Заключение. Эффективным средством построения САУ с автоматами ограничений предельных параметров ЛА является селектор каналов управления. Рассмотрена задача синтеза САУ с автоматами ограничений как задача приближения передаточных функций отдельных каналов к желаемым передаточным функциям. Показано, что включение автомата ограничения в САУ ЛА с помощью алгебраического селектора позволяет обеспечить необходимую точность ограничения и плавные переходные процессы при переключении каналов.
список литературы
1. Михалев И. А., Окоемов Б. Н., Чикулаев М. С. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987. 240 с.
2. Аэромеханика самолета: Динамика полета / Под ред. А. Ф. Бочкарева и В. В. Андриевского. М.: Машиностроение, 1985. 360 с.
3. Красовский А. А., Буков В. Н., Шендрик В. С. Универсальные алгоритмы оптимального управления непрерывными процессами. М.: Наука, 1977. 272 с.
4. Петунин В. И. Принципы построения логико-динамических систем автоматического управления газотурбинными двигателями // Вестн. УГАТУ. 2003. Т. 4, № 1. С. 78—87.
5. Боднер В. А. Системы управления летательными аппаратами. М.: Машиностроение, 1973. 506 с.
6. Петунин В. И. Синтез законов управления канала тангажа автопилота // Вестн. УГАТУ. Сер. „Управление, вычислительная техника и информатика". 2007. Т. 9, № 2 (20). С. 25—31.
Сведения об авторе
Валерий Иванович Петунин — канд. техн. наук, доцент; Уфимский государственный авиационный
технический университет, кафедра авиационного приборостроения; E-mail: [email protected]
Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию
авиационного приборостроения 29.01.10 г.
УДК 681.5.01
Б. В. Видин, И. О. Жаринов, О. О. Жаринов, О. В. Ульянова
ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ В НЕРАВНОВЕСНОМ РЕЖИМЕ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕННОГО РЕСУРСА УПРАВЛЕНИЯ
Исследуется нелинейная система дифференциальных уравнений, описывающая движение центра масс летательного аппарата в вертикальной плоскости при прямолинейной траектории. Получены оценки скорости и дальности в зависимости от ограничений на управление.
Ключевые слова: динамика летательного аппарата, ресурс управления, ограничения.
Введение. Движение центра масс летательного аппарата в скоростной системе координат в вертикальной плоскости, на прямолинейном участке траектории после выбора направления, описывается следующей системой соотношений [1]:
dV P C pV2 S . 6
m-= P cos a-Cx-S - mg sin 6,
dt x 2
= 0,
d6 dt
dh . _ — = V sin 6,
dt
dx V 6
—=V cos 6, dt
dm dt
= -q, q >0.
(1)
Здесь m — масса летательного аппарата; V — вектор скорости; 6 — угол наклона траектории, 6 = const; a — угол атаки, a = const; h — высота полета; x — дальность полета; q — мгновенный расход массы топлива (в секунду); P — тяга двигателя, P < K, K — ресурс управления (величина, ограничивающая тягу двигателя), S — площадь крыльев, p(h) —
плотность атмосферы, зависящая от высоты полета, p( h ) = C exp(-h/R), R — радиус Земли,
Cx — коэффициент лобового сопротивления, при этом
d a
-> 0.
В качестве управляющей функции выбирается тяга двигателя: необходимо найти значе ние Р (х) такое, чтобы решение системы (1) удовлетворяло
— начальным условиям, Х = ¿0 :
V = V), И = И), х = х), т = щ, Р = Р0;
— конечным Х = Х':
И = Ик, х = хк, т = тк. Предлагаемый подход к решению. Совокупность функций V (х), И (х), х (х) Р (х) будем называть решением задачи (1)—(2).
дх
Разделив все уравнения системы (1) на — = V соб 9, приходим к системе
дХ
m
(2)
(t) •
dV
1
f
dx mV cos 6
dh „ — = tg6, dx
P cos a-Cx
pV2
Л
S - mg sin 6
dt
1
dx V cos 6
dm
q
(3)
dx V cos 6
Требуется найти значение P (t) такое, чтобы решение системы (3) удовлетворяло
— начальным условиям, x = x0 :
V = V0, h = h0, m = m0, P=P0;
— конечным x = xk : h = hk, m = mk.
Совокупность функций V (х), h(х), m (х), P (х) будем называть решением задачи
(3) (4).
Поскольку в соответствии с исходными данными 9 = const, необходимо найти функцию h (х):
хк
h (x) = tg9 J dx .
