Научная статья на тему 'Основы методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России '

Основы методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономическая политика / экономика малых городов / малые города России / программы развития малых городов / экосистемный подход / национальный технологический суверенитет / инфраструктура малых городов / экосистемный подход / regional economic policy / economy of small towns / small towns in Russia / small town development programs / ecosystem approach / national technological sovereignty / small town infrastructure / ecosystem approach

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дмитриева Людмила Владиславовна

В статье представлены авторские разработки содержательных аспектов методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России. Исследование опирается на положения теории институциональной экономики и подготовлено с применением методов концептуального и сравнительного межстранового анализа. Уточнены критерии отнесения населенных пунктов к категории малых городов, охарактеризованы признаки малых городов как социально-экономических систем и их важность для региональной экономики. Указан спектр проблем и уточнено понятие развития экономики малых городов. Обращено внимание на возможности региональной политики, проведен анализ практического опыта США, Германии и КНР по развитию экономики малых городов. По результатам межстранового сравнительного анализа сделан вывод о наличии общих элементов, включая инвестиции в инфраструктуру, поддержку малого бизнеса, развитие человеческого капитала и привлечение инвестиций, а также руководящую роль программно-целевого подхода. Предложены основные структурные элементы перспективной методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России. Аргументируется, что особое внимание в методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России должно быть уделено их вовлечению в систему обеспечения национального технологического суверенитета. В целях содействия системному и комплексному достижению целей и задач региональной экономической политики по развитию малых городов России рекомендовано применение экосистемного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of the methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia

The article presents the author’s developments regarding the methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia. The study is based on the provisions of the theory of institutional economics and was prepared using the methods of conceptual and comparative cross-country analysis. The criteria for classifying settlements as small towns are specified, the features of small towns as socio-economic systems and their importance for the regional economy are characterized. The range of problems is indicated and the concept of development of the economy of small towns is clarified. Attention is drawn to the possibilities of regional policy, an analysis of the practical experience of the USA, Germany and China in the development of the economy of small towns is carried out. Based on the results of the cross-country comparative analysis, a conclusion is made about the presence of common elements, including investment in infrastructure, support for small businesses, development of human capital and attraction of investment, as well as the leading role of the program-targeted approach. The main structural elements of the promising methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia are proposed. It is argued that special attention in the methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia should be paid to their involvement in the system of ensuring national technological sovereignty. To promote the systematic and comprehensive achievement of the goals and objectives of regional economic policy for the development of small towns in Russia, the use of an ecosystem approach is recommended.

Текст научной работы на тему «Основы методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России »

Научная статья УДК 332

doi: 10.47576/2949-1916.2024.5.5.001

основы методологии региональной экономической политики по развитию малых

городов россии

Дмитриева Людмила Владиславовна

Правительство Ивановской области Ивановский государственный университет Иваново, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье представлены авторские разработки содержательных аспектов методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России. Исследование опирается на положения теории институциональной экономики и подготовлено с применением методов концептуального и сравнительного межстранового анализа. Уточнены критерии отнесения населенных пунктов к категории малых городов, охарактеризованы признаки малых городов как социально-экономических систем и их важность для региональной экономики. Указан спектр проблем и уточнено понятие развития экономики малых городов. Обращено внимание на возможности региональной политики, проведен анализ практического опыта США, Германии и КНР по развитию экономики малых городов. По результатам межстранового сравнительного анализа сделан вывод о наличии общих элементов, включая инвестиции в инфраструктуру, поддержку малого бизнеса, развитие человеческого капитала и привлечение инвестиций, а также руководящую роль программно-целевого подхода. Предложены основные структурные элементы перспективной методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России. Аргументируется, что особое внимание в методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России должно быть уделено их вовлечению в систему обеспечения национального технологического суверенитета. В целях содействия системному и комплексному достижению целей и задач региональной экономической политики по развитию малых городов России рекомендовано применение экосистемного подхода.

Ключевые слова: региональная экономическая политика; экономика малых городов; малые города России; программы развития малых городов; экосистемный подход; национальный технологический суверенитет; инфраструктура малых городов; экосистемный подход.

