8.3. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МВД РОССИИ
Стрельцов Владимир Викторович, адъюнкт Академии управления МВД России
varayg@inbox.ru
Аннотация: В статье излагается научная и практическая актуальность вопроса анализа и оценки состояния служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе и в территориальных органах МВД России. Приводится перечень требований, которыми необходимо руководствоваться при проведении системного анализа состояния служебной дисциплины. Указываются критерии оценки состояния служебной дисциплины и последовательность формирования его итоговой оценки. Определяются критерии и показатели служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на основании разработанной методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом
территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом
территориального органа МВД России на региональном уровне.
Ключевые слова: Кадровое и научное обеспечение деятельности в системе МВД России, органы
внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы МВД России, анализ и системный анализ служебной дисциплины, оценка и итоговая оценка, методика ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководство по изучению эффективности
деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне.
FEATURES OF THE ANALYSIS AND ASSESSMENT OF A CONDITION OF OFFICE DISCIPLINE IN TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Streltsov Vladimir Viktorovich, the graduated in a military academy of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs оf Russia.
varayg@inbox.ru
Annotation: The article describes the scientific and practical relevance of the analysis and assessment of the state of discipline in the internal affairs of the Russian Federation, including the territorial bodies of the Russian Interior Ministry. A list of requirements to be followed in conducting the analysis of the system of discipline. Specified criteria to evaluate the consistency of discipline and the formation of his final grade. Defined criteria and indicators of discipline employees of the Interior of the Russian Federation on the basis of the developed technique departmental evaluation of the units to work with staff of the territorial body of the Russian Ministry of Internal Affairs and guidance on the effectiveness of the audited units to work with staff of the territorial body of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level.
Keywords: Staffing and scientific support activities in the Russian Ministry of Internal Affairs, law enforcement bodies of the Russian Federation, the Russian Ministry of Internal Affairs territorial authorities, analysis and system analysis of discipline, evaluation and final evaluation, evaluation of methods of departmental units to work with staff of the territorial body of the Russian Ministry of Internal Affairs and guidance study of the effectiveness of the audited units to work with staff of the territorial body of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level.
На современном этапе развития территориальных органов МВД России актуальность вопроса соблюдения, поддержания и укрепления служебной дисциплины сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ) не требует подтверждения и проверки. В период 2011-2013 гг. в целях регламентации деятельности ОВД РФ полностью обновлена нормативная база. В сфере решения вопросов по служебной дисциплине сотрудников ОВД также приняты принципиально новые нормативные правовые акты. Все они направлены на коренной перелом сложившегося состояния служебной дисциплины в ОВД РФ, особенно
- в территориальных органах МВД России, которые составляют основное звено ОВД РФ. Нельзя не отметить, что сегодня большую озабоченность в МВД России и серьезное волнение в обществе представляют любые правонарушения, допущенные сотрудниками ОВД, независимо от их правовой оценки. Конечно, стоит признать, что резонансные преступления, нарушения законности или чрезвычайные происшествия (далее - ЧП) с участием сотрудников ОВД вызывают еще более негативные суждения и потрясения, как в государстве, так и в обществе. В свою очередь, это является неким вызовом для МВД России, перед выбором которого встает несколько вариантов для дальнейших действий. Самым неприемлемым и недопустимым вариантом является признание сложившейся ситуации тяжелой и неразрешимой, что будет означать только бесполезность и неспособность руководства МВД России к решительным действиям. Другим, более перспективным, вариантом является готовность МВД России к принятию волевых и жестких решений, срочных мер по стабилизации сложившейся обстановки в сфере кадрового обеспечения.
По мнению автора, МВД России в последнее время предпринимает всевозможные попытки, чтобы избавиться от нарушителей служебной дисциплины и законности в ОВД РФ, качественно и количественно нормализовать уровень служебной дисциплины сотрудников ОВД, который остается крайне низким на протяжении практически 15 лет. Стоит согласиться со словами руководителя ДГСК МВД России генерал-лейтенанта внутренней службы В. Л. Кубышко, который в рамках решения вопросов модернизации кадрового обеспечения в 2012 году отмечает: «...Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, сложившаяся система работы с кадрами не отвечает предъявляемым требованиям, оказывает
недостаточное влияние на результаты оперативнослужебной деятельности. ЧП и преступления, совершаемые сотрудниками, наносят огромный ущерб авторитету и имиджу ОВД. Особенно широкий
общественный резонанс вызывают ДТП с участием
1
личного состава...» .
