Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КОМИКСА'

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КОМИКСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комикс / драматургия комикса / структура комикса

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анастасия Руслановна Кузнецова

Данная работа посвящена изучению особенностей драматургии комикса. Исследование фокусируется на изучении достаточно нового аспекта комиксов, уделяя особое внимание их структуре и развитию сюжета. Хотя уже существуют научные работы, анализирующие историю комиксов, их трансмедийность и воздействие на массовую культуру, драматургический аспект комиксов остается недостаточно исследованным. Актуальность темы обусловлена растущей популярностью комиксов среди молодой аудитории за последние годы. Наблюдается активное увеличение интереса, что потребует детального изучения вопроса. Причины, которые лежат в основе роста этого интереса, могут быть разными: от поиска нестандартного получения информации, до попытки визуализировать собственные идеи и теории в этом формате. Значимым фактором, способствующим росту интереса, является развитие интернета, а с ним и социальных сетей. Современные платформы предоставляют возможность легко делиться своим творчеством, а также творчеством зарубежных авторов с любительским или профессиональным переводом, что дает аудитории безграничный каталог комиксов, состоящий из любых жанров и возрастных цензов. Теоретическая значимость заключается в создании основы для авторов в области последовательного визуального искусства – комикса. В статье исследуется трансформация комикса из последовательных иллюстраций в часть культурного кода, а также построение драматургии через повествование с помощью комиксов и изучение канонов драматургии в комиксах. Рассматриваются архетипы героев, характерные для комиксов. Проводится анализ особенностей передачи времени и места через визуальное повествование графического романа. Также проводится сравнение комикса с другими видами искусства, такими как литература и кинематограф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КОМИКСА»

Медиасреда. 2024. № 1. С. 85-90. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 85-90. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 82.0:74

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-85-90 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ КОМИКСА Анастасия Руслановна Кузнецова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия [email protected]

Аннотация. Данная работа посвящена изучению особенностей драматургии комикса. Исследование фокусируется на изучении достаточно нового аспекта комиксов, уделяя особое внимание их структуре и развитию сюжета. Хотя уже существуют научные работы, анализирующие историю комиксов, их трансмедийность и воздействие на массовую культуру, драматургический аспект комиксов остается недостаточно исследованным.

Актуальность темы обусловлена растущей популярностью комиксов среди молодой аудитории за последние годы. Наблюдается активное увеличение интереса, что потребует детального изучения вопроса. Причины, которые лежат в основе роста этого интереса, могут быть разными: от поиска нестандартного получения информации, до попытки визуализировать собственные идеи и теории в этом формате. Значимым фактором, способствующим росту интереса, является развитие интернета, а с ним и социальных сетей. Современные платформы предоставляют возможность легко делиться своим творчеством, а также творчеством зарубежных авторов с любительским или профессиональным переводом, что дает аудитории безграничный каталог комиксов, состоящий из любых жанров и возрастных цензов.

Теоретическая значимость заключается в создании основы для авторов в области последовательного визуального искусства - комикса.

В статье исследуется трансформация комикса из последовательных иллюстраций в часть культурного кода, а также построение драматургии через повествование с помощью комиксов и изучение канонов драматургии в комиксах. Рассматриваются архетипы героев, характерные для комиксов. Проводится анализ особенностей передачи времени и места через визуальное повествование графического романа. Также проводится сравнение комикса с другими видами искусства, такими как литература и кинематограф.

Ключевые слова: комикс, драматургия комикса, структура комикса.

