Евгений МОСКВИЧЕВ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РЕГИОНА (на примере Волгоградской обл.)
В статье показаны экономическая целесообразность, организационные и правовые возможности консолидации активов территориальных сетевых организаций (ТСО) на примере Волгоградской обл.
Economic reasonability, organizational and legal opportunities of consolidation of assets of territorial organizations of distributive electric grids are shown in the article on example of Volgograd region.
Ключевые слова:
розничный рынок электроэнергии, распределительные электрические сети, консолидация активов; ultimate electricity market, distributive electric grids, consolidation of assets.
Организация эффективного функционирования региональных (розничных) рынков электроэнергии в РФ является актуальной проблемой энергетической стратегии и структурной политики в отношении электроэнергетики. В настоящее время коммунальный сектор на этих рынках представлен отделенными друг от друга сбытовыми и распределительными сетевыми компаниями, которые обслуживают коммунально-бытовых и социально значимых потребителей, а также бюджетные организации и предприятия малого и среднего бизнеса.
Транспортировка электроэнергии по электрическим сетям относится к сфере естественных монополий. Сбыт электроэнергии считается потенциально конкурентной сферой энергетического бизнеса. Сбытовые компании покупают электроэнергию на оптовом рынке и перепродают ее на розничном рынке конечным потребителям. Сетевые предприятия осуществляют транспортировку электроэнергии с оптового рынка конечному потребителю на основе договоров, заключаемых со сбытовыми компаниями, а также подключение к сетям новых потребителей.
Несмотря на то, что транспортировка электроэнергии обладает признаками естественной монополии, на российских региональных рынках распределительные электрические сети поделены между множеством компаний, именуемых территориальными сетевыми организациями (ТСО). Это приводит к увеличению численности управленческого персонала и удорожанию его содержания, недостатку инвестиционных ресурсов у раздробленных сетевых фирм, к отсутствию условий для реализации положительного эффекта масштаба производства и в конечном счете — к экономически не оправданному росту конечных цен на электроэнергию. Кроме того, в условиях действующей практики регулирования цен на транспортировку электроэнергии на сетевую компанию возлагаются все финансовые риски, связанные, во-первых, с недостоверными прогнозами цены электроэнергии оптового рынка и, во-вторых, со сверхнормативными потерями электроэнергии, к которым относятся неплатежи за потребленную электроэнергию и ее хищения1.
1 Москвичев Е.А. Особенности бизнес-среды на современных розничных рынках электроэнергии и стратегическое поведение региональной электросетевой компании (на примере ОАО «Волгоградоблэлектро») // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы / гл. ред. О.В. Иншаков. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010, с. 424-432.
МОСКВИЧЕВ
Евгений Анатольевич — к.э.н., генеральный директор ОАО «Волгоградоблэлектро» [email protected]
Министр энергетики РФ С.И. Шматко, выступая на состоявшейся в апреле 2011 г. конференции «Сети и сбыт: общая ответственность за энергоснабжение потребителей», указал на необходимость решения проблем завышенного количества ТСО в регионах и неплатежей за электроэнергию на розничных рынках1. Он сообщил, что в Московской обл. существует 240, в Свердловской — более 200, в Тюменской
— более 100 ТСО2. В Волгоградской обл. насчитывается 55 ТСО3. Неплатежи потребителей розничных рынков за поставленную им электроэнергию оцениваются в 130 млрд руб.4
В этих условиях актуальным направлением энергетической политики региона в отношении сектора коммунальной электроэнергетики является консолидация активов ТСО. Объединение технических, интеллектуальных и финансовых ресурсов изолированных территориальных сетевых организаций позволит создать базу для внедрения мониторинга и автоматизации учета электроэнергии в сетях, обеспечит ускорение технического перевооружения, снижение потерь электроэнергии и затрат на ее транспортировку. Такая реорганизация будет способствовать понижению конечной цены электроэнергии, повышению показателей надежности и качества электроснабжения, широкому внедрению инновационных технологий.
В Волгоградской обл. операторами сектора коммунальной электроэнергетики являются 3 сетевые компании. Потребители данного сектора территориально разделены на 3 непересекающиеся группы: первая — г. Волгоград; вторая — г. Волжский; третья — остальные города и населенные пункты областного подчинения. Потребители каждой группы обслуживаются своей отдельной компанией. Так, Волгоград снабжает Муниципальное
1 Курс на совместную работу: НП ГП и ЭСК провело конференцию «Сети и сбыт: общая ответственность за энергоснабжение потребителей» // PROСБЫТ, 2011, № 1, с. 11 // http://www. npgp.ru/docs$/news/Gazeta/Prosbyt_01_jule.pdf
2 Там же.
3Реестр организаций, оказывающих услуги в сфере электроэнергетики // Управление по региональным тарифам Волгоградской области // http://urt.volganet.ru/folder_4/folder_1/ (дата обращения: 26.08.2011).
