J.^ib. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные проблемы административного права
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РФ
Э.В. МАРКИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД
Московского Университета МВД России;
Ю.Н. СОСНОВСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД
Московского Университета МВД России;
С.В. БУБНОВ,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД
Московского Университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: lisenokI2I4@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются предусмотренные нормативными правовыми актами показатели оценки деятельности Министерства внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям МВД РФ по иным субъектам Российской Федерации, а также критерии оценки работы сотрудников территориальных органов МВД РФ отдельных категорий. Предлагается использование дополнительных показателей оценки работы органов внутренних дел с точки зрения соблюдения законности.
Ключевые слова: территориальные органы Министерства внутренних дел России, оценка деятельности, критерии оценки, показатели работы.
PROBLEM QUESTIONS ON IMPLEMENTATION OF THE ASSESSMENT OF ACTIVITY OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
E.V. MARKINA,
candidate of jurisprudence, associate professor of administrative activity of Department of Internal Affairs
of the Ministry of Internal AAffairs Moscow university of Russia;
YU.N. SOSNOVSKAYA,
candidate of jurisprudence, associate professor of administrative activity of Department of Internal AAffairs
of the Ministry of Internal AAffairs Moscow university of Russia
S.V. BUBNOV,
candidate of jurisprudence, the teacher of chair of administrative activity ОВД of the Moscow university
of the Ministry of Internal AAffairs of Russia
Annotation. In article the indicators of an assessment of activity of the Ministry of Internal Affairs provided by regulatory legal acts on the republics, head departments, managements of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on other subjects of the Russian Federation, and also criteria of assesment of the work of staff of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of separate categories are considered. Use of additional indicators of assesment of the work of law-enforcement bodies from the point of view of respecting the rule of law is offered.
Keywords: territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, activity assessment, criteria of an assessment, work indicators.
За последнее время Министерством внутренних дел Российской Федерации проделана большая работа по совершенствованию системы оценки деятельности органов внутренних дел, чтобы более объективно и всесторонне оценивать их работу. Так, с 1971 г., с момента введения новой статистической отчетности появился принципиально новый подход к оценке надзорной профилактической, оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел, впервые было введено понятие
неочевидных преступлений, показатель раскрываемости преступлений по «горячим следам» и многое другое. В последнее время МВД России разработало Временное руководство по оценке оперативно-служебной деятельности, которое позволяет единообразно и достаточно объективно подходить к оценке деятельности органов внутренних дел.
В своем выступлении на расширенной коллегии МВД России 30 марта 2011 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал оценку работе орга-
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
нов внутренних дел в минувшем году и отметил: «... что в будущем необходимо разработать новую систему критериев оценки деятельности полиции, которая будет понятна и для самих сотрудников и для общества. В целом оценка работы полиции должна опираться на общее состояние правопорядка на обслуживаемой территории и мнение граждан об эффективности принимаемых полицией мер».
В настоящее время, на основании вышеизложенного, мы можем утверждать, что такое направление управленческой деятельности как оценка деятельности ОВД было и остается актуальным.
Проанализировав проблемы по оценке деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, необходимо отметить, что их оценка представляет собой очень сложную проблему, требующую для ее решения комплексного и системного подхода. Целью оценки является определение эффективности деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
По осуществлению оценки деятельности территориальных органов МВД РФ следует, в первую очередь, четко определить объекты ее оценки. Оценка деятельности органов внутренних дел осуществляется на основе показателей, характеризующих результативность, качество и законность реализации основных направлений деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции.
Рассмотрим конкретные критерии, по которым в настоящее время происходит оценка основных направлений деятельности органов внутренних дел. Значительное их количество, кроме абсолютных показателей, как правило, выражается величинами, характеризующими соотношение (удельный вес) какого-то абсолютного показателя к общему количеству того или иного явления. Например, количество преступлений, раскрытых с участием спецаппарата, соотносится с общим количеством раскрытых преступлений; количество дел возвращенных на дополнительное расследование — с общим количеством дел, направленных прокурору и т.д.
В соответствии с Приказом МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ» объектами (показателями) оценки деятельности МВД по республикам, главным управлениям, управлениям МВД РФ по иным субъектам РФ являются следующие:
1. Эффективность обеспечения законности при приеме и регистрации сообщений о преступлениях,
которая раскрывает соотношение количества укрытых от учета преступлений, выявленных прокурорами, к доле укрытых от учета преступлений, выявленных сотрудниками МВД РФ, в общем количестве выявленных укрытых от учета преступлений.
