уДК 332.1:314:364.122.5
doi 10.47576/2949-1878.2024.9.9.004
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДхОДА В РАЗВИТИИ МАЛЫх ГОРОДОВ РОССИИ
Шкодинский Сергей Всеволодович,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры бизнес-информатики, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Национальный исследовательский университет); профессор кафедры финансово-экономического и бизнес-образования, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, [email protected]
Фонина Татьяна Борисовна,
кандидат экономических наук, доцент, декан экономического факультета, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, tb.fonina @guppros. ru
Малиновский Леонид Феликсович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования, Государственный университет просвещения, Москва, Россия, [email protected]
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы и предлагаются практико-ориен-тированные меры по применению экосистемного подхода в развитии малых городов. Приводится определение понятия малого города, определен перечень проблем в развитии региональной экономики. На основе краткого обзора передового междугородного опыта показана значимость обеспечения синергии в стимулировании социально-экономического развития малых городов. Для реализации опережающих решений предлагается применение экосистемного подхода в развитии малых городов и описаны особенности его реализации. Определены ключевые элементы экосистемного механизма в развитии малых городов, включающие долгосрочную взаимную заинтересованность вовлеченных сторон и платформенный подход к цифровому управлению. Обращено внимание на значимость цифровизации в стимулировании экосистем развития малых городов, включая применение аналитики больших данных, облачных хранилищ и геоинформационных систем, добавляющих гибкости и адаптивности экосистемным партнерствам. Констатируется высокая ожидаемая результативность предлагаемых инструментов и мер, направленных и на выход экономики малых городов из системно-структурного кризиса, и на стимулирование опережающего развития и экономического роста.
Ключевые слова: региональная экономика; экономика малых городов; кризисы малых горо -дов; градообразующие предприятия; экосистемный подход; цифровые платформы управления экономикой; экономика мезоуровня.
features of the implementation of the ecosystem approach in the development of small towns
in russia
Shkodinsky Sergey V.,
Dr. Sci. (Economics), Professor, Professor of Department of Business Informatics, Bauman Moscow State Technical University; Professor of Department of Financial, Economic and Business Education, Federal State University of Education, Moscow, Russia, [email protected]
Fonina Tatiana B.,
Cand. Sci. (Economics), Assoc. Professor, Dean of the Faculty of Economics, Federal State University of Education, Moscow, Russia, [email protected]
Malinovsky Leonid F.,
Cand. Sci. (Economics), Assoc. Professor, Assoc. Professor of Department of Financial, Economic and Business Education, Federal State University of Education, Moscow, Russia, [email protected]
The article considers the theoretical and methodological foundations and proposes practice-oriented measures for the application of the ecosystem approach in the development of small towns. The concept of a small town is defined, a list of development problems and characteristics of significance for the regional economy is determined. Based on a brief review of advanced intercity experience, the importance of ensuring synergy in stimulating the socio-economic development of small towns is shown. To implement advanced solutions, it is proposed to use the ecosystem approach in the development of small towns and the features of its implementation are described. The characteristics of the ecosystem synergy effect expected from the application of the ecosystem approach are described. The key elements of the ecosystem mechanism in the development of small towns are identified and substantiated, including long-term mutual interest of the parties involved and a platform approach to digital governance. Attention is drawn to the importance of digitalization in stimulating the development ecosystems of small towns, including the use of big data analytics, cloud storage and geographic information systems that add flexibility and adaptability to ecosystem partnerships. The high expected effectiveness of the proposed instruments and measures aimed at both the exit of the small town economy from the systemic-structural crisis and the stimulation of accelerated development and economic growth is stated.
Keywords: regional economy; small town economy; small town crises; city-forming enterprises; ecosystem approach; digital platforms for economic management; meso-level economy.
Актуальность исследования обусловлена сохраняющимся кризисным состоянием большинства малых городов России и необходимостью научного поиска путей решения накопившихся проблем и противоречий и создания надежной основы для дальнейшего стимулирования ускоренного экономического роста на основе использования потенциала малых городов в региональной экономике.
