ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
А.А. Ахматгатин,
начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат педагогических наук
В статье представлены понятие экстремальной ситуации и факторы, ее характеризующие. Рассмотрено содержание и принципы подготовки сотрудников полиции к решению оперативно-служебных задач в условиях, связанных с экстремальными ситуациями.
The article presents the concept of extreme situation andfactors that characterize it.
Reviewed the content and principles of training of police officers for carrying out the
*
operational and official tasks in conditions associated with extreme situations .
В современных условиях оперативно-служебная деятельность сотрудника полиции дел часто протекает в экстремальных ситуациях, в которых от эффективности и правомерности действий сотрудников зависит обеспечение их личной безопасности и безопасности граждан, а также успешность решения конкретной служебной задачи.
В экстремальных ситуация протекают действия сотрудников:
- при решении оперативно-служебных задач, связанных с задержанием правонарушителей, защитой себя и граждан от противоправных посягательств;
- при чрезвычайных обстоятельствах;
- при решении служебно-боевых задач.
При этом, в результате ошибок, допускаемых сотрудниками в данных ситуациях происходят случаи гибели и ранения сотрудников и граждан.
Особенности оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции обусловливают необходимость специальной подготовки к действиям в экстремальных ситуациях. Данная подготовка должна носить целенаправленный, комплексный и системный характер.
При этом, отмечается, что в настоящее время возникло противоречие между требованиями к высокому профессионализму сотрудников органов внутренних дел, и недостаточной подготовленностью выпускников вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях [11].
Akhmatgatin A. Training basics of police officers for actions in extreme situations
Отдельные аспекты подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях рассматривались специалистами [1; 2; 3; 4; 5; 10; 11 и др.].
При этом исследователями, как правило, дифференциально изучались вопросы физической, огневой и тактико-специальной подготовки. Иногда данные вопросы исследовались в комплексе, но и в этих случаях процесс подготовки к действиям в экстремальных ситуациях не рассматривался, как единая комплексная педагогическая система.
Исходя из этого, приходится констатировать, что в настоящее время система подготовки сотрудников полиции дел к действиям в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности отсутствует.
Необходимо отметить, что в Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490, в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел был предусмотрен такой раздел, как «Боевая подготовка», изучение которого предполагало решение, пусть не в полной мере, комплекса задач направленных на подготовку сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях. Посредством совершенствования системы изучения данного раздела была возможность оптимизации данной подготовки, однако в Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 3 июня 2012 года № 663 раздела «Боевая подготовка» не предусмотрено, а отдельные направления, рассматриваемой нами проблемы вновь разъединены в отдельные разделы подготовки.
Для определения исходных предпосылок рассматриваемого нами явления необходимо определиться с такими понятиями, как экстремальная ситуация в оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции, подготовленность полиции к решению оперативно-служебных задач в условиях экстремальных ситуаций и подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуация.
Под понятием экстремальной ситуации в оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции нами понимается ситуация возникшая в условиях решения сотрудником оперативно-служебной задачи, связанная с повышенными умственными, психическими и физическими нагрузками, опасностью для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья граждан.
Экстремальная ситуация, как правило, характеризуется:
- угрозой для жизни и здоровья сотрудника и граждан;
- выраженным дефицитом времени для оценки ситуации и принятия правомерного и тактически-целесообразного решения;
- высокой степенью ответственности за последствия действий, обусловленных принятыми решениями;
- высокой эмоциональной напряженностью;
- необходимостью выполнять двигательные действия, характеризующиеся высокой интенсивностью, а в некоторых случаях, большим объемом физической нагрузки;
- необходимостью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В условиях, обусловленных экстремальной ситуацией сотрудник должен в ограниченный период времени технически эффективно, правомерно и тактически целесообразно применить физическую силу, имеющиеся у него на вооружении специальные средства и огнестрельное оружие для устранения угрозы своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью граждан, обезвреживанию и задержанию правонарушителя.
Подготовленность к действиям в экстремальных ситуациях можно рассматривать как способность сотрудника полиции эффективно и правомерно решать оперативно-служебные и служебно-боевые задачи в условиях, связанных с повышенными умственными, психическими и физическими нагрузками, а также опасностью для его жизни и здоровья.
При этом, уровень подготовленности сотрудника некорректно рассматривать, как некую аддитивную составляющую его физических способностей, умений и навыков выполнения действий, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.
Подготовленность к действиям в экстремальных ситуациях представляется неким системным образованиям, в котором отдельные ее составляющие выступают не дифференциальными показателями, а взаимосвязанными элементами единой системы.
Подготовка к действиям в экстремальных ситуациях - это системный процесс, имеющий целью обеспечение состояния подготовленности сотрудников к действиям в данных условиях.
Содержание процесса подготовки сотрудника полиции к действиям в экстремальных ситуациях представлено на рис. 1.
Рис. 1. Содержание процесса подготовки сотрудника полиции к действиям в экстремальных ситуациях
При этом, в качестве основных специфических принципов подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях имеет смысл выделить принципы комплексирования и моделирования.
