ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011.3
КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
В СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
С.Н. Баркалов, Е.В. Флусов
Конкретизированы основные направления использования физической нагрузки и ее сочетаний при обучении боевым приемам борьбы и стрельбе из табельного оружия в рамках разработки комплексного подхода к применению физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России, а также определены формы занятий для реализации этих направлений.
Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, боевые приемы борьбы, стрельба из табельного оружия.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, для выполнения конституционных обязанностей, связанных с защитой прав граждан и интересов общества, государство наделило сотрудников органов внутренних дел правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия как неотъемлемой частью их полномочий по противодействию противоправной деятельности. К сожалению, преступность в России, во многом обусловленная сложным социально-экономическим положением современного общества, продолжает оставаться на высоком уровне. Так, статистические данные (без учета Крымского федерального округа), представленные Главным информационно-аналитическим центром МВД России, свидетельствуют, что только с января по август месяц текущего года зарегистрировано 1452,0 тыс. преступлений (рост преступлений отмечен в 29 субъектах РФ), из них 357,2 тыс. (из которых 10,2 тыс. совершено организованными группами) тяжких и особо тяжких, связанных с незаконным оборотом оружия - 19,1 тыс., с использованием оружия совершено 4,6 тыс. преступлений, 709 преступлений имели террористическую (+80,0 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и 711 -экстремистскую (+18,3 %) направленность. При этом погибло 22,8 тыс. и 35,1 тыс. человек причинен тяжкий вред здоровью, экономический ущерб (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 242,41
млрд. рублей (+6,3 %) [1]. Обеспечение безопасности общества и личности от противоправных посягательств в этих условиях становится делом все более сложным, связанным с повышенным риском.
Практика показывает, что успех в пресечении преступных деяний с применением мер насильственного принуждения зависит от интеллектуальных, психических и морально-волевых качеств личности, физической готовности сотрудников, их умения в совершенстве владеть боевыми приемами борьбы, специальными средствами, табельным оружием и их уверенного использования в сложной, быстро меняющейся обстановке. То есть от того комплекса слагаемых, который называют служебно-боевой подготовленностью и который формируется в процессе огневой, физической и тактико-специальной подготовки.
В ряде случаев при решении оперативно-служебных задач сотрудникам органов внутренних дел приходится применять боевые приемы борьбы, специальные средства и табельное оружие на фоне комплекса сбивающих факторов, таких как: дефицит информации, физическая и психическая нагрузка, встречная стрельба, ограниченная видимость и др. Статистика применения боевых приемов борьбы и табельного оружия сотрудниками полиции показывает, что в 38,5 % (боевые приемы борьбы) и 13,3 % (табельное оружие) случаев они применялись после физической нагрузки [2]. А, согласно нашим последним исследованиям, по рапортам сотрудников служб и подразделений УМВД России по Орловской области, боевые приемы борьбы в целях выполнения своих служебных обязанностей применялись после физической нагрузки в 47 %, а табельное оружие - в 24 % случаев.
Необходимо отметить, что применение физической силы, огнестрельного оружия в отношении правонарушителя - не обыденное, не частое явление в деятельности сотрудника полиции, оно связано с большим психическим напряжением, данная ситуация является экстремальной для защитника правопорядка [7]. Как показывают исследования ряда авторов, в этих условиях происходят значительные физиологические сдвиги в организме человека, характерными признаками которых являются: резкое повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания, нарушение координации движений, увеличение тремора рук, замедление или ускорение простой и сложной двигательной реакции, в том числе на движущийся объект и т. п. [3]. Эти изменения имеют различную степень, но в любом случае создают отрицательную доминанту, активно влияющую на технику движений, затормаживают проявление не прочно сформировавшихся навыков боевых приемов борьбы и стрельбы [4]. Схожие физиологические сдвиги происходят в организме человека при физической нагрузке, которая может быть различной по форме проявления, интенсивности, времени воздействия [5].
Данное обстоятельство актуализирует проблему совершенствования устойчивости двигательных навыков по боевым приемам борьбы и стрельбе из табельного оружия в служебно-боевой подготовке сотрудников органов внутренних дел, в том числе курсантов образовательных организаций системы МВД России.
Анализ научных работ и документальных источников в области физической, огневой, тактико-специальной подготовки сотрудников МВД России показал, что проблема комплексного применения физических упражнений в служебно-боевой подготовке не монолитна, а дискретна. Выявляются следующие основные направления использования общей и специальной физической нагрузки и их сочетания со стрелковыми упражнениями и выполнением боевых приемов борьбы в процессе служебно-боевой подготовки [6]:
1) создание благоприятного психофизического (функционального) фона для процесса обучения стрельбе и боевым приемам борьбы;
2) воспитание основных и специальных физических качеств;
3) применение физических упражнений в качестве средства сбивающего воздействия при обучении стрельбе и боевым приемам борьбы.
