МЕДИАКУЛЬТУРА. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Медиасреда. 2024. № 1. С. 59-61. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 59-61. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070:77
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-59-61
ВИРТУАЛЬНАЯ ФОТОВЫСТАВКА КАК МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ: СОЗДАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ
Екатерина Дмитриевна Аскарова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Авторская статья предлагает комплексный анализ процесса создания и продвижения виртуальных фотовыставок как медиакоммуникационных продуктов. Работа представляет собой исследование теоретических основ и практических аспектов этого процесса, включая рассмотрение драматургии в фотографии и анализ восприятия зрителя виртуальной выставки.
В статье также подробно рассматривается преимущество адаптации традиционных арт-фотографических методов под виртуальное пространство и использование инновационных технологий для создания уникального и запоминающегося опыта для зрителей. Большое внимание уделено вопросам визуального контента, его организации и воздействия на целевую аудиторию через средства цифровой коммуникации. В создании фотовыставки большое внимание отводится экспонатам-фотографиям, поэтому в статье автор уточнил важность драматургии в фотографии.
На основе проведенного анализа разработан универсальный план коммуникативного продвижения, который может быть применен для успешного продвижения виртуальных фотовыставок любого жанра. Данный план включает в себя стратегии и методы вовлечения аудитории, механизмы привлечения внимания к выставке, а также способы удержания интереса зрителей на протяжении всего периода проведения выставки. Также расписаны возможные варианты анализа успешности выставки: эффективность выставки как мероприятия, продвигаемого средствами PR, коммуникационные, социальные и экономические показатели.
Статья предназначена для профессионалов в области фотографии, медиакоммуникаций, маркетинга и культуры, а также для всех, кто интересуется новыми форматами выставочной деятельности и виртуальными пространствами. Работа представляет собой исследовательский материал, способствующий расширению знаний в области медиакоммуникаций и культурного менеджмента.
Ключевые слова: виртуальная фотовыставка, фотография, фотопроект, драматургия, продвижение, коммуникативная кампания.
Для цитирования: Аскарова Е. Д. Виртуальная фотовыставка как медиакоммуникационный продукт: создание и продвижение // Медиасреда. 2024. № 1. С. 59-61. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-59-61
For citation: Askarova E. D. (2024). Virtual photo exhibition as a media communication product: création and promotion. Mediasreda, 1: 59-61. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-59-61
Визуальный медиакоммуникационный продукт - это результат профессиональной деятельности медиакоммуникатора по производству визуальных образов: фотография, видео, клип, фильм и т. д. (Киуру 2023)
Фотография - материальный фрагмент истории или памяти, благодаря которому происходит культурное обогащение зрителя (Арнхейм 2007).
Фотография является источником информации о человеке, людях, важном событии, социальной идее и других возможных концепциях. При тщательном просмотре фотографий зритель может проанализировать происходящее в кадре (Гурьева 2014). Если жанр фотографии документальный, то можно определить событие на фото, распознать людей, эпоху, время, эмоции героев и другую полезную для понимания картины информацию.
Так, фотография зачастую становится как самостоятельным предметом выставок, так и может быть в составе с другими дополняющими данную выставку медиакоммуникационными продуктами (Беляева 2018). С появлением и распространением сети Интернет, музеи стали активно пользоваться онлайн преимуществом и переносить свою экспозиции в формат онлайн. Они могут размещаться как на официальных ресурсах музеев, таких как сайты, социальные сети, видеохостинги и т д., так и на специально созданных платформах, которые также могут быть в формате страниц в соцсетях, отдельного много- или одностраничного сайта, отдельном канале на видеохостинге и т. д.
Чтобы точнее определить формат виртуальных выставок, можно обратиться к сравнению преимуществ онлайн и аналоговых физических материальных выставок: по режиму экспонирования и просмотра виртуальная выставка имеет преимущество перед аналоговой за счет дистанционного режима, где не подразумевается перемещение зрителя в пространстве/локации как при взаимодействии с аналоговой выставкой в музее/галерее, а также за счет открытого просмотра, что делает виртуальные выставки намного доступнее большему количеству зрителей. Экспонируемые объекты двумерны и виртуальны (цифровые фотографии или изображения аналоговых фотографий), в то время как аналоговая выставка имеет трехмерные материальные объекты (аналоговые изображения и т. д.) (Ромакина 2020).
Говоря о заложенных смыслах в фотографии, можно выделить три важных аспекта: готовность зрителя принять тот факт, что «кадра рамка вырезает некую часть реальности», то есть то, что фотография лишь репрезентует реальность; технические навыки, формат, кодирование, навык обработки фотографии и композиционные навыки, знание композиции, ракурса важны при создании кадров, важно также наличие дополнительного посредника или его отсутствие, который может давать зрителю добавочную интерпретацию заложенных смыслов (Куликова 2021).
Процесс создания и продвижения виртуальных фотовыставок.
Выставочный фотопроект всегда должен содержать концепцию. Для создания концепции автору (фотографу, фотожурналисту, журналисту) необходимо определить тему и идею создаваемых фотографий, определить героя/моделей. Главная цель фотопроектов - привлечение внимания аудитории к иллюстрируемой проблеме.
Жанры фотографии могут быть разные, подходящие для выражения конкретной задумки, но обычно фотопроекты делят на событийные - описывающие какое-либо событие, происшествие, встречу и тд. - и тематические - с созданной с нуля идеей и концепцией. По технической составляющей кадры также можно разделить на художественные и документальные в зависимости от количества обработки и монтажа фото.
