УДК 378-021.465 ББК 74.484.4 ББК Ч484.4
Дулма Цырендашиевна Дугарова1,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: dugarova_dc@mail.ru
Светлана Ефимовна Старостина2,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: sestarost@mail.ru
Управленческие решения по повышению качества образовательных программ вуза в условиях сопряжения сферы образования и сферы труда3
Анализируя тенденции развития идей и практики обеспечения качества высшего образования, можно выделить три группы характеристик качества образования, это качество условий, т. е. качество потенциала достижений цели образования, качество самого процесса формирования профессионализма обучаемого, качество результата профессионального образования. В статье рассматриваются вопросы повышения качества образовательных программ в условиях сопряжения сферы труда и сферы образования, где каждая образовательная программа должна отвечать потребностям общества, вести к трудоустройству выпускников. Качество результата образования гарантируется формированием профессионализма обучаемых в условиях правильного выбора способов достижения целей, согласованности и связности определённых целей. Проектирование и реализация образовательных программ в таких условиях отличается от традиционного подхода разработки предметных образовательных программ. Возникновение проблемы реального сопряжения сферы образования и сферы труда в процессе обучения студентов в вузе предусматривает понимание и обдумывание выводов о необходимости осуществить действия (управленческие решения), прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и её членами. Поиск таких решений требует специальных исследований по повышению качества проектирования и реализации образовательных программ. Управленческие решения, выступая и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора, и как командная информация по повышению качества образовательных программ вуза, означают непрерывные усилия, направленные на совершенствование структуры и содержания образовательных программ вуза. Повышение качества образовательных программ в вузе зависит от контура управленческих решений по целенаправленной переработке информаций в командную информацию по управлению в вузе.
Ключевые слова: управленческие решения, образовательная программа вуза, сопряжение сферы образования и сферы труда, качество образовательных программ.
1 Д. Ц. Дугарова раскрывает механизмы (содержание, предмет, показатели) управленческих решений по сопряжению сферы образования и сферы труда при разработке образовательных программ вуза.
2 С. Е. Старостина делает аналитический обзор практики принятия управленческих решений по разработке и реализации ОПОП в ЗабГУ.
3 Работа выполнена в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности Минобрна-уки РФ № 27.2479.2014К по теме «Управление развитием модульных профессиональных образовательных программ для ведущих отраслей экономики Забайкальского края на основе государственно-частного партнёрства»
52
© Дугарова Д. Ц., Старостина С. Е., 2015
Dulma Tsirendashievna Dugarova1,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), e-mail: dugarova_dc@mail.ru
Svetlana Efimovna Starostina2,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),
e-mail: sestarost@mail.ru
Management Solutions to Improve the Quality of Higher Education Programs in Terms of Interaction between the Areas of Education and Labor3
Analyzing the trends in the development of ideas and practices of quality assurance in higher education, three groups of characteristics of education quality can be named: the quality of conditions, i. e. the quality of the potential to achieve the objectives of education, the quality of the process of formation of student professionalism, and the quality of professional education. This article presents some issues to improve the quality of educational programs in terms of interaction between the areas of labor and education, where each educational program must meet the needs of society and lead to the graduate employment. The quality of student learning outcomes is guaranteed by the formation of student professionalism in terms of the right choice to achieving the objectives, the consistency and coherence of certain goals. The design and implementation of educational programs in such conditions differs from the traditional approach of developing ones. The real problem of interaction between the areas of education and labor in the learning process of students at the university involves understanding and consideration of the conclusions about the need to implement actions (management solutions) directly or indirectly related to achieving the goals of the organization and its members. The search for such solutions requires special studies to improve the quality of the design and implementation of educational programs. Management solutions acting as a process and as an act of choice, as a result of the choice, and as a command information to improve the quality of the educational programs of the University require constant efforts to develop the structure and the content of educational programs of the university. The improvement of the quality of higher education programs depends on the management solutions of purposeful processing of information into command information of university management.
Keywords: management solutions, higher education program, interaction between the areas of education and labor, quality of educational programs.