Для цитирования: Дмитриева Л. В. Основы методологии региональной эконо-мической политики по развитию малых городов России // Региональная и отраслевая экономика. - 2024. - № 5. - С. 10-19. doi: 10.47576/2949-1916.2024.5.5.001.

Original article

fundamentals of the methodology of regional economic policy for the development of small

towns in russia

Dmitrieva Liudmila V.

The Government of the Ivanovo Region

Ivanovo State University Ivanovo, Russia, [email protected]

Abstract. The article presents the author's developments regarding the methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia. The study is based on the provisions of the theory of institutional economics and was prepared using the methods of conceptual and comparative cross-country analysis. The criteria for classifying settlements as small towns are specified, the features of small towns as socio-economic systems and their importance for the regional economy are characterized. The range of problems is indicated and the concept of development of the economy of small towns is clarified. Attention is drawn to the possibilities of regional policy, an analysis of the practical experience of the USA, Germany and China in the development of the economy of small towns is carried out. Based on the results of the cross-country comparative analysis, a conclusion is made about the presence of common elements, including investment in infrastructure, support for small businesses, development of human capital and attraction of investment, as well as the leading role of the program-targeted approach. The main structural elements of the promising methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia are proposed. It is argued that special attention in the methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia should be paid to their involvement in the system of ensuring national technological sovereignty. To promote the systematic and comprehensive achievement of the goals and objectives of regional economic policy for the development of small towns in Russia, the use of an ecosystem approach is recommended.

Keywords: regional economic policy, economy of small towns, small towns in Russia, small town development programs, ecosystem approach, national technological sovereignty, small town infrastructure, ecosystem approach.

For citation: Dmitrieva L. V. Fundamentals of the methodology of regional economic policy for the development of small towns in Russia. Regional and branch economy, 2024, no. 5, pp. 10-19. doi: 10.47576/2949-1916.2024.5.5.001.

Актуальность исследования основ методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России обусловлена значительной ролью этих населенных пунктов в социально-экономическом ландшафте страны. Малые города, несмотря на их численное превосходство и культурное значение, часто сталкиваются с проблемами экономической стагнации, демографического спада и недостаточно развитой инфраструктуры.

Решение соответствующих проблем важно осуществлять на всех уровнях экономи-

ческой политики страны, с соответствующими приоритетами на региональном уровне. Следует согласиться с О. О. Смирновым и В. А. Безвербным [11] по поводу колоссального потенциала малых городов для регионального развития, который проявляется, прежде всего, в культурном аспекте (малые города - уникальные носители культуры компактно проживающего населения) и в социально-экономическом плане (в частности, нередко экономика малых городов основывается на уникальных градообразующих производствах). Нередко культурный

и экономический потенциал малых городов пересекается и характеризуется взаимообусловленностью, как, в частности, развитие уникальных промыслов.

На сегодня возникает необходимость решения проблем экономического развития малых городов России на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку именно региональные власти обладают наиболее полными знаниями о специфике и потребностях своих территорий, и, при этом, более масштабными ресурсами, чем органы местного самоуправления, для обеспечения решения задач комплексного развития экономики малого города. Однако обзоры практического состояния дел в предметной области [5; 6; 10] указывают на отсутствие системной работы фактически во всех регио -нах. Определенные активности проявляются на федеральном уровне (например, в федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предусматривается выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на создание комфортной городской среды в малых городах [1]), однако их может оказаться недостаточным для решения всех существующих проблем экономики малых городов, в особенности в части организационного обеспечения и возможностей осуществления надлежащего контроля.

Важную роль в формировании и содействии дальнейшим позитивным трансформациям региональной экономической политики по развитию малых городов России призвана дать экономическая наука. Отправной точкой формированию соответствующих политик и их будущей успешной реализации должна выступить разработка и научное обоснование основ методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России, в том числе на основе широкого вовлечения инноваций, основанных на элементах передового зарубежного опыта. Соответствующим вопросам теоретико-методологического плана и посвящено настоящее исследование.

