускает станки и создает наше национальное достояние.
Библиографические ссылки
1. Коваленко Д. РЕСО-Лизинг: репутация, проверенная временем // Финансист. 2008. № 3. С. 24-26.
2. Селина К. Лизинг как осознанная необходимость //Бизнес Актив. 2010. № 1. С. 30-34.
3. Халевинская Е. Д. Развитие лизинговых операций //Лизинг-ревю. 2009. № 2. С. 15-21.
4. Чернов А. И. Способствовать развитию лизинга в России - наше общее дело! // Деловая пресса. 2009. № 4. С. 33.
© Шитиков С. Э., Смородинова Н. И., 2011