138
ВЛАСТЬ
2017'09
РЫБАКОВА Марина Владимировна — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; [email protected])
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы молодежи Таджикистана как наиболее вероятного кандидата на вступление в ЕАЭС. Автор показывает роль международных доноров в работе с молодежными организациями, а также анализирует активность молодежных организаций в реализации молодежной политики в рамках проведенного исследования.
Ключевые слова: молодежные организации, международные доноры, государственная молодежная политика
Одним из наиболее вероятных кандидатов на вступление в ЕАЭС является Республика Таджикистан, которая является сложным регионом в силу географических, экономических, демографических, социальных, культурных, этнических, конфессиональных, национальных и экологических особенностей. Сегодня экономическое положение в Республике Таджикистан далеко от процветания и продолжает оставаться сложным и нестабильным. В республике наблюдается большой разрыв и диспропорция в заработной плате между представителями различных секторов экономики: самая низкая заработная плата у работников сельского хозяйства (59,7 долл. в месяц) и самая высокая - у работников финансового сектора (548,2 долл. в месяц) [Зокирова, Саиджонов 2016: 124].
Национальная стратегия развития на период до 2015 года (НСР) и Стратегия снижения бедности Республики Таджикистан на 2007-2009 годы (ССБ) положили начало экономическому развитию человеческого капитала, что сегодня является приоритетным для экономического развития РТ1. Важнейшим ресурсом человеческого потенциала является образованная и социально развитая молодежь. Она включена во все многообразие связей и отношений общества.
В сложившейся социально-экономической обстановке в стране молодежь является наиболее незащищенной и нестабильной социальной группой, отмечается нарастание негативных тенденций, таких как низкое качество образования и, как следствие, недостаточность профессиональной специализации и квалификации, материального обеспечения, усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размываются традиционные нормы, что приводит к конфликтам между родительской системой ценностей и личностной системой молодого поколения. При этом наблюдается рост девиантного поведения молодежи, повышается ее агрессивность, отчужденность и изолированность, а также отсутстует межнациональная терпимость, наблюдается подверженность различным радикальным и экстремистским идеям, что связано с высоким уровнем бедности в стране.
1 Обзор реализации Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Доступ: http://www.medt.tj/documents/main/strategic_national_programm/strategic_national_prog_ ru.pdf (проверено 18.07.2017).
В республике Таджикистан осуществляются различные программы по снижению уровня бедности, который составил в 2015 г. 31%, снизившись с 53% в 2007 г., а уровень крайней бедности с 20% в 2012 г. снизился до 16,8% в 2014 г.1 Индекс человеческого развития (ИЧР) Республики Таджикистан в среднем рос на 1,07% в год. Сейчас он находится на 129-м месте из 188 в списке стран мира по ИЧР, что соответствует среднему уровню человеческого развития (0,624), и имеет значительный потенциал для продвижения вверх по всем основным параметрам ИЧР2.
Осуществление интеграции молодежи в социальную структуру общества происходит в рамках государственной молодежной политики. Основные идеи и положения ее представлены в Стратегии государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 года. Как стратегически важный сектор государственной политики, она ориентирована на молодых граждан Республики Таджикистан в возрасте от 14 до 30 лет. Молодые люди составляют основную часть населения республики, и их средний возраст составляет 24,7 года. Сегодня это основной трудовой ресурс Таджикистана.
Основными направлениями, по которым должна вестись активная деятельность государства, являются:
- трудоустройство молодежи, вовлечение ее в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
- развитие созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
- поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах;
- поддержка инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, ВИЧ-инфицированных;
- помощь жертвам насилия, военных действий и катастроф;
- поддержка переселенцев и мигрантов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных;
- оказание помощи лицам, освободившихся из мест лишения свободы, представителям коренных и малочисленных народов.
Для реализации приоритетных направлений Стратегии предусмотрены следующие проекты: программа «Молодежь Таджикистана»; государственная программа «Патриотическое воспитание молодежи в Республике Таджикистан»; «Программа развития здоровья молодежи в Республике Таджикистан»3.