Принцип комплексирования заключается в такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает одновременное совершенствование различных аспектов подготовлености сотрудников: специальной физической, психологической, юридической, тактической, огневой.
Реализация данного принципа осуществляется посредством использования в процессе обучения комплексных упражнений, включающих в себя выполнение прикладных физических упражнений, боевых приемов борьбы, элементов стрельбы, тактических задач и задач по юридической оценке ситуации на предмет правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Принцип моделирования заключается в организации учебной деятельности, предусматривающей совершенствование различных аспектов подготовки в условия, адекватных реальным наиболее сложным ситуациям оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции.
Реализация данного принципа осуществляется посредством использования в педагогическом процессе решения сотрудниками учебных задач в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям оперативно-служебной деятельности.
Специалистами отмечается, что использование ситуаций, моделирующих служебную деятельность, эффективно способствуют формированию надежных навыков самозащиты у курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России [1; 2; 10 и др.].
Основными компонентами подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях являются:
1. Физическая подготовка - представляющая собой подготовку сотрудников к действиям в условиях повышенных физических нагрузок, а также к эффективному применению физической силы и специальных средств для защиты себя и граждан от противоправных действий правонарушителя, а также для его задержания.
В качестве исходной предпосылки для определения направленности физической подготовки сотрудника полиции была принята так называемая моделью его служебно-боевой деятельности, заключающаяся в схеме: «поиск правонарушителя - его преследование - силовое задержание» [5; 10 и др.].
Необходимо отметить, что данная модель имеет достаточно упрощенный характер и не отражает всех аспектов деятельности сотрудника полиции в сфере необходимости его физического совершенствования.
2. Огневая подготовка - представляющая собой процесс подготовки сотрудников полиции для эффективного применения огнестрельного оружия в условиях оперативно-служебной деятельности.
3. Тактическая (тактико-специальная) подготовка - представляющая собой процесс обучения сотрудников индивидуальной тактике и тактике действий подразделений полиции при решении оперативно-служебных задач, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах.
4. Психологическая подготовка - представляющая собой процесс формирования у сотрудника морально-волевых и психических качеств, позволяющих успешно решать оперативно-служебные задачи в условиях повышенных физических и психических нагрузок, угрозы жизни и здоровью, а также способности к быстрой и эффективной мыслительной деятельности в данных условиях.
5. Специальная юридическая подготовка - представляющая процесс формирования у сотрудников способности в минимальное время дать адекватную правовую оценку действиям правонарушителя и принять решение на свои правомерные действия, связанные с применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, соответствующие сложившейся обстановке.
Рассмотренные нами компоненты в процессе подготовке сотрудников полиции в экстремальных ситуациях реализуются в виде интегральной подготовки, представляющей собой комплексный процесс, включающий в себя системную совокупность данных компонентов, ориентирующуюся на
непосредственные условия оперативно-служебной деятельности сотрудника, обусловленные экстремальными ситуациями.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Дворник Г.М. Формирование профессионально-прикладных навыков самозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций: Автореф. дис.... канд. пед. наук / Г.М. Дворник. - Минск, 1987. - 19 с.
2. Колюхов В.Г. Построение процесса обучения боевым приемам борьбы: Методические рекомендации / В.Г. Колюхов, В.И. Лисицын, В.Ф. Улыбышева. - М.: МЦ при ГУК МВД России, 1998. - 16 с.
3. Колюхов В.Г. Состояние огневой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / В.Г. Колюхов // Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Материалы межвузовской научно-практич. конф. (8-9 апреля 2005 г.). - М.: Московский ун-т МВД России, Изд-во «Мир атлетов», 2005. - 190 с. - С. 3-10.
4. Колюхов В.Г. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие / В.Г. Колюхов. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 136 с.
5. Лысов А.И. Цикл занятий по совершенствованию специальной
работоспособности слушателей вуза МВД России / А.И. Лысов, В.Г. Колюхов // Проблемы совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Материалы межвузовской научно-практич. конф. (8-9 апреля 2005 г.). - М.: Московский ун-т МВД России, Изд-во «Мир атлетов», 2005. - 190 с. - С. 95-101.
6. Медведев И.М. Организация профессионально-прикладной физической подготовки в учебных заведениях МВД России: Дис.. канд. пед. наук / И.М. Медведев. - Волгоград, 1999. - 165 с.
7. Морев Д.Г. Методика боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Д.Г. Морев. - М., 2001. - 24 с.
8. Ноздрачев В.В. Методика совершенствования боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Ноздрачев. - М., 2000. - 24 с.
9. Попов Ю.И. Методика физической и тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Попов. М., 2001. 19 с.
10. Сидоров С.Г. Формирование служебно-прикладной физической подготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России: Дис. .канд. пед. наук / С.Г. Сидоров. - Челябинск, 1998. - 160 с.
Уткин С.И. Формирование боевой готовности курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: Автореф. дис.. канд. пед. наук / С.И. Уткин. - М., 2004. - 24 с.