Научная статья на тему 'Особенности банкротства энергетических организаций'

Особенности банкротства энергетических организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АКТИВЫ / НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АКТИВЫ / ЗАМЕЩЕНИЕ АКТИВОВ / ДОПЭМИССИЯ АКЦИЙ / BANKRUPTCY / INSOLVENCY / AUTHORIZED CAPITAL / PRODUCTION ASSETS / NON PRODUCTION ASSETS / REPLACE MENT OF ASSETS / ADDITIONAL ISSUE OF SHARES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Константин Константинович

На конкретном примере банкротства одной из региональных энергетических компаний исследуются особенности применения реабилитационных мер, обеспечивающих сохранение производственного потенциала организации должника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BANKRUPTCY OF ENERGY ORGANIZATIONS

Using a concrete example of the bankruptcy of a regional energy company, the author examines the specifics of applying rehabilitation measures that ensure the preservation of the debtor’s production potential

Текст научной работы на тему «Особенности банкротства энергетических организаций»

УДК 347.736(470+571) (094.5.072)

ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Лебедев Константин Константинович

Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет, доцент кафедры коммерческого права, к.ю.н., доцент, e-mail: Lebedev_ [email protected]

На конкретном примере банкротства одной из региональных энергетических компаний исследуются особенности применения реабилитационных мер, обеспечивающих сохранение производственного потенциала организации-должника

Ключевые слова: банкротство; несостоятельность; уставный капитал; производственные активы; непроизводственные активы; замещение активов; допэмиссия акций

FEATURES OF BANKRUPTCY OF ENERGY ORGANIZATIONS

Lebedev Konstantin K.

Saint Petersburg State University, faculty of law, associate Professor of the Department of commercial law, Ph. D., associate Professor, e-mail: [email protected]

Using a concrete example of the bankruptcy of a regional energy company, the author examines the specifics of applying rehabilitation measures that ensure the preservation of the debtor's produc-tion potential

Keywords: bankruptcy; insolvency; authorized capital; production assets; non-production assets; replacement of assets; additional issue of shares

Для цитирования: Лебедев К.К. Особенности банкротства энергетических организаций // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 86-90.

Правовая система России допускает признание несостоятельной (банкротом) коммерческую организацию любого вида и любой организационно-правовой формы, за исключением казенного предприятия, действующего на основе права оперативного управления закрепленного за ним государственным имуществом, о чем говорит п. 1 ст. 65 и п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [1]. Не сделано никаких исключений для коммерческих организаций, осуществляющих производственную деятельность по обеспечению потребности страны и ее населения в товарах, работах, услугах, в электрической и тепловой энергии и т.п.

Неплатежеспособность и последующая несостоятельность коммерческой организации может повлечь за собой признание банкротом и на этой основе ликвидацию с прекращением ее деятельности. Но особенности деятельности различных видов коммерческих организаций не могут не учитываться при рассмотрении судами дел о банкротстве.

В Федеральном законе от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с последующими изменениями (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) [2] наряду с общими правилами установлены специальные правила о банкротстве некоторых видов коммерческих организаций - юридических лиц, а именно: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, кредитных и других финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, организаций-застройщиков, участников клиринга и клиентов участников клиринга (глава IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц») [3].

Относительно других, не названных в главе IX Федерального закона № 127-ФЗ производственных коммерческих организаций, каких-либо специальных норм в данном законе не содержится, что представляется явным упущением со стороны законодателя. Так, по общему правилу дело о банкротстве коммерческой организации может быть возбуждено в суде при условии, что предъявленные к ней денежные требования составляют в совокупности не менее, чем триста тысяч рублей, и соответствующие финансовые обязательства не исполнены должником в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, причем эти требования должны быть подтверждены по общему правилу решениями налогового или таможенного органа либо вступившим в законную силу решением суда (п. 2 ст. 3 и пп. 2 и 3 ст. 6 Федерального закона № 127-ФЗ). Все предусмотренные данным законом процедуры могут быть применены к коммерческим организациям производственного профиля, независимо от вида выпускаемой ими продукции и ее значения для социально-экономического развития страны.

ЗагодыдействияФедеральногозакона№ 127-ФЗ были обанкрочены и ликвидированы многие сотни малых и средних строительных, транспортных и других организаций. По данным статистики, в 2017 г. арбитражными судами было рассмотрено 46 642 дела о несостоятельности (банкротстве), из них окончено в связи с завершением конкурсного производства - 9 788; в 2018 г. рассмотрено 59 542 дела и завершено, соответственно - 9 129 [4]. Не минула сия чаша и некоторые крупные и сверхкрупные организации. Например, неожиданно обанкротилась одна из крупнейших и успешных наших авиакомпаний - компания «Трансаэро».

