УДК 33С П88
М.М. ПУЛАТОВ, А. У. ИБРАГИМОВА
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
МОЛОДЁЖИ
В послании президента РТ Эмомали Рахмона Маджлиси Оли в числе приоритетных задач внутренней и внешней политики Правительства на перспективу особое внимание уделено вопросам разработки и реализации долгосрочной государственной политики по делам молодёжи [1].
Разработка и реализация долгосрочной программы политики развития человеческого капитала молодёжи требует теоретического обоснования механизмов гармонизации отношений между стратегическими целями и задачами национального хозяйства и человеческим капиталом молодёжи.
В Республике Таджикистан постановлением Верховного Совета в 1992 году был принят закон «О государственной молодежной политике».
В законе Республики Таджикистан «О государственной молодежной политике» отмечается, что субъектами государственной молодежной политики являются граждане в возрасте до 30 лет. На наш взгляд, нижнюю границу молодежи как социально - демографической группы можно условно установить с 15 лет, потому что именно с этого возраста в этой группе начинаются серьезные биологические и социальные изменения [3, с. 42].
Молодежь - это системообразующая социально-демографическая группа. В самом общем смысле, молодежь - это абстрактное понятие высокого уровня. На более низком уровне абстракции молодежь разделяется на конкретные группы: женская молодежь, мужская молодежь, студенческая молодежь, производственная молодежь, сельская молодежь, молодежь определенной этнической группы и национальности и т.д. Далее, спускаясь по лестнице абстракции, можно дойти до конкретного молодого человека в конкретном, общепринятом для молодежи возрасте [4, с.38].
Согласно теоретическим положениям современной экономической теории, человеческий капитал молодёжи состоит не только из природных данных совокупности индивидов, но и знаний, навыков, которые приобретаются в системе образования, в семье и в обществе через общественные институты - спортивные, культурно - просветительские, религиозные, национальные традиции и обычаи, иными словами, и среда обитания человека формирует его личность как человека-социума и профессионала.
Согласно канонам современного менеджмента, среда обитания, главным образом среда формирования человеческого капитала молодёжи, не только отличается в различных регионах и странах мира, но и различна она в неравноценных средах -
технических, технологических и информационных, а также зависит от уровня развития производительных сил - развивающейся экономики, экономики устойчивого роста и переходной или трансформационной экономики.
Различный уровень развития экономики не только приводит к повышению или снижению интенсивности информационного обмена между молодёжью как органической составляющей населения страны и национальным хозяйством, системой образования и реальным сектором, которые выражаются в совокупности показателей человеческого капитала молодёжи.
Исследование параметров человеческого капитала молодёжи, на наш взгляд, заслуживает внимания к изменению структуры и содержания человеческого капитала молодёжи - уровню образованности (охват средним и средним специальным образованием); удельному весу молодёжи с высшим профессиональным образованием от общего количества молодёжи; удельному весу кандидатов и докторов наук в общем контингенте докторов и кандидатов наук; удельному весу выпускников средних специальных учебных заведений в общем контингенте молодёжи; структуре выпускников средних специальных учебных заведений в разрезе отраслей народного хозяйства, принятой в статистической практике; удельному весу выпускников высших учебных заведений среди молодёжи в разрезе отраслей народного хозяйства, согласно классификации статистических органов; контингенту занятости молодёжи от общего ее количества; удельному весу выпускников вузов, выбравших исследовательскую деятельность (в разрезе отраслей науки); структуре научных кадров в разрезе отраслей науки; структуре кандидатов и докторов наук в разрезе отраслей науки; доле отраслей науки (сферы национального хозяйство) в формировании ВВП страны; удельному весу студентов по отраслям народного хозяйства, принятым в статистической практике.
