Медиасреда. 2024. № 1. С. 62-65. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 62-65. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 791
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-62-65
СПЕЦИФИКА РАЗРУШЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ В СУПЕРГЕРОЙСКОМ КИНО
Анастасия Алексеевна Буланова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, ORCID: 0009-0008-3580-0637, [email protected]
Аннотация. Статья обращается к особенностям разрушения стереотипных образов супергероев. Через анализ популярного кинематографа автор исследует жанровую специфику и предлагает классификацию стереотипных персонажей на основе фильмов. Также рассматриваются приемы и функции, помогающие транслировать образ в соответствии с заданными социокультурными тенденциями. Цель исследования -изучение стереотипных образов и влияния социокультурных тенденций на изменение супергероя в течении всей истории создания комиксовых фильмов. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при написании сценария и создании фильма, в подготовке научных работ на смежные темы и в углублении понимания истории кино. В процессе работы был выявлен упадок индустрии кинокомиксов. Масштабный проект продемонстрировал все, что мог дать в современном проявлении и сейчас стоит серьезная проблема создания актуальной истории посредством изменения подхода к сценарию. Гибкость предлагаемого жанра позволяет выходить за шаблонные приемы и искать новые способы трансформации героя. Для достижения цели и задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и специальной литературы, описание, наблюдение, сравнение и обобщение. Исследование выполнялось на материале Н. А. Цыркун «Социально-исторические и эстетические аспекты трансформации кинокомикса в системе американской культуры» и «Супергерои комиксов и обратная сторона титанизма», где автор выделяет три основные формы двойничества. На основе этого мы пришли к выводу, что супергерой — это сложный и неоднозначный феномен современной культуры. Он достаточно динамичен и постоянно претерпевает изменения, что свидетельствует о том, что тема нуждается в дальнейшем изучении.
Ключевые слова: супергерой, стереотипный образ, супергеройское кино, жанр, особенности, кинокомикс
Для цитирования: Буланова А. А. Специфика разрушения стереотипов образов героев в супергеройском кино // Медиасреда. 2024. № 1. С. 62-65. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-62-65
For citation: Bulanova A. A. (2024). Specifics of destroying stereotypes of hero images in superhero movies. Mediasreda, 1: 62-65. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-62-65
История супергеройского кино взяла свое начало еще в прошлом столетии и за последние 30 лет активно развивалась, в процессе чего жанр доказал свою актуальность и независимость. До того, как это произошло, кинокомиксам пришлось пройти путь от низкосортных фильмов для детей до блокбастеров, собирающих по всему миру миллионы зрителей. (Орестова, Ткаченко 2018). И только в 1978 году картина в главной роли с Суперменом показала, что «человек может летать». В конце девяностых и в начале нулевых супергероика в России была чем-то новым и неизведанным: яркие костюмы, невероятная сила и харизматичные персонажи, дарившие эскапизм в мир справедливости и доброй силы. (Лосев 2023)
В 2008 году вышел «Железный человек» определивший будущее десятилетие, что предзнаменовало появление мира, где объединяются все персонажи - кинематографическая вселенная. Существование вымышленной вселенной обеспечивается многочисленными приквелами, сиквелами, интерквелами, спин-оффами, кроссоверами и т. д. (Маткин 2018a) Так, дальнейшее развитие обычно сохраняет всю заданную хронологию, поддерживая существование канона универсума и распространяется также на компьютерные игры и анимационные фильмы. (Маткин 2018) Стоит отметить, что киновселенная заняла свое место не только в кинотеатрах, но и на полках магазинов игрушек и одежды - это «медиафраншиза», представляющая собой огромный бизнес (Селина 2018). Главная особенность супергеройского фильма - это то, что большая часть создана по мотивам комиксов, но важно помнить, что картины о супергероях не идентичны
комиксам, поскольку на фильм влияет множество факторов, начиная от финансовых и профессиональных ресурсов и заканчивая цензурой, которая сопутствует кинопроизводству. Сюжеты часто носят батальный характер. В ответ на эту тенденцию режиссеры переосмысливают как сам жанр, так и персонажей, придавая собственное настроение работе. Супергероика отличается гибкостью, что позволяет воплощать разные по манере повествования, атмосфере и общему тону картины задумки, осуществлять идеи, завоевывающие внимание разной категории зрителей (Ковалева 2018). В рамках одной только MCU присутствовали картины в жанрах космическая опера - «Стражи Галактики», подростковая комедия - «Человек-паук: Возвращение домой», хоррор и ужасы - «Гори, гори ясно», драма от М. Найт Шьямалана «Неуязвимый» и неонуар от DC «Темный рыцарь». Вышесказанное подтверждает, что кино, как и любой другой элемент медиасреды, постоянно меняется и приспосабливается, что приводит к изменению форм и жанров.