Отечественная высшая школа, осуществив переход на ФГОС ВО, рассматривает образовательную программу как сложный, многофункциональный и многоцелевой продукт, сочетающий в себе свойства как социального, педагогического, экономического продукта, так и маркетинговые и управленческие решения. Образовательная программа в вузе выступает главным инструментом проектирования и реализации сопряжения сферы образования и сферы труда и отражает концентрированные ожидания общества, рынка труда, государства в части касающейся результатов образования в компетентностном формате.
В статье рассматриваются проблемы актуализации вопросов подготовки, принятия и ре-
ализации управленческих решений по повышению качества образовательных программ вуза в условиях сопряжения сферы образования и сферы труда, также даётся аналитический обзор практики разработки и принятии управленческих решений по пректированию и реализации ОПОП в Забайкальском государственном университете.
Качество образовательных программ является сложной и многоаспектной проблемой современного образования. В первую очередь это связано с тем, что само понятие «качество образования» приобретает новый смысл. «Оно трактуется уже не только как «мера полезности», но и как форма организации учебного процесса, позволяющая реализовать комплекс
1 D. C. Dugarova reveals the mechanisms (the content, the object, theparameters) of management solutions for improving the interaction between education and the world of work by developing educational programs of the University.
2 S. E. Starostina proposes the analytical review of the practice of management of decision-making in the design and implementation of the BVEP (Basic Vocational Educational Program) in Transbaikal State University.
3 The Work is executed within the framework of project part of the state task in the field of scientific activity of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № of 27.2479.2014l< on the topic "Management by development of modular professional educational codes for leading industries of economy of Transbaikal Territory on the basis of state-private partnership"
образовательных программ в вузах как систему, обеспечивающую выполнение требований всех заинтересованных сторон (студентов, их родителей, сотрудников вуза, работодателей, государства)» [1]. Анализируя тенденции развития идей и практики обеспечения качества высшего образования, можно выделить три группы характеристик качества образования, это качество условий, т. е. качество потенциала достижений цели образования; качество самого процесса формирования профессионализма обучаемого; качество результата профессионального образования в компетент-ностном формате [8]. В условиях сопряжения сферы труда и сферы образования каждая образовательная программа должна отвечать потребностям общества, вести к трудоустройству выпускников. Качество результата образования гарантируется формированием профессионализма обучаемых в условиях правильного выбора способов достижения целей, согласованности и связности определённых целей. Проектирование и реализация образовательных программ по подготовке выпускников для работы в инновационной экономике отличается от традиционного подхода разработки предметных образовательных программ. Возникновение проблемы реального сопряжения сферы образования и сферы труда в процессе обучения студентов в вузе предусматривает понимание и обдумывание выводов о необходимости подготовки, принятия и реализации управленческих решений, прямо или косвенно связанных с достижением целей, стоящих перед вузом в целом и участниками образовательного процесса. Такая новая трактовка подтверждается, например, и содержанием доклада Минобрна-уки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации до 2020 года» [6]. В этом документе задачи повышения качества деятельности образовательных учреждений ВО связываются с необходимостью перехода от управления образовательными учреждениями к управлению основными образовательными программами. А управление ОПОП должно осуществляется на основании организации их экспертизы.
Подготовка будущих специалистов работы в нарастающей конкуренции на отечественном и международном рынках труда определяет противоречие между необходимостью проектирования и реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования, представляющей собой комплексную развёрнутую социальную норму институционального вузовского уровня, и недо-
статочной эффективностью управления организацией учебного процесса с использованием традиционных методов управления познавательной деятельностью. Поэтому повышение качества проектирования и реализации ОПОП предусматривает исследование эвристического потенциала управленческих решений по организации проектирования и реализации ОПОП как целенаправленной переработки информации в командную информацию по управлению образовательным процессом в вузе.
Исследование проблем повышения качества проектирования и реализации ОПОП вуза в условиях сопряжения сферы труда и сферы образования предполагает учитывать следующие ведущие показатели:
- Представление управления в системе профессионального образования позиций системного подхода. Это связано с тем, что управленческие решения, принимаемые в одних образовательных и производственных областях, оказывают влияние на решения, принимаемые в профессиональном образовании при подготовке специалистов.
- Необходимость проектирования и реализации ОПОП в вузе на базовых принципах: инструментами сопряжения сферы образования и сферы труда выступают рамочные документы (профессиональные и образовательные стандарты, национальная рамка квалификаций); определение соответствующих профилю программы результатов обучения в терминах компетенций; ресурсная обеспеченность (преподавательские и административные кадры, инструкторы и тьюторы, материальная база, социокультурная инфраструктура); выбор методов обучения, оценки.