Для цитирования: Кузнецова А. Р. Особенности драматургии комикса // Медиасреда. 2024. № 1. С. 85-90. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-85-90

For citation: Kuznetsova A. R. (2024). Features of comic book dramaturgy. Mediasreda, 1: 85-90. (InRuss.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-85-90

Комикс-индустрия огромна, она нацелена на развлечение людей с разных точек мира. Некоторые из работ являются и познавательными, помогающими усвоить информацию. Комиксы многогранны, как формат они впитали в себя все искусство мира и готовы принять абсолютно любую форму, стоит лишь автору пожелать об этом. Авторы создают комиксы и экранизируют их, позволяют им продолжать жить в других формах, делая из комиксов не просто книгу или картинку в интернете, а целую культуру, целое мировоззрение. Сегодня комиксы захватили информационное поле, проводятся фестивали, выставки, возводятся музеи и «памятники». Визуальные истории интегрируют в социальные сети, их используют в качестве иллюстраций, вместо заголовков. Однако научиться создавать комиксы без базовых знаний будет долго и сложно, есть даже вероятность, что не получится. Скотт МакКлауд, в своей работе «Переосмысление комикса» говорил: «В основе формата, который мы называем комиксом, лежит простая идея: совместить две картинки, чтобы показать ход времени. <.. .> Комикс - это язык. Его лексикон - полный спектр визуальных символов, включая карикатуру и реализм - как по отдельности, так и в удивительных сочетаниях. Сердце комикса - в пространстве между кадрами, там, где картинки оживают в воображении читателя!» (МакКлауд 2020: 2)

Данная работа посвящена изучению драматургии комикса. В ходе исследования были выделены базовые архетипы и набор знаний для создания последовательной визуальной истории. Рассмотрено, через

какие трансформации она должна пройти, чтобы преобразоваться в другой тип искусства, на примере кинематографии. Были изучены истоки комикса и найдены его задатки задолго до нашего рождения, целых 32 века назад. Изначально комиксы не воспринимались как что-то серьезное. Они несли либо бытовую, либо развлекательную роль и являлись «дешевым» удовольствием. Даже сейчас они не для всех являются серьезным видом творчества. Многие удивляются, почему они так дорого стоят, не осознавая, что в руках у них предмет искусства - массового или элитарного. Над комиксом трудятся долгое время, иногда не один человек, а целая команда.

Слово «комикс» (с англ. «comic» - смешной) возникло еще в начале XX века в Америке, однако определением он обзавелся только в конце этого столетия. Дал его Скотт МакКлауд в своем комикс-исследовании «Понимание комикса»: «Комикс - это иллюстративные и другие изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика от зрителя» (МакКлауд 2016). Определение не зависит от стиля рисунка, темы истории, качества, жанра или целевой аудитории. Можно использовать совершенно любой материал для создания комикса, даже фотографии или акварель. Комикс сочетает в себе черты изобразительного искусства и литературы.

Сегодня термин «комикс культура» несет для нас два смысла:

1. Сумма культурных артефактов;

2. Специфический тип мышления и отношения к окружающему тебя миру (Сычев 2011: 99).

Российский исследователь комиксов Дарья Дмитриева пишет: «Сегодня первые американские комиксы

выглядят как милое «ретро», но не стоит забывать, что в свое время они несли определенную культурно-социальную функцию. Популярные юмористические сюжеты превращаются в зеркало американского среднего класса тех лет. Но комикс не только привносил в жизнь людей простой житейский, часто грубоватый, юмор, но и способствовал американизации эмигрантов, которые чувствовали разобщенность, отрыв от привычной жизни» (Дмитриева 2015).

В зависимости от страны производства визуальной истории будет меняться и его наполнение. Существует три школы в комикс-индустрии:

1. Американская

Эту школу принято считать каноничной. Главной особенностью стиля этой школы является красочность изображения и упор на реалистичные цвета, которые отображают тон и динамику сцены. Также авторы этого стиля стараются придерживаться изобразительной точности, то есть реализма пропорций тел и прочего. Лайнарт здесь выполняется крайне кропотливо, добавляя все возможные детали сцене.

2. Европейская

В отличие от американских канонов, здесь больше чтут «мультяшность». Реалистичные пропорции заменяются выдуманнымисиногдагиперболизированнымипропорциямитела,фонздесьнепрорабатывается, а рисуется условным. Однако не все европейские школы такие, в них есть и реалистичность, но она не так популярна у массового читателя.

