23 00 00 ИЛМҲОИ СИЁСАТШИНОСӢ 23 00 00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 23 00 00 POLITICS SCIENCES
23 00 02 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 23 00 02 POLITICAL INSTITUTES, PROCESSES AND TECHNOLOGIES
УДК 378+3 КСМ 4 ББК66.75 (2Т)
ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Миралиён Киёмиддин Абдусалимзода,
кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Института государственного управления при Президенте РТ (Таджикистан, Душанбе)
THE GROUNDS OF EFFECTUATION OF STATE POLICY IN REFERENCE TO YOUTH IN MODERN WORLD
Miraliyon Kiyomiddin Abdusolimzoda,
candidate of political sciences, Associate Professor of the department of international relations of the State Management Institute under TR President (Tajikistan, Dushanbe)
E-MAIL: qmiraliyon@gmail. com
Ключевые слова: молодежь, государство, государственная молодежная политика,
современный мир, переходной период, проблемы молодёжи
В статье рассматриваются основы формирования государственной молодежной политики в современном мире и в Таджикистане. Приведены некоторые аргументы в пользу актуальности применения государственной молодежной политики в мире на примере Таджикистана. Предложены меры по укреплению теоретической и методологической базы государственной молодежной политики в Республике Таджикистан. Отмечено, что в некоторых странах функционируют научно-исследовательские институты и учебные заведения, занятые изучением и обучением самой молодежи и других категорий населения. Таджикистану как молодежной стране необходимо укрепить теоретическую базу государственной молодежной политики, включая поддержку функционирования научно-исследовательских институтов по проблемам молодежи. Сделан вывод, что основы государственной политики по отношению к молодежи в современном мире достаточно существенны. Необходима реализация государственной молодежной политики на уровне мировых приоритетов.
- 182 -
Miraliyon K.A. The Grounds of Effectuation of State Policy in Reference to Youth in Modern World
Key words: youth, state, state policy in reference to youth, transitional period, modern world,
problems of youth
The article dwells on the grounds of state policy formation in reference to youth, both in the modern world, in general, and in Tajikistan, in particular. Proceeding from the example of Tajikistan, the author adduces certain arguments in favour of actualness related with application of state policy in reference to youth. He proposes some measures aimed at consolidation of theoretical and methodological bases of the policy in question in Tajikistan. We get to know that scientific-research institutes and educational establishments function in certain countries being engaged in studies of youth itself and its tuition; other categories of population being involved in the process as well. Being the country of youth prevailing in number Tajikistan must consolidate a theoretical basis of state policy in reference to youth, a support of scientific-research institutes on the problems of this layer of population. The author makes a conclusion that the grounds of state policy concerned with youth are sufficiently essential in the modern world. Effectuation of it should be carried out at world priority standards.
Молодежная политика с каждым днем приобретает новый импульс и становится всё более востребованной в условиях современного общества, поэтому во многих странах сформировалась государственная молодежная политика. Многие ученые и исследовательские организации изучают её, чтобы найти соответствующие взаимовыгодные подходы, направленные на развитие молодежи как части активного общества и укрепление государственной политики по отношению к ней.
В последние десятилетия перерождение поколений в условиях преобразования общества свидетельствует о том, что представители новых поколений являются более упорными, умственно способными и преемственно гибкими, следовательно, могут очень быстро трансформироваться и занять места своих предшественников. Эта способность к быстрому преобразованию и стойкой адаптации молодых привлекает заинтересованное внимание окружающих.
Кроме того, согласно научным гипотезам, старые и усталые силы всегда заменяются новыми и свежими, которые постепенно трансформируются и адаптируются к условиям окружающей среды. Главное в этих систематических генетических преобразованиях, чтобы все было на своем месте назначения и менялось своевременно, другое неприемлемо. Нарушение или намеренное изменение этой природы формирует дисбаланс и в конечном итоге может привести к неизбежной катастрофе.
В этих условиях необходимо очень пристально (с научно-теоретической и методической точки зрения) изучить данную группу общества и выработать механизм её достойного преобразования и адаптации к современному обществу.
Молодежь - это системообразующая социально-демографическая группа, которая является наиболее подвижно-творческой, уязвимой частью населения. Поэтому и в постсоциалистических странах, и в странах с рыночной экономикой при решении в кратчайшие сроки каких-либо актуальных проблем ориентируются на молодежь.
Ученых разделяют разные подходы к предмету изучения, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалозначимую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.
- 183 -
Миралиён К.А. Основы реализации государственной молодежной политики в современном мире
В обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, советской интеллигенции, и другое -признавать ее социальные особенности как некоей целостности.