Систематизируя вышеприведенные показатели в динамике 10-15 лет, при прочих равных условиях можно получить предпосылки прогнозирования и изменения значений этих параметров в формировании ВВП страны, что может помочь объяснить причинно-следственные связи изменения содержания (через структуру) человеческого капитала молодёжи и реализованные правительством мероприятия в ряде ретроспективных периодов. Зависимость изменения содержания человеческого капитала молодёжи от реализованной политики государства за ряд прошлых лет можно увидеть на практике Республики Таджикистан.
Так, в период 2006-2012 годов число учащихся школ постоянно увеличивалось и составило в 2011-2012 учебном году 1712,9 тысяч человек, против 1672,8 тысяч человек в 2005-2006 учебном году, численность студентов увеличилась с 146,2 тысячи человек в 2005-2006 учебном году до 150,1 тысячи, количество студентов на 10 000 населения с 207 человек в 2005-2006 учебном году снизилась до 188 человек, что свидетельствует о некотором насыщении (в количественном плане) национального хозяйства специалистами с высшим образованием [2, с. 47].
Численность учащихся средних специальных учебных заведений имела тенденцию роста и составила 42,8 тысячи в 2011-2012 учебном году против 32,4 тысячи человек в 2005-2006 учебном году. Видно, что контингент учащихся средних специальные учебных заведений был в 4,5 раза меньше контингента студентов
высших учебных заведений в 2005-2006 учебном году, а в 2011-2012 учебном году это соотношение составило 3,5 раза. Всё это указывает на следующие взаимозависимости: во-первых, высшее образование стало престижным по отношению к среднему специальному образованию, и эта тенденция соответствует тенденциям, имеющим место в индустриально развитых странах, где не только очень высок уровень научно-технического обеспечения производства, но при необходимости и инфраструктура сферы услуг требует фундаментальных знаний, позволяющих не только эффективно пользоваться, но и рекламировать наукоемкие и высокотехнологичные товары и услуги. Тенденция постепенного увеличения контингента желающих получить среднее специальное образование главным образом связана с интенсивным внедрением предпринимательскими структурами новой техники и технологий не только в производство, но и в торговлю и другие сферы, где продаётся дорогостоящая информационно - коммуникационная техника и бытовая электроника. Все это является позитивной тенденцией, отвечающей мировым стандартам.
Популяризация средне - специального образования связана с еще одним очень распространенным в мире явлением - трудовой миграцией, так как молодёжь является ядром этого процесса. Отечественные трудовые мигранты осознали, что, не имея определенной профессии, трудно получить квалифицированную и приемлемо оплачиваемую работу в эмиграции. Это и приводит к возрастанию потребностей молодёжи в получении среднего специального образования.
В учреждениях среднего профессионального образования занимаются 42,8 тысячи обучаемых и на 10 000 населения приходится 54 человека. Отраслевое распределение учащихся средних специальных учебных заведений составило: в промышленности - 61,01, в сельском хозяйстве - 676, экономике - 880, образовании -9675 человек, физической культуре, спорте и здравоохранении - 23657.
Распределение численности учащихся по группам специальностей на начало 2012-2013 учебного года составляет всего 42 819, в том числе в естественнонаучной области - 56,9, в образовании - 8027, в здравоохранении - 22910, в культуре и искусстве - 937, в экономике и управлении - 1465, в разработке полезных ископаемых - 414, в энергетике - 811, в металлургии - 670, в машиностроении - 188, в технологии машин и оборудования - 627, в электротехнике - 117, в электронной технике, в ракетно - космической технике - 214, в автомобиле и тракторостроении -211, в технологиях машин и оборудования - 1235, в электронике - 1507, в приборостроении - 230, в электронной технике, радиотехнике и связи - 2188, в автоматике и управлении - 272, информатике и вычислительной технике - 4855, сервисе -1122, в эксплуатации транспорта - 2084, в химических технологиях - 874, в воспроизводстве и переработке лесных ресурсов - 738, в технологии продовольственных продуктов - 1985, в технологии товаров широкого потребления - 1614, в строительстве и архитектуре - 2521, в сельском и рыбном хозяйстве - 4441, в экономике природопользования - 573, безопасности жизнедеятельности - 133. [2, с.70].