Молодежная политика должна способствовать преемственности поколений и сохранению национальной культуры, что формирует граждан-патриотов, способных к проявлению национальной и религиозной терпимости по отношению к другим народам, организации дружественного социума на всей территории страны.
Одной из задач молодежной политики является воспитание креативных способностей и саморазвития, навыков самоорганизации, а также целостного
1 Обследование уровня жизни в Таджикистане. Доступ: www.worldbank.org (проверено 05.07.2017).
2 Национальный доклад о человеческом развитии. Таджикистан: доступ к ресурсам для человеческого развития. 2014. Доступ: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14-summary-ru.pdf (проверено 18.07.2017).
3 Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 года. Доступ: http://www.mmk.tj/ru/Govemment-programs/strategy/youth-policy (проверено 06.07.2017).
понимания происходящих в обществе социальных процессов, что будет способствовать формированию разносторонне развитых молодых людей, способных отстаивать свои права и участвовать в общественной жизни. Участие молодежи в общественных объединениях и организациях способствует становлению положительной трудовой мотивации и высокой деловой активности, а также освоению социальных навыков и ролей в условиях стремительно глобализирующихся трансформаций и формирования информационной экономики, с одной стороны, и региональной отсталостью - с другой.
Деятельность государства проводится в соответствии с международной практикой активного привлечения молодежи и молодежных организаций к участию в общественной жизни на национальном и международном уровне. Многообразен спектр молодежных организаций, и действуют они в различных сферах жизнедеятельности общества. Среди них можно выделить общественно-политические, социальные, экологические, социально-культурные организации. Они имеют различные цели, общественно-политические установки и направления деятельности, но их основными задачами должны быть совершенствование и оптимизация государственной политики, продвижение интересов молодых людей. По данным Министерства юстиции РТ, в республике на 1 января 2015 г. насчитывалось 8 политических партий и 2 800 общественных организаций. Сектор молодежных организаций по величине занимает 3-е место (после спортивных и благотворительных организаций - около 11% всех зарегистрированных общественных объединений)1.
Наиболее высокая концентрация молодежных организаций приходится на столицу страны г. Душанбе. Не менее 60% молодежных организаций работают в столице, а в каждой из областей в среднем насчитывается от 10 до 20 молодежных организаций. Всего в областных центрах и областях Таджикистана сконцентрировано около 40% всех организаций. Самыми распространенными направлениями деятельности являются: образование, повышение квалификации; раскрытие потенциала молодежи, самоорганизация; социальная помощь, благотворительность, волонтерство; повышение культуры.
Статус молодежных организаций определяет масштаб их деятельности -международный, республиканский, областной, районный или городской. Проведенное в мае-июне 2017 г. исследование в г. Душанбе на тему «Управление молодежными организациями в РТ», в котором приняли участие 384 студентов различных вузов, показало, что из всей совокупности молодежных организаций 14% имеют международный статус, 24% - республиканский, 27% - городской, 7% - областной или районный (статус 28% не установлен).
Примером деятельности молодежных организаций является молодежная общественная организация «Молодое поколение Таджикистана», деятельность которой направлена на охрану здоровья подростков и молодежи. Проекты реализуются при технической и финансовой поддержке региональной программы «Здравоохранение в Центральной Азии/Таджикистане», Deutsche Gesellschaftfur Internationale Zusammenarbiet (GIZ) GmbH (Германское общество по международному сотрудничеству) в Таджикистане.
Деятельность региональной молодежной организации ОО «Молодежные инициативы развития», молодежного центра Youth Power и многих других организаций направлена на создание условий для повышения социальной активности молодежи, изменения стереотипа бедности и наращивание потенциала в реше-
1 Реестр общественных объединений. - Министерство юстиции РТ. Доступ: http://www.minjust.tj/ index.php?option=com_content&view=article&id=82&Itemid=95&lang=ru (проверено 05.07.2017).
нии собственных проблем1. Основные направления деятельности большинства организаций - это информационно-образовательные тренинги, основанные на принципе «равный - равному»; бесплатные курсы по обучению английскому, русскому языкам, по компьютерной грамотности, консультации психологов для детей из малоимущих или неполных семей, родители которых работают за рубежом, а также разработка программ и проведение информационных кампаний и акций; участие в проведении исследований.