Более детальный анализ позволил уточнить выявленные выше направления: по первому направлению:
- разминка, в которой выполнение физических упражнений общей направленности способствует более эффективному овладению техникой боевых приемов борьбы и прицельного выстрела посредством оптимизации состояния функциональных систем организма человека;
- снятие излишнего психологического напряжения, которое испытывают курсанты перед стрельбой, посредством выполнения специальных физических упражнений, способствующих улучшению результатов стрельбы;
по второму направлению:
- воспитание основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости);
- воспитание специальных физических качеств стрелка (координационной устойчивости, специальной статической выносливости, быстроты движений рук);
- воспитание специальных физических качеств для успешного ведения борьбы в режиме рукопашной схватки (взрывной силы, скоростно-силовых способностей, силовой и скоростной выносливости);
по третьему направлению:
- локальное и региональное утомление мышц, непосредственно участвующих в производстве прицельного выстрела и выполнения технических действий в рукопашном бою;
- утомление вестибулярного аппарата;
- общее физическое утомление.
Для реализации направлений использования физических упражнений в целостном процессе служебно-боевой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России нами определены следующие формы занятий:
1) занятия по обязательному курсу дисциплин «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Основы личной безопасности сотрудника ОВД»;
2) занятия в спортивных секциях по служебно-прикладным видам;
3) самостоятельные занятия: в режиме учебного дня; вне учебного дня (утренняя физическая зарядка, тренировочные занятия в послеучебное время, выходные дни и отпуске).
Особое значение приобретает проведение комплексных занятий, где сочетаются различные по форме проявления, интенсивности, времени воздействия физические упражнения и элементы безопасного обращения с оружием (при заряжании, разряжании, передвижениях, угрозе применения для проведения задержания правонарушителя и т. д.), а также боевые стрельбы и выполнение боевых приемов борьбы в условиях создания относительно высокого уровня нервно-эмоционального напряжения посредством использования различных сбивающих факторов. В этой связи необходимо обратить внимание на применение в занятиях игрового и соревновательного методов, где все задания выполняются при непосредственном соперничестве, дефиците времени и на фоне эмоционального подъема.
В заключение необходимо отметить, что боевые приемы борьбы и огнестрельное оружие обладают большой разрушительной силой и их неумелое применение может причинить вред не только субъекту преступления, но и гражданам, случайно оказавшимся на месте происшествия. Сочетание физических упражнений разной направленности в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России будет способствовать более эффективному владению ими боевыми приемами борьбы, специальными средствами и табельным оружием в экстремальной ситуации противоборства с правонарушителем, а, следовательно, сохранит человеческие жизни.
Список литературы
1. Статистика и аналитика URL: http:// www.mvd.ru/presscenter/ statistics/reports / Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации (дата обращения: 29.09.2014).
2. Колюхов В.Г. Состояние и пути совершенствования боевой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел //
Совершенствование учебно-образовательного процесса по боевой подготовке курсантов образовательных учреждений МВД России: мат. межвуз. науч.-практ. конф. Орел: ОрЮИ МВД России, 2002. С. 10-12.
3. Подлипняк Ю.Ф. Специальная стрелковая подготовка к действиям в экстремальных условиях // Боевая подготовка работников органов внутренних дел: учебник / под ред. И.А. Дворяка. М.: МВШМ МВД РФ, 1991. 267 с.
4. Торопов В.А. Огневая подготовка: учебник / под ред. В.П. Сальникова. М.: Объединенная редакция МВД России, 2004. 400 с.
5. Фарфель В.С. Физиология человека (с основами биохимии). М.: Физкультура и спорт, 1970. 343 с.
6. Флусов Е.В. Комплексное применение физических упражнений в огневой подготовке курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.
7. Човдырова Г.С. Стрессовые расстройства у сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск и пути их профилактики: метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. 67 с.
Баркалов Сергей Николаевич, канд. пед. наук, доц., начальник кафедры, Barkalov2009@mail. ru, Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова,
Флусов Евгений Владимирович, канд. пед. наук, доц., flusev72 a inhox.ru, Россия, Брянск, Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД России
COMPLEX APPLICATION OF PHYSICAL EXERCISES IN OFFICE-COMBAT TRAINING OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE
INTERIOR OF RUSSIA
S.N. Barkalov, E.V. Flusov
The article concretized the main directions of use of physical activity and its combinations when training in fighting methods of fight and shooting from a duty weapon within development of an integrated approach to application of physical exercises in office-comhat training of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia, and forms of classes for realization of these branches were also defined.
Key words: office-comhat training, fighting methods of fight, shooting from a duty
weapon.
Barkalov Sergey Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Barkalov2009@mail.ru, Russia, Orel, Oryol legal Institute of the Ministry of the Interior of Russia of V.V. Lukyanov name,
Flusov Evgeny Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, _ flusev 72ainhox.ru, Russia, Bryansk, Bryansk branch of the All-Russian Institute of professional development of the Ministry of the Interior of Russia