Опираясь на передовой международный опыт, как будет показано далее, необходимо особо выделить значимость программно-проектного подхода и всестороннего стимулирования синергии в развитии малых городов. В настоящей статье предлагается рассмотреть теоретико-методологические основы и практико-ориентированные меры по применению экосистемного подхода в развитии малых городов, который позволил бы оказать опережающее воздействие одновременно на решение многолетних системно-структурных проблем, диспропорций социально-экономического развития малых городов и одновременно стимулировать их экономический рост.
Внедрение экосистемного подхода позволит интегрировать технологические, социальные и экономические ресурсы, способствуя улучшению качества жизни и повышению конкурентоспособности малых городов. Кроме того, такой подход может
стимулировать инновации и привлечение инвестиций, что особенно важно для регионального развития в современной России.
Исследование основано на методах структурно-системного и сравнительного, а также концептуального анализа. Информационную основу составляют релевантные источники академической литературы и статистические данные относящихся к предмету исследований авторитетных глобальных лидирующих аудиторско-консалтинговых фирм.
Под малыми городами в Российской Федерации принято понимать населенные пункты, имеющие статус города, и с населением до 50 тыс. человек [3, с. 64]. В интересах настоящего исследования автор считает необходимым под малыми городами понимать населенные пункты, имеющие официальный статус городов, с численностью постоянного населения не более ста тысяч человек. Именно численность населения выступает базовым критерием для определения понятия малого города, однако экономики таких городов, так или иначе, представляют достаточно сложные системы, зачастую с высокой степенью замкнутости (локализации производства, взаимозависимости местного бизнеса, интегративной зависимости городского хозяйства и качества жизни населения от одного или нескольких градообразующих предприятий).
Малые города - специфические субъекты
экономики мезо-уровня. Они вносят значительный вклад в экономику регионов, обеспечивая ее рабочими местами, поддерживая местные предприятия и малый бизнес, формируя региональные социально-экономические системы. Малые города зачастую являются носителями уникальной, самобытной культуры, а также нередко характеризуются лучшими условиями для жизни в экологическом плане. И в тех случаях, когда управление региональной экономикой характеризуется определенным уровнем самостоятельности, как, например, в федеративных государствах, основные вопросы стимулирования развития малых городов решаются именно в рамках региональной экономической политики.
Наличие экономических проблем в развитии малых городов - явление весьма распространенное, и не только в Российской Федерации. С разнообразными проблемами социально-экономического плана сталкиваются малые города и в развитых, и в формирующихся, и в развивающихся экономиках [1; 8; 16]. Особо остро соответствующая проблематика проявляется в тех случаях, когда имеет место зависимость экономики малого города от градообразующих предприятий. Причем такая зависимость, по подсчетам, складывается более чем в половине малых городов мира [12, с. 24] и нарастает по мере сокращения численности населения и числа занятых в городской экономике.
Особо острые проявления социально-экономических проблем в российских малых городах, как правило, имеют глубокие исторические корни, и связаны с перекосами в политике территориального размещения производства в советской экономике планово-директивного типа. Несмотря на распространённость феномена градообразующих предприятий в целом в мировой экономике (малые социально-экономические системы зачастую имеют тенденцию к концентрации, а многие города разрослись вокруг крупных предприятий, однако не стали большими именно по причине единичной численности таких предприятий), основным перекосом размещения производства в малых городах СССР стал отрыв проектов развития от географии спроса и предложения.
Как отмечают многие специалисты, другая стратегическая ошибка - существенное по-
лагание на межрегиональную кооперацию, которая зачастую складывалась на межреспубликанском уровне. Однако распад СССР привел к тому, что отдельные производства оказались не востребованными, причем многие из них угасали десятилетиями при искусственной поддержке из бюджета для сохранения рабочих мест. На дотационном механизме стали образовываться новые центры экономического роста, со сложными взаимоотношениями с прежними градообразующими центрами, задача вписать которые в обновляемую городскую экономику объективно не имела большого числа развилок для решения. Образно говоря, экономики многих малых городов России в XXI веке представляют некое подобие разобранного паззла, для завершения которого не хватает некоторых частиц, а также той силы, которая занялась бы этой сборкой. И для того, чтобы говорить о развитии малых городов России, во многих случаях необходимо вначале преодолеть затяжной социально-экономический кризис.