Проведенное исследование опирается на положения, прежде всего, институциональной экономической теории и представляет собой результаты концептуального анализа литературных источников по проблеме, систематизации и сравнения зарубежного опы-

та в предметной области, а также опирается на принципы историзма и диалектики в социально-экономическом развитии.

Понятие малых городов остается неопределенным в науке. Базовый типологический критерий для их выделения - численность постоянно проживающих граждан; согласно сложившейся исследовательской практике, под таковыми понимаются города с населением от 10 до 50 тыс. чел. [11, с. 64]. В нормативных актах встречаются указания на предельную численность малых городов (до 50 тыс. чел., согласно, в частности, государственным сметным нормативам НЦС-2011. НЦС 81-02-17-2011 [3]), до 200 тыс. чел. для целей развития комфортной среды [2]). Однако типологической разновидности городов меньшего размера (например, «микрогорода») в научном и практическом лексиконе широко не обнаруживается. Следовательно, под малыми городами для целей настоящего исследования понимаются населенные пункты, имеющие официальный статус городов и с численностью постоянного населения не более ста тысяч человек. При этом малые города как экономические системы представляют собой комплекс взаимосвязанных элементов, где экономическая активность, социальная структура и инфраструктура взаимодействуют в рамках ограниченного пространства и ресурсов, что определяет рамки экономической политики по поводу их развития.

Важность малых городов именно для региональной экономики представляется неоспоримой. Ниже представлены лишь немногие аспекты, иллюстрирующие роль малых городов в региональном экономическом развитии [4; 8; 9; 12; 16]:

- упомянутые ранее аспекты специализации экономики малых городов на различных отраслях, таких как сельское хозяйство, легкая промышленность, туризм и ремесла, которая, в свою очередь, способствует диверсификации региональной экономики и снижению зависимости от одной или нескольких крупных отраслей;

- обеспечение региональной экономики дополнительными рабочими местами, включая обслуживающие инфраструктуру и хозяйства ряда небольших городов, а также дополнительное потребление, характерное для стиля городской жизни;

- вклад в развитие локальных рынков. Малые города зачастую выступают центрами производства и предоставления услуг для окружающих сельских районов, снижая логистические затраты и формируя самообеспечивающийся контур рыночных отношений в отдельных территориях региона, который может стать центром экономического роста;

- укрепление социальной стабильности и дополнительный вклад в повышение качества жизни в регионе. Малые города часто предлагают более высокое качество жизни благодаря меньшему уровню загрязнения, более тесным социальным связям и доступности жилья, что позволяет привлекать новых жителей и способствовать удержанию существующего населения, и в целом влияет на повышение «планки» по качеству жизни в регионе;

- стимулирование малого и среднего бизнеса в комфортной среде постоянного проживания, без отрыва от культурных корней и исторической родины;

- развитие туризма и дополнительный вклад в сохранение и поддержку культурного наследия. Многие малые города обладают уникальными культурными, историческими и природными достопримечательностями, что делает их привлекательными для туристов. Туризм может стать значительным источником доходов и способствовать экономическому развитию региона, а малые города постепенно становятся аттракторами для туристов в целом в регион.

В своем социально-экономическом развитии малые города России сталкиваются с рядом противоречий и проблем, ряд из которых тянется еще с советского периода. Среди них: нередко - тотальная зависимость от одного-двух градообразующих предприятий; зависимость от центрального финансирования и нехватка инвестиций; отток населения и дефицит квалифицированных кадров; дефекты инфраструктуры и отдельные экологические проблемы; ограниченные рынки сбыта; низкий уровень предпринимательской активности и другие [7; 23]. Решение данных и других проблем не может произойти в одночасье и требует комплексного, системного подхода, включая меры по диверсификации экономики, развитию инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса, улучшению качества образо-

вания и здравоохранения, а также привлечению инвестиций.

Не будучи замкнутыми в некие локальные экономические системы, экономики малых городов выступают неотъемлемой частью экономики региона, и решение социально-экономических проблем на мезо-уровне государственного управления важно осуществлять, в том числе, в рамках экономической политики регионов (субъектов РФ, с учетом специфики территориального устройства нашей страны).