2. Эффективность расследования преступлений, которая раскрывает количество предварительно расследованных тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности в расчете на 100 единиц штатной численности территориального органа МВД России; количество предварительно расследованных преступлений прошлых лет в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений; долю тяжких и особо тяжких преступлений против личности и против собственности, уголовные дела по которым приостановлены по п. 1—3 ч. 2 ст. 208 УПК РФ, от общего числа преступлений данной категории, по которым принято решение; число лиц, уголовные дела, в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям экономической направленности и коррупционной направленности, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции; количество предварительно расследованных преступлений, совершенных в составе организационных групп и преступных сообществ, лица по которым установлены сотрудниками полиции, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и т.д.
3. Эффективность предупреждения и пресечения преступлений, раскрывающая количество предварительно расследованных преступлений по ст. 112, 115— 117, 119, 150, 151, 156, ч. 1, 2 ст. 213, 232, 241 УК РФ, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений; число несовершеннолетних, совершивших преступления, в расчете на одну тысячу несовершеннолетних в возрасте 14—17 лет; количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве, в расчете на 100 тыс. населения; количество преступлений, совершенных в общественных местах (ст. 105, 107—109, 111—115, 131, 158, 159, 161—163, 166, 167, 213 УК РФ), в расчете на 100 тыс. населения и т.д.
4. Качество расследования уголовных дел, определяет долю уголовных дел, возвращенных прокурором
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
для дополнительного следствия или дознания и судом в порядке ст. 237 УПК РФ, от числа дел, направленных прокурору с обвинительным заключением либо актом, постановлением о применении принудительных мер медицинского характера, следователями и дознавателями территориального органа МВД России и т.д.
5. Эффективность возмещения ущерба определяет долю возмещенного ущерба от общего объема причиненного ущерба по предварительно расследованным преступлениям общеуголовной направленности.
6. Эффективность исполнения законодательства об административных правонарушенияраскрывает число отмененных по протестам либо обжалованию постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в расчете на 10 тыс. составленных административных материалов.
7. Эффективность работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Необходимость четкого определения показателей оценки работа территориальных органов МВД РФ требует, прежде всего, различать критерии оценки состояния преступности и общественного порядка и критерии оценки эффективности конкретных направлений и видов деятельности органов внутренних дел. Безусловно, деятельность территориальных органов МВД РФ оказывает определенное положительное влияние на состояние общественного порядка и преступности. Однако, видеть прямую зависимость состояния преступности только от эффективности деятельности органов внутренних дел было бы неправильным по следующим основаниям.
Состояние общественного порядка и преступности зависит от действия целого ряда объективных факторов социально-экономического и политического характера. Достижения стабилизации преступности и искоренение всех причин, ее порождающих, нельзя добиться без усовершенствования всех в совокупности общественных отношений — это составная часть проблемы воспитания человека, общества, требующая повседневных усилий государственных органов, общественных организаций.
Кроме того, о состоянии преступности и общественного порядка обычно судят по статистическим учетам. Но они отражают реальное положение в данной области не полностью. Особенно ярко это можно проиллюстрировать состоянием преступности, реги-
стрируемой по линии БЭП по выявлению замаскированных хищений, фактов взяточничества и других преступлений, характеризующихся латентностью.
Следовательно, критерии (показатели) оценки состояния преступности и общественного порядка не сводимы только к оценочным показателям, характеризующим эффективность деятельности органа внутренних дел. Их нужно разграничивать с учетом объективно обусловленных факторов, влияющих на состояние преступности, и на результативность борьбы с ней.
Хотелось бы отметить, что при оценке деятельности территориальных органов МВД РФ необходимо учитывать и их служебно-боевое, а также морально-психологическое состояние и соблюдение требований законности. В основу оценки работы органов внутренних дел с точки зрения соблюдения законности могут быть положены следующие показатели: количество отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел; количество отмененных постановлений о прекращении уголовных дел; число необоснованных арестов и задержаний граждан; случаи неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей.
Таким образом, говоря о тех или иных конкретных оценочных показателях работы территориальных органов МВД РФ, следует четко представлять, к какому из названных выше семи объектов они относятся.