Международный опыт не характеризуется вариативностью надежных рецептов развития малых городов, однако те немногие механизмы не всегда могут быть применимы и недостаточно эффективны в условиях российской специфики. В то же время для России может быть интересен программно-целевой подход регионального развития с его координацией на вышестоящем уровне (национальных правительств или правительств регионов при наличии у них соответствующих полномочий). Реализация программ и проектов позволяет аккумулировать ограниченные ресурсы, четко ставить задачи и распределять обязанности, а также грамотно контролировать достижение поставленных целей, тем самым, приближаясь к решению проблем малых городов. Основное отличие в программах поддержки между странами -вовлечение в них не только малых городов, но и сельских поселений, а также активная эксплуатация экологического компонента (развитие экологического и деревенского туризма) [6].
Второй важный аспект программ развития малых городов в международной практике -упор на восстановление и развитие инфраструктуры. Соответствующие меры реализуются и на Западе (США, Европейский Союз)
[8; 11], и в государствах, относящихся к глобальному Югу [7]. Развитие инфраструктуры формирует новые очаги экономического роста малых городов, образует ниши для открытия бизнеса. А также создает новые рабочие места, как при сооружении, так и - что особенно важно - в рамках эксплуатации инфраструктурных объектов.
Еще один широко апробированный в международной практике механизм стимулирования развития малых городов - формирование образовательных центров [5]. В отличие, например, от фундаментальной науки, центры которой объективно не удастся разместить в значимой части малых городов, спрос на профессиональное образование имеется везде, и многие малые города исторически страдают отсутствием собственных привлекательных систем образования. Стоит отметить, что отсутствие университетов (или дефицит мест) в малых городах - один из факторов оттока населения, причем потенциально наиболее активного в экономическом плане [13, с. 3-4]. Уехав обучаться в крупный город, далеко не все возвращаются «к земле», тем более, если экономика малой родины находится в депрессивном состоя-
нии, и никто не гарантирует трудоустройства. Увеличение численности квалифицированных работников - безусловный стимул для развития малого города, поскольку позволяет привлекать дополнительные инвестиции и способствует созданию новых предприятий. Это, в свою очередь, улучшает экономическую стабильность и качество жизни в регионе. А на базе образовательных центров в условиях новой цифровой экономики, основанной на знаниях, с определенной долей вероятности возникнут уже центры инноваций, возможно даже кластеры цифрового развития.
В исследовании аудиторско-консалтинго-вой корпорации KPMG [15] наглядно показано на выборке из малых городов Европы (в нее вошли и сельские поселения, в рамках обще -европейской политики попадающие в единые программы), что темпы экономического роста в малых населенных пунктах, включенных в реализацию программ, опережали соответствующие показатели у городов-бенчмарков с сопоставимой численностью населения и показателями концентрации экономики (совокупный рост в 5,15 раз выше за период 2013-2022 гг., 16,86% против 3,27%, рис. 1).
Рисунок 1 - Темпы экономического роста европейских населенных пунктов, включенных в программы роста, и городов-бенчмарков, % г./г. (итоговые значения по репрезентативным выборкам
равной размерности) [15]
По сути, стимулом для ускоренного развития соответствующих малых городов и приравненных к ним в Европе сельских поселений стало возникающее в локальных со -циально-экономических системах явление синергии, условия для достижения которой необходимо формировать, прежде всего, через целенаправленные воздействия извне. И, поскольку практические решения по стимулированию развития малых городов России должны иметь опережающий характер, будучи ориентированными на решение многолетних проблем, в качестве программной меры может быть рекомендовано применение экосистемного подхода.