Под региональной экономической политикой в наиболее общем случае следует понимать систему мер и инструментов, направленных на стимулирование экономического роста и повышение качества жизни в конкретном регионе.

Также важно уточнить понятие развития экономики малых городов, которое остается неопределенным в контексте существующих научных исследований. Рассматривая более конкретно контекст региональной экономической политики, направленной на устойчивое достижение долгосрочных результатов, важных не только для самого города, но и для региона, может быть дано следующее отправное определение для проведения научных исследований, разработки политик и их реализации в предметной области. Под социально-экономическим развитием малых городов России следует понимать процесс неуклонного улучшения экономических показателей, уровня жизни населения, а также инфраструктурного и социального развития соответствующих населенных пунктов.

При наличии лакун в области научных и практических разработок в сфере методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России, представляется важным обратиться к передовому зарубежному опыту. На примере США, Германии и Китая могут быть выделены следующие характеристики подходов к внешнему управлению развитием экономики малых городов:

США. Развитие экономики малых городов на основе федеральных программ и грантов, реализацию инфраструктурных программ, программ поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), образования и управления трудовыми ресурсами [13; 17; 21]. В частности, Economic Development Administration (EDA)

предоставляет гранты и техническую помощь для стимулирования экономического роста в экономически отстающих регионах, включая малые города. Для создания рабочих мест и инфраструктурного строительства в малых городах США применяется финансирование через многолетнюю программу Community Development Block Grant (CDBG), являющуюся исторически одной из наиболее продолжительных по времени реализации федеральных инфраструктурных программ. В малых городах осуществляются программы инвестиций в коммунальную и цифровую инфраструктуру (как, в частности Rural Infrastructure Program) и поддержки МСБ (как Rural Business Development Grants (RBDG)), и программы обучения и повышения качества трудовых ресурсов (как программа финансирования обучения и профессиональной подготовки рабочей силы в малых городах для улучшения навыков, на основе Workforce Innovation and Opportunity Act (WIOA)). При этом национальной спецификой США в предметной области выступает объединение объектов программного управления - экономики и малых городов, и сельских поселений, механизмы которых в условиях «одноэтажной Америки» практически идентичны, а программно-целевой подход к экономическому управлению в предметной области применяется повсеместно и, фактически, безальтернативно;

Германия. Развитие экономики малых городов производится и на основе федеральных, и на основе земельных программ [15; 18] (в то время как в США монополия в программном управлении малых и сельских поселений закреплена за федеральным уровнем). Ключевая федеральная программа в предметной области Gemeinschaftsaufgabe „Verbesserung der regionalen Wirtschaftsstruktur" (GRW) представляет собой совместную задачу федерального правительства и земель по улучшению региональной экономической структуры. Как и в США, основные направления реализации программ содействия развитию экономики малых городов, в Германии включают в себя инвестирование в инфраструктуру (включая социальную, программа Investitionspakt Soziale Integration im Quartier) и бизнес-проекты, при этом особо учитывается фактор экономического отставания того или иного локального сообщества (рынка), а

также поддержку малого бизнеса и образова -ния. Дополнительное внимание обращается на стимулирование инновационного роста в малых городах (соответствующее направление поддержки экономики малых поселений нетипично для США, где принято решать задачи экономического развития через общее стимулирование малого и среднего бизнеса). Так, в частности, в Германии реализуется программа EXIST поддержки университетских стартапов, финансируемая Федеральным министерством экономики и энергетики, мероприятия которой, в том числе, направлены на развитие инновационных предприятий в малых городах. С учетом членства в ЕС, в Германии реализуются общеевропейские программы, в том числе ориентированные на экономику малых городов. Интерес представляет инициатива поддержки LEADER, специфика которой схожа с американскими в части направленности как на малые города, так и, прежде всего, на сельские поселения;

Китайская Народная Республика. Страна в отличие от США и Германии не имеет федеративного устройства, и инициативы по развитию экономики малых городов закономерно реализуются на уровне национального правительства. Интерес представляет стратегия новой урбанизации, по стимулированию урбанизации малых городов и поселков через инвестиции в инфраструктуру, создание рабочих мест и улучшение качества жизни [14;19]. А также планы развития малых городов КНР, включающие меры по развитию промышленности, улучшению инфраструктуры и привлечению инвестиций [24]. Вместе с традиционными для соответствующих программ в США и Германии (однако реализуемыми именно через проектный, а не программный подход) инициативы в области инвестиций в инфраструктуру малых городов, поддержки малого бизнеса и социальных проектов в малых городах, в КНР особое внимание уделяется проектам создания специализированных зон экономического развития и технологических парков для привлечения инвестиций и стимулирования инноваций в малых городах [20].