3. Японская

Хоть школа и названа в честь Японии, в нее входят работы и других стран Азии со схожими стилями. Самым главным отличием от прочих школ будет отсутствие цвета и метод чтения справа налево. Здесь штриховка нужна для передачи динамики, а эмоции крайне гипертрофированны.

Конечно же, не обошлось и без появления работ в смешанном стиле. Авторы учатся друг у друга и перенимают элементы разных школ в свои работы, комбинируя их (Усольцева 2016).

Комикс - это формат сторителлинга, поэтому его конечный вид зависит от автора. Он может даже не содержать текст и все равно являться комиксом. Существуют также и различные способы публикации комикса: в газете/журнале, в виде веб-новеллы, рекламного поста, книги или в виде граффити на улице. Как мы видим, нет привязки к способу публикации, Скотт МакКлауд отделил содержание от формы (МакКлауд, 2016). Здесь можно подумать, что комиксом можно назвать абсолютное множество изображений, но нет. Одиночные изображения, например, комиксом назвать нельзя. Даже если они используют язык этой визуальной истории в той или иной форме (диалоговый баллон - филактер или ономатопеи - звукоподражания).

Так когда же появился первый комикс? Исследователи начинают изучать историю комикс-историй с XIX века, но Скотт МакКлауд нашел элементы визуальной новеллы в предметах искусства, созданных еще задолго до нашей эры. Поэтому точной даты создания первого комикса нам узнать не по силам.

Комикс по своей природе молчаливый, но самодостаточный. То, чего не хватает тексту литературному, может дать визуальная часть истории, а то, чего не хватает одиночному изображению, дает текст и соседние изображения (Александрова 2010). И в этом связанном повествовании мы видим, насколько комикс синтезирован из двух отдельных предметов искусства в единое. Нарратив графических историй основан на базовых принципах драматургии, поэтому в них почти не встретишь историю об одном герое. Чаще всего в комиксах действуют пары или группы героев с разными точками зрения на сюжет. Потому что «основной текст драматического произведения - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов» (Юдин

2014). Повествование, которое ведется вербальным методом нередко лишено описания из-за того, что сопровождается визуальным аспектом. Также это связано с тем, что он состоит из диалогов, монологов и ремарок автора (Вашунина 2008). В комиксе текст выстроен диалогами, поэтому повествование тоже в основном ведется с помощью диалогов или мыслей героев (Валгина 2003). В кинематографии и литературе есть единая модель ведения повествования: экспозиция, завязка, кульминация, сюжетные повороты, развязка и финал истории (Смородина 2020). Персонажи кино являются завершенными образами, подробно прорабатывается и визуальный и внутренний образ, чтобы зритель ничего не додумывал за авторов (Киуру 2022: 75-76). Комикс соединил в себе каноны двух способов сторителлинга.

Если воспринимать буквально, то с древнегреческого языка слово «драма» будет означает «действие». В визуальной истории «действие» — это один из ключевых элементов. В комиксных историях все зациклено на движении, поэтому персонажи редко остаются на одном месте: они постоянно перемещаются и взаимодействуют с другими персонажами, принимая участие почти во всех событиях. В комиксе повествование больше акцентирует внимание читателя на самых динамичных моментах и опускает что-то статичное, то есть мы видим только пик действия. Не видим, что было до него, что будет после него, как герой подходит к двери, как герой переступает порог или уже переступил его. Мы видим, как герой именно открывает дверь, а потом, что он уже в помещении находится. Однако существуют комиксы и графические романы, нарисованные в стиле раскадровки, подобно фильмам они показывают нам все вышеперечисленное. То есть и здесь существуют исключения из правил. Благодаря всему этому рассказ получается более динамичным, значительно сокращая объем текста.