Концепция экосистем в экономике активно прорабатывается со второго десятилетия XXI века, и в первую очередь по отношению к корпоративному сектору. Банковские, информационные экосистемы - явления актуальные и достаточно хорошо изучены [2; 14].
Так, в частности, банковские экосистемы представляют собой интегрированные сети финансовых и нефинансовых услуг, которые предоставляются банками в сотрудничестве с различными партнерами, такими как финтех-компании, стартапы и другие учреждения [2]. Экосистемы данного вида позволяют клиентам получать доступ к широкому спектру услуг из одного источника, включая кредитование, инвестиции, страхование и даже нефинансовые услуги, такие как путешествия или покупки. Якорем банковской экосистемы выступает кредитная организация, которая, в том числе через инструменты владельческого контроля, стремится выстраивать подчиненные ее интересам и одновременно соответствующие интересам каждого партнера экосистемные решения. Информационная работа и координация в таких экосистемах зачастую обеспечивается в рамках единой цифровой платформы управления [14].
А, к примеру, экосистемы IT-бизнеса представляют собой комплексные платформы, объединяющие различные технологические сервисы и продукты, которые могут включать в себя облачные вычисления, программное обеспечение как услуга (SaaS), инфраструктуру и другие цифровые решения [4].
При этом по своему смыслу экосистемы могут создаваться и на более высоких уровнях экономических отношений, включая
мезо- и макроуровень, объединяя бизнес, государство и некоммерческие организации.
Применяя экосистемный подход для решения конкретных практико-ориентированных задач исключительно важно, чтобы соответствующие механизмы не оказались «дежурной метафорой». Например, в связи с подменой понятий, когда экосистемами будет называться государственно-частное партнерство, или даже государственный заказ, а равно как любая иная форма интеграции и сотрудничества в экономике. В отличие, в частности, от кластеров, экосистемы не обязательно располагают определенным уровнем организационной формализации, однако по смыслу процессов кластеризации, достижение качества экосистемности будет желательным. Однако отсутствие жесткой институционали-зации может рассматриваться как преимущество экосистем мезоуровня, поскольку не ограничивает участников в свободе выбора и вариативности форм и конкретных проектов экономического сотрудничества, обеспечивая достаточно высокий уровень гибкости и адаптивности. При этом кластерный подход - один из возможных вариантов установления эко-системности, которая в конкретных случаях может быть обеспечена за счет фактического присоединения к кластерным структурам организационно независимых организаций и учреждений, прежде всего, публично-властных структур.
В данной связи важно учитывать наличие специфического «энзима» в экосистемных явлениях, который в полной мере оправдывает используемую метафору из цикла наук о природе - взаимовыгодное сосуществование элементов экосистемы, их объединение не столько общими целями (такая общность может вовсе отсутствовать), сколько витальной зависимостью друг от друга. Экосистемы в данном смысле вовсе не обязательно подвергать определенной формализации, например, регистрируя объединения. Инсти-туционализация экосистем во многом основана на идее о том, что субъекты, взаимодействующие в рамках экосистемного подхода, принципиально заинтересованы в таком партнерстве, и этот интерес будет удерживать их в рамках экосистемы [9]. А если такой интерес по любой причине пропадает, то соответствующий субъект утрачивает интерес для экосистемы, и его потеря окажется ме-
нее чувствительной, чем немотивированное, не вовлеченное «членство».
«Ядро» экосистемы занимает механизм координации и сотрудничества, который в цифровую эпоху образует платформа управления (блокчейн или вовсе мобильное приложение, см. далее). Такая платформа заменяет формальные договоры и - в особенности - регистрацию новых юридических лиц, которые по духу экосистемного сотрудничества вовсе не обязательны.
В основу экосистемного механизма, в частности управления развитием малых городов, может полагаться комплекс инструментов и методов, известных в сфере интеграции и
кооперации. Важно, чтобы за счет грамотной компоновки и чередования инструментов и мер их применения, был достигнут экосистемный синергетический эффект. Под таким эффектом мы предлагаем понимать усиление взаимодействия и взаимодополняемости различных элементов экосистемы, которое приводит к более устойчивому и эффективному развитию малых городов за счет оптимального использования ресурсов и потенциала всех участников. Среди со -ответствующих элементов перспективного экосистемного механизма развития малых городов России ключевую роль призваны сыграть следующие (рис. 2):
Цифровая платформа управления
_"А.