С научной точки зрения вопрос анализа и оценки состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России тоже не остается без внимания и осмысления. Одним из направлений научного обеспечения деятельности в системе МВД России является кадровое и научное обеспечение2. По нашему мнению из имеющихся 61 поднаправления кадрового и научного обеспечения непосредственное отношение к анализу и оценке состояния служебной дисциплины имеют 9 поднаправлений:
1) основы повышения эффективности
профилактической работы по предупреждению суицидальных происшествий в ОВД;
2) пути повышения эффективности профилактики
профессионально-нравственной деформации
сотрудников ОВД;
3) актуальные проблемы укрепления служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД;
4) системный анализ и оценка состояния служебной дисциплины и законности как основа профилактической работы в служебных коллективах ОВД;
5) пути совершенствования и развития системы профилактики и предупреждения коррупционных правонарушений, ЧП и преступлений в ОВД;
6) совершенствование стандартов
антикоррупционного поведения сотрудников и методов правового обеспечения их реализации в служебной деятельности сотрудников ОВД;
7) пути формирования института общественного контроля как особого механизма оценки эффективности противодействия коррупции в системе МВД России;
8) развитие правового механизма предупреждения, выявления, и разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников ОВД;
9) основы профилактической работы по укреплению дорожно-транспортной дисциплины среди сотрудников ОВД.
Особое место среди них занимает поднаправление, касающееся системного анализа и оценки состояния служебной дисциплины как основы профилактической работы в служебных коллективах ОВД. Анализ состояния служебной дисциплины в ОВД РФ, в том числе и в территориальных органах МВД России, представляет собой изучение количественных и качественных параметров, сравнение различных показателей в целях объективного определения степени влияния состояния служебной дисциплины на результативность и эффективность оперативнослужебной деятельности3. Оценка состояния служебной дисциплины осуществляется
руководителями ОВД. Данные для оценки подготавливаются заместителями руководителей ОВД
1 Кубышко В.Л. Новая кадровая политика - требование времени // Полиция России. - 2013. - Спецвыпуск. - С. 48.
2 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 18.03.2013 г. № 150 // СПС КонсультантПлюс.
3 Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел: сборник нормативных документов и методических материалов / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М.: ЦОКР мВд России, 2010. - С. 161.
по работе с личным составом. Анализ состояния служебной дисциплины производится инспекцией по личному составу, а при ее отсутствии -подразделением воспитательной работы по следующим основным этапам:
1) сбор необходимых данных о состоянии служебной дисциплины;
2) систематизация, классификация и оценка полученных данных о состоянии служебной дисциплины;
3) подготовка выводов по результатам анализа, определение комплекса мер по укреплению служебной дисциплины и профилактике ЧП.
Сбор необходимых данных ведется постоянно и включает в себя изучение информации из различных источников, включая:
- доклады руководителей подразделений о состоянии служебной дисциплины, о правонарушениях (происшествиях);
- справки и докладные записки о результатах комплексных, целевых выездов в ОВД;
- заключения служебных проверок;
- информацию, содержащуюся в книге учета сообщений о ЧП;
- протоколы оперативных совещаний (заседаний коллегий) при руководителе ОВД;
- акты инспектирования ОВД и проверок финансовохозяйственной деятельности;
- донесения должностных лиц о фактах нарушения служебной дисциплины;
- сообщения, полученные из органов государственной власти, учреждений и организаций, общественных объединений, от других ОВД, прокуратуры, судов;
- акты о результатах медицинских
освидетельствований сотрудников, книги обращений за медицинской помощью в ведомственные лечебные учреждения;
- личные дела сотрудников;
- обращения граждан, поступившие в ОВД;
- рапорты сотрудников, сообщения членов их семей;
- публикации СМИ;
- справки о качественных характеристиках личного состава;
- справки о личном участии вышестоящих руководителей в проведении мероприятий моральнопсихологического обеспечения с личным составом;
- документы статистической отчетности о состоянии служебной дисциплины и иные информационные документы.