4 Курс на совместную работу: НП ГП и ЭСК провело конференцию «Сети и сбыт: общая ответственность за энергоснабжение потребителей» // PROСБЫТ, 2011, № 1, с. 11.
унитарное производственное предприятие «Волгоградские межрайонные электрические сети» (МУПП «ВМЭС»); Волжский
— Муниципальное казенное предприятие «Волжские межрайонные электрические сети» (МКП «ВМЭС»); остальные города и населенные пункты области — сетевая компания ОАО «Волгоградоблэлектро» (ОАО «ВОЭ»). Учредителями этих компаний являются: для МУПП «ВМЭС»
— городской округ Волгоград; для МКП «ВМЭС» — городской округ Волжский; для ОАО «ВОЭ» — субъект Российской Федерации Волгоградская область.
В таблице 1 представлены показатели хозяйственной деятельности трех компаний. Их сопоставление позволяет рассматривать ОАО «ВОЭ» в качестве лидера сектора коммунальной электроэнергетики Волгоградской обл.: эта компания эксплуатирует наибольшее по стоимости основных средств, количеству энергообъектов и протяженности линий электропередач сетевое хозяйство. ОАО «ВОЭ» имеет самую большую численность персонала и самые низкие удельные затраты на обслуживание ЛЭП. Лишь по уровню удельных производственных затрат, утвержденных органом регулирования, это предприятие уступает волжской компании МКП «ВМЭС», но и в этом случае оно демонстрирует большую результативность, чем волгоградское предприятие МУПП «ВМЭС». Важно отметить, что ОАО «ВОЭ», обладающее перечисленными выше преимуществами, эксплуатирует электросетевое хозяйство, расположенное в сельской, а не в городской местности, что, как правило, обходится дороже.
С другой стороны, из табл. 1 видно, что при рассмотрении удельной выручки, которая формируется на основе регулируемых тарифов, мы получим диаметрально противоположную картину: наибольшую выручку имеет волгоградская компания МУПП «ВМЭС». Это говорит об еще одной проблеме, связанной с обособленностью этих предприятий, — неравенстве экономических условий, в которых они находятся.
Решению проблем, связанных с горизонтальной разъединенностью сетевых предприятий коммунального сектора региональной электроэнергетики, будет способствовать их интеграция.
Реорганизацию коммунальной электроэнергетики Волгоградской обл. путем
Таблица 1
Основные характеристики электросетевых компаний коммунальной электроэнергетики Волгоградской области (2010 г.)*
Наименование характеристики/показателя ОАО «ВОЭ» МКП «ВМЭС» МУПП «ВМЭС»
Учредитель субъект РФ — Волгоградская обл. городской округ Волжский городской округ Волгоград
Зона обслуживания 56 населенных пунктов региона (за исключением Волгограда и Волжского) административные границы г. Волжского административные границы г. Волгограда
Стоимость основных средств, млн руб. 1247,2 314,4 716,9
Количество энергообъектов, усл. ед. 29209 9278 21155,4
Протяженность линий электропередач (ЛЭП), км 7106 1621 3250,8
Численность персонала, чел. 1388 408 674
Производительность труда, усл.ед./чел. 21,04 22,7 31,39
Выручка в расчете на 1 усл.ед. энергообъектов, тыс. руб/усл.ед. 28,58 28,18 40,80
Затраты на эксплуатацию 1 км ЛЭП, тыс. руб./км 85,41 97,47 142,61
Затраты в расчете на 1 усл.ед. энергообъектов, тыс. руб./усл.ед. 20,78 16,93 21,91
Полезная передача электроэнергии по сетям, млн кВт-ч 868,2 410,0 1696,7
*Kонцепция реформирования электроэнергетики Волгоградской области путем создания объединенных сетевой и сбытовой электроэнергетических компаний / сост. Е.А. Москвичев и др. — Волгоград : ОАО «ВОЭ», 2010.
консолидации сетевых активов предлагается осуществить следующим образом. На первом этапе необходимо объединить сетевые активы Волжского с активами городов и населенных пунктов областного подчинения на базе ОАО «ВОЭ». На втором этапе к образованной укрупненной компании следует присоединить сетевые активы Волгограда. Указанный порядок реструктуризации обусловлен тем, что региональная сетевая компания ОАО «ВОЭ» имеет лучшее технологическое обеспечение — автоматизированную систему коммерческого учета электрической энергии, а также обладает возможностью в максимально короткие сроки оснас-
тить подобной системой электросетевое хозяйство г. Волжского.
Сетевые активы Волгограда и Волжского находятся в муниципальной собственности, поэтому для них консолидацию целесообразно осуществить в порядке приватизации муниципального имущества, что обеспечит гарантии прав муниципальных образований на их участие в деятельности объединенной региональной энергетической компании.
