- © М.А. Сергеева, 2015
УДК 32.019.52
М.А. Сергеева
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ
Проведен обзор современного опыта формирования и реализации государственной молодежной политики в евразийских странах. Автор акцентирует внимание на проблемах реализации молодежной политики в России, а также предпринимает попытку поиска путей и возможностей их решения с позиции интеграции евразийского опыта молодежной политики в контекст российской молодежной политики. Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, направления государственной молодежной политики, проблемы формирования государственной молодежной политики, евразийский опыт, интеграция, имплементация, практика.
В современном мире евразийский опыт проведения в жизнь молодежной политики необходим Российской Федерации для получения представления о возможностях решения проблем, возникающих в процессе ее формирования и реализации.
Под государственной молодежной политикой понимается «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных движений и инициатив» [1].
Цель государственной молодежной политики проявляется в выражении государственными органами к молодому поколению стратегической линии государства, которая направлена на обеспечение культурного, политического и социально-экономического развития, а также на формирование у молодых людей уважительного отношения в культуре своей страны и к культуре других государств.
По действующей практике, молодыми людьми считаются граждане в возрасте от 14-ти до 30-ти лет включительно. Однако трудно однозначно обозначить возрастную границу, по-
скольку возрастная граница, определяющая этот отрезок жизни, существенно различается в зависимости от различных политических приоритетов, которые могут оцениваться и в иных возрастных делениях.
Одной из важнейших проблем реализации молодежной политики в Российской Федерации является поддержание уровня занятости молодежи. Для увеличения занятости среди молодежи нужен комплексный подход, а именно:
1. Во-первых, государство должно осуществлять заботу по созданию атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения;
2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона, для этого необходимо;
3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста.
Во всех выбранных странах, рассматриваемых в данной статье, существуют различные молодежные организации, которые способствуют сплочению мо-
лодежи и решению различных политических, экономических и культурных вопросов по развитию государственной молодежной политики.
Молодежная политика в Казахстане
Молодежью считаются граждане Республики Казахстан от 14 до 29 лет. В Казахстане существует «Общество молодых профессионалов Казахстана», целью которого является активное участие во всех политических процессах страны, дабы показать, что молодежь - это такая же полноценная и необходимая ячейка общества, чье мнение имеет огромный вес. Главной целью данного общества является организация государственного контроля и власти, которую необходимо, по их мнению, направить на подотчетность обществу, которое в дальнейшем сможет стать реальным участником во всех политических и экономических вопросах страны.
Еще одно сообщество под названием «Молодежное объединение анархистов Казахстана» определяет собой движение молодых людей, нацеленных на полное освобождение управления человека человеком. Силы данного сообщества направлены на борьбу с фашизмом и с человеческим обществом потребления. В этом сообществе отсутствует лидер, и все решения принимаются на основе общего согласия посредством консенсуса.
Задачами государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются: защита прав и законных интересов молодежи; предоставление помощи и социальных услуг молодежи; реализация социально значимых инициатив молодежи [2].
Молодежная политика в Узбекистане
В Узбекистане существует организация «Камолот», целью которой является задействование государства в помощи и поддержке развития достойного общества, способствование в по-
лучении этой помощи посредством предоставления возможности хорошего обучения и различных социальных льгот, а также достойное воспитание с самых ранних этапов жизни человека, уважение к себе и близким, а также воспитание в человеке чувства бережности к общественным вещам и ценностям страны.
Государство поддерживает и развивает экономическую самостоятельность молодежи, ее участие в народных и кустарных промыслах, деятельность молодежных предприятий. Для молодежных предприятий согласно законодательству Республики Узбекистан устанавливаются льготы: по кредитованию, инвестициям, обеспечению необходимым средствами производства, земельными участками, по страхованию их коммерческих рисков.
Молодежная политика в Азербайджане
Молодежь Азербайджана отличается активной деятельностью во всех областях общественной жизни, играет важную роль в осуществлении социальных, гуманитарных, экономических и политических мероприятий. В результате созданных государством широких возможностей, молодежь превратилась в авангардную силу общества.
6 апреля 2011 г. президент Ильхам Алиев подписал указ о Государственной Программе «Молодежь Азербайджана в 2011-2015-е годы». С целью стимуляции связанной с молодежной политики деятельности в направлении науки, образования, культуры и других социальных сфер был учрежден Фонд Молодежи.
Молодежная политика в Киргизии
Закон Кыргызской республики «Об основах государственной молодежной политики», изданный 31 июля 2009 г. гласит о принятии правовых, экономических, социальных и иных условий, которые направленных на
реализацию прав и интересов, а также развитие потенциала молодежи и различных молодежных организаций в интересах государства и общества [3]. Основными целями государственной молодежной политики Кыргызстана являются: формирования культуры и духовно-нравственных ценностей среди молодежи, создание благоприятных условий для получения образования, воспитание гражданской ответственности, обеспечение медицинскими услугами и т.д.