По мнению П. Кугана, супергерой должен обладать MPI (mission-power-identity) - миссией, силой и супергеройской идентичностью. При этом не все герои одинаково подходят под описание, возможны вариации. Чтобы определить, действительно ли персонаж является супергероем, Куган предлагает мысленно переместить образ в не супергеройский жанр и посмотреть, насколько уместно его нахождение там (Маркова 2021). Несмотря на обязательные критерии, супергерой проходит путь трансформации, изменяясь под влиянием тенденций. Часто именно стереотипы формируют образ, который является отражением эпохи. Классификация героев поможет понять, какие клише используют авторы картин. Мы создали следующую типологию, изучив кинематограф за последние 30 лет:
1. Классический супергерой. Изображается как бесстрашный рыцарь, обладающий сверхъестественными способностями, отвагой и решимостью, чтобы сражаться. Он олицетворяет доброту и оптимизм, спасает мир от злодея, помогает обычным людям и даже врагу, если тот окажется в беде.
1. Герой-монополист. Гениальный человек, занимающийся изучением технологий в попытках достичь результата. Он обязательно сделает открытие и привнесет что-то новое, но может посчитать нужным не говорить об этом.
2. Герой, имеющий силу или внешность как у животного.
3. Герой божественного происхождения или с магическими способностями.
4. Герой, получивший свои силы искусственно.
Примечательно, что почти все супергерои являются сиротами или от них отказались родители (Хангиров 2014). Также частой тенденцией является безбрачие героев - наследие эпоса вестернов с их принципом одиночества и независимости даже в любовных делах. Женатый герой противоречит основному принципу -сериальности, ибо свадьба означала бы конец его приключениям (Цыркун 2014a). Чего не сказать о детях, которые не мешают повествованию, а позволяют создать новую сюжетную линию.
Стоит помнить, что одним из аспектов супергероя является наличие «скрытой идентичности». Н. А. Цыркун выделяет три основные формы двойничества. Первый вариант - это двойничество личности героя, его внутренний раскол, разное самоопределение его в публичной и теневой жизни. Второй -дуальность, противостояние «положительного» протагониста и его «отрицательного» антагониста. Третья форма еще более сложная и искусная - зеркальное отображение супергероя в его противнике. Таким образом, мы поняли, из чего состоит дизайн героя, что является шаблоном при его создании и как это влияет на наше восприятие и кино в целом (Цыркун 2014b).
Супергерой всегда архитипичен и вытекает из модели творца, реализуясь в образе «героя» (Кузина 2020). Актуализация того или иного архетипа происходит, согласно Юнгу, под воздействием некой проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни. Как писал Мирча Элиаде, мифы разных народов могут отличаться друг от друга в зависимости от культурных и религиозных особенностей, но за внешней оболочкой скрывается общий стержень. Из этого следует, что идея «сверхчеловека» присутствует в культуре с момента зарождения цивилизации и с развитием поклонения сверхъестественному в форме религиозных убеждений. (Цыркун 2014c)
В России долгое время супергероев в понимании сверхлюдей с неординарными способностями не существовало, как и культуры комиксов. Если в Америке истории о парнях в трико выпускались с тридцатых годов, то в Россию комиксы попали на рубеже девяностых и нулевых (Артамонова 2022). Они были неформально запрещены в Советском Союзе, и до сих пор существует цензура, которая ограничивает творческую силу создателей и оказывает влияние на качество и уникальность продукта. С появлением Marvel и DC в России отечественная супергероика старалась создать как можно больше своих интерпретаций. Однако, по нашему мнению, многие попытки были если не провальными, то не дотягивали до уровня. Примером такого фильма служит «Индиго» 2008 года. Название - хороший пиар-ход, основанный на байке про «детей-индиго», которых в нулевые часто обсуждали на передачах и которые будоражили мысли простых людей. Эта тенденция повлияла на главных героев, которыми являются именно подростки. Странные способности юношей, отсутствие конкретной цели у антагониста и недокрученный детектив сделали киноленту лишь результатом попытки снять блокбастер. В «Черной молнии» 2009 года
встречаются привычные нам приемы, заимствованные у Голливуда: смерть родственника-наставника, личный кризис героя и уморительно утрированный злодей, который собирается уничтожить Москву ради бриллиантов. По традиции в фильме прославляется героизм простых людей, совершавших подвиги во имя общего блага. Тем не менее идея о летающей «Волге» - слабая основа для современного кино, ностальгия, которая работает только на русский менталитет.