Ход времени в комиксах сильно отличается от привычного нам. Персонажи не замечают сменяющих друг друга день и ночь. Все драматические формы делают прошедшее настоящим (МакКлауд 2016). Комикс живет по правилам драматургии, а потому все события в нем происходят здесь и сейчас. «Настоящее время» передается с помощью линий движения и ономатопеи, вместе они подчеркивают быстроту течения времени и связь с окружающим героев пространством. «Кадры разделяют время и пространство на череду отдельных моментов» (Хализев 2009). Принцип, по которому живет комикс, можно описать схематично: до - сейчас - после. Где «сейчас» - это пик действия, который и отображается в комиксе. Во время диалогов персонажи двигаются, а мысли героя, находящегося в раздумьях, визуализируются в виде движущихся рисунков (Юдин 2014: 321).

Однако если персонаж недостаточно убедителен, читатель может потерять интерес и отвлечься на эту нереалистичность. Чтобы сделать персонажей более яркими и запоминающимися, можно использовать три основных инструмента (МакКлауд 2019: 62-121):

1. Создание образа;

У персонажа должна быть личная история, через которую мы узнаем его мировоззрение и предпочтения; он должен визуально отличаться от других и иметь характерные черты вроде характера речи, поведения, которые будут ассоциироваться только с ним.

2. Выражение лица;

Лицо должно выражать эмоцию. Практически каждая история может быть оценена с точки зрения того, как хорошо она пробуждает эмоции читателей.

3. Язык тела.

Язык тела может многое рассказать о персонаже еще до того, как тот заговорит.

Базовыми архетипами героев для комиксов будут следующие персонажи:

- Главный герой

Главный герой - это лицо истории, через призму которого она транслируется. Он должен обладать уникальными чертами и запоминающимся дизайном, обязательно нужно хорошо его прописать. Чтобы читатель мог запомнить его на уровне ассоциаций. Если герой ведет двойную жизнь, то нужно будет вести две параллельные ветки, где он живет под разными личностями (например, супергеройской и мирной).

- Помощники героя

Помощники героя - это, по сути, его друзья. Навигаторы в его альтер-эго жизни и напарники в обычной. Это может быть один или группа персонажей, они могут быть разными. Например, если герой скрывает свою личность, то у него могут быть его «супер» помощники и «мирные». Однако есть пласт персонажей, которые двигают сюжет своей помощью главному герою, но его друзьями не являются. Деловые партнеры, назовем это так, тоже входят в этот архетип персонажа. В итоге у нас есть два типа: друг и деловой партнер.

- Любовный интерес героя

Эти персонажи служат сильной мотивацией главного героя становиться лучше, сильнее, попадать в какие-то неприятности и так далее. Благодаря любовной линии мы можем постичь непривычные нам грани персонажа, раскрыть его с другой стороны, и это очень важно. А еще «злодеи» историй все время пытаются насолить герою через его любовный интерес. Персонаж такого типа является чуть ли не вторым по важности, после героя.

- Антигерой

Антигерой - это персонаж с неоднозначной судьбой. Изначально он предстает перед нами как отрицательный герой, который все время пытается поставить подножку нашему главному герою. В процессе развития сюжета он может раскрыться с другой стороны, вплоть до трансформации в архетип «помощник». У этих персонажей есть потенциал к изменению. Они неоднозначны, также многогранны, как и главный герой. Антигероев может быть несколько на протяжении истории и не все они обязаны измениться.

- Антагонист

Второй по своей значимости персонаж в истории. Является «отражением» главного героя, его противоположностью. У него всегда другие взгляды на события, происходящие в сюжете, нередко такие персонажи вставляют палки в колеса герою. В отличие от антигероя он не имеет потенциала к исправлению. Даже если он попытается это сделать, его сущность победит его же желания. Антагониста тоже можно понять и хорошо раскрыть, чаще всего они получаются ярче, чем положительные персонажи, но зло есть зло и не стоит его «случайно» оправдывать в своих историях.

- Мирный житель

Нужны для «массы» и правдоподобности истории. Где-то служат фоном, а где-то жертвой и двигателем сюжета. Специальной роли они не несут, но личные эпизодические истории мирного жителя могут изменить героя и растрогать читателя. Если какой-то персонаж этой категории полюбился аудитории, то его могут нарисовать снова.