Систематизация, классификация и оценка полученных данных о состоянии служебной дисциплины проводятся в следующей последовательности:
1) проверяется полнота отчетов, поступивших от руководителей подразделений, о состоянии служебной дисциплины;
2) определяется достоверность отчетов путем их сравнения с информацией, полученной в ходе сбора данных о состоянии служебной дисциплины в ОВД;
3) сравниваются учетные данные о состоянии служебной дисциплины, а в случае их несоответствия друг другу устанавливаются причины расхождения сведений;
4) определяются индексы дисциплинарных проступков на 1000 человек личного состава ОВД по формуле:
И = (п х 1000) / К ,
где: И - индекс или удельный вес (рассчитываются
отдельно по дисциплинарным проступкам и ЧП; при определении индекса по отдельным видам проступков может применяться расчет на 10000 человек);
п - количество дисциплинарных проступков (ЧП) за исследуемый период;
К - количество личного состава (списочный состав на исследуемый период);
5) определяется количество сотрудников,
допустивших нарушения служебной дисциплины, в расчете на 1000 человек личного состава;
6) сравниваются данные по индексам дисциплинарных проступков за аналогичный период предыдущего и текущего годов, а также в динамике применительно к оцениваемому ОВД;
7) определяются подразделения, в которых показатели по индексам улучшились, остались на прежнем уровне либо ухудшились;
8) анализируется в отдельном порядке количество
дисциплинарных проступков, совершенных
сотрудниками ОВД в рамках нарушения служебной дисциплины, нарушения законности неуголовного характера, коррупционного правонарушения, повлекших за собой дисциплинарную ответственность, и количество происшествий по видам и тяжести наступивших последствий, повлекших за собой также дисциплинарную ответственность;
9) определяются категории сотрудников ОВД, совершивших дисциплинарные проступки
а) по должностному положению: применительно
для территориальных органов МВД России - это руководящий состав, старший и средний начальствующий состав, рядовой и младший начальствующий состав;
б) по стажу службы в ОВД: сотрудники ОВД, прослужившие до 1 года, до 3, 5, 10, 15, 20 лет и свыше 20 лет отдельно;
10) группируются дисциплинарные проступки и ЧП по месту их совершения:
а) при исполнении служебных обязанностей: на территории территориального органа МВД России; на маршрутах (постах) несения службы; в пунктах временной дислокации (при выполнении оперативнослужебных задач при чрезвычайных обстоятельствах); в иных местах;
б) вне службы (при нахождении в отпуске, в период болезни, в быту и при других обстоятельствах);
11) группируются дисциплинарные проступки и происшествия по времени их совершения: по сезону (времени года) и месяцу; по дням недели; по времени суток;
12) изучается дисциплинарная практика по видам взысканий, по категориям руководителей, их применившим, а также определяется доля сотрудников ОВД, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение служебной дисциплины, от фактической численности личного состава в процентах;
13)изучается степень влияния поощрений на состояние служебной дисциплины, характер и особенности применяемых поощрений;
14) изучаются причины совершения дисциплинарных проступков и ЧП, устанавливается их зависимость от
индивидуальных особенностей сотрудников ОВД
(нравственных и личностных качеств, интеллектуальных способностей, умений, привычек) и морально-психологической обстановки в коллективе;
15) определяется степень реализации и
эффективность мероприятий по укреплению
служебной дисциплины, уровень управленческого воздействия руководителей подразделений на состояние служебной дисциплины, дается оценка их личного участия в проведении мероприятий моральнопсихологического обеспечения;
16)разрабатываются оценочные выводы, в которых
отражается итоговая оценка состояния служебной дисциплины по двум параметрам:
«удовлетворительно» либо «неудовлетворительно».