Если посмотреть на западных супергероев, то история имеет корни с начала культуры Америки, где религия ставила во главу трудолюбие и прогресс. Супермен был первым порождением социокультурных тенденций времен Великой депрессии в США. Он взял на себя роль социального активиста, борющегося с нечестными бизнесменами и политиками, а также со сносом старых зданий. Люди видели воплощение либерального идеализма, поскольку он боролся за разные классы. Во время Второй мировой войны аудитории был представлен Капитан Америка как еще один архетип объединяющего символа, выступающего под маской «мессии-посредника» - он как никогда был востребован среди зрителей (Грибовская 2015).
Сейчас зритель устал как от перенасыщения жанром и контентом, так и от шаблонного сюжета и ожидаемых событий, что объясняет популярность сериала «Пацаны» (Антипенко 2021). Это острая и максимально откровенная история про мир супергероев и людей, которые смотрят про них фильмы и восхищаются. Но одновременно сериал - радикальное антикорпоративное высказывание, направленное не только против традиционных корпораций, но и против религиозных и государственных, где раскрывается цинизм и двуличие людей, прикрывающихся самыми благими намерениями ради богатства и власти. Патриот разделяет качества героя: у него яркая улыбка, он вызывает ощущение надежности и гордости за свою страну, мотивирует не бояться идти в бой с врагами. За образом супергероя скрывается безразличие к жизням, слабохарактерность и трусость, желание быть любимым и отсутствие умения любить. Такая реальность с супергероями, которые получили безграничную власть, а их имидж строится не столько на благодетельности, сколько на возможности заработать, будь это реклама, новый сериал или иллюзия помощи приюту. Сериал запустил новую тенденцию, показывающую не идеальный мир, где борется добро и зло, а реальный и очень сложный, со множеством «но» и обстоятельствами, выход из которых не назвать геройским. Можно сделать вывод о том, что образ супергероя отражает динамику изменения общества и его взглядов на мир, что делает эти фигуры не только развлекательным феноменом, но и важным культурным явлением, способным отразить и воздействовать на общественные ценности и идеалы.
Разрушение стереотипного образа - это процесс, в котором автор намеренно игнорирует или отклоняется от традиционных представлений, идет вопреки заданной когда-то тенденции и иногда удовлетворяет появляющийся запрос зрителя. Один из предрассудков гласил, что девушка не имеет способность к обучению и давать ей возможность реализовывать себя в направлении помимо искусства бесполезно, поэтому ее роль состояла только в поддержании семейного очага и материнстве (Эмирильясова 2016). На супергероику этот стереотип повлиял не меньше, чем на другие жанры. Даже в современном кино, таком как «Темный рыцарь» и «Человек-паук» женщина либо объект проблем, либо уязвимое место, она занимала второстепенные роли и была сексуализирована (Новикова 2016). В картине «Женщина-Халк: Адвокат» Дженнифер Уолтерс увеличивает внутренний стержень прямо пропорционально новым способностям и размерам. Всеми возможными способами заявляет миру о том, что она полноценный супергероиней, а не женская версия Халка. Ее портрет сочетает в себе жесткость, силу духа, интеллектуальность и чувствительность, что полностью отвечает запросам зрительниц. Персонаж не уходит в мужественность и грубость, но и не пользуется приторной миролюбивостью и чуткостью. Если раньше популярностью пользовался костюм на высоком каблуке и с короткой юбкой, сейчас супергероиня может позволить ходить в том, в чем удобно.