Существуют разные личности персонажей:

- Герой-аутсайдер

Личности этих героев характеризуются слабым уровнем социальной адаптации, в частности из-за ведения «двойной жизни». Самым ярким примером такого типа является Питер Паркер/Человек-Паук (Ли 2022).

- Без «маски»

Их «супергероическое» открыто всем, либо не имеет физической альтернативы. Примером такого типа героя может послужить Чудо-женщина (Андерсон 2021), Хеллбой (Бирн 2015), Тор (Ли 2020а).

- Состоявшиеся герои

Это герои обрели успех в своей «обычной» жизни. Примером могут являться миллиардеры Брюс Уэйн (Бэтмен) (Мур 2021а) и Тони Старк (Железный человек) (Ли 2023).

В. Пропп (Пропп 2023: 1-85) провел анализ сказок и всегда выделял одну важную задачу - классификацию. Он выявил специфический класс волшебных сказок и сделал их центром своего исследования. Следуя его примеру, мы можем выявить минимум четыре типа комиксов:

1. Сказочные;

Речь не о фольклорных сказках, а об авторских произведениях. Эти комиксы можно назвать «анимационными», так как они напоминают известные мультфильмы Уолта Диснея и других режиссеров.

2. Научно-фантастические;

3. Детективные;

4. Супергеройские;

Этот тип может включать в себя все вышеперечисленные в той или иной степени, но тема супергероя все равно останется доминирующей.

5. Повседневные.

Последний тип комиксов рассказывает нам обычные истории обычных людей, иногда с долей юмора или драмы в истории. Они максимально близки читателю по сюжету, поэтому в них легко поверить. Также, часто в такие истории подключают психологические сюжеты, чтобы помочь людям понять тот или иной недуг, через призму героя.

В своей типологии героя Томас Карлейль (Карлейль 2022) выделяет 6 типов героев: герой как божество, герой как пророк, герой как поэт, герой как пастырь, герой как писатель и герой как вождь.

И если выписывать героев по их функциям, как это делает Карлейль, то мы получим следующее:

- Хранитель

Они не имеют никаких других мотивов, кроме охраны, сохранения человечества. Таковы Доктор Стрендж (Ли 2020Ь), Супермен (Мур 2021Ь) и Человек-Паук (Ли 2022).

- Мститель

Ими движут личные мотивы. Как правило, это глубокое психологическое переживание личной трагедии - смерти родственников, возлюбленной и т. д. Примером может стать второе Ванда Максимофф (Алая Ведьма) (Робинсон 2018).

- Судья

Таким героем является Сорвиголова (Брайан 2020), и Женщина-Халк (Соул 2016). Их мотив не возмездие, а справедливость или воздаяние.

- Шут

Мотивом деятельности таких героев является развлечение. Всякое развлечение этого типа будет иметь пафос морализации в любом случае. Примером героя может служить Тони Старк (Ли 2023).

Эта типология максимально простая, и при своей простоте можно сказать, что она почти не встречает пересечений в массовой культуре. Имеются в виду именно комиксы одного цикла автора или группы авторов, потому что если рассматривать именно всю комикс-культуру, то мы все-таки сможем найти пересечение. Не будем забывать, что новые сюжеты сейчас не создаются, а создаются новые комбинации сюжетов. Поэтому если рассматривать цикл определенного комикса, то есть серии комиксов, то мы не увидим случаев пересечения таких архетипов персонажей. Они будут в единичном экземпляре.

Мотивация героя спустя время может меняться. Герой от сюжета к сюжету, из серии в серию может переживать разные события, которые как-то его трансформируют внутренне и подобные изменения персонажа хорошо продаются. Этот метод развития почти стал каноничным. Когда старую миссию он уже выполнил, ему нужно дать новую, ради которой он будет жить дальше. Чтобы серия создавалась и продавалась в дальнейшем. Это также можно расценивать как маркетинговый ход.