Организационно-правовые аспекты интеграции сетевых компаний заключаются в следующем.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, средства городс-
кого бюджета и внебюджетных фондов, а также имущественные права муниципальных образований являются экономической основой местного самоуправ-ления1. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Местное самоуправление от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, в т.ч. приватизирует его в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления2.
В соответствии с Положением3, утвержденным Волжской городской Думой, порядок и способы приватизации муниципального имущества г. Волжского регламентируются федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»4. Доходы от приватизации муниципального имущества поступают в бюджет городского округа. Аналогичная нормативно-правовая база определена и для приватизации муниципального имущества г. Вол-гограда5.
В качестве одного из способов приватизации закон предусматривает внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные
1 ФЗ РФ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 № 131-ФЗ.
2 ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ; ФЗ РФ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 22.07.2008 № 159-ФЗ (в ред. от 17.07.2009).
3 Городское положение о порядке приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования г. Волжский Волгоградской обл. (утв. пост. Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 23.02.2005 № 129/7, в ред. пост. Волжской городской Думы от 1.07.2009 № 456-ВГД), п. 4.6.
4 ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
5 Постановление Волгоградского городс-
кого совета народных депутатов «О принятии
Положения о порядке и условиях отчуждения
муниципального имущества» от 08.07.2002 № 43/744.
капиталы открытых акционерных обществ (в нашем случае — ОАО «ВОЭ»)6.
В соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах»7 уставный капитал общества может быть увеличен путем размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ8. Внесение муниципального имущества в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
— открытое акционерное общество приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться государственным или муниципальным имуществом, а также исключительными правами, принадлежащими РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
— дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
— оценка муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
В начале объединения энергоактивов ОАО «ВОЭ» и активов муниципального образования г. Волжского в целях своевременной подготовки материалов для утверждения тарифов на транспортировку электроэнергии на очередной период регулирования возможна передача активов
6 ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, ст. 13, п. 9.
7 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011), ст. 28.
8 ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, ст. 25.
Волжского в краткосрочную аренду ОАО «ВОЭ» на период приватизации. Затем на этапе присоединения к вновь образованной компании активов муниципального образования Волгограда возможна аналогичная передача активов Волгограда в аренду вновь образованной компании вплоть до полного завершения приватизации.
Следует подчеркнуть, что описанный способ приватизации объектов электросетевого хозяйства Волжского и Волгограда не противоречит требованиям п. 1 ст. 30 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1, хотя этот пункт запрещает приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия объектов транспорта и энергетики. Дело в том, что в законе сформулировано общее наименование объектов, включенных в перечень запрещенных к приватизации, — «объекты энергетики». Понятие «объект энергетики» в действующем законодательстве отсутствует. Закон «Об электроэнергетике»2 содержит только два определения — «объекты электросетевого хозяйства» и «объекты электроэнергетики». Также отсутствует в нормативной документации и определение объекта энергетики коммунально-бытового назначения. При этом ст. 30 вышеназванного закона устанавливает запрет на приватизацию соответствующих объектов только в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, но не содержит запрета на приватизацию муниципального имущества способом внесения его в уставный капитал открытого акционерного общества.
Предлагаемый способ приватизации объектов электросетевого хозяйства Волжского и Волгограда путем внесения их в уставный капитал ОАО «Волгоградоблэлектро» согласуется с пози-
1 Там же, ст. 30, п. 1.
2 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003
№ 35-ФЗ.
цией президиума Высшего Арбитражного суда РФ3.
Таким образом, описанный проект реформирования коммунального сектора электроэнергетики Волгоградской обл. может быть реализован при наличии политической воли и согласия представителей различных органов исполнительной власти Волгоградской обл.
Реформирование коммунальной энергетики региона путем объединения территориальных электросетевых организаций будет способствовать:
— формированию крупной эффективно функционирующей и финансово устойчивой электрораспределительной компании, контролируемой региональными и муниципальными властями;
— более высокой привлекательности крупной компании для инвесторов;
— реализации капиталоемких инвестиционных проектов, связанных с внедрением новых технологий, расширением и модернизацией сетей;
— возможности проводить единую техническую политику, применяя современные унифицированные технологии управления производственными и бизнес-процессами;
— снижению затрат на материалы производственно-технического назначения путем укрупнения поставок и уменьшения складских запасов;
— рационализации использования трудовых ресурсов и сокращению затрат на аппарат управления;
— оптимизации издержек на ликвидацию ущерба, нанесенного стихийными природными явлениями;
— устранению ряда предпосылок для роста тарифов на электроэнергию и стабилизации социальной напряженности в регионе.
3 Информационное письмо президиума Высшего Арбитражного суда РФ «О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению» от 05.09.2006 № 111.