Итоговая оценка состояния служебной дисциплины в территориальном органе МВД России складывается из следующих показателей:
а) количество фактов нарушений служебной дисциплины в расчете на 1000 человек личного состава;
б) количество сотрудников, допустивших нарушения служебной дисциплины, в расчете на 1000 человек личного состава;
в) доля сотрудников, привлеченных к
дисциплинарной ответственности за нарушение
служебной дисциплины, от фактической численности личного состава (в процентах);
г) доля сотрудников, привлеченных к
дисциплинарной ответственности за нарушение
служебной дисциплины, в общем количестве сотрудников, допустивших нарушения служебной дисциплины (в процентах);
д) количество сотрудников, совершивших факты ЧП в расчете на 1000 человек личного состава.
Каждый показатель оценивается
«удовлетворительно» при нулевой либо отрицательной динамике индекса в сравнении с аналогичным периодом прошлого года,
«неудовлетворительно» - при положительной динамике. Итоговая оценка «удовлетворительно» выставляется при наличии 50% и более удовлетворительных оценок за каждый показатель при увеличении количества самостоятельно выявленных фактов нарушений служебной дисциплины. Итоговая оценка «неудовлетворительно» выставляется при невыполнении требований для оценки «удовлетворительно».
Результаты анализа служебной дисциплины оформляются справкой, докладной запиской и используются при разработке планирующих документов по организации деятельности территориального органа МВД России, подведении итогов по направлениям оперативно-служебной деятельности в качестве основы для выработки руководителем ОВД управленческих решений по укреплению служебной дисциплины.
Дополнительно хочется сказать, что анализ и оценка состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России быстро развиваются и совершенствуются. Ярким примером этому служат произошедшие изменения в МВД России по оценке деятельности территориальных органов МВД России4
4 Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 26.12.2011 г. № 1310 // СПС КонсультантПлюс.
и организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ5. Данные изменения стали толчком для разработки и утверждения методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России (далее - Методика) и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне (далее - Руководство)6.
1. В соответствии с Методикой в расчет берется показатель «Уровень соблюдения дисциплины сотрудниками», который рассчитывается по формуле:
Дисц = (^замещ) - ^наруш)) / ^замещ)) ,
где: N (замещ) - количество замещенных
должностей;
N (наруш) - число сотрудников, допустивших нарушение дисциплины.
Значения индикаторов ^замещ) - N (наруш) и ^замещ) берутся по данным формы статистической отчетности: из отчета о составе кадров ОВД РФ -форма «1-К» и отчета о состоянии дисциплины в ОВД РФ - форма «Дисциплина»7. Положительная оценка выставляется при значении показателя больше или равно 85%, для расчета общего показателя оценки проставляется значение расчетного бала Дисц б = +1. В противоположном случае ставится отрицательная оценка, расчетный бал - «-1».
Методика предусматривает наряду с расчетом показателя «Уровень соблюдения дисциплины сотрудниками» расчет еще 3 показателей: «Уровень укомплектованности личным составом» (Укомпл б), «Коэффициент профессионализма сотрудников» (Проф б) и «Уровень квалификации сотрудников» (Квлф б). На основании произведения определенных действий мы получим общий показатель ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России, который рассчитывается по формуле:
Оц = Укомпл б *К1+ Проф б*
* К2 +Дисц б * КЗ + Квлф б * К4 ,
где: К1, К2, КЗ, К4 - весовые коэффициенты, они принимаются равными: К1 = 1; К2=Кз = 2; К4 = 1. Показатель оценки выбирается исходя из вхождения значения показателя в следующие интервалы: Оц < 3
- «неудовлетворительно»; Оц > или = 3 -
«удовлетворительно».
Таким образом, в основе приведенной Методики лежат учетные показатели и индикаторы, получаемые путем расчета данных форм статистической
5 Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 03.02.2012 г. № 77 // СПС КонсультантПлюс.
6 Об утверждении методики ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне: распоряжение МВД России от 15.05.2012 г. № 1/3861 // СПС КонсультантПлюс.
7 Об утверждении форм статистической отчетности: приказ МВД России от 31.07.2012 г. № 747 // СПС КонсультантПлюс.
отчетности по направлениям деятельности подразделений по работе с личным составом.