Университеты и НКО
Рисунок 2 - Элементы экосистемного механизма развития малых городов
- основа стратегирования в виде специализации малого города на развитии на основе ключевых компетенций;
- финансовая основа (бюджетные средства, средства государственно-частного партнерства, коммерческих, прежде всего, крупных, и отдельных некоммерческих организаций);
- комплекс партнеров: (государство, бизнес (крупный и малый), некоммерческая сфе -ра (в том числе наука и образование). Важная роль в экосистемном развитии отводится крупному бизнесу, на который возлагается важная роль в инвестициях в местные проекты и партнерстве с малым и средним бизнесом города. В связи с дефицитом крупнейших бизнес-субъектов в экономике многих малых городов целесообразно рассматривать возможность привлечения из других муниципальных образований и в определенных случаях - из других регионов, в том числе по -средством применения инструментов льгот и преференций по налогам и сборам, инструментов свободных экономических зон и др.;
- государственная программа развития экономики малых городов, инициируемая на региональном уровне (субъекта Российской Федерации), как нормативная основа действий по развитию экономики малого города на основе экосистемного подхода и распределения ключевых ресурсов;
- цифровая платформа управления, информационного обмена и контроля;
- механизмы интеграции и кооперации (кластеризация, государственно-частное партнерство и др.);
- формальные и неформальные обязательства участников, прежде всего, в части корпоративной социальной ответственности;
- структуры образования и/или инновационной экономики (обучающие центры, исследовательские лаборатории, учреждения среднего и высшего профессионального образования, бизнес-инкубаторы и др.);
- объекты инфраструктуры экосистемного партнерства;
- механизмы вовлечения малого и среднего бизнеса в городскую экосистему устойчивого развития, включая, прежде всего, создание цепочек поставок, которые включают малый бизнес, и предоставление им доступа к технологиям и рынкам, с вовлечением государства и крупного бизнеса. А также
развитие комплексной поддержки предпринимательства, включая организацию курсов по предпринимательству, управлению бизнесом и инновациям; предоставление площадок для стартапов с доступом к менторству, финансированию и сетям контактов и др.;
- активное вовлечение некоммерческих организаций в экосистему через социальные проекты и инициативы (например, реализация программ, направленных на улучшение социальной среды, поддержку уязвимых групп населения и развитие волонтерства), а также платформу для диалога и сотрудничества, в том числе форумы и конференции;
- органы координации и сотрудничества бизнеса, некоммерческого сектора и государства.
Представленные механизмы должны быть интегрированы в единую стратегию развития малых городов, которая учитывает их уникальные особенности и потенциал. Важно также обеспечить постоянный мониторинг и оценку эффективности реализуемых инициатив для корректировки подходов и достижения максимального синергетического эффекта, а также развитие цифровой среды взаимодействия.