Особенности банкротства энергетических ..

Молох банкротства способен перемолоть любую коммерческую структуру. Высказывается мнение о том, что институт банкротства выполняет важную социально-экономическую функцию: благодаря ему с рынка удаляются нерентабельные, не способные выдерживать конкуренцию организации, а рынок расчищается, и освобождается пространство для других экономических структур. Отчасти, может быть, и так. Но фактически при банкротстве приостанавливается эксплуатация основных производственных фондов, растаскиваются активы, сокращается число рабочих мест, люди остаются без работы, спрос удовлетворяется в меньшем объеме. Те сегменты рынка, в которых были заняты обанкроченные и ликвидированные организации, заполняются их конкурентами, как правило, более крупными компаниями; происходит не очищение рынка, а напротив, его сужение вследствие сокращения числа действующих производственных организаций, снижается уровень конкуренции.

Все сказанное в полной мере относится и к коммерческим организациям (компаниям, корпорациям), действующим в сфере энергетики. Относительно энергетических компаний в Федеральном законе № 127-ФЗ специальных правил не содержится, что также представляется упущением со стороны законодателя. На отношения по банкротству энергетических компаний распространяются общие нормы данного закона. Вместе с тем имущественное, в том числе финансовое положение энергетических компаний отличается определенным своеобразием, которое не может не учитываться в правовом регулировании и правоприменительной практике.

Надо отметить, что действующая в стране система тарифов на электрическую и тепловую энергии, в принципе, обеспечивает устойчивое финансовое положение энергетических компаний, определенную, пусть не очень высокую, рентабельность их деятельности. Периодически размеры тарифов корректируются в сторону увеличения, но в разумных пределах и под контролем антимонопольных органов, поэтому система тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на газ, действующая в настоящее время (2017-2020 гг.), не вызывает протестов со стороны потребителей. В конце 2018 г. известный деятель А.Б. Чубайс (руководитель ПАО «Роснано») высказал соображение о необходимости повышения тарифов на электрическую энергию, поскольку, по его мнению, действующие тарифы сильно занижены и не соответствуют рыночным условиям. Чтобы поддержать или не поддержать эту точку зрения, надо провести глубокое экономическое исследование, учесть все социальные и политические аспекты проблемы. Также должен быть учтен опыт государственного регулирования финансовых рынков в период пандемии «Соу1ё-19». Не все так просто, как некоторым кажется.

К сожалению, достаточно широко распространено такое явление, как уклонение физических и юридических лиц от своевременной оплаты

потребляемой энергии. Неполучение средств за отпущенную энергию влечет за собой ухудшение финансовых показателей энергетических компаний и является основной причиной их неплатежеспособности. Относительно неплательщиков - физических лиц - энергоснабжающие организации вправе применять штрафные санкции, но не вправе в одностороннем порядке ни расторгнуть договор, ни изменить его, не вправе приостановить или ограничить подачу энергии (ст. 546 ГК РФ «Изменение и расторжение договора энергоснабжения» [5]). Остается лишь уповать на применение штрафов и взыскание с граждан долгов по оплате энергии, проходя длительные судебные процедуры, либо уступать дебиторскую задолженность коллектор-ским агентствам со значительным дисконтом.

В отношении злостных неплательщиков - юридических лиц - энергетические компании могут устанавливать ограничительный режим подачи энергии, но, как предусмотрено в абз. 2 п. 2 ст. 546 ГК РФ, с обязательным предупреждением абонента о предстоящем прекращении или ограничении подачи энергии.

Все эти меры не очень эффективны, применяются крайне редко, в результате хронические неплатежи за потребленную энергию обусловливают хроническую неплатежеспособность энергетических компаний, что дает кредиторам энергетических компаний право возбуждать в отношении них дела о банкротстве в суде. Подобные случаи встречаются в практике редко, но каждый такой случай привлекает к себе внимание, поскольку от надлежащего функционирования энергоснабжающих организаций повсеместно зависит нормальная жизнедеятельность потребителей - организаций и граждан. Один из таких случаев в последние годы - банкротство Муниципального унитарного производственного предприятия «Волгоградские межрайонные электрические сети» (далее - МУПП «ВМЭС», Предприятие) [6].