2. В соответствии с указанным Руководством разработан критерий «Общие показатели по организации работы по поддержанию служебной дисциплины и законности» и имеются следующие его показатели:
1) показатель «Оценка состояния служебной дисциплины и профилактики ЧП», который определяется по совокупности оценок, выставляемых по следующим индикаторам, причем 1, 2 и 3 показатели являются предварительными и рассчитываются до выезда в проверяемый территориальный орган МВД России:
Таблица 1
Индикаторы показателя «Оценка состояния служебной дисциплины и профилактики чрезвычайных происшествий»
№ п/п Оценка (+,-1)
Индикатор Удовлетвори- тельно Неудовлетвори- тельно
1. Количество фактов нарушений служебной дисциплины, в расчете на 1000 чел. л/с Уменьшение показателя к АППГ - положительная (+1) Увеличение показателя к АППГ - отрицательная (-1)
2. Количество сотрудников, допустивших нарушения дисциплины, в расчёте на 1000 чел. л/с Уменьшение показателя к АППГ - положительная (+1) Увеличение показателя к АППГ - отрицательная (-1)
3. Количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение дисциплины, от фактической численности л/с (в %) Уменьшение показателя к АППГ - положительная (+1) Увеличение показателя к АППГ - отрицательная (-1)
4. Количество фактов чрезвычайных происшествий с участием личного состава ОВД, имеющих общественный резонанс (наличие или отсутствие) Отсутствие фактов -положительная (-1) Наличие фактов -отрицательная (-1)
5. Полнота и объективность представляемых в МВД России сведений о фактах нарушений служебной дисциплины и чрезвычайных происшествий (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует - отрицательная (-1)
Уровень показателя вычисляется суммированием балльных оценок.
2) показатель «Состояние работы по поддержанию служебной дисциплины и законности», который определяется по совокупности оценок, выставляемых по следующим индикаторам:
Таблица 2
Индикаторы показателя «Состояние работы по поддержанию служебной дисциплины и законности»
Таблица 3
Индикаторы показателя «Состояние работы по профилактике коррупции»
Оценка (+,-1)
№ п/п Индикатор Удовлетвори- тельно Неудовлетвори- тельно
1. Наличие и организация работы комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует -отрицательная (-1)
2. Организация и своевременность проведения служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует -отрицательная (-1)
3. Своевременность и полнота правового реагирования на обращения и заявления граждан в отношении действий сотрудников органа внутренних дел (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует -отрицательная (-1)
4. Организация и проведение профилактической работы с личным составом по п редуп реждени ю, правонарушений (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует -отрицательная (-1)
5. Состояние учёта фактов нарушения дисциплины (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует -отрицательная (-1)
Уровень показателя вычисляется суммированием балльных оценок.
3) показатель «Состояние работы по профилактике коррупции», который определяется по совокупности оценок, выставляемых по следующим индикаторам:
Оценка (+,-1)
№ п/п Индикатор Удовлетвори- тельно Неудовлетвори- тельно
1. Наличие и организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует - отрицательная (-1)
2. Организация работы по учету сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников и членов их семей согласно перечня антикоррупционного законодательства (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует - отрицательная (-1)
3. Организация работы по уведомлениям о фактах обращения к сотрудникам в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (соответствует требованиям нормативных актов - не соответствует) Соответствует -положительная (+1) Не соответствует - отрицательная (-1)
Уровень показателя вычисляется суммированием балльных оценок.
Руководство предусматривает наряду с расчетом критерия «Общие показатели по организации работы по поддержанию служебной дисциплины и законности» (3 показателя) расчеты следующих критериев и их показателей:
1) критерий «Общие показатели достоверности данных, представляемых по формам статистической отчетности» (1 показатель: «Идентичность данных, представленных по формам статистической отчетности с фактическими данными на соответствующий отчетный период»);
2) критерий «Общие показатели организации прохождения службы» (2 показателя: «Текучесть кадров» и «Ведение кадровой работы в соответствии с требованиями действующих нормативных актов»);
3) критерий «Общие показатели организации морально-психологического обеспечения» (4 показателя: «Состояние воспитательной работы с личным составом», «Состояние психологической работы», «Состояние культурно-просветительной работы» и «Состояние социальной работы»);
4) критерий «Общие показатели по организации подготовки кадров» (4 показателя: «Наличие фактов непрофессиональных действий сотрудников (т.е. действий, нарушающих требования законодательства РФ и нормативных актов МВД России)», «Оценка профессиональной служебной и физической подготовки», «Оценка организации первоначальной
подготовки и дополнительного профессионального образования» и «Оценка организации комплектования образовательных учреждений МВД России»).