Из этого перечня видно, что система образования РТ ориентирована на подготовку специалистов, потребность в которых особо возрастает по мере перехода экономики РТ на инновационные рельсы.
Охарактеризованные процессы являются результатом целенаправленной реализации совокупности мер по приближения содержания человеческого капитала молодежи Таджикистана к мировым стандартам, которые выражаются в следующих позициях:
- высшие и средние специальные учебные заведения приближены к местам деятельности будущих выпускников, для чего созданы и функционируют вузы и учреждения среднего специального образования практически во всех регионах республики, количество вузов за этот период возросло с 12 до 33;
- система образования в вузах приведена к мировым стандартам (Болонская система), где студент пользуется широкой самостоятельностью и стандарты учебных программ приведены в соответствие с мировыми стандартами;
- достигнуто углубление специальностного состава выпускников вузов и средних специальных учебных заведений в сторону увеличения удельного веса выпуска специалистов по естественнотехническим областям знаний от общего количества выпускников;
- вузами и средними специальными учебными заведениями республики выпускаются специалисты по престижным и наиболее востребованным специальностям, в том числе по информационно-коммуникационным технологиям, программному обеспечению и другим специальностям информационного века.
Все это привело к кардинальному изменению и обогащению содержания человеческого капитала молодёжи РТ и приблизило его к потребностям инновационной экономики, на рельсы которой постепенно переводится экономика РТ.
Следует отметить, что наряду с отмеченными позитивными тенденциями в формировании человеческого капитала молодёжи в РТ, имеются некоторые диспропорции в отношениях национального хозяйства с целями и задачами развития человеческого капитала молодёжи, это прежде всего:
- формальная бесплатность, а на деле реальная платность обучения в средней школе, где закладываются основы человеческого капитала молодёжи. Что касается платных частных школ, то оплата в них в 2-3 раза выше, чем в вузах страны, поэтому не каждая семья может себе позволить обучать своих детей (тем более, если в семье не один школьник) в коммерческих школах. Исходя из этого, на наш взгляд, оплата в этих школах должна быть, во-первых, обоснованной, во - вторых, необходимо принять и поощрять внедрение закона, стимулирующего участие предпринимателей и предпринимательских структур в финансировании деятельности коммерческих школ;
- в практике вузов имеется тенденция увеличения числа студентов, обучающихся на коммерческой основе. Учитывая, что оплата в вузах по сравнению со среднедушевым доходом населения - значительно ощутимая величина, то у части населения, которая не имеет достаточных доходов, обучать детей, даже самых способных, не предоставляется экономически возможным. Все это вызывает нежелание поступать в вузы у детей из малообеспеченных семей;
- несмотря на ускоренное увеличение удельного веса студентов высших учебных заведений, занимающихся в естественно-технических областях науки, их количество остается незначительным по сравнению со спросом, который предъявляется
национальным и мировым хозяйством. Если исходить из аналогии с высокоразвитыми странами, то есть необходимость в увеличении их количества в 5-7 раз по сравнению с современным состоянием, при поддержке темпов подготовки по остальным областям науки;
- настало время разработать и реализовать механизм, поддерживающий организацию бесплатного обучения (за счет собственных средств вузов) студентов, которые показали высокие баллы при поступлении в вузы. Если в период первого курса они допустили неудовлетворительные для отличника оценки, то можно лишить их привилегий. Если такой механизм будет внедрен, можно надеяться, что потенциальные студенты будут готовиться заранее и задолго до вступительных экзаменов;
- для восполнения отмеченных пробелов в деятельности системы образования, целесообразно разработать и реализовать долгосрочную политику обучения молодёжи на базе многовариантных прогнозов потребностей национального хозяйства в специалистах с высшим и средним специальным образованием в разрезе специальностей.
