Научная статья УДК 330.341 © М. В. Кива-рина, Е. И. Осипов DOI: 10.24412/2225-82642024-2-732
Ключевые слова: регион, малый город, урбанизация, миграция населения, удержание населения, бизнес, проект, региональная экономика, региональная программа, Новгородская область
Keywords: region, small town, urbanization, population migration, population retention, business, project, regional economy, regional program, Novgorod region
МАЛЫЕ ГОРОДА — ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНА
Киварина М. В.1 Осипов Е. И.2
Аннотация. Малые города в настоящее время не являются предметом повышенного внимания со стороны ученых-исследователей. Вместе с тем, принимая во внимание усиление проблем социально-экономической дифференциации регионов, развитие малых городов является важной составляющей для достижения успешных показателей в региональной экономике. В статье рассматриваются малые города Новгородской области — одного из регионов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Несмотря на предпринимаемые традиционные шаги по развитию муниципальных районов и округов Новгородской области, вложения бюджетных средств в комплексное развитие сельских территорий, население в малых городах региона сокращается, в том числе за счет миграционного оттока в крупнейшие городские агломерации Российской Федерации. Во избежание развития негативных последствий в будущем необходимы новые подходы для закрепления населения в малых городах, отличные от практик управления средними и крупными административными образованиями. В качестве одного из инструментов решения исследуемой проблемы авторы статьи предлагают разработку и реализацию региональной государственной программы, направленной на комплексное развитие малых городов Новгородской области. Успешная реализации подобной программы будет способствовать устойчивому развитию муниципальных образований и привлечению нового населения на территории малых городов, что положительно скажется на социально-экономическом развитии всей Новгородской области.
'Киварина Мария Валентиновна — доктор экономических наук, профессор кафедры цифровой экономики и управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Россия, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41)
E-mail: mariya.kivarina@ novsu.ru
ORCID: 0000-0002-85334573
2Осипов Евгений Игоревич — аспирант кафедры цифровой экономики и управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Россия, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41) E-mail: eugeneosipov2@ gmail.com
ORCID: 0009-0005-37354966
Поступила в редакцию: 22.03.2024
SMALL TOWNS ARE POINTS OF GROWTH FOR THE REGION
Maria V. Kivarina
Doctor of Economics, Professor, Yaroslav the Wise Novgorod State University Evgeny I. Osipov
Postgraduate student, Yaroslav the Wise Novgorod State University
Abstract. Small towns are not currently the subject of increased attention from research scientists. At the same time, considering the increasing problems of socio-economic differentiation of regions, the development of small towns is an important component for achieving successful indicators in the regional economy. The article examines the small towns of the Novgorod Region, one of the regions of the Northwestern Federal District of the Russian Federation. Despite the traditional steps being taken to develop municipal districts and districts of the Novgorod region, budget investments in the integrated development of rural areas, the population in small towns in the region is declining, including due to migration outflow to the largest urban agglomerations of the Russian Federation. In order to avoid the development of negative consequences in the future, new approaches are needed to consolidate the population in small towns, different from the management practices of medium and large administrative entities. As one of the tools for solving the problem under study, the authors of the article propose the development and implementation of a regional state program aimed at the integrated development of small towns in the Novgorod region. The successful implementation of such a program will contribute to the sustainable development of municipalities and attract new people to small towns, which will have a positive impact on the socio-economic development of the entire Novgorod region.
Введение
Малые города всегда играли важную роль в социально-экономическом развитии регионов страны. Однако в последние годы мы сталкиваемся с проблемой сокращения населения в таких городах. Этот тревожный тренд имеет свои причины и последствия, которые требуют внимания и дальнейших мер для обеспечения устойчивого развития как малых городов, так и регионов в целом. Для малых городов Новгородской области также актуальна проблема сокращения численности населения.
Согласно данным статистики численность населения малых городов на территории региона сократилась на 8% в течение последних 10 лет. Данная проблема является системной, требующей комплексного решения. В ее решении заинтересованы и Правительство региона, и органы местного самоуправления, субъекты малого и среднего предпринимательства и конечно же само население Новгородской области. Для решения проблемы сокращения населения в малых городах необходимо применять комплексный подход, который должен включать в себя не только средства бюджетов различных уровней, но и частные инвестиции, инфраструктурные кредиты, налоговые и финансовые льготы, необходимое законодательное обеспечение процесса создания на базе малых городов Новгородской области точек роста для региона [1].