На основании произведения определенных действий мы получим общий показатель оценки эффективности деятельности подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне, который определяется как среднее арифметическое расчетных показателей с учетом следующих и рассчитывается по формуле:
где: Оц - общий показатель оценки;
Пi - суммарное значение по показателю;
К - весовой коэффициент по показателю (показатели «Наличие фактов непрофессиональных действий сотрудников» и «Оценка профессиональной служебной и физической подготовки» имеют весовой коэффициент - 2, остальные - 1);
i - порядковый номер следования показателей в Руководстве;
N - общее количество показателей.
Исходя из значения общего показателя и его попадания в соответствующий интервал, выставляется оценка эффективности деятельности подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне. В случае если
Оц < 8 - «неудовлетворительно»,
Оц > или = 8 - «удовлетворительно».
Таким образом, Руководство определяет порядок расчета показателей эффективности
деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России. Цель расчета показателей эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России -формирование оценки состояния работы с личным составом в проверяемом территориальном органе МВД России на региональном уровне.
На основании изложенного и учитывая практический опыт, в качестве вывода отметим, что анализ и оценка состояния служебной
дисциплины в территориальных органах МВД России позволяет инспекции по личному составу, подразделению воспитательной работы или руководителю (начальнику) ОВД не только выявить количественные и качественные характеристики, но и определить и контролировать следующие
категории сотрудников ОВД:
1) сотрудники ОВД, которые заряжены на повышение
эффективности в своей деятельности и деятельности ОВД и совершают нарушения служебной дисциплины по различным причинам, но не специально и нецеленаправленно (слабые знания, сроки, большой объем служебных обязанностей, стечение
определенных обстоятельств и т.п.);
2) сотрудники ОВД, которые совершают
дисциплинарные проступки без всякой связи (либо практически без нее) с эффективностью в своей деятельности и деятельности ОВД, т.е. либо
умышленно либо, надеясь, что повезет (как правило, такие сотрудники либо случайно и неосознанно попали на службу в ОВД, либо при прохождении службы надеются на имеющихся у них вышестоящих покровителей в правоохранительных органах, органах государственной власти и т.д.);
3)сотрудники ОВД, которые усердно и добросовестно выполняют свои служебные обязанности и поэтому не являются нарушителями служебной дисциплины, либо им везет избежать дисциплинарной ответственности или мер профилактического характера (может только дисциплинарной ответственности) за счет наказания других сотрудников ОВД или за счет личных достижений и заслуг в службе.
К сожалению, можем констатировать, что сделанный вывод нельзя применить к руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России, потому что в отличие от подчиненных они подвержены двум угрозам:
1) по причине личной или служебной недисциплинированности могут сами совершить нарушение служебной дисциплины, за что наступят последствия в виде освобождения от дисциплинарной ответственности при условии ограничения устным предупреждением, привлечения к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания или публичного объявления замечания или выговора (в зависимости от серьезности вида нарушения служебной дисциплины возможны и другие виды последствий не дисциплинарного характера);
2) по причине совершения нарушений служебной дисциплины подчиненными могут быть подвержены дисциплинарному наказанию вплоть до увольнения со службы в ОВД, а в некоторых случаях могут быть и освобождены от занимаемой должности (особенность состоит в том, что сотрудники ОВД при прохождении службы не ограничиваются совершением только дисциплинарных проступков, но, как показывают реалии нашего времени, и преступлениями и ЧП, которые заканчиваются довольно неблагоприятными и даже тяжкими последствиями).