Активация стереотипов может привести людей к возникновению предрассудков в отношении представителей той или иной социальной группы, и как только закрепятся в сознании людей такого рода стереотипы, от них будет трудно избавиться. Множество исследований показывает, что активация предрассудков в значительной степени осуществляется автоматически и ее трудно контролировать (Питерова, Тетерина 2016). Медиаобразы и повествования часто утверждают, что темнокожие люди -преступники, что ведет к поддержанию и усилению этих домыслов в обществе. Неравенство в доступе к образованию и другим ресурсам может создать условия, которые предрасполагают к криминальной деятельности, а затем этот факт используется для подтверждения. В данный момент идет тенденция избавления от этих предубеждений, но все еще трудно встретить темнокожего супергероя в кино. На фильм «Черная Пантера» повлияла афроамериканская культура, которая пытается занять место и прочно основаться в современности. В свете того, что большинство супергероев являются белыми мужчинами, появление картины, созданного темнокожим режиссером, играет огромную роль в трансформации героев под давлением тенденций.
Мы убеждаемся в том, что подобные приёмы способны подвергнуть сомнению типичные ожидания и предпочтения аудитории, повышая интерес и привнося интригующие моменты в сюжет. Приемов
разрушения стереотипных образов достаточно и всеми ими пользуются режиссеры. Стоит помнить, что у каждого времени свои герои и законы, по которым строится в том числе и кинематограф. Ушедшие тренды превращаются не в истину, а в предрассудки, явно устаревшие и неактуальные. Новаторский подход к сюжету позволяет авторам привнести в мир оригинальные проекты, которые бросают вызов привычным представлениям о супергероях и позволяет увидеть новые аспекты этого жанра.
Список источников
Артамонова У З. «Попкорн-дипломатия»: роль американских блокбастеров в вопросах миропорядка // Анализ и прогноз. Журнал Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук. 2022. №3. URL: https://www.afjoumal.ru/2022/3/ dynamics-of-social-and-political-spaces/popcorn-diplomacy-american-blockbusters-and-world-order (дата обращения: 20.01.23). DOI 10.20542/afij-2022-3-76-90.
Грибовская В. О., Тухватуллин Р. Р. Американская мечта и супергерой в комикс-культуре золотого века // Манускрипт. 2021. №1. С. 86-88
Ковалева Л. С. Образ супергероя в современном американском кинокомиксе // Артикулы. 2018. №1 (29). С. 104-108.
Кузина Н. В. Роль супергероя в формировании отечественного социокультурного пространства // Галактика Медиа: Журнал медиаисследований. 2020. №3. С. 225-230.
Лосев Д. В. Блистательное и ужасающее восхождение американского сверхчеловека в жанре супергероик // EISCRT. 2023. № 1 (2). С. 165-188.
Маркова М. В. Особенности трансформации супергеройского комикса в российском культурном пространстве: на примере bubble comics // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. №9. С. 90-98.
Маткин А. В. Вымышленные вселенные в современном фантастическом кинематографе // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8. № 5A. С. 242-249.
Маткин А. В. Фантастическое как метод построения кинематографических вымышленных вселенных // Социология. 2018. №3. С. 18.
Новикова М. Э. Образ супергероини в американских комиксах как способ передачи гендерных стереотипов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4 (5). С. 667-668.
Орестова В. Р., Ткаченко Д. П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 61. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.02.2014).
Питерова А. Ю., Тетерина Е. А. Социальные стереотипы: особенности формирования и изучения // Наука. Общество. Государство. 2016. №1 (13). С. 10.
Селина Е. Е. Эволюция кинематографического образа: от образа-движения к образу-времени // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №3 (20). С. 19.
Цыркун Н. А. Супергерои комиксов и обратная сторона титанизма // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 14. С. 242-249.
Цыркун Н. А. Социально-исторические и эстетические аспекты трансформации кинокомикса в системе американской культуры: спец. 17.00.03 «Кино-, теле- и другие экранные искусства»: автореф. дис. ... д-р искусствоведения. Москва, 2014. С. 20-35.
Эмирильясова С. С. О необходимости разрушения стереотипов: гендерный аспект // Евразийский Союз Ученых. 2016. №2 (23). С. 45-49.
Информация об авторе
А. А. Буланова - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Максим Алексеевич Демчук - старший преподаватель кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;
принята к публикации 10.06.2024.
The article was submitted 23.04.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 10.06.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.