Материалы краткого обзора релевантного зарубежного опыта позволяют констатировать, что в каждой из рассмотренных стран применяются некоторые уникальные подходы к развитию малых городов, учитывая

специфические условия и вызовы, начиная от формы территориального устройства или факта членства в экономическом союзе. Однако общими элементами являются инвестиции в инфраструктуру, поддержка малого бизнеса, развитие человеческого капитала и привлечение инвестиций, а также важнейшая роль, которая отводится применению программно-целевого подхода к позитивным

воздействиям на трансформации и развитие экономики малых городов.

С учетом изложенного, представляется возможным обратиться к разработке перспективной методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России. Процедура внедрения элементов данной методологии представлена на рис. 1.

Рисунок 1 - Процедура внедрения элементов методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России

Методология региональной экономической политики по развитию малых городов России включает в себя несколько ключевых этапов и принципов, которые позволяют комплексно анализировать и разрабатывать стратегии для их устойчивого развития.

Разрабатываемая методология региональной экономической политики по развитию малых городов России должна иметь комплексный характер, и, в соответствии с идеями, визуализированными на рисунке 1, будет включать анализ текущей ситуации, диагностику проблем и возможностей, разработку стратегических целей и задач, вне-

дрение программ и проектов, мониторинг и оценку эффективности, а также активное участие заинтересованных сторон. С учетом имеющегося передового международного опыта реализация предлагаемого подхода к разработке методологии региональной экономической политики в предметной области позволит создать устойчивую основу для экономического роста и улучшения качества жизни в малых городах России.

Особое внимание в методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России должно быть уделено их вовлечению в систему обеспече-

ния национального технологического суверенитета (НТС). Решая сравнительно новый для региональной экономики спектр задач в области НТС, малые города наделены способностями стать полноценными центрами инноваций и развития. При этом новизна задачи характеризуется лишь способом постановки вопроса. В истории отечественной экономики накоплен значительный позитивный опыт по превращению малых городов в центры инноваций (наукограды), и его важно воспроизвести с учетом специфики нового экономического уклада, важнейшими движущими силами которого выступают цифрови-зация и знания. Реализуя соответствующие направления трансформации социально-экономических систем малых городов в каче -стве центров развития НТС России следует учитывать их максимально полное соответствие ключевым требованиям успеха в новой цифровой экономике, а именно гибкости и адаптивности [22]. Малые города обладают большей гибкостью и способностью к быстрой адаптации к новым условиям и технологиям, что позволяет им быстрее внедрять инновационные решения и адаптироваться к изменениям на рынке, и дает возможность стать полноценными центрами инновационного прорыва.

Основными столпами организационных форм и стратегий в сфере инновационного развития и обеспечения национального технологического суверенитета в малых городах Российской Федерации должны выступать:

- создание центров локализованного производства, с учетом кадровой и ресурсной базы, а также научного потенциала малого города. При необходимости и с учетом исторического опыта такие центры локализованного производства могут стать закрытыми или полузакрытыми, в частности, в силу вовлеченности в систему государственного оборонного заказа страны. Важно дополнительно учитывать, что многие малые города расположены вблизи природных ресурсов, необходимых для производства различных товаров, что, в свою очередь, может способствовать развитию местных производств и снижению логистических затрат, формируя условия для успешной локализации производства в малых городах в целях обеспечения национального технологического суверенитета;

- создание специализированных кластеров промышленности и знаний, которые объединяют предприятия, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения и призваны стать центрами инноваций и технологического развития в определенных отраслях региональной экономики Российской Федерации;

- развитие человеческого потенциала для новой экономики. Малые города могут выступать центрами подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей. В этой связи региональные долгосрочные программы социально-экономического развития должны предусматривать такие мероприятия, как создание в малых городах образовательных учреждений и программ, ориентированных на потребности местной экономики, способствует развитию квалифицированной рабочей силы. Ресурсные потребности по направлениям могут быть удовлетворены как за счет бюджетов, так и посредством проведения муниципальных и региональных заимствований на фондовом рынке, а также через инструменты государственно-частного (муниципально-частного) партнерства.