Кыргызстан можно по праву называть «молодой» республикой, так как молодежь в возрасте от 14 до 28 лет составляет 35% от численности населения страны [4]. Так же, как и в других странах, в Кыргызстане существуют различные молодежные организации. Например, в 2012 г. около 500 [5]. Основными молодежными организациями считаются общественная организация «Молодежная правозащитная группа» [6], общественное объединение «Достояние Республики» [7] и общественный фонд «Фонд развития молодежных инициатив» [8].
Молодежная политика в Таджикистане
В Послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Республики Таджикистан подчеркивается: «Целью нашей государственной политики в сфере молодежи является воспитание кадров, эрудированных и образованных специалистов, поколения, обладающего широким кругозором и патриотическими качествами» [9].
Общественная Организация «Молодое поколение Таджикистана» [10] была создана 18 января 2008 г. вследствие добровольного объединения молодых людей, лидеров и активистов. Среди основных направлений деятельности организации:
• проведение массовых мероприятий (концерты, творческие встречи, экскурсии, выставки и т.д.), органи-
зация досуга молодежи, проведение праздничных мероприятий.
• поддержка инициатив молодежи, проведение мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактики ВИЧ/СПИД/ ИППП, наркомании и безопасного поведения, самосовершенствование молодых людей, на всестороннее развитие индивидуальных способностей и личных качеств подрастающего поколения.
По своей сущности, евразийская интеграция, в перспективе, должна привести к преодолению либеральной парадигмы модели развития общества в пользу модели более эффективной формации, основанной не на принципе «свободы от» (национальной культуры, традиций, истории, религии), а на принципе «свободы для». Прежде всего, для создания необходимых условия для развития духовно-интеллектуального и культурно-исторического развития народов Евразии, как стратегического преимущества будущего равноправного союза государств.
Формирование евразийского молодежного общества способствует международному молодежному сотрудничеству. Результатом интеграции и расширения сферы телекоммуникационных услуг стало значительное усиление связей между отдельными людьми, сообществами и государствами. Молодой человек стал осознавать себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей на всей планете. Все это усиливает внимание к вопросам общения, главным условием которых является диалог, основанный на взаимопонимании, терпимости и уважении к культуре партнеров по коммуникации.
Конечно, может быть, еще не наступило время, чтобы говорить о полноценной евразийской молодежной политике, но вступление на путь евразийской интеграции возможно посред-
ством международного молодежного взаимодействия через общественные организации, а также через информационные ресурсы. Необходимо воспитывать у молодого поколения чувство толерантности, учить молодежь уме-
1. Постановление Верховного Совета РФ от 03.03.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». http:// www.pravoteka.ru
2. Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 581 «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». // Казахстанская правда. - 2004. -15 июля.
3. Закон Кыргызской Республики об основах государственной молодежной политике [Электронный ресурс]. URL: http://kenesh. kg/Articles/1742Zakon_KR_Ob_osnovax_ gosudarstvennoj_molodezhnoj_politike.aspx
4. Молодежь в Кыргызской Республике. Статистический сборник. - Бишкек, 2014.
5. Информационное агентство Кыргызстана K-News [Электронный ресурс]. URL:http://www.knews.kg/society/18640_v_ kyirgyizstane_naschityivaetsya_okolo_500_ molodejnyih_organizatsiy/
нию в совершенстве владеть межкультурным диалогом. Данные качества необходимы молодым людям не только на евразийской пространстве, но и для коммуникации со всеми народами для строительства своего будущего.
_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
6. Azerbaijan youth foundation. [Электронный ресурс]. URL: http://youthfoundation. az/en Общественное Объединение «Достояние Республики». Кыргызстан. [Электронный ресурс] .URL: http://dost oyanie. kloop. kg/ proekty/
7. Фонд Развития Молодежных Инициатив. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.frmi.kg/
8. Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. URL: http://mmk. tj/ru/government-programs/strategy/youth-policy
9. Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 от 4 октября 2011года.
10. Независимый дипломатический портал Diplomat.am. [Электронный ресурс]. URL:http://www.diplomat.am/load/public/ molodezh_evrazii_v_sfere_gumanitarnoj_i_ mezhkulturnoj_kommunikacii/5-1-0-660. iiim
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_
Сергеева Мария Алексеевна - студентка магистратуры, e-mail: [email protected], Российский университет дружбы народов.
UDC 32.019.52
THE OPPORTUNITIES OF INTEGRATION OF EURASIAN EXPERIENCE IN IMPLEMENTATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN PRACTICE
Sergeeva M.A., Master's Student, e-mail: [email protected], Peoples' Friendship University of Russia, 113093, Moscow, Russia.