Цель исследования состоит в изучении текущей социально-экономической ситуации в малых городах Новгородской области, выявлении основных проблем и причин возникновение негативных ситуаций, связанных с сокращением численности населения в таких городах, а также в выработке комплексных практико-ори-ентированных предложений, которые позволят создать комфортные, благоприятные условия для сохранения коренного населения в малых городах Новгородской области и привлечь новых граждан на постоянное место жительство на указанные территории.
Методологической базой исследования является рационалистический подход, позволяющий авторам на основе реальных фактов формулировать логические умозаключения и приводить доказательства выявленных в Новгородской области закономерностей регионального развития. Данный подход предполагает использование методов научной абстракции и нормативного экономического анализа с применением отдельных приемов логико-структурного, ситуационного и компаративного анализа. Исследование базируется на использовании показателей официальной статистики РФ, Новгородской области, а также отчетной информации региональных и муниципальных органов власти.
Основные результаты исследования
Исследованию роли малых городов в социально-экономическом развитии российских регионов посвящен ряд статей отечественных ученых. Многие из них отмечают, что малые города возникали на периферии крупных агломераций как локальные центры притяжения сельского населения [2, 3]. Их роль в региональной экономике ограничивалась поставкой трудовых ресур-
сов в более крупные административные образования. С 2018 года отношение к малым городам, преимущественно как к донорам рабочей силы, начало постепенно изменяться. Стали проводиться различные форумы и конференции, посвященные роли малых городов в региональном развитии, появились исследования проблем малых городов и новых принципов пространственного районирования [4, 5].
Ряд исследователей при изучении малых городов делают акцент на их особом бренде, привлекательности с точки зрения внутреннего туризма, влиянии экономики региона на сохранение культурного, исторического, архитектурного потенциала [6, 7].
Перечисленные и другие исследования породили множество вопросов относительно формирования новых направлений государственной региональной политики в отношении малых городов, отличающихся своими подходами и инструментами от государственных методов регулирования крупных административных образований. Данные вопросы до сих пор остаются дискуссионными и требуют поиска актуальных ответов.
Новгородская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и занимает особое геополитическое положение, находясь в транспортном коридоре между двумя столицами: Москвой и Санкт-Петербургом. Данный факт оказывает существенное влияние на социально-экономические результаты деятельности региона. Численность населения Новгородской области в 2023 году составляла 575,9 тыс. чел., при этом 73,1% от общей структуры занимает городское населения, а 26,9% — сельское население [8].
На сегодняшний день в Новгородской области можно выделить 7 малых городов с населением менее 20 тысяч человек — это Пестово, Валдай, Чудово, Малая Вишера, Окуловка, Сольцы и Холм.
Город Пестово является административным центром Пестовского муниципального округа. Расположен в 314 км к востоку от областного центра (Великого Новгорода), на реке Молога. Площадь города 15,1 км2. Численность населения в 2023 г. чуть более 14 тыс. чел.
Город Валдай является административным центром Валдайского района Новгородской области. Расположен в 140 км к юго-востоку от Великого Новгорода, на Валдайской возвышенности и на берегу Валдайского озера. Численность населения в 2023 г. около 14 тыс. чел.
Город Чудово является административным центром Чудовского района Новгородской области. Расположен в 80 км к северу от Великого Новгорода, на Прииль-менской низменности и на берегу реки Керести. Площадь города 14 км2. Численность населения в 2023 г. чуть более 14 тыс. чел.
Город Малая Вишера является административным центром Маловишерского муниципального района Новгородской области. Расположен в 80 км к северо-востоку от Великого Новгорода, на берегу реки Малой Вишерки. Численность населения в 2023 г. около 10 тыс. чел.
Город Окуловка является административным цен-
тром Окуловского района Новгородской области. Расположен в 153 км к востоку от Великого Новгорода, в 249 км от Санкт-Петербурга и в 400 км от Москвы. Численность населения в 2023 г. около 10 тыс. чел. Площадь города 46 км2.
Город Сольцы является административным центром Солецкого муниципального района Новгородской области. Расположен в 80 км к юго-западу от Великого Новгорода, на левом берегу реки Шелонь. Численность населения в 2023 г. чуть более 8 тыс. чел. Площадь города 10,2 км2.
Город Холм является административным центром Холмского муниципального района Новгородской области. Расположен в 200 км к югу от Великого Новгорода, на берегу реки Ловать. Численность населения в 2023 г. чуть более 3 тыс. чел. Площадь города 9,0 км2.