Цифровизация выступает одним из драйверов развития экосистемного подхода в экономике, превращения его в полноценный инструмент стимулирования экономического роста. В контексте внедрения экосистем-ного подхода к развитию малых городов, представляются возможным применение следующих сквозных инструментов цифро-визации:
1) цифровые платформы управления экосистемами. Данный инструмент нельзя назвать факультативным в предметной области - лишь благодаря платформенному подходу обеспечивается институционали-зация экосистем и достигается синергия от взаимодействия участников, необходимая, в том числе для того, чтобы называть такое взаимодействие истинно экосистемным. В контексте разработки практических рекомендаций в области экономических политик по созданию экосистем развития малых городов России, может быть предложено создание закрытого и открытого информационного контуров платформ (систем), с включением в закрытый контур субъектов, взаимодействующих в области обеспечения национальной
безопасности и в рамках государственного оборонного заказа;
2) большие данные как основа стратегиро -вания и аналитики, прежде всего производимых на платформенном (централизованном) уровне и предусматривающие открытое распространение информации всем заинтересованным пользователям. Укрепление информационного обеспечения - важнейший фактор развития экосистем [10; 17], как корпоративных, так и вовлекающих субъектов мезоуровня;
3) облачные хранилища, выступающие основой для накопления социально-экономической информации участников экоси-стемных партнерств, а также ее быстрого распространения с учетом базовых требований защиты информации и распределения прав доступа;
4) геоинформационные системы для решения прикладных задач территориального размещения экосистемных элементов, поиска уязвимостей и оперативного разрешения проблем;
5) цифровые дублеры для имитационного моделирования процессов развития деловой и социальной экосистем малого города, обеспечения мониторинга непрерывного результативного функционирования городских бизнес- и социальных экосистем и др.;
6) цифровое финансирование для привлечения дополнительных финансовых ресурсов для нового городского экосистемного партнерства, как, в частности, эмиссия цифровых финансовых активов, легализованных российским законодательством с 2020 года на многочисленных существующий цифро-
вых финансовых платформах Российской Федерации.
Конечный ожидаемый результат применения экосистемного подхода в развитии малых городов России - искомая синергия взаимодействия комплекса вовлеченных заинтересованных сторон, благодаря которой будет достигнут прогресс в преодолении социально-экономических проблем и стимулировании экономического роста, в том числе в направлениях цифрового развития.
Таким образом, малые города со всей справедливостью должны рассматриваться как центры роста и развития региональной экономики. Позитивно воспринимая фактор экономической синергии в достижении соответствующих целей развития, в настоящей публикации предложено применять экоси-стемный подход в развитии малых городов. Образующиеся синергетические эффекты будут способствовать комплексному достижению стратегических целей, выводу экономики малых городов из кризиса и перехода к траекториям устойчивого роста. Задействовав резервы экосистемности, появится возможность создавать новые рабочие места, центры компетенций и инноваций, структуры цифровой экономики и экономики знаний. Глубокая вовлеченность участников экосистемных программ и проектов, с учетом имеющегося положительного опыта социально-экономического развития малых поселений, поспособствует скорейшему и результативному решению инфраструктурных, социальных, транспортных и иных проблем малых городов России.
Список источников _
1. Бухвальд Е. М., Валентик О. Н. Города в пространственном развитии российской экономики // Региональная экономика. Юг России. 2021. Т. 9. № 3. С. 4-15.
2. Смирнов В. Д. Банковские экосистемы: специфика развития // Управленческие науки. 2021. № 3. С. 47-60.
3. Смирнов О. О., Безвербный В. А. Потенциал развития секторов экономики малых городов России: современные тенденции // Социум и власть. 2022. № 1 (91). C. 62-74.
4. Bejjani M., Gocke L., Menter M. Digital entrepreneurial ecosystems: A systematic literature review // Technological Forecasting and Social Change. 2023. Vol. 189. P. 122372.
5. Belova A. V., Levchenkov A. V. Innovation centres as growth points for smaller towns and rural areas // Baltic Region. 2012. No. 3. Pp. 88-97.
6. Bliss D. Economic Development and Governance in Small Town America: Paths to Growth. Routledge, 2018.
7. Chu Y. China's new urbanization plan: Progress and structural constraints // Cities. 2020. Vol. 103. P. 102736.
8. Cudny W. Socio-economic transformation of small towns in East Germany after 1990-Colditz case study // Bulletin of Geography. Socio-economic series. 2012. No. 17. Pp. 33-43.
9. Daymond J. et al. Managing ecosystem emergence and evolution: Strategies for ecosystem architects // Strategic Management Journal. 2023. Vol. 44. No. 4. Pp. O1-O27.
10. Degórski M., Solon J. Ecosystem services as a factor strengthening regional development trajectory // Ekonomia i Srodowisko. 2014. No. 4 [51]. Pp. 48-57.