Кроме ответвлений в сфере развития производственного потенциала и активного вовлечения экономики малых городов в обеспечение НТС России, сценарии экономических трансформаций с учетом местных особенностей могут иметь фокус на туризм и развитие культуры, а также сосредотачиваться на использовании природно-ресурс-ного потенциала. А в условиях стремительного распространения идей устойчивого развития и климатической нейтральности, роста популярности ESG-концепции, малые города в соответствующих регионах России могут стать центрами экологически чистого производства и внедрения «зеленых» технологий.

Комплексная реализация региональной экономической политики по развитию малых городов России, своевременное достижение целей и всестороннее их ресурсное обеспечение представляются возможными за счет применения экосистемного подхода. Основная идея заключается в создании взаимосвязанной системы взаимодействия между государственными прежде всего, регионального и муниципального уровня), частными и общественными структурами для достижения

устойчивого развития экономики малого города. Результатами применения экосистем-ного подхода в региональной экономической политике по развитию малых городов России должны стать, опираясь на рассмотренный передовой международный опыт, улучшение экономических показателей, повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест и развитие инфраструктуры.

Малые города могут стать основой новой экономики России за счет своей гибкости, способности к быстрой адаптации, развития малого и среднего бизнеса, локализации производства, специализации и кластерного развития, а также благодаря поддержке местных инициатив, развитию человеческого капитала и инфраструктуры. Для успешного развития малых городов в России необходим комплексный подход, включающий инвести-

ции в инфраструктуру, поддержку малого бизнеса, развитие человеческого капитала, улучшение качества жизни, привлечение инвестиций, развитие туризма и участие граждан в управлении. Использование лучших мировых практик позволит создать устойчивую основу для экономического роста и улучшения качества жизни в малых городах России.

Реализация методологии региональной экономической политики по развитию малых городов России призвана способствовать обеспечению национального технологического суверенитета страны и устойчивому экономическому развитию региона, и наличие соответствующих возможностей подтверждает, как отечественная экономическая практика, так и передовой опыт зарубежных стран, включая дружественные.

Список источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2023 № 540-ФЗ (ред. от 12.07.2024) «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Российская газета. 2023. 30 ноября. № 272.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2018 № 237 (ред. от 22.04.2024) «О предоставлении и распределении средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований -победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды». URL https://base.garant.ru/71895782/ (дата обращения: 01.02.2024).

3. НЦС-2011. НЦС 81-02-17-2011. Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства. Озеленение (утв. Приказом Минрегиона РФ от 12.05.2011 № 210). М. : НП «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга», 2011.

4. Берендеева А. Б. Роль малых городов в создании образовательно-производственных центров региона // Малые города большой страны: сборник научных статей и материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 1-3 июня, 2023 г.: в 2 ч. Ч. 1: Историко-культурные и социально-экономические аспекты развития малых городов. Иваново: ИГУ, 2023. С. 158-167.

5. Бухвальд Е. М., Валентик О. Н. Города в пространственном развитии российской экономики // Региональная экономика. Юг России. 2021. Т. 9. № 3. С. 4-15.

6. Вавулин К. Е., Малая Е. В. Концепция устойчивого развития малых исторических городов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2020. Т. 20. № 4. С. 5-12.

7. Иваненко Л. В. Проблемы развития малых городов. Инновационные подходы к менеджменту // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2021. № 2 (36). С. 55-62.

8. Королева Е. Н., Уразова Я. В. Роль малых городов в экономическом пространстве периферийной территории // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. №. 3. С. 62-66.