- Актуализация знания об управленческих решениях. В специальной литературе встречаются различные трактовки понятия «управленческое решение». Решение понимается и как процесс, и как акт выбора, и как командная информация. Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию [5]. Н. И. Заичкин [3] рассматривает решение как командную информацию, полученную в процессе управления как постоянного преобразования о состоянии объекта. Под управленческим решением в нашем исследовании понимается процесс разработки, принятия и реализации взаимосвязанных документов по проектированию и реализации ОПОП вуза.
- Сопряжение сферы образования и сферы труда при проектировании и реализации ОПОП вуза на основе различных документов, разработанных на основе компетентностного
подхода (ФГОС профессионального образования, Профессиональные стандарты по профилям подготовки, Национальная рамка квалификаций).
- Определение критериев качества разработки, принятия и реализации ОПОП, которыми выступают: гарантированное соответствие целей ожиданиям студентов, преподавателей, работодателей и общественности; гарантированное соответствие ресурсной обеспеченности (научно-педагогической, материально-технической, социокультурной); востребованность ОПОП вуза.
Экспертами Координационного совета базовых вузов УМО и разработчиков структуры и содержания ОПОП в 2010-2012 гг. была проведена общественно-академическая экспертиза вузовских ОПОП [1], показавшая, что основной недостаток отечественной системы высшего образования - её недостаточная гибкость, что отражается в том, что она не отвечает наступившим изменениям в экономике. Нет обоснованного прогноза потребности в кадрах. Большинство вузовских программ не дают полного представления об их компетентностной ориентированности. Отсутствует необходимая мобильность преподавателей и учащихся, нет чётких критериев оценки качества образовательных программ, налицо несоответствие большинства действующих образовательных стандартов требованиям работодателя.
Итоги и выводы общественно-академической экспертизы были положены в основу разработки программы управления качеством проектирования и реализации модульных ОПОП на основе сопряжения сферы образования и сферы труда.
Очевидно, что взаимодействие государства, бизнеса и образовательных учреждений в формировании стандартов, в улучшении содержания образовательных программ, совместное участие в экспертизе качества образования, разработке программ по повышению квалификации состава обучающей организации является приоритетным в сопряжении сферы образования и сферы труда. Необходимо участие работодателей в мониторинге определения потребностей экономики в профессиональных кадрах, что позволит более компетентно и системно сформировать государственный заказ на подготовку кадров системе высшего образования. Следует приветствовать и участие работодателей непосредственно в определении содержания образовательных программ.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [7] среди основных направлений достижения стратегической
цели, обеспечения качества образования определяет мероприятия по управлению содержательным компонентом высшего образования, учитывающим сопряжение сферы образования и сферы труда:
1. Развитие системы оценки качества в высшем образовании путём поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений.
2. Обеспечение внедрения по всем укрупнённым группам специальностей (направлений подготовки) механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
3. Создание и обеспечение во всех образовательных организациях профессионального образования эффективной работы органов государственно-общественного управления с участием работодателей.
4. Определение механизмов взаимодействия образовательных учреждений высшего образования и представителей рынка труда, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
Более того, повышение роли представителей рынка труда в подготовке профессиональных кадров нельзя ограничивать традиционной задачей привлечения дополнительных ресурсов в сферу образования. Необходимо привлекать представителей рынка труда к экспертизе образовательных программ, к участию работодателей, общественных и профессиональных объединений в разработке образовательных стандартов нового поколения и на их основе модульных ОПОП.
С другой стороны, как отмечается в письме заместителя министра образования (от 29.10.2011 г. № АП-164/13), в целях создания спроса на результаты исследований и разработок, осуществляемых в секторе высшего образования, в программах инновационного развития компаний должны быть предусмотрены меры по обеспечению эффективного взаимодействия с высшими учебными заведениями в рамках модульных образовательных программ по следующим направлениям:
- определение предметных (образовательных, научных, технических) направлений совместных исследований;
- формирование совместно с вузами образовательных и исследовательских программ, предусматривающих механизмы обмена образовательной, научно-технической информаци-
ей; проведение совместных работ в сфере прогнозирования новых направлений подготовки, научно-технических исследований; создание системы управления качеством проектирования модульных ОПОП, прогнозирования научно-технического развития;
- реализация согласованных с вузами программ повышения качества образования и подготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности, предусматривающих участие компаний в совершенствовании образовательных программ, участие сотрудников компаний в преподавательской работе, развитие систем практик и стажировок студентов, аспирантов и научно-преподавательского состава вузов в компаниях, развитие непрерывного образования.