Практически во всех малых городах Новгородской области численность населения в динамике сокращается. Этому способствуют миграция населения в крупные города региона из-за большего количества возможностей работы, образования и развлечений; увеличение безработицы и низкий уровень доходов, что вынуждает людей искать лучшие условия жизни в других местах; недостаток инфраструктуры и социальных услуг, что делает малые города менее привлекательными для проживания; высокий уровень урбанизации, когда сельские жители предпочитают переезжать в города из-за лучших условий жизни и возможностей; демографический кризис, связанный с низким рождаемостью и увеличением смертности среди жителей малых городов [9].
За более долгосрочный период, согласно данным официальной статистики, численность населения в указанных городах демонстрирует еще более серьезные темпы снижения (табл. 1).
Из анализа таблицы 1 видно, что численность населения во всех 7 малых городах на территории региона значительно сократилась за последние 20 лет. Более чем в два раза произошло сокращение в г. Холм Холмского муниципального района. В среднем за двадцатилетний период население сократилось на треть.
Вопрос сохранения населения в малых городах, на сельских территориях стоит очень остро. В случае недостаточного внимая к этой теме возможно формирование негативной социально-демографической ситуации, снижение качества жизни населения в малых городах,
в том числе речь идет о сокращении рождаемости и увеличении смертности населения, оттоке молодежи в крупные города, об ухудшении криминогенной обстановки в малых городах, снижении доли экономически активного населения, сокращении производства и доли малого бизнеса. Это также может привести к снижению бюджетной обеспеченности муниципалитетов и, как общий итог, к повышению социальной напряженности [11].
К основным причинам сокращения численности малых городов можно отнести:
— недостаточное развитие транспортной, информационной, социально-культурной инфраструктуры;
— высокую степень износа объектов жилищно-коммунального хозяйства;
— трудовую и учебную миграции в крупнейшие городские агломерации;
— высокая смертность населения и низкая рождаемость;
— низкая бюджетная обеспеченность муниципалитетов.
К значимым причинам сокращения населения в малых городах также относится общее ухудшение экономической ситуации в муниципалитетах. Отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест и перспектив развития приводит к миграции молодых людей в крупные города или за границу региона. Это создает негативный демографический баланс и ухудшает социально-экономическую ситуацию в малых городах [12, 13].
Сокращение населения также влияет на инфраструктуру и общественные услуги в малых городах [14]. Уменьшение численности населения влечет за собой закрытие школ, больниц и других важных учреждений. Это создает сложности для оставшихся жителей, которые сталкиваются с ограниченным доступом к качественным услугам и возможностям.
Вместе с тем, стоит отметить, что на территории региона реализуется комплекс мер, который направлен в том числе на улучшение социально-экономической ситуации в муниципальных районах, городах и сельских территориях [15]:
— Новгородская область участвует в реализации мероприятий национальных проектов, региональных проектов, региональных приоритетных, кластерных, партийных, социальных некоммерческих проектов;
— реализуются мероприятия программы комплекс-
Таблица 1
Численность населения в малых городах Новгородской области
Населенный пункт Численность населения на 01.01.2003, тыс. человек Численность населения на 01.01.2023, тыс. человек Изменение, %
Валдай 18,7 13,9 -25,7
Малая Вишера 14,2 9,9 -30,3
Окуловка 14,5 9,5 -34,5
Пестово 16,0 14,6 -8,8
Сольцы 11,3 8,1 -28,3
Холм 7,7 3,3 -57,1
Чудово 17,4 14,0 -19,5
Источник: составлено авторами по [10] 94
ного развития сельских территорий, практики инициативного бюджетирования и поддержки местных инициатив;
— региональный бюджет заместил коммерческие кредиты государственными бюджетными кредитами со значительно более низкой ставкой, что позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга субъекта и перераспределить средства на иные цели.
Для решения задачи по привлечению и сохранению населения в названных малых городах Новгородской области, превращения малых городов в точки роста региона необходимо разработать эффективные меры поддержки и развития малых городов, которые будут способствовать, в первую очередь, сохранению численности населения, привлечению новых жителей и повышению качества жизни новгородцев в таких городах [16].
Представляется возможным создание и реализация региональной государственной программы, направленной на комплексное развитие малых городов Новгородской области. Программа может включать в себя следующие задачи:
1. Создание комфортных условий для открытия и ведения бизнеса жителями малых городов. Речь идет о таких мероприятиях как:
— создание специальной льготной программы кредитования для субъектов малого и среднего бизнеса, для обрабатывающих производств;
— снижение налоговой ставки на имущество организаций и ставки УСН в течение первых трех лет работы;
— создание сети технопарков промышленного типа в малых городах с их включением в экосистемы инновационной инфраструктуры региона (ИНТЦ «Валдай» и Технопарк «Трансвит»);
— оказании бизнесу помощи в создании новых логистических цепочек, помощь в выходе на экспорт;
— развитие механизмов промышленной ипотеки и льготного лизинга;
— увеличение темпов по реализации программы по обеспечению наличия устойчивой мобильной связи и высокоскоростного интернета на территории малых городов.