Комикс очень похож на кинофильм, в нем есть диалоговая часть, а также картинка, которая все иллюстрирует. Часто комикс сравнивают с раскадровкой к фильму, поэтому его очень легко экранизировать и нередко его действительно берут для адаптации, например, в Америке или в странах Азии. При описании комикса нередко используют кинематографическую терминологию вроде кадра, сцены, сценария и прочего. Это еще раз подтверждает связь визуальных историй и драматургии, а также серьезные нарративные возможности комикса как формата.

Комиксы представляют собой многообещающий вид искусства. Однако важно запомнить, что комиксы -это формат для рассказа чьей-то истории, а вовсе не жанр.

Список источников

Александрова Ю., Бархаза А. Русский комикс. Сборник статей Москва: Новое литературное обозрение, 2010. 352 с.

Андерсон, Х. Л. Чудо-Женщина. Начало бури Москва: РОСМЭН, 2021. 192 с.

Бирн Д., Миньола М. Хеллбой. Том 1. Семя разрушения Москва: XL Media, 2015. 152 с.

Брайан, М. Б. Сорвиголова. Полное издание. Книга 1 Москва: Комильфо, 2020. 456 с.

Валгина Н.С. Теория текста. Москва: Логос, 2003. 191 с.

Вашунина И.В. Иллюстрирование как средство визуализации текстовой информации. // Вестник ВятГУ № 3. 2008. 47 с.

Дмитриева Д. Век супергероев. Истоки, история, идеология американского комикса Москва: Изотека, 2015. 320 с.

Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории Москва: Рипол-Классик, 2022. 410 с.

Киуру, К. В. Драматургический дизайн, нарративный дизайн и визуальный сторителлинг как этапы создания медиапродукта // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3(45). С. 73-80. DOI 10.47475/2070-0695-2022-10308.

Ли С., Бернштейн Р., Либер Л. Классика Marvel. Железный Человек Москва: Комильфо, 2023. 208 с.

Ли С., Бернштейн Р., Либер Л. Классика Marvel. Могучий Тор Москва: Комильфо, 2020. 280 с.

Ли С., Дитко С. Классика Marvel. Человек-Паук Москва: Комильфо, 2022. 272 с.

Ли С., Дон Р., Стив Д. Классика Marvel. Доктор Стрэндж Москва: Комильфо, 2020. 328 с.

Макклауд С. Переосмысление комикса Москва: Белое яблоко, 2020. 252 с.

Макклауд С. Понимание комикса Москва: Белое яблоко, 2016. 216 с.

Макклауд С. Создание комикса Москва: Белое яблоко, 2019, 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мур А., Болланд Б. Бэтмен. Убийственная шутка Москва: Азбука, 2022. 72 с.

Мур А., Гиббонс Д. Супермен. Человеку, у которого есть все Москва: Азбука, 2021. 40 с.

Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 608 с.

Робинсон Д., Руди М., Диллон С., Вижнс К. Алая ведьма. Книга 1. Путь ведьм Москва: Fanzon, 2018. 112 с.

Смородина О. В. Нелинейный нарратив в литературе, кинематографе и гипервидео // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2020. № 3. С. 235-240.

Соул Ч., Пулидо Х., Уимберли Р. Женщина-Халк. Том 1. Закон и беспорядок Москва: Комильфо, 2016. 136 с.

Сычев, И. Ю. Герой комикса и герой комикс-культуры // Челябинский гуманитарий. 2011. №4 (17) С. 99-103.

Усольцева Д.А. Проблема научной классификации художественных произведений в жанре «комикс» // Молодой ученый. №4.1. 2016.С. 51-53.

Хализев, В. Е. Теория литературы. // Академия. 2009. № 5. С. 432.

Юдин Л. А. Драматургический потенциал графического романа // Уральский филологический вестник. 2014. №5 С. 317-323.

Информация об авторе

А. Р. Кузнецова - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Константин Валерьевич Киуру - доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;

принята к публикации 10.06.2024. The article was submitted 15.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 10.06.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.