В решение данных задач активно включился Забайкальский государственный университет, совершенствуя, в первую очередь, инженерное и педагогическое образование во всех его проявлениях, относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям, включая процессы преподавания, консультирования, исследования, разработки инженерных и педагогических решений, обеспечения связей с общественностью, школой, производством, наукой и интеграции в международное научно-образовательное пространство.
Полученные результаты первого этапа исследований в рамках выполнения проекта «Управление развитием модульных профессиональных образовательных программ для ведущих отраслей экономики Забайкальского края на основе государственно-частного партнёрства» позволяют утверждать, что управление качеством проектирования и реализации модульных образовательных программ необходимо осуществлять в условиях государственно-частного партнёрства (ГЧП), в соответствии с международными критериями и стандартами, с целью удовлетворения потребностей участников образовательного процесса - обучающихся, их родителей, будущих работодателей, общества.
Для осуществления управления качеством проектирования и реализации модульных ОПОП необходимо обладать определённым
потенциалом, который включает статус, ресурсы, объекты, субъекты и инструменты управления, а также имидж и не только образовательной организации, но и всех субъектов ГЧП, участвующих в реализации модульных ОПОП.
К объектам управления и оценки качества образования относятся: образовательные программы, планируемые к проектированию и реализации в соответствии с ФГОС ВО и требованиями рынка труда на основе ГЧП; компетентностная модель выпускника, разработанная в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон, участников ГЧП; паспорта и программы формирования компетенций; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; качество организации образовательного процесса; интерактивное изучение рынка труда и обновление содержания профессионального образования; взаимодействие с социальными партнёрами; самообследование деятельности университета.
Управление качеством проектирования и реализации образовательных программ осуществляется в два этапа [4]:
1. Подготовительный этап (подготовка исходных данных для проектирования программы, планирование её качества).
2. Основной этап (проектирование образовательной программы, оценка её качества).
Управление качеством проектирования и реализации ОПОП проиллюстрируем на примере инженерных направлений подготовки. Критериями оценки качества проектирования и реализации модульных ОПОП в данном случае выступают критерии Ассоциации инженерного образования России (АИОР): цели программы, содержание программы, студенты и учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, подготовка к профессиональной деятельности, материально-техническая база, информационное обеспечение, финансы и управление, выпускники. В табл. 1 представлены задачи первого подготовительного этапа проектирования образовательных программ.
Таблица 1
Подготовительный этап проектирования модульных ОПОП
№ Задачи этапа Содержание Результат решения задачи
1 Определение концепции ОПОП В концепции образовательной программы должна быть представлена основная идея программы, обоснована необходимость её создания, отражены особенности подготовки специалистов, уникальность их компетенций Концепция программы, включающая миссию, цели и задачи ОПОП
2 Определение исходных данных для проектирования - мировые требования к компетенциям специалистов в области техники и технологий (FEANI, EMF); - требования к компетенциям выпускников на уровне международных стандартов (WA Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes); - общие требования к подготовке специалистов к профессиональной деятельности; - специальные требования стратегических партнёров (участников ГЧП); - особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов профессиональной (научно-исследовательской, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной и др.) деятельности на различных предприятиях; - требования ФГОС ВО Соответствие ОПОП указанным специальным требованиям со стороны участников ГЧП, работодателей. Удовлетворённость участников ГЧП, работодателей требованиям к программе залог будущих инвестиций в разработку программы, обеспечение её необходимыми ресурсами, оплата целевой подготовки специалистов
3 Планирование качества программы Под качеством образовательной программы понимается её сбалансированное соответствие запросам студентов, как основных потребителей, и ожиданиям заинтересованных сторон государства, потенциальных работодателей, участников ГЧП и профессионального сообщества, а также интересам вуза Перечень компетенций, которые в последующем дифференцируются для формирования целей образовательной программы и результатов обучения
Таким образом, подготовительный этап управления проектированием образовательной программы заканчивается определением её концепции и формированием исходных данных для определения целей программы и результатов обучения. Этап реализуется совместно всеми участниками ГЧП. Требования стратегических
Основной этап проекти
партнёров являются для разработчиков ОПОП приоритетными.