2. Привлечение высококвалифицированных специалистов в малые города.
— создание службы или сервиса в формате «одного окна», который будет сопровождать переселенцев на новое место «до результата», оказывая консультативную помощь по всем социально-бытовым вопросам, связанным с переездом;
— предоставление земельных участков по индивидуальное строительство с правом безвозмездного перехода в собственность, к примеру, через 7 лет после проживания и работы на территории;
— субсидирование процентной ставки ипотечного кредита на срок трудоустройства на территории малых городов;
— бесплатная профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников по востребованным для муниципалитета специальностям.
На основании экспертной оценки сотрудников органов исполнительной власти региона можно отметить, что ориентировочными результатами реализации озвученных мероприятий может стать [17]:
— увеличение численности населения в 7 малых городах Новгородской области на 15% к 2030 году;
— увеличение объемов инвестиций в основной капитал в 4,9 раза до 30 млрд рублей к 2030 году;
— создание не менее 2,5 тысяч высококвалифицированных рабочих мест.
Существуют определенные риски при выполнении указанных задач.
1. Финансовые риски. Для минимизации риска недостаточного финансирования мероприятий необходимо системно вести оптимизацию расходов бюджетов, привлекать бюджетные кредиты, внебюджетные средства и инвестиции в регион.
2. Социально-экономические риски. Необходимо проведение широкой PR-кампании о проводимых мероприятиях и приоритетное определение источников финансирования программы при бюджетном планировании.
3. Временные риски. Требуется системный жесткий контроль за реализацией мероприятий и своевременное, корректное изменение сроков реализации, оперативное изменение кадрового состава в случае недостижения промежуточных контрольных точек запланированных мероприятий.
Заключение
Безусловно предлагаемые шаги потребуют дополнительных расходов регионального и местных бюджетов, без этого невозможно, но подобные расходы являются инвестициями, которые с течением времени способны дать больший эффект и отдачу, чем просто выделение средств на оплату каких-либо расходов или на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов. Кроме того, растущее население может помочь сохранить местные традиции и культуру, предлагая жителям чувство принадлежности и связи.
Сокращение населения в малых городах является сложной проблемой, но она также предоставляет возможности для преобразования и развития. Путем принятия целенаправленных мер и инвестиций в развитие малых городов мы можем обеспечить их устойчивое развитие и привлечение нового населения на их территории. Это позволит сохранить и укрепить их важную роль в социально-экономическом развитии страны.
Список источников
1. Борисевич В. И., Гейзлер П. С., Фатеев В. С. Экономика региона: учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2012. 434 с.
2. Воропаева А. В., Коростелева Л. Ю. Время нового взгляда на малые города // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2024. № 1(102). С. 51-62.
3. Черныш М. Ф., Маркин В. В. и др. Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.
4. Ардальянова А. Ю., Бизюков П. В., Браславский Р. Г. и др. Малые города в социальном пространстве России: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 545 с.
5. Черныш М. Ф., Маркин В. В., Баймурзина Г. Р. и др. Малые города России: новые вызовы, социальные проблемы и перспективы: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 598 с.
6. Беляева М. А., Ладыгина Т. А. Брендинг малых городов: теория и практика: учебное пособие. Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2023. 132 с.
7. Смирнов С. Н. Туризм в малых городах России // Экономические и социальные проблемы России. 2023. № 3(55). С. 140-156. DOI 10.31249/espr/2023.03.08.
8. Демография Новгородской области [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат). URL: https://53.rosstat.gov.ru/population_1 (дата обращения: 27.01.2024)
9. Бабаев Б. Д., Николаева Е. Е., Бабаев Д. Б., Берендеева А. Б., Боровкова Н. В., Пузырев И. В. Расширенная концепция хозяйственного механизма современной социально-экономической системы России: теоретико-методологический подход. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. 308 с.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области (Новгородстат). URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 20.11.2023).
11. Шерешева М. Ю., Оборин М. С., Костанян А. А. Оценка потенциала развития малых городов и направлений его эффективного использования // Государственное управление. 2017. № 65. С. 162-175.