Дело о банкротстве названного унитарного Предприятия было возбуждено по заявлению налогового органа (УФНС России по Волгоградской области) еще в 2011 г., а завершилось лишь в 2018 г.: решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2014 г. по делу № А 12-9947/2011 МУПП «ВМЭС» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, но затем срок конкурсного производства неоднократно продлевался вплоть до 2018 г. включительно. На момент возбуждения дела о банкротстве, а также на момент завершения судебных процедур, кредиторская задолженность Предприятия составляла около 970 млн руб. Из этой общей суммы установленных денежных обязательств 98,537 % приходилось на требования ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ПАО «МРСК»), доля других кредиторов -Администрации г. Волгограда и УФНС составляла

0,381 %; остальных конкурсных кредиторов - чуть более одного процента (1,082 %). Количество работающих, которых до банкротства числилось около 600 человек, удалось сохранить.

На собрании кредиторов 02.04.2018 г. большинством голосов было принято решение о проведении замещения активов должника, что допускается Федеральным законом № 127-ФЗ: во время действия процедуры внешнего управления - ст. 115 «Замещение активов должника» [7, с. 425-430] и во время действия процедуры конкурсного производства - ст. 141 «Замещение активов должника в ходе конкурсного производства» [8, с. 503-504]. Во исполнение принятого решения должником -Предприятием в лице конкурсного управляющего -было учреждено новое юридическое лицо АО «Волгоградские межрайонные электрические сети» (АО «ВМЭС»). В качестве основных видов деятельности АО «ВМЭС» в его уставе были предусмотрено: предоставление потребителям услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам); предоставление потребителям установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате соответствующих услуг.

Уставный капитал АО «ВМЭС» составлял 2 млрд 300 млн руб. и был разделен на 2 300 000 000 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Все акции были оплачены путем внесения в уставный капитал АО «ВМЭС» всего имущества Предприятия. Оценка стоимости имущества должника производилась профессиональным оценщиком и была подтверждена решением собрания кредиторов от 02.04.2018 г. Внесенное в оплату акций вновь созданного акционерного общества имущество Предприятия состояло:

а) из профильных активов, включавших в себя:

- электросетевой комплекс, то есть производственные здания и сооружения (51 единица);

- здание специального назначения (трансформаторные и распределительные подстанции - 924 единицы);

- передаточные устройства - 5 542 единицы суммарной протяженностью 2 953, 13 км;

- силовое оборудование - 1 318 единиц;

- приборы учета - 20 127 единиц;

- прочее оборудование (производственно-хозяйственный инвентарь, транспортные средства -998 единиц).

Рыночная стоимость профильных активов - электросетевого комплекса была оценена в 1 885 567 974 руб.;

б) из непрофильного актива - база отдыха «Репино» в составе 20 единиц зданий и сооружений и 68 единиц материально-технических ценностей и производственно-хозяйственного инвентаря.

Рыночная стоимость непрофильного актива составила 19 967 986 руб.

В совокупности (с учетом округления) общая стоимость профильных активов и непрофильного актива составила 1 900 000 000 руб.;

в) из денежных средств в сумме 400 000 000 руб.

Вновь учрежденное АО «ВМЭС» было зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) Инспекцией ФНС по Дзержинскому району г. Волгограда 05.04.2018 г. с присвоением ОГРН 1183443005778. Выпуск акций АО «ВМЭС» зарегистрирован Банком России в лице Главного управления «Южное» Банка России (Краснодарский край) 9 июля 2018 г., государственный регистрационный номер выпуска 1-01-09439-Р; способ размещения - приобретение акций единственным учредителем акционерного общества. Этой же датой (09.07.2018 г.) зарегистрирован отчет об итогах размещения акций путем передачи их на баланс должника - МУПП «ВМЭС». ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» как основной кредитор погасило 04.06.2018 г. задолженность МУПП «ВМЭС» по обязательным платежам в бюджет в сумме 3 702 187,86 руб., а уже 13 июня 2018 г. было заключено трехстороннее соглашение между Администрацией г. Волгограда, ПАО «МРСК Юга» и АО «ВМЭС» об исполнении условий эксплуатации объектов специального назначения, по которому ПАО «МРСК Юга» выступило гарантом соблюдения АО «ВМЭС» социальных обязательств перед потребителями электроэнергии в рамках оказания услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению. В связи с заключением данного соглашения ПАО «МРСК Юга» и Администрация г. Волгограда заявили в суде об отказе от своих требований к МУПП «ВМЭС», и определением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.06.2018 г. по делу № А12-9947/2011 производство по делу о банкротстве МУПП «ВМЭС» в этой части было прекращено.