9. Малые города России: новые вызовы, социальные проблемы и перспективы: монография / М. Ф. Черныш, В. В. Маркин, Г Р. Баймурзина [и др.]; отв. ред. М. Ф. Черныш, В. В. Маркин; предисл. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 598 с.

10. Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики: монография / М.Ф. Черныш, В.В. Маркин [и др.]; отв. ред. М.Ф. Черныш, В.В. Маркин; предисл. М.К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 523 с.

11. Смирнов О. О., Безвербный В. А. Потенциал развития секторов экономики малых городов России: современные тенденции // Социум и власть. 2022. № 1 (91). С. 62-74.

12. Хасенова К. Е., Паримбекова Л. З., Ибраева А. К. Роль регионов в экономическом развитии страны на примере малых городов // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2021. Т. 20. № 1. С. 34-40.

13. Bliss D. Economic Development and Governance in Small Town America: Paths to Growth. Routledge, 2018.

14. Chu Y. China's new urbanization plan: Progress and structural constraints // Cities. 2020. Vol. 103. P. 102736.

15. Cudny W. Socio-economic transformation of small towns in East Germany after 1990-Colditz case study // Bulletin of Geography. Socio-economic series. 2012. No. 17. Pp. 33-43.

16. Heffner K., Solga B. Small towns as local economic centres in rural areas // Bulletin of Geography. Socio-Economic Series. 2006. No. 6. Pp. 77-87.

17. Hunter L.M. et al. Change in US small town community capitals, 1980-2010 // Population Research and Policy Review. 2020. Vol. 39. Pp. 913-940.

18. Knox P., Mayer H. Small town sustainability: Economic, social, and environmental innovation. Walter de Gruyter, 2013.

19. Li Y. et al. Urbanization for rural sustainability-Rethinking China's urbanization strategy // Journal of Cleaner Production. 2018. Vol. 178. Pp. 580-586.

20. Prodi G., Nicolli F., Frattini F. State restructuring and subnational innovation spaces across Chinese prefectures // Environment and planning C: politics and space. 2017. Vol. 35. No. 1. Pp. 94-112.

21. Roundy P.T. "Small town" entrepreneurial ecosystems: Implications for developed and emerging economies // Journal of entrepreneurship in emerging economies. 2017. Vol. 9. No. 3. Pp. 238-262.

22. Sturgeon T.J. Upgrading strategies for the digital economy //Global strategy journal. 2021. Vol. 11. No. 1. Pp. 34-57.

23. Wagner M., Growe A. Research on small and medium-sized towns: Framing a new field of inquiry // World. 2021. Vol. 2. No. 1.

24. Wu Y. et al. Development of characteristic towns in China // Habitat International. 2018. Vol. 77. Pp. 21-31.

References

1. Federal Law of the Russian Federation No. 540-FZ of 11/27/2023 (as amended on 07/12/2024) "On the Federal Budget for 2024 and for the planning period 2025 and 2026". Rossiyskaya Gazeta. 2023. November 30th. № 272.

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 237 dated 07.03.2018 (as amended on 04/22/2024) "On the provision and distribution of State support funds from the Federal Budget to the budgets of the constituent Entities of the Russian Federation to encourage municipalities - winners of the All-Russian Competition for the best projects for creating a comfortable urban environment." URL: https:// base.garant.ru/71895782 / (date of access: 02/01/2024).

3. NCC-2011. NCC 81-02-17-2011. State estimated standards. Consolidated construction price standards. Landscaping (approved by the Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated 05/12/2011 No. 210). Moscow : NP "National Association of Cost Engineering Specialists", 2011.

4. Berendeeva A. B. The role of small towns in the creation of educational and industrial centers of the region. Small towns of a large country: collection of scientific articles and materials of the First All-Russian Scientific and practical conference, Ivanovo, June 1-3, 2023: at 2 p.m. 1: Historical, cultural and socioeconomic aspects of the development of small towns. Ivanovo: IGU, 2023. Pp. 158-167.

5. Buchwald E. M., Valentik O. N. Cities in the spatial development of the Russian economy. Regional economy. The South of Russia. 2021. Vol. 9. No. 3. Pp. 4-15.