11. Hunter L.M. et al. Change in US small town community capitals, 1980-2010 // Population Research and Policy Review. 2020. Vol. 39. Pp. 913-940.
12. Knox P., Mayer H. Small town sustainability: Economic, social, and environmental innovation. Walter de Gruyter, 2013.
13. Ko J., Lee J., Koo J. H. The influx of youth as an effect of the new town development policy through relocation of public institutions: focusing on differences between large and medium/small-city location types // Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2024. Pp. 1-17.
14. Lyoussi D., Kouchih A. Metaverse and financial inclusion opportunities and risks for the banking ecosystem // Influencer Marketing Applications Within the Metaverse. IGI Global, 2023. Pp. 205-224.
15. Rural development Europe. Amsterdam: KPMG, 2023. 86p.
16. Wagner M., Growe A. Research on small and medium-sized towns: Framing a new field of inquiry // World. 2021. Vol. 2. No. 1. Pp. 105-126.
17. Yigitcanlar T. Planning for smart urban ecosystems: Information technology applications for capacity building in environmental decision making // Theoretical and Empirical Researches in Urban Management. 2009. Vol. 4. No. 3 (12). Pp. 5-21.
References _
1. Buchwald E. M., Valentik O. N. Cities in the spatial development of the Russian economy. Regional economy. The South of Russia. 2021. Vol. 9. No. 3. Pp. 4-15.
2. Smirnov V. D. Banking ecosystems: specifics of development. Managerial sciences. 2021. No. 3. Pp. 47-60.
3. Smirnov O. O., Bezverbny V. A. Potential development of sectarians of a small town in Russia: new trends. Society and power. 2022. No. 1 ( 91). Pp. 62-74.
4. Bejani M., Geke L., Menter M. Digital entrepreneurial ecosystems: a systematic review of the literature. Technological forecasting and social changes. 2023. Volume 189. Pp. 122372.
5. Belova A.V., Levchenkov A.V. Innovation centers as growth points for small towns and rural areas. Baltic region. 2012. No. 3. Pp. 88-97.
6. Bliss D. Economic development and Governance in America's Small Towns: Paths to growth. Rutledge, 2018.
7. Chu Yu. China's New Urbanization Plan: Progress and structural constraints. Cities. 2020. Volume 103. Page 102736.
8. Kadni U. Socio-economic transformation of small towns in East Germany after 1990 on the example of Colditz. Geographical Bulletin. Socio-economic series. 2012. No. 17. Pp. 33-43.
9. Damond J. and others. Managing the emergence and evolution of ecosystems: strategies for ecosystem architects. Journal of Strategic Management. 2023. Volume 44. No. 4. Pp. 1-27.
10. Degorski M., Solon J. Ecosystem services as a factor strengthening the trajectory of regional development. Economics and management. 2014. No. 4 [51]. Pp. 48-57.
11. Hunter L.M. et al. Changes in the capitals of small-town communities in the USA, 1980-2010. Demographic research and policy review. 2020. Volume 39. Pp. 913-940.
12. Knox P., Mayer H. Sustainable development of small towns: economic, social and environmental innovations. Walter de Gruyter, 2013.
13. Ko J., Lee J., Ku J. H. The influx of youth as a consequence of the new urban development policy by moving government agencies: emphasis on the differences between large and medium/small cities. Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2024. Pp. 1-17.
14. Lussi D., Kuchikh A. Metaverse and the opportunities and risks of financial accessibility for the banking ecosystem. Marketing applications for influence in the Metaverse. IGI Global, 2023. Pp. 205-224.
15. Rural development in Europe. Amsterdam: KPMG, 2023. 86 p.
16. Wagner M., Grow A. The study of small and medium-sized cities: the formation of a new field of research. World. 2021. Vol. 2. No. 1. Pp. 105-126.
17. Yigitkanlar T. Planning of intelligent urban ecosystems: application of information technologies for capacity building in the environmental decision-making process. Theoretical and empirical research in the field of urban management. 2009. Volume li. 4. No. 3 (12). Pp. 5-21.