Причем возможные объекты оценки этим перечнем не ограничиваются. Можно выделить и другие:
♦ техническая оснащенность органов внутренних дел;
♦ эффективность использования ими средств профессиональной деятельности, в том числе агентурного аппарата, и т.п.
Важным условием объективности оценки деятельности территориальных органов МВД РФ является правильная интерпретация, понимание содержания и значения учитываемых показателей. Например, показатель раскрываемости может быть отнесен и ко всем зарегистрированным преступлениям, и только к тем из них, которые совершены в условиях неочевидности и действительно требуют раскрытия.
Органы внутренних дел — многоцелевая система управления. Поэтому при выработке критериев оценки ее деятельности необходимо учитывать особенности работы различных служб и подразделений ОВД, поскольку показатели, используемые для оценки дея-
- -я.¿¿¿Ь'-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
тельности одной службы, могут оказаться неприемлемыми для другой. Например, существенно различаются критерии оценки работы оперативных подразделений борьбы с экономическими преступлениями (БЭП) и уголовного розыска (УР). Для подразделений БЭП основными показателями оценки эффективности их деятельности служат количество преступлений, отнесенных к компетенции этих аппаратов, выявленных и раскрытых по оперативным материалам; обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями, а для УР основными критериями оценки являются эффективность профилактики преступлений и их раскрываемость.
Критерии оценки должны учитывать и специфику задач, решаемых территориальными органами МВД РФ, стоящими на различных ступенях иерархической системы территориальных органов МВД РФ. Различие здесь, главным образом, определяется соотношением задач внутреннего и внешнего управления, решаемых в различном объеме в зависимости от уровня системы. Чем выше уровень, тем больше решается задач внутреннего управления, организации деятельности подчиненных подразделений.
Особого внимания заслуживает вопрос о критериях оценки работы сотрудников территориальных органов МВД РФ отдельных категорий. Механическое перенесение показателей оценки деятельности органа на работу отдельных сотрудников представляется недопустимым по следующим основаниям:
♦ в условиях развития специализации и четкого определения функциональных обязанностей сотрудников оценка их работы должна быть дифференцированной, а не сводимой к показателям работы органа внутренних дел в целом;
♦ критерии оценки, которые могут использоваться при изучении массовых проявлений того или иного показателя в деятельности органа, не приемлемы из-за отсутствия такой массовости для оценки работы отдельных сотрудников.
При оценке индивидуальной работы отдельного сотрудника гораздо важнее по достоинству учесть его трудолюбие, добросовестность выполнения всех основных функциональных обязанностей, качество и объем проделанной работы и т.д. Здесь важно также принять во внимание сложность порученного
участка работы и нагрузки сотрудника, ибо без учета этого, при формальном подходе к оценке может получиться так, что хороший сотрудник, работающий в условиях сложной и напряженной оперативной обстановки на участке, имеет показатели хуже, чем далеко не примерный сотрудник, обслуживающий более «выгодный» в оперативном отношении участок.
Каждый территориальный орган МВД РФ осуществляет свою деятельность в неодинаковых социально-экономических и географических условиях. Различаются также условия и возможности этих аппаратов с точки зрения имеющихся у них сил и средств. Различные условия работы должны учитываться как при выработке критериев оценки, так и при их применении.
В этих целях представляется необходимым классифицировать и сгруппировать органы внутренних дел в зависимости от их общей характеристики и условий работы (например, на крупные, средние и малые органы, на обслуживающие городскую и на обслуживающие сельскую местность). Дифференцированный подход должен осуществляться и при оценке работы в зависимости от средней нагрузки территориального органа МВД РФ, поскольку практика наглядно свидетельствует о связи отдельных показателей работы с нагрузкой сотрудников. Простое сравнение различных показателей работы органов внутренних дел без учета нагрузки, падающей на них, не может служить достаточным основанием для объективной оценки этой работы.
Обеспечение объективности оценки деятельности органов внутренних дел зависит не только от научной обоснованности критериев, но и от всесторонности оценки этой деятельности, учета совокупности ее показателей.
На основании вышеизложенного, хотелось бы отметить, что проблема выработки критериев оценки деятельности территориальных органов МВД РФ связана не только с определением таких показателей, которые способны полно и всесторонне отразить содержание учитываемой деятельности, но и с разработкой соответствующей методологии, позволяющей вскрыть объективную сущность оцениваемой деятельности.