Структура фотопроекта не сильно отличается от структуры материалов другой тематической направленности. Так, публикация должна состоять из заголовка, лидер-абзаца, подборки из 10-30 фотографий и их описаний. Также можно добавить цитаты, личное мнение героя проекта или автора и другое (Торопова 2016).
Виртуальная фотовыставка может быть представлена в нескольких форматах: одностраничный лендинг, многостраничный сайт, pdf, презентация и другие. Она может включать в себя аудио- и видеоформаты для того, чтобы выставки были мультимедийными и интерактивными, что позволит сильнее и дольше удерживать внимание зрителя (Башарина 2016). Также можно и даже необходимо предоставить зрителю возможность поделиться обратной связью, своими впечатлениями и эмоциями (Ляшко 2006). При технической ресурсной составляющей можно вставить блок для сбора обратной связи прям на сайте, либо возможность оценивания (лайк, дизлайк) и комментирования. Также это можно сделать в социальных сетях проекта: также через возможность ставить реакции и комментировать посты, а также открытые сообщения (в группе или страницы).
После создания виртуальной фотовыставки необходимо, чтобы о ней узнал потенциальный зритель. Существует несколько этапов организации коммуникативной кампании:
Первый этап: анализ целевой аудитории (ЦА), формулировка цели и задач продвижения (Абанкина 1996). Необходимо провести сегментацию ЦА и разделить ее по разным сегментам: определить демографические, географические, экономические, психологические параметры, интересы, потребности и ожидания. Чтобы удовлетворить каждого зрителя, важно понять их мотивы посещения выставки (Белов 2018). Они могут быть развлекательными, обучающими, с целью получить эстетическое удовольствие, вызванные интересом к персоне автора проекта, интересом к личности героя и другими. Следующий шаг -формулирование цели и задач продвижения (Рыбак 2015). Так, например, можно выделить число зрителей, продаваемых билетов на выставку/регистраций.
Второй этап - создание и разработка уникальности проекта, того, что будет отличать его от других схожих по тематике (Малявкина 2015). Создание команды, которую также можно поделить на службы, где каждая имеет свою зону ответственности. Если выставка коммерческая, то необходимо выделить бюджет на реализацию каждого этапа продвижения (СМИ, Интернет, специальные мероприятия). Составление календарного плана, дедлайны, определение дат всех мероприятий, тайминг публикаций (Кальберт 2014).
Существует несколько каналов продвижения виртуальных фотовыставок:
Интернет. Примеры продвижения: сайт, сотрудничество с блогерами, лидерами мнений, коллаборации с известными людьми, SMM в социальных сетях выставки (Боголюбова 2017).
СМИ. Примеры продвижения через традиционные СМИ, пресс-релизы, выпуск сюжетов про выставку, про ее создание (Гордин 2014).
Специальные мероприятия. Примеры продвижения: мероприятия для прессы, пресс-конференции, партнерские проекты, интеграция в другие внешние мероприятия.
Последний этап - оценка эффективности продвижения (Каликова 2021). Ее можно оценить через такие параметры, как количество посещений выставки, регистраций, посещений на сайте, количество отзывов, публикаций, репостов и т. д., контент-анализ, узнаваемость личного бренда автора проекта после проведения выставки и другие.
Список источников
Абалкина Т. В. PR некоммерческой организации, теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации: научная статья. Поддержка Общественных Инициатив, 1996. 20 с.
Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: монография. Москва : Архитектура-С, 2007. 391 с.
Башарина Е. А. Художественные выставки: инновационные технологии организации проведения : статья. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. академ. ун-та, 2016. С. 42-48.
Белов А. Что-то новое и необычное: аудитория современного искусства в крупных городах России: монография. Екатеринбург : 2018. 400 с.
Беляева М. А. Новые музейные коммуникации: цифровая перезагрузка : статья. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. № 4. 9 с.
Боголюбова С.А. Современные интерактивные технологии как способ повышения эффективности выставочно-конгрессной деятельности: статья. Санкт-Петербург : СПбГЭУ 2017. С. 26-32.
Гордин В. Э. Совершенствование музейного менеджмента на основе развития событийной деятельности: статья. Санкт-Петербург: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2014. № 4. С. 73-82.
Гурьева М. М. Фотография как архив: научная статья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. № 96. С. 334-339.
Каликова Ю. В. Фотовыставка в виртуальном пространстве или виртуальные музеи и экспонирование фотовыставок: статья. Накосфера, 2021. № 4-1. С. 22-24.
Кальберт Ф. Маркетинг культуры и искусства. АРТПресс, 2014. 256 с.
Киуру, К. В. Коммуникационный и медиакоммуникационный продукт в дискурсах креативных индустрий: к вопросу о типологии. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 2023. № 3. С. 5-10. DOI 10.15826/izv1.2023.29.3.041.
Ляшко А. В. Музей в пространстве визуального опыта современного человека // Музей-зритель, XXI в.: материалы конф. к 80-летию науч.-просвет. отд. СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 2006. 123 с.
Малявкина И. В. Рекламные и PR-технологии как средство продвижения социально-культурных проектов : научная статья // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2015.
Ромакина М. А. Виртуальные фотовыставки в современном медиапространстве : статья. Москва: Медиа Альманах, 2020. № 4. С. 48-62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2020.4862
Рыбак К. Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в цифровую эпоху // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей. Москва. 2015. С. 369-374.
Торопова Е. О. Художественная выставка. Методика организации экспозиции : монография. СПб : Март, 2017. 43 с.
Информация об авторе
Е. Д. Аскарова - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Константин Валерьевич Киуру - доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;
принята к публикации 15.06.2024.
The article was submitted 15.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 15.06.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.