В устав АО «ВМЭС» были внесены изменения в целях приведения его в соответствие с требованиями, установленными для публичных акционерных обществ. Эти изменения были зарегистрированы Инспекцией ФНС по Дзержинскому району г. Волгограда 28.08.2018 г., ГРН 21834435553258. Сведения о новом фирменном наименовании АО «ВМЭС» были внесены в ЕГРЮЛ 31.10.2018 г., ГРН 2183443647858.

С 1 октября 2018 г. МУПП «ВМЭС» прекратило осуществлять основную производственную деятельность и было исключено из ЕГРЮЛ, а АО «ВМЭС» с этого же дня, т.е. с 1 октября 2018 г., начало осуществлять в качестве сетевой компании основную производственную деятельность по коду ОКВЭД 35.13 «Распределение электроэнергии». В целях погашения требований основного кредитора - ПАО «МРСК Юга» ему были проданы

Особенности банкротства энергетических .

(переданы) акции АО «ВМЭС», находившиеся на балансе МУПП «ВМЭС». АО «ВМЭС» стало дочерним акционерным обществом относительно ПАО «МРСК Юга». Требования по оплате пакета акций в сумме, рассчитанной по номинальной стоимости акций (одна акция - один рубль) и равной сумме задолженности МУПП «ВМЭС» перед ПАО «МРСК Юга», были погашены путем проведения зачета встречных однородных денежных требований, остальные акции ПАО «ВМЭС», принадлежавшие МУПП «ВМЭС», были реализованы на вторичном фондовом рынке.

Банкротное дело МУПП «ВМЭС» рассматривалось в Арбитражном суде Волгоградской области семь лет. Обновление основных производственных фондов за это время не осуществлялось, поэтому в целях привлечения инвестиций, необходимых для модернизации энергетического комплекса, было принято решение о проведении дополнительного выпуска акций.

Проспект эмиссии акций ПАО «ВМЭС» был зарегистрирован Банком России 18.10.2018 г. Как уже указывалось выше, номинальная цена одной акции АО «ВМЭС» была равна одному рублю, но с учетом конкретных обстоятельств (в частности того, что ПАО «ВМЭС» обладает необходимыми активами, начало свою деятельность без долгов, не несет ответственности по обязательствам своего учредителя-должника в деле о банкротстве - МУПП «ВМЭС») оценка цены акций ПАО «ВМЭС», с точки зрения рыночных критериев, могла увеличиться на 10-15 %.

Таковы конкретные фактические обстоятельства банкротства МУПП «ВМЭС» и создания на его базе новой сетевой организации - ПАО «ВМЭС».

Какие же выводы и рекомендации могут быть сделаны в результате анализа изложенной судебной практики?

1. В правовом регулировании экономических отношений необходимо учитывать большое социальное значение энергетических компаний, поскольку без электрической и тепловой энергии жизнь современного общества невозможна. Следует наделить энергетические компании особым правовым статусом и отразить это во всех отраслях законодательства при регулировании тех отношений, в которых участвуют энергетические компании.

2. Необходимо принять меры по стабилизации рынка электрической и тепловой энергии, а именно:

- конкретизировать положение п. 1 ст. 426 ГК РФ, согласно которому договор энергоснабжения относится к публичным договорам;

- применительно ко всем видам энергетических организаций -генерирующих, сетевых, распределительных, энергоснабжающих, действующих как в сфере оптового, так и на розничных рынках - разработать и утвердить на уровне Правительства РФ типовые договоры о продаже, передаче энергетических ресурсов, подключении

(технологическом присоединении) потребителей и т.д.;

- обеспечить конкурентное состояние всех сегментов рынков электрической и тепловой энергии, не допуская монополизации рынка отдельными энергетическими компаниями в регионах страны;

- стабилизировать цены на электрическую и тепловую энергию и на услуги по предоставлению энергетических ресурсов, предусмотреть, что установленные тарифы не подлежат пересмотру в течение определенного планового периода, который должен охватывать, как минимум, три-четыре года, а лучше - пять лет.