Следовательно, в настоящее время в ОВД РФ сложилась парадоксальная ситуация, которая дает понять, что, несмотря на даже самый ответственный подход и качественное исполнение своих должностных инструкций закрепленными
должностными лицами за проведение анализа и оценки состояния служебной дисциплины в служебных коллективах и принятие адекватных мер к виновным сотрудникам ОВД, любое случайное
(непреднамеренное) нарушение служебной дисциплины или законности со стороны подчиненного может поставить под сомнение ответственность, компетентность и репутацию руководителя (начальника) ОВД. Считаем, что нужно исключить практику солидарной ответственности сотрудников, прямых и непосредственных руководителей за то или иное допущенное подчиненными правонарушение, потому что у руководителей (начальников) ОВД кроме вопросов кадрового обеспечения в повседневной деятельности имеются и другие, не менее важные направления, а также поставлены цели и необходимость решения задач для их достижения, которые нередко выходят и за рамки оперативнослужебной деятельности. Поэтому, думаем, что МВД
России в действительности нужно искать причину негативного состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России не в руководителях (начальниках) ОВД, не считая, конечно, фактов прямого или косвенного отказа, нежелания и незаинтересованности в проведении предусмотренных мероприятий по искоренению случаев нарушения служебной дисциплины и законности сотрудниками ОВД, а в их подчиненных.
Список литературы:
1. Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 26.12.2011 г. № 1310 // СПС КонсультантПлюс.
2. Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 03.02.2012 г. № 77 // СПС КонсультантПлюс.
3. Об утверждении форм статистической отчетности: приказ
МВД России от 31.07.2012 г. № 747 // СПС
КонсультантПлюс.
4. Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 18.03.2013 г. № 150 // СПС КонсультантПлюс.
5. Об утверждении методики ведомственной оценки
деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России и руководства по изучению эффективности деятельности проверяемого
подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России на региональном уровне: распоряжение МВД России от 15.05.2012 г. № 1/3861 // СПС КонсультантПлюс.
6. Кубышко В.Л. Новая кадровая политика - требование времени // Полиция России. - 2013. - Спецвыпуск. - С. 4849.
7. Морально-психологическое обеспечение оперативнослужебной деятельности личного состава органов
внутренних дел: сборник нормативных документов и
методических материалов / под общ. ред. В.Л. Кубышко. -
М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 168 с.
Reference list:
1. Valuation issues of territorial bodies of the Interior Ministry of Russia: the order of the Russian Ministry of Internal Affairs of
26.12.2011, the number 1310 // RRS ConsultantPlus.
2. On the bases of the organization of institutional control over the activities of the internal affairs of the Russian Federation: the order of the Russian Ministry of Internal Affairs of
03.02.2012, the number 77 // RRS ConsultantPlus.
3. On approval of the statistical forms: the order of the Russian Ministry of Internal Affairs of 31.07.2012, the number 747 // RRS ConsultantPlus.
4. On the organization of scientific support and implementation of good practices in the internal affairs of the Russian Federation and the Interior Troops of Russia: the order of the Russian Ministry of Internal Affairs of 18.03.2013, the number 150 // RRS ConsultantPlus.
5. On approval of the departmental procedures evaluation of units to work with staff of the territorial body of the Russian Ministry of Internal Affairs and guidance on the effectiveness of the audited units to work with staff of the territorial body of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level: the disposal of the Russian Ministry of Internal Affairs of
15.05.2012, the number 1/3861 // RRS ConsultantPlus.
6. Kubyshko V.L. The new personnel policy - the requirement of time // Police Russia. - 2013. - Special Issue. - P. 48-49.
7. Moral and psychological support operational activities of personnel of internal affairs: a collection of regulations and guidance materials / edited by V.L. Kubyshko. - M.: TSOKR of the Russian Ministry of Internal Affairs, 2010. - 168 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Стрельцова В. В. «Особенности анализа и оценки состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России»
Статья Стрельцова В. В. представляет собой современное научное исследование, посвященное анализу и оценке состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России, как основного звена органов внутренних дел Российской Федерации (ОВД РФ).