Продифференцируем обе части первого уравнения системы (3):
dV
1
(
dx mV cos 9
d2 v=d^dV+L.h+Ldm+LdP.
dx1 dV dx dh dx dm dx dP dx
P cos a-Cx
PV2
■S - mg sin 9
= L (V, h, m, P ),
откуда получим производную тяги по дальности
d V df dV df dh df dm dP = dx2 dV dx dh dx dm dx dx
где
df
dV cos9
df dP
1 f P cos a CxpS + g sin 9
df_ dh
. V2 m CxPVS C 2m cos 9 R
2m
exp(-h/R )
1
L=_
dm m2 cos9 df
f
P cos a CxpVS
V
cos a
dP mV cos 9
Таким образом, приходим к системе уравнений
d V df dV df dh df dm dP = ^х2 dV dх dh dх dm dх dх
L
dP
dh dx dt
= tg9,
1
dx V cos 9 dm -q
dK V cos 9 с учетом начальных условий х = х0 :
t = ¿0, h = h0, m=m0, P=P0
на траектории [х0, хк ].
d9
Поскольку 9 = const, —=0, отсюда
dt
(5)
(6)
0
pV 2
P sin а + Cy-S -mg cos 9 = 0,
dCy _y
5а
-> 0.
Cy — коэффициент подъемной силы,
Задав интервал m^ < m < m2, получим ограничения на V :
C
pV2
y
S=mg cos 9-P sin а
V2 =—2— (mg cos 9-P sin а).
Cy pS
Далее получим
V2 <-
(m2g cos 9 - K sin а) = V^x,
Cy min pS
2
V2 >-- m g cos 9 = V^,
Cy max pS
V2- < V2 < V2 • V =*/V2 V = */V2 • V < V< V
min max
max min min max max min
Получим оценку скорости при конечном значении дальности:
dV
dx
dV = dV
dx dx
f
- J dx.
dx
Л° Xo
x=x0 mo Vocos 9
P0 cos а-Cx Po Vo S - m0 g sin 9
V
V ■ < V < V
min max
Л, V xk dV ,
V = V0 + I-dx,
dx
выберем Vmin < V0 < Vm
X\dV
Vmin - V0 < J ~Xdx< Vmax - V(
XkdV . xkdV . xkxkd2V
J-dx = J-dx + J J
J dx J dx x=x0 J J dx
x0 x0 0 x0 x0
2
dx2
ra\ , a v / ч2 _т ,, rdV ,
Vmin - V0 - J ~xdx<-~T( -x0) <Vmax - V0 - J ■
Введем обозначения
xr dV - xr dV -
Vmin - V0 - J ~rdx =ß1, Vmax - V0 - J ~rdx = ß2 ,
дх
х0
где фазовые координаты удовлетворяют ограничениям
01 * — *Р2, Р1 = , в2 = в2
дх2 ( - х0 )2 (( - х0 )2 С учетом дополнительных соотношений
dP_ dx
<K(xk -x0), K = max
dP dx
0
0
0
р(й ) = С ехр(-к/Я), Р1 — Р(к) — Р2 ,
Р! = С(ГН21 Я), Р2 = Сехр(-^/Я), аналогичным образом могут быть получены оценки угла крена
ОУ йк йш
У1 —~т—У2, Уз —"Г—У4, У 5 —~Т—У6, ах ах ах
б1—аУ—б2, §з—айк §5—аа^—5б, §7—аР—о8,
аУ ак аш аР
тогда ограничение на ресурс управления составит
К=£1±1Ан_148111А , к (х, - х0 )—К, * - х0 — К
О7 к
Заключение. Таким образом, для описания движения летательного аппарата в вертикальной плоскости в неравновесном режиме с учетом ограниченного ресурса управления получены оценки скорости и дальности, при которых управляющая функция удовлетворяет заданным ограничениям Р — К .
Предлагаемая модель движения летательного аппарата может быть использована при разработке программного обеспечения пилотажно-навигационных комплексов, на которые возложены задачи управления полетом в условиях ограниченного ресурса управления, с отработкой на этапе предварительных стендовых испытаний.
список литературы
1. Красовский А. А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование. М.: Наука, 1973. 523 с.
2. Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полетов. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969. 354 с.
Борис Викторович Видин Игорь Олегович Жаринов Олег Олегович Жаринов
Ольга Владимировна Ульянова
Рекомендована кафедрой вычислительных и электронных систем
Сведения об авторах канд. техн. наук, профессор; ОКБ „Электроавтоматика", Санкт-Петербург; зам. главного конструктора; E-mail: [email protected] канд. техн. наук, доцент; ОКБ „Электроавтоматика", Санкт-Петербург; нач. отдела; E-mail: [email protected]
канд. техн. наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кафедра вычислительных и электронных систем; E-mail: [email protected] ОКБ „Электроавтоматика", Санкт-Петербург; E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 08.07.09 г.