3. Усилить имущественную и административную ответственность потребителей за уклонение от оплаты потребляемой энергии, в частности, предоставить энергоснабжающим организациям право на приостановление подачи энергии физическим лицам - потребителям, если после предупреждения о приостановлении подачи энергии потребитель имеет задолженность по оплате потребленной энергии, по крайней мере, в течение двухмесячного периода и не принимает мер по ее сокращению.

4. Внести в Федеральный закон № 127-ФЗ специальные нормы об особенностях банкротства энергетических организаций, предусмотрев в частности следующее:

- при появлении признаков неплатежеспособности энергетической компании, до возбуждения в суде дела о ее банкротстве, предусмотреть обязательное проведение досудебной санации по инициативе как кредиторов и акционеров (участников, учредителей), так и руководителей, и трудового коллектива организации, а также администрации того публично-правового образования, на территории которого действует данная энергетическая компания;

- дело о банкротстве энергетической компании может быть возбуждено в суде при условии, что сумма предъявленных к энергетической компании требований составляет в совокупности не менее 1 млн руб.;

- до возбуждения в суде дела о банкротстве энергетической компании и в течение всего периода рассмотрения дела в суде энергетическая компания-должник не вправе приостанавливать или прекращать свою основную производственную деятельность в сфере энергетики вплоть до прекращения энергетической компании как юридического лица;

- арбитражным управляющим энергетической компании-должника может быть назначен специалист (арбитражный управляющий) - член соответствующей саморегулируемой организации, имеющий опыт работы в качестве арбитражного управляющего энергетической компании либо в качестве менеджера в одной из энергетических компаний;

- до возбуждения в суде дела о банкротстве энергетической компании и в течение

всего периода рассмотрения дела в суде не может отчуждаться имущество специального назначения энергетической компании-должника (профильные активы), обеспечивающее осуществление компанией ее основной производственной деятельности в сфере энергетики;

- в ходе судебного разбирательства дела о банкротстве энергетической компании суд должен самым внимательным образом исследовать экономическое положение компании-должника, выявить причины образования значительной кредиторской и дебиторской задолженности, установить, предпринимаются ли все необходимые меры по уменьшению или даже ликвидации кредиторской задолженности, рассмотреть возможности и планы по аккумулированию финансовых ресурсов для удовлетворения требований кредиторов. В целях оказания квалифицированной помощи суду последним, по своей инициативе, может быть назначена судебная экономическая (экономико-финансовая, экономико-бухгалтерская) экспертиза, выводы которой должны учитываться судом в ходе дальнейшего разбирательства дела о банкротстве энергетической компании. Целесообразно такую экспертизу назначать во время действия одной из реабилитационных процедур. Вопрос же об открытии конкурсного производства должен решаться с учетом заключения судебной экономико-финансовой экспертизы;

- в случае невозможности восстановления платежеспособности энергетической компании-должника, в качестве наиболее оптимального варианта сохранения основной производственной деятельности энергетической компании, следует применять замещение активов с передачей всего энергетического комплекса компании-должника в оплату акций вновь учреждаемого публичного акционерного общества, основными уставными видами деятельности которого будут являться те же виды деятельности в сфере энергетики, которые осуществлялись организацией-должником;

- в тех случаях, когда, с точки зрения осуществления основных производственных функций энергетической компании-должника, возможно разделение принадлежащих ей основных производственных фондов на отдельные комплексы, возможно проводить замещение активов таким

образом, чтобы на базе имущества компании-должника учреждались два и более двух акционерных обществ, основным видом деятельности которых было бы энергоснабжение, тем самым обеспечивалось бы конкурентное состояние энергетического рынка в регионах.

5. Консолидировать специальные нормы о банкротстве энергетических компаний и дополнить главу IX Федерального закона № 127-ФЗ «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц» новым девятым параграфом «Особенности банкротства энергетических организаций».

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

3. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / под ред. В.Ф. Попондопуло. 5- е изд., пе-рераб. и доп. Москва: Изд-во «КНОРУС». 1200 с.

4. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4430 (дата обращения: 12.05.2020).

5. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

6. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/91256eac-c1de-4b5c-8d2f-96a3cbfdb964/62090826-ff5e-472b-8ee9-97819bac00cb/A12-9947-2011_20140627_ Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 12.05.2020).

7. Лебедев К.К. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный: научное издание Глава VI. Внешнее управление / под ред. В.Ф. Попондопуло. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во «КНОРУС», 2016. 1200 с.

8. Городов О.А. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный: научное издание Глава VII. Конкурсное производство / под ред. В.Ф. Попондопуло. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во «КНОРУС», 2016. 1200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.