По результатам проведенного исследования более 70% респондентов считают, что общество мало информировано и у него не сложилось целостное представление о важности деятельности молодежных организаций. Но вместе с тем и молодые люди не принимают активного участия в молодежных организациях: лишь около 15% респондентов состоят в молодежных ассоциациях, и лишь четверть из них принимают участие в деятельности какой-либо организации. Небольшой интерес к социальной деятельности связан с рядом факторов, таких как низкий приоритет общественной деятельности; невысокая степень известности данных организаций среди молодежи; несовпадение интересов и видов деятельности, предлагаемых молодежными организациями.
В рамках международного партнерства многие молодежные организации РТ сотрудничают с иностранными субъектами. Сотрудничество зачастую связано с привлечением зарубежных партнеров для участия в совместных проектах с целью получения зарубежного финансирования и возможности участия во внешних проектах. По данным исследования, практически у каждой молодежной организации, включенной в выборку, есть иностранные партнеры, которые обеспечивают донорскую помощь и предоставляют значительно большую свободу деятельности на международном уровне, а не на национальном.
Они работают в рамках политики «мягкой силы», для которой характерно использование как культурных символических образцов, так и экономической поддержки, обеспечивающих привлекательность западных институтов и влияние зарубежных партнеров на социальную и культурную жизнь страны. Но вместе с тем взаимодействие молодежных организаций с иностранными партнерами имеет ряд негативных последствий. В процессе деятельности доноров происходит подмена традиционных ценностей и трансформация первоначальных целей организации в интересах зарубежных партнеров, снижение активности поиска средств на территории республики и полная ориентированность на получение международной помощи.
Успешность взаимодействия с государственными структурами зависит не только от имиджа организации и симпатий государственных служащих, но и от регистрации и лояльности. Незарегистрированные и нелояльные организации не могут использовать государственные ресурсы, распространять информацию, проводить мероприятия, свободно контактировать с молодыми людьми. Государственные и образовательные учреждения предоставляют целевую аудиторию, обеспечивают площадки для проведения мероприятий и во многом являются полноправными партнерами в проектах. По мнению респондентов, сотрудничество с учреждениями образования необходимо в большей степени, чем с органами власти.
Вместе с тем по результатам опроса более 50% респондентов считают, что сотрудничество с государственными органами и местными властями может иметь негативные последствия для молодежных организаций. Молодежные организации имеют определенные ресурсы развития и реализации государственной политики, но они должны быть более привлекательными и в большей степени
1 Молодежная программа АНТИ. Доступ: http://www.asti.tj/ru/molodezhnaya-programma-anti.html (проверено 30.06.2017).
ориентированными на региональную молодежь, где значительно больше свободного времени и выше потенциал активности в связи с недостатком рабочих мест, образовательных программ для повышения квалификации и неразвитостью культуры проведения досуга.
Молодежные организации должны консолидироваться и наращивать коммуникативные связи, сотрудничество как между организациями, так и личностное - через фестивали, форумы, тематические кампании, реализовать потенциал развития лидерства, самоуправления и парламентаризма в молодежной среде, что будет способствовать реализации государственной молодежной политики и продвижению республики к гражданскому обществу.
Список литературы
Зокирова Ш.М., Саиджонов С.Ш. 2016. Доходы населения республики Таджикистан: проблемы и решения. - Влияние глобализации и членства в ВТО на качество жизни населения стран групп БРИКС: сборник статей по материалам международной конференции. М.: Финансовый университет. С. 123-132.
RYBAKOVA Marina Vladimirovna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the Chair of Sociology of Management, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bld. 4, 27 Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected])
SOCIAL PRACTICES OF YOUTH ORGANIZATIONS IN TAJIKISTAN
Abstract. The article deals with the problems of youth of Tajikistan, as the most likely member of EAEU. The author highligts the role of international donors in work with youth organizations, and analyzes activities of youth organizations in the implementation of youth policy in the framework of the study. Keywords: youth organizations, international donors, national youth policy