Представим основной этап управления проектированием модульных образовательных программ на основе ГЧП в соответствии с критериями АИОР (см. табл. 2), которые являются удобным ориентиром для проектирования программ на основе «компетентностного подхода».
Таблица 2
вания модульных ОПОП
№ Критерии АИОР Содержание критерия Примечания
1 Цели программы Цели ОПОП согласуются с миссией вуза и запросами потенциальных потребителей программы. На основании целей образовательной программы формулируются результаты обучения При формулировании целей ОПОП необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: каждая цель соответствует одному или более запросу потребителей; цель должна пониматься и разделяться той группой потребителей, чьи интересы она должна удовлетворять; цель должна быть шире и глубже требований к результатам обучения; каждой цели должен соответствовать как минимум один результат обучения
2 Содержание программы Планируемые результаты обучения достигаются в результате освоения модулей программы. Необходимо разработать структуру ОПОП по модулям и дисциплинам, содержание которых будет направлено на достижение определённых результатов обучения При разработке структуры и содержания ОПОП целесообразно сформировать матрицу взаимного соответствия модулей (дисциплин) программы и результатов обучения с использованием кредитов. Наряду с определением структуры каждого модуля (дисциплины) ОПОП необходимо определить виды учебных занятий и распределить временной ресурс на их проведение
3 Студенты и учебный процесс Студенты должны иметь достаточный уровень обученности. Для каждого модуля необходимо предусмотреть технологии обучения, которые позволят наиболее эффективным образом обеспечить достижение планируемых результатов обучения Для академических программ наиболее предпочтительны индивидуальные и групповые исследовательские проекты. Для прикладных программ - практико-ориентирован-ные методы и проектно-организованные технологии обучения. Целесообразно использование активных методов обучения
Окончание табл. 2
№ Критерии АИОР Содержание критерия Примечания
4 Профессорско-преподавательский состав (ППС) ППС должен быть представлен специалистами во всех областях знаний, охватываемых ОПОП; ППС должны иметь достаточный уровень квалификации Для реализации модулей ОПОП должны привлекаться участники ГЧП, имеющие опыт работы в соответствующей отрасли промышленности. ППС должны выполнять исследовательские проекты, участвовать в грантовой деятельности, в профессиональных сообществах
5 Подготовка к про- фес-сиональной деятельности Подготовка к инженерной деятельности должна осуществляться в течение всего периода обучения. Опыт проектной и инженерной деятельности должен формироваться в процессе выполнения курсовых работ и проектов По программе должен существовать механизм оценивания результатов обучения в целом и отдельным модулям и документы (фонд оценочных средств, включающий показатели, критерии и методы оценки), подтверждающие их достижение. Необходимо проведение экспертизы фонда оценочных средств как инструмента оценки компетенций профессиональным сообществом (участниками ГЧП)
6 Материально-техническая база Материальное обеспечение должно быть не ниже лицензионных показателей Для выполнения лицензионных показателей необходимо привлечение участников ГЧП к реализации ОПОП, проведению научных исследований на базе стратегических партнёров, в части совместного использования оборудования и инновационной инфраструктуры
7 Информационное обеспечение Информационное обеспечение должно быть адекватным целям программы (характеристика библиотеки, компьютерного обеспечения учебного процесса, наличие сети и доступа к Интернету) Важным фактором является свободный доступ студентов и преподавателей к информационным ресурсам; постоянное обновление, совершенствование и расширение информационной базы
8 Финансы и управление Финансовое обеспечение программы должно быть не ниже лицензионных показателей. Управление вузом должно быть эффективным и обеспечивать совершенствование ОПОП Реализация вузом образовательных и научных услуг в настоящее время осуществляется в условиях: перехода бюджетного финансирования на принципы государственного заказа; рыночной востребованности ОПОП и перехода отношений «студент - вуз» на уровень «потребитель - поставщик»; формирования в вузе системы полного инновационного цикла: наука - производство - рынок; создания инновационных инфраструктур (бизнес-инкубаторы, малые предприятия, центры коллективного пользования и др.); диверсификации источников финансирования вуза и создания системы активного привлечения внебюджетных средств (фандрайзинга), в первую очередь участников ГЧП
9 Выпускники В вузе должна функционировать система сопровождения карьеры и непрерывного профессионального совершенствования выпускников, а данные, полученные при помощи этой системы, должны использоваться для оценки достижения целей и дальнейшего совершенствования ОПОП Необходимы регулярные социологические исследования, ставящие своей целью изучение трудоустройства выпускников, выявление удовлетворённости выпускников качеством полученного образования, удовлетворённости работодателей, в первую очередь участников ГЧП, качеством подготовки специалистов, определение взаимосвязи между участниками ГЧП; по результатам социологических исследований осуществление корректировки модульных ОПОП
Результатом реализации второго этапа выступает модульная ОПОП подготовки инженерных кадров, реализующая цели образовательной программы (согласованные с запросами потенциальных потребителей программы), обеспечивающая формирование обобщённых видов профессиональной деятельности; подготовку к выполнению специальных трудовых функций в соответствии с потребностями участников ГЧП.