Ученые-социологи первыми увидели в молодежи социальную группу с присущими только ей культурными чертами, специфическими интересами, ценностями и нормами поведения.
Преодолев трудности и ограниченность классового подхода в определении молодежи и узкоэмпирические дефиниции, характерные для многих ювенологических школ, исследователи постепено сформировали более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство признало возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, в том числе обусловленные теми или другими социально-психологическими свойствами.
В.Т. Лисовский одним из первых дал определение понятия «молодежь»: «Молодежь -поколение людей, проходящих стадию социализации, усваиваюших, а в более зрелым возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [4].
И.С. Кон данное понятие определяет следующим образом: «Молодежь - социальнодемографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем или другим социальнопсихологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненого цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социальноисторическую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2].
Молодежь как часть общества является предметом изучения многих наук, и каждая из них вкладывает свое содержание в понятие «молодежь». Социологи представляют молодежь как относительно самостоятельную социально-демографическую группу, имеющую свою специфику и требующую анализа в рамках социологии и разработки специальных концепций и теорий. А также учеными изучены возрастные характеристики, социальнопсихологические и физологические особенности, специфические интересы и потребности молодежи в более широком общественном контексте и на фоне государственных преобразований [4].
В связи с этим, с целью удовлетворения интересов молодежи в комплексе, возникла необходимость формирования системы справедливых взаимоотношений между государством и молодежью - государственная молодежная политика.
Необходимость внедрения системы государственной молодежной политики наряду с Таджикистаном осознало большинство представителей стран бывшего СССР. Кроме того, данная политика также реализуется в большинстве странах Запада, что свидетельствует о ее важности и значимости в развитии государства и мирового сообщества.
- 184 -
Miraliyon K.A. The Grounds of Effectuation of State Policy in Reference to Youth in Modern World
Реализация государственной молодежной политики в современном мире, в условиях быстрых перемен и демократизации общества, как никогда является необходимой, и одной из основ данной политики является сама молодежь, будущее которой определяется сегодня.
Современная молодёжь проходит период становления в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда в ней проявляется растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Не случайно в молодежной среде растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность [1].
Данная категория общества в настоящее время является более уязвимой, чем полезной, то есть она нуждается в пристальном внимании и постоянной поддержке. В современном мире, к большому сожалению, не всегда уделяется соответствующее внимание подрастающему поколению, в результате чего у него проявляется комплекс проблем. Эти проблемы разносторонни: социальные, правовые, культурные и т.п. Именно комплексность проблем определяет необходимость реализации государственной политики по отношению к молодежи, так как проблемы молодежи в совокупности не решаются ни одной из государственных структур по отдельности.
Например, совокупность сегодняшних проблем молодежи составляют преступность, ограничение возможности получить образование, ущемление прав, занятие проституцией, наркопотребление и т.д. Соответственно, для решения этих проблем необходимы скоординированные межсекторальные усилия, с тем чтобы они решались поэтапно и систематично. Этот путь решения проблемы не под силу одной системе.
К примеру, проблемами трудообеспечения могут заниматься структуры трудоустройства, однако существуют и другие социальные проблемы, которые также пересекаются с проблемой трудообеспечения, такие как проституция, преступность, наркопотребление, и устранение этих негативных явлений непосредственно не зависит (не входит в компетенцию) органов труда.
Когда мы говорим «молодежь», речь не идет только об одной демографической группе, оказавшейся в сложной социальной ситуации, подразумевается также и наиболее политически и идеологически динамичная, энергичная, трудоспособная часть населения, ради которой проводятся реформистские изменения и которая сама в ближайшее время будет определять ход этих изменений.
В связи с этим в начале 90-х годов в Таджикистане, как и в других постсоветских странах, возникла необходимость формирования государственной молодежной политики.
Государственная молодёжная политика - это единая система социально-экономических, организационных, правовых и воспитательных мер, которые осуществляются и реализуются органами государственной власти, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, общественными объединениями молодежи и гражданами в целях обеспечения воспитания и обучения, становления и развития молодёжи, правовой защиты и эффективного использования её потенциала в интересах общества.
Данное определение государственной молодежной политики соответствует понятию государственной молодежной политики в широком смысле. Существует также и понятие государственной молодежной политики в узком смысле, которое непосредственно связано с вопросами отраслевой идентификации молодежной политики и определяет деятельность органов по делам молодежи. Известно, что процесс формирования и реализации
- 185 -
Миралиён К.А. Основы реализации государственной молодежной политики в современном мире
государственной молодежной политики предполагает формирование целостной системы, включающей законодательную базу, систему органов и учреждений по делам молодежи и реализацию мероприятий (главным образом на основе программно - целевого подхода). Процесс формирования государственной молодежной политики охватывает создание ее законодательной основы и государственных органов по делам молодежи, призванных ее реализовывать [3].