6. Vavulin K. E., Malaya E. V. The concept of sustainable development of small historical cities. Bulletin of the South Ural State University. Series: Construction and Architecture. 2020. Vol. 20. No. 4. Pp. 5-12.

7. Ivanenko L. V. Problems of development of small towns. Innovative approaches to management. Bulletin of the USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. 2021. No. 2 (36). Pp. 55-62.

8. Koroleva E. N., Urazova Ya. V. The role of small towns in the economic space of the peripheral territory. Economics and Management: scientific and practical journal. 2022. No. 3. Pp. 62-66.

9. Small towns of Russia: new challenges, social problems and prospects: a monograph / M. F. Chernysh, V. V. Markin, G. R. Baimurzina [et al.]; ed. by M. F. Chernysh, V. V. Markin; preface by M. K. Gorshkov; FNISTC RAS. M.: FNISTC RAS, 2021. 598 p.

10. Spatial development of small towns: social strategies and practices: monograph / M.F. Chernysh, V.V. Markin [et al.]; ed. by M.F. Chernysh, V.V. Markin; preface by M.K. Gorshkov; FNISTC RAS. M.: FNISTC RAS, 2020. 523 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Smirnov O. O., Bezverbny V. A. Proposed to create a sectoral pharmacology of small towns in Russia: new trends. Society and power. 2022. No. 1 ( 91). Pp. 62-74.

12. Khasenova K. E., Parimbekova L. Z., Ibraeva A. K. The role of regions in the economic development of the country on the example of small towns. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2021. Vol. 20. No. 1. Pp. 34-40.

13. Bliss D. Economic development and Governance in America's Small Towns: Paths to growth. Routledge, 2018. 14. Chu Yu. China's New Urbanization Plan: Progress and structural constraints. Cities. 2020. Volume 103. P. 102736.

15. Kadni U. Socio-economic transformation of small towns in East Germany after 1990 on the example of

Colditz. Geographical Bulletin. Socio-economic series. 2012. No. 17. Pp. 33-43.

16. Heffner K., Solga B. Small towns as local economic centers in rural areas. Geographical Bulletin. Socio-economic series. 2006. No. 6. Pp. 77-87.

17. Hunter L.M. et al. Changes in the capitals of small-town communities in the USA, 1980-2010. Demographic research and policy review. 2020. Volume 39. Pp. 913-940.

18. Knox P., Mayer H. Sustainable development of small towns: economic, social and environmental innovations. Walter de Gruyter, 2013.

19. Li Yu. et al. Urbanization for sustainable Rural Development - Rethinking China's Urbanization Strategy. Journal of Clean Production. 2018. Volume 178. Pp. 580-586.

20. Prodi G., Nicolli F., Frattini F. State restructuring and subnational innovation spaces in Chinese prefectures. Environment and planning: Politics and Space. 2017. Volume 35. No. 1. Pp. 94-112.

21. Roundi P.T. Entrepreneurial ecosystems of "small towns": implications for developed and developing economies. Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2017. Volume 9. No. 3. Pp. 238-262.

22. Sturgeon T.J. Modernization of strategies for the digital economy. Journal of Global Strategy. 2021. Volume 11. No. 1. Pp. 34-57.

23. Wagner M., Grove A. The study of small and medium-sized cities: the formation of a new field of research. Mir. 2021. Vol. 2. № 1.

24. Wu Yu. et al. The development of characteristic cities in China. Habitat International. 2018. Volume 77. Pp. 21-31.

Сведения об авторе

ДМИТРИЕВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИСЛАВОВНА - кандидат экономических наук, первый заместитель председателя; Правительство Ивановской области, Иваново, Pоссия; доцент кафедры экономической теории, экономики и предпринимательства, Ивановский государственный университет, Иваново, Pоссия, [email protected]

Information about the author

DMITRIEVA LIUDMILA V. - Candidate of Economics, First Deputy Chairman, The Government of the Ivanovo Region, Ivanovo, Russia; Associate Professor of the Department of Economic Theory, Economics and Entrepreneurship, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, [email protected]

нАУЧно-ПРАктиЧЕСкий ЖУРнАл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.