The article describes the modern problems of the state youth policy making Eurasian countries. Described opportunities an integration eurasian experie^e of youth policy in russians context youth policy.
Key words: young people, state youth policy, areas of state youth policy, problems of state youth policy making eurasian experie^e, integration, implementation, practice.
REFERENCES
1. Postanovlenie Verkhovnogo Soveta RF ot 03.03.1993 no 5090-1 «Ob osnovnykh napravleniyakh gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii» (Resolution no. 5090-1 of the Supreme Council of the Russian Federation on the Main Trends in the National Youth Policy in the Russian Federation, dated March 3, 1993), http://www.pravoteka.ru
2. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 7 iyulya 2004 goda no 581 «O gosudarstvennoi molodezhnoi politike v Respublike Kazakhstan» ( Law of the Republic of Kazakhstan: National Youth Policy of the Republic of Kazakhstan, no. 581, dated July 7, 2004), Kazakhstanskaya pravda, 2004, July 15.
3. Zakon Kyrgyzskoi Respubliki ob osnovakh gosudarstvennoi molodezhnoi politike (Law of the Kyrgyz Republic on basic principles of the national youth policy). URL: http://kenesh.kg/Articles/1742Zakon_KR_ Ob_osnovax_gosudarstvennoj_molodezhnoj_politike.aspx
4. Molodezh' v Kyrgyzskoi Respublike. Statisticheskii sbornik (Youth in the Kyrgyz Republic. Collected statistics), Bishkek, 2014.
5. Informatsionnoe agentstvo Kyrgyzstana K-News (Kyrgyz Information Agency K-News), URL:http:// www.knews.kg/society/18640_v_kyirgyizstane_naschityivaetsya_okolo_500_molodejnyih_organizatsiy/
6. Azerbaijan youth foundation. URL: http://youthfoundation.az/en Общественное Объединение «Достояние Республики». Кыргызстан. URL:http://dostoyanie.kloop.kg/proekty/
7. Fond Razvitiya Molodezhnykh Initsiativ (Youth Initiative Foundation), URL: http://www.frmi.kg/
8. Natsional'nyi tsentr zakonodatel'stva pri Prezidente Respubliki Tadzhikistan (National Legislation Center under the President of the Republic of Tajikistan), URL: http://mmk.tj/ru/government-programs/strategy/ youth-policy
9. Strategiya gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Respublike Tadzhikistan do 2020 ot 4 oktyabrya 2011 goda (Strategy of the national youth policy in the Republic of Tajikistan dated October 4, 2011 through 2020).
10. Diplomat. am. URL:http://www.diplomat.am/load/public/molodezh_evrazii_v_sfere_gumanitarnoj_i_ mezhkulturnoj_kommunikacii/5-1-0-660.
Заказчики, желающие иметь книги, особенно юбилейные, не обязаны разбираться в квалификации издателя и часто обращаются не по адресу. К примеру, грядет юбилей какого-либо чиновника, и зависимые от него структуры ищут исполнителя для выпуска полноцветного альбома, отражающего жизнь будущего юбиляра. Времени в обрез, денег хочется заплатить поменьше. И находятся неопытные издатели, готовые выпустить полноцветную книгу объемом 30 а.л. за два-три месяца, да еще и получить за работу треть объективно обусловленной цены.
Такие книги изредка выходят. Неопытный издатель выпускает без дизайнерского сопровождения, с массой ошибок отвратительно отпечатанную и переплетенную книгу, которую и дарить-то юбиляру стыдно. Низкое качество полиграфии объясняется тем, что издатель, выяснив требования к макету и стоимость работ в профессиональной типографии и понимая, что полученных денег ему не хватит, вынужден обратиться к такому же дилетанту-полиграфисту, как и он сам. А тот, не располагая ни качественной техникой, ни современными материалами, выполняет работу на старом Ромайоре и выпускает бракованное издание.
Что же получает заказчик? Быстро выполненную с ошибками и отвратительной полиграфией книгу. Через пару месяцев ее выкинут, а «медвежья» услуга подчиненных будет оценена по достоинству. Издатель-бракодел потеряет заказчиков, да и с типографией, малопригодной для полноцветной печати, вряд ли захотят связываться. Одни убытки. Но низкоквалифицированных издателей и полиграфистов меньше не становится. На место банкротов приходят новые дилетанты.
УМНАЯ КНИГА - ПРЕДМЕТ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИЗДАТЕЛЬ НЕ СТАНЕТ ИГРАТЬ НА ПОЛЕ ДЕМПИНГА
Демпингуюший издатель сам себе копает могилу агрессивным поведением на рынке, ответными действиями коллег, потерей авторитета.
Продолжение следует.