Сначала адъюнкт делает вступление, подчеркивая актуальность вопроса соблюдения, поддержания и укрепления служебной дисциплины сотрудников ОВД РФ. Отмечает, что сегодня большую озабоченность в МВД России и серьезное волнение в обществе представляют любые правонарушения, допущенные сотрудниками ОВД, независимо от их правовой оценки. По мнению автора, МВД России в последнее время предпринимает всевозможные попытки, чтобы избавиться от нарушителей служебной дисциплины и законности в ОВД РФ, качественно и количественно нормализовать уровень служебной дисциплины сотрудников ОВД, который остается крайне низким на протяжении практически 15 лет. Затем автор раскрывает научную точку зрения по вопросу анализа и оценки состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России, которая заключается в том, что одним из направлений научного обеспечения деятельности в системе МВД России является кадровое и научное обеспечение. Проанализировав все поднаправления кадрового и научного обеспечения, делает вывод, что особое место среди них занимает поднаправление, касающееся системного анализа и оценки состояния служебной дисциплины как основы профилактической работы в служебных коллективах ОВД.
В следующей части статьи автор рассматривает три основных вопроса:
1)особенности анализа и системного анализа состояния служебной дисциплины;
2) особенности оценки и итоговой оценки состояния служебной дисциплины;
3) результаты произведенного анализа состояния служебной дисциплины.
По первому вопросу им дается определение анализа, перечисляются уполномоченные подразделения ОВД по его проведению, этапы производства анализа, виды получения информации для сбора нужных для анализа данных, последовательность мероприятий для систематизации, классификации и оценке полученных данных.
По второму вопросу им указывается, что оценка заключается в оценивании каждого полученного показателя «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», при этом приводятся критерии выставления итоговой оценки.
По третьему вопросу им перечисляются документы, с помощью которых оформляются результаты анализа состояния служебной дисциплины. Обращает внимание на то, что результаты используются при разработке планирующих документов по организации деятельности территориального органа МВД России, подведении итогов по направлениям оперативно-служебной деятельности в качестве основы для выработки руководителем ОВД управленческих решений по укреплению служебной дисциплины.
В заключительной части статьи Стрельцов В.В., учитывая произошедшие изменения в МВД России по оценке деятельности территориальных органов МВД России и организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ, подробно описывает:
1) методику ведомственной оценки деятельности подразделений по работе с личным составом территориального органа МВД России, в основе которой лежат учетные показатели и индикаторы, получаемые путем расчета данных форм статистической отчетности по направлениям деятельности подразделений по работе с личным составом;
2) руководство по изучению эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом
территориального органа МВД России на региональном уровне, которое определяет порядок расчета показателей эффективности деятельности проверяемого подразделения по работе с личным составом территориального органа МВД России в целях формирования оценки состояния работы с личным составом в проверяемом территориальном органе МВД России на региональном уровне.
Особенностью заключительной части является сопровождение изложенного материала различными формулами и таблицами, что обеспечивает наглядность и понимание рассматриваемого в статье вопроса.
В заключение исследователь делает несколько научнопрактических выводов, которые не только подтверждают и доказывают изложенные им в статье положения, но и раскрывают, объясняют его личное обоснованное и мотивированное отношение к позиции и политике МВД России, руководителей (начальников) и сотрудников ОВД в рамках произведения анализа и оценки состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) статья Стрельцова В. В. написана логично, последовательно и на хорошем теоретическом уровне. Удачное изложение содержания в полной мере раскрывает выбранную исследователем тему статьи. Кроме того, в статье автор умело сочетает теоретические основы с практической деятельностью в ОВД;
2) целью исследования являлось раскрытие особенностей анализа и оценки состояния служебной дисциплины в территориальных органах МВД России. Автор успешно справился с задачами, поставленными для достижения цели;
3) в статье в полной мере подобран и проработан теоретический материал, приведены нормативные правовые акты МВД России, научная литература, что свидетельствует о хороших способностях автора к аналитической и исследовательской работе;
4) структура изложения работы отвечает предъявляемым требованиям, тема раскрыта достаточно полно.
Рецензент:
Научный руководитель:
заместитель начальника кафедры психологии,
педагогики и организации работы с кадрами
Академии управления МВД России,
кандидат юридических наук, доцент
И. В. Будило