Государственная молодежная политика - это межотраслевая политика, которая реализуется различными структурами государства, министерствами и ведомствами, такими как министерства образования, труда и социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, обороны, внутренних дел, по делам молодежи, по делам женщин и семьи и т.д., а также общественными движениями, инициативными группами, международными институтами, общинами и т.п.
Государственная молодежная политика для Таджикистана - не новая политика, она существует уже 20 лет и была сформирована в условиях переходного периода и обретения независимости Республикой Таджикистан.
В Таджикистане государственная молодежная политика закреплена законодательством и в качестве унифицированной системы направлена на решение комплекса проблем молодежи, привлекая и направляя все секторы в соответствующее русло. Более того, нормативно-правовую базу государственной молодежной политики в Таджикистане составляют Национальная концепция молодежной политики, Стратегия государственной молодежной политики до 2020 года и Национальная Программа социального развития молодежи на 2013-2015 годы.
Реализация государственной молодежной политики в Таджикистане поддерживается Правительством Республики и непосредственно самим Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном на высоком уровне. В период становления государственной молодежной политики Президент республики шесть раз организовывал официальные встречи с представителями молодежи страны, где очень детально были определены и проанализированы проблемы молодежи и вопросы развития государственной молодежной политики, в том числе проблемы образования молодежи, её социальной обеспеченности, развития молодежных объединений, инициативных групп, различных просветительских клубов, предпринимательских и молодежных центров, поддержка уязвимых групп молодежи и т.п.
Во встрече с представителями молодежи 23 мая 2013 года Президент страны относительно значимости молодежи и молодежной политики в мире сказал следующее: «В современном мире обращение к проблемам молодежи и использование её интеллектуального и физического потенциала является одним из условий достижения устойчивого развития государства и общества». Этим можно подтвердить, что государство, и особенно глава страны, очень ясно понимают важность развития молодежной политики и повышения роли молодежи в республике. Кроме того, важен тот факт, что наш Президент также призывает другие государства и сообщества, чтобы они уделяли особое внимание развитию молодежи и решению её проблем, ведь она - наше будущее.
В результате этих встреч в стране достигнуто очень многое: был образован государственный уполномоченный орган по делам молодежи, учреждены специальные стипендии для учащихся, премии для молодых ученых, гранты Правительства республики для поддержки молодежных общественных объединений, квоты для поступления
- 186 -
Miraliyon K.A. The Grounds of Effectuation of State Policy in Reference to Youth in Modern World
молодежи из малоимущих семьей в учебные заведения, созданы молодежные центры, телевидение для молодежи и детей и т.д.
Все вышеприведённые факты, проведенный анализ основ работы с молодёжью и указанных нормативно-правовых документов доказывает необходимость реализации государственной молодежной политики в условиях современного общества. В этом контексте укрепление научно-практической и методологической базы является весьма своевременным.
Таким образом, можно сделать вывод, что основы государственной политики по отношению к молодежи в современном мире достаточно существенны. Дальнейшие шаги -это формирование устойчивой почвы и реализация государственной молодежной политики соответствующим образом на уровне мировых приоритетов.
Теоретическая база работы с молодежью и молодежной политики укреплена работами многих ученых и исследовательских организаций, данная сфера также изучается научной средой как наука о молодежи, и называется «ювенология». В некоторых странах функционируют научно-исследовательские институты и учебные заведения, занятые изучением и обучением самой молодежи и других категорий населения. Таджикистану как молодежной стране необходимо укрепить теоретическую базу государственной молодежной политики, включая поддержку функционирования научно-исследовательских институтов по проблемам молодежи.
Список использованной литературы:
1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. -М., 1995.
2. Кон И.С. Молодежь //Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд.Т.16.-М., 1998.
3. Миралиев К. Реализация государственной молодежной политики и её роль в укреплении потенциала молодежных движений Таджикистана в условиях современного общества. - Душанбе, 2006.
4. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского.—СПб: Изд-во С.Петербургского университета, 1996. - С. 27.
Reference Literature:
1. Zdravomyslov A.G. Sociology of Conflict. - M., 1995.
2. Kon L.S. Youth // The Big Soviet Encyclopedia. The 3-d edition. V. 16. - M., 1998.
3. Miraliyev K. Effectuation of State Policy in Reference to Youth and its Role in Consolidation of Youth Movements of Tajikistan under the Conditions of Contemporary Society. -Dushanbe, 2006.
4. Sociology of Youth: manual / under the editorship of Professor V.T. Lisovsky. - SPb: publishing-house of S-Petersburg University, 1996. -p.27.
- 187 -