Список использованной литературы:
1. Послание Э.РахмонаМаджлиси Оли //Сог. правда. -№ 34. (16,225) от 26.04.2014.
2. Образование в РТ./ Статистический ежегодник. -Душанбе, 2014.- 164 с.
3. Закон РТ «О государственной молодежной политике». -Душанбе, 1992.- 72 с.
4. Абдуллаев, X. Демографическое развитие и рынок труда в переходной экономике: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 / Абдуллоев Хаётулло. - Душанбе, 1999.
5. Бекер, Г.С. Человеческий капитал: главы из книги // США: ЭПИ -1993. №11-12. -С.74-91.
6. Гаузнер, Н., Иванов, А., Мыхипа, М. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку / МИГИМО. - М., 1992. -№9. -С. 86-104.
7. Доклад о человеческом развитии. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. -М.: Издательство «Весь мир», 2011. -474 с.
Reference Literature:
1. The Message of E. Rahmon toMajlisi Oli. Sogdiyskaya Pravda, № 34 (16,225), 26.04.2014.
2. Education in RT. Statistical annual. -Dushanbe, 2014. -164pp.
3. The law of RT "On State Youth Policy". - Dushanbe , 1992 . -72pp.
4.Abdullaev X. - Demographic and Labor Market Development in Transition Economies. Dissertation for Candidate degree in Economy:08.00.14. - Dushanbe, 1999.
5. Becker G. S. Human capital; Chapters from the book / U.S.: EPI - 1993. № 11-12. -P. 74-91.
6.Gauzner N. Ivanov A. Myhipa M. Strategy for Human Resource Development under Transition to Market /MEMO - Moscow, 1992, № 9. -86-104pp.
7. Human Development Report . Sustainability and Equity: Better Future for all. -M.:
Publisher "The Whole World ", 2011. 474pp .
К вопросу исследования человеческого капитала Ключевые слова: молодежь, методология, человеческий капитал, потенциал молодежи, специфические черты молодежи В статье сделана попытка достижения методологической стройности государственной молодежной политики Республики Таджикистан в свете стра-
тегических целей государства. По мнению авторов, как известно, человеческий капитал как единство физических, интеллектуальных способностей индивида требует, чтобы молодые люди получили самые передовые знания и опыт, имеющиеся у старшего поколения. Эти ценности, соединяясь с молодостью, становятся мощным фактором общественного прогресса. В статье рассмотрена молодежь как социально-демографическая группа, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально - психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитанием данного общества.
On the Issue of Youth^s Human Capital Research
Key words: youth, methodology, human capital, youth's potential , youth's specific features
The authors make an endeavor to elaborate methodological harmony in reference to the statal youth policy in Tajikistan Republic in the light of strategic goals. In the authors' opinion, a human capital as a unity of physical and intellectual abilities of an individual requires that the people should obtain the most progressive knowledge and experience available for the senior generation. These values uniting with youth become a mighty factor of social progress. Youth is looked upon as a social-demographic group which is singled out on the basis of the integrity of age features, peculiarities of social position and preconditioned by both properties determined with social frameworks, culture, regularities of socialization, upbringing accepted in the given society.
Сведения об авторах:
Пулатов Мунир Мухтарович, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и аудита Худжандского государственного университета им. акад. Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: munirpulatov@mail. ru
Ибрагимова Азизахон Уктамджоновна, соискатель кафедры бухгалтерского учёта и аудита Худжандского государственного университета им. акад. Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд)
Information about the authors
Pulatov Munir Mukhtarovich - candidate of Economy Sciences, Associate Professor of Khujand State University named after acad. B. Gafurov (Tadjikistan, Khujand), email: munirpulatov@mail. ru
Ibraghimova Azizakhon Uktamjohnovna - degree aspiring claimant of Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tadjikistan, Khujand)