12. Михеев Г. В., Шиховцов А. А., Варич Э. С., Базаров И. Б. Совершенствование процессов управления строительного предприятия // Фундаментальные исследования. 2019. № 1. С. 40-45.
13. Девятова Ю. П., Пеша А. В. Проблемы удержания молодежи в малых городах // Кадровик. 2023. № 10. С. 57-64.
14. Штеменко К. С. Пространственный подход к формированию стратегий социально-экономического развития малых и средних городов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Экономика. Информатика. 2013. № 22 (165). С. 42-47.
15. Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://карьеры-евразии. рф/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 19.11.2023).
16. Mikheev G.V, Sekisov A. N., Gura D. A., Abazyan A. G., Kuznetsova O. A. Economic and marketing adaptation of business processes in the modern Russian real estate market // Revista Inclusiones. 2019. Т.6. №2. С. 119-124.
17. Курило А. Е., Шкиперова Г. Т. Возможности социально-экономического развития малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2016. №12. С. 98-106.
References
1. Borisevich V. I., Geizler P. S., Fateev V. S. Economics of the region: textbook. Mn.: BSEU, 2012. 434 p.
2. Voropaeva A.V, Korosteleva L.Yu. Time for a new look at small cities. POISK: Politika. Obshhestvovedenie. Iskusstvo. Sociologiya. KuVtura = SEARCH: Politics. Social Science. Art. Sociology. Culture. 2024; 1(102): 51-62. (In Russ.).
3. Chernysh M. F., Markin V. V. et al. Spatial development of small towns: social strategies and practices: monograph. M.: FNISC RAS, 2020.
4. Ardalyanova A. Yu., Bizyukov P. V., Braslavsky R. G. et al. Small cities in the social space of Russia: monograph. M.: FNISC RAS, 2019. 545 p.
5. Chernysh M. F., Markin V. V., Baymurzina G. R. et al. Small cities of Russia: new challenges, social problems and prospects: monograph. M.: FNISC RAS, 2021. 598 p.
6. Belyaeva M. A., Ladygina T. A. Branding of small cities: theory and practice: textbook. Ekaterinburg: Ekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2023. 132 p.
7. Smirnov S. N. Tourism in small cities of Russia. E'konomicheskie i sociaTny'e problemy' Rossii = Economic and social problems of Russia. 2023; 3(55): 140-156. (In Russ.). DOI 10.31249/espr/2023.03.08.
8. Demography of the Novgorod region [Electronic resource] // Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Novgorod region (Novgorodstat). URL: https://53.rosstat.gov.ru/population_1.
9. Babaev B. D., Nikolaeva E. E., Babaev D. B., Berendeeva A. B., Borovkova N. V, Puzyrev I. V Expanded concept of the economic mechanism of the modern socio-economic system of Russia: theoretical methodological approach. Ivanovo: Ivan. state univ., 2019. 308 p.
10. Federal State Statistics Service [Electronic resource] // Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Novgorod Region (Novgorodstat). URL: https://www.gks.ru.
11. Sheresheva M. Yu., Oborin M. S., Kostanyan A. A. Assessment of the development potential of small cities and directions for its effective use. Gosudarstvennoe upravlenie = Public Administration. 2017; 65: 162-175. (In Russ.).
12. Mikheev G. V., Shikhovtsov A. A., Varich E. S., Bazarov I. B. Improvement of management processes of a construction enterprise. FundamentaVny^e issledovaniya = Fundamental Research. 2019; 1: 40-45. (In Russ.).
13. Devyatova Yu. P., Pesha A. V. Problems of youth retention in small towns. Kadrovik = Personnel Officer. 2023; 10: 57-64. (In Russ.).
14. Shtemenko K. S. Spatial approach to the formation of strategies for the socio-economic development of small and medium-sized cities. Nauchny^e vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: E^konomika. Informatika = Scientific bulletins of the Belgorod State University. Ser.: Economics. Computer science. 2013; 22 (165): 42-47. (In Russ.).
15. Concept of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2030 [Electronic resource] // Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http://careers-eurasiya.rf/uploadedFiles/ files/Kontseptsiya_SPR.pdf.
16. Mikheev G. V., Sekisov A. N., Gura D. A., Abazyan A. G., Kuznetsova O. A. Economic and marketing adaptation of business processes in the modern Russian real estate market. Revista Inclusiones. 2019. Vol.6; 2: 119-124.
17. Kurilo A. E., Shkiperova G. T. Possibilities of social and economic development of small cities. RegionaVnaya e^konomika: teoriya ipraktika = Regional economics: theory and practice. 2016; 12: 98-106. (In Russ.).