Представленные в табл. 1 и 2 формы участия ГЧП в управлении проектирования и
реализации модульных ОПОП можно квалифицировать по основаниям включённости в образовательный процесс или оценки его результатов. Такой подход позволяет выделить два важнейших направления управления качеством профессионального образования независимо от его уровней [2].
Первое направление - это совместная деятельность с представителями рынка труда по разработке и совершенствованию образовательных программ, учебных планов и программ учебных дисциплин в части:
- определения целей образовательных программ согласно миссии вуза и запросов потенциальных потребителей программы;
- разработки учебных планов с учётом потребностей членов ГЧП, представителей рынка труда;
- корректировки содержания учебных программ на основе экспертного обсуждения с участием представителей ГЧП и предпринимательских структур;
- составления банка конкретных тем курсовых и дипломных проектов с ориентацией на конкретных заказчиков из числа представителей ГЧП;
- разработки программ прохождения производственных стажировок и практики студентов учреждений ВО;
- корректировки содержания ВО: совместное проектирование новых курсов, учебных программ на основе текущих и перспективных тенденций развития рынка труда, учебных и учебно-методических пособий, иллюстрирующих современные инженерные системы и новые технологии.
Второе направление - это совместная деятельность образовательных учреждений высшего образования, представителей рынка труда, ассоциаций работодателей в управлении
образованием, прежде всего, в создании на основе профессиональных соответствующих образовательных стандартов:
- разработка федеральных государственных образовательных стандартов;
- разработка требований к уровню компетенции (квалификации) выпускника;
- формирование заказа на обучение и трудоустройство выпускников;
- аттестация обучающихся на соответствие определённому уровню профессиональной квалификации;
- разработка и выполнение государственного (регионального) заказа и нормативных требований по обеспечению работодателей кадрами по уровням профессиональной квалификации.
Эти два направления с одной стороны иллюстрируют пути развития форм государственно-частного партнёрства с целью повышения качества выпускаемых специалистов, с другой - выявляют основные риски форм и механизмов ГЧП в высшем образовании. Анализ данных направлений позволяет определить меры, стимулирующие субъектов ГЧП участвовать в управлении качеством проектирования и реализации модульных образовательных программ.
Список литературы
1. Азарова Р Н. Основные образовательные программы: проектирование, реализация, экспертиза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.akvobr.ru/oop_proektirovanie_ekspertiza.html (дата обращения 28.08.2015).
2. Государственно-частное партнёрство в образовании / науч. ред. О. П. Молчанова, А. Я. Лив-шин. М.: КДУ, 2009. 242 с.
3. Заичкин Н. И. О проблеме быстрой реакции в решении управленческих задач // Вестн. ун-та. М.: ГУУ, 2003. № 2 (6).
4. Криушова А. А. Подготовка преподавателей вузов к проектированию инженерных образовательных программ с учётом международных критериев аккредитации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Криушова Анастасия Александровна. Томск, 2010. 182 с.
5. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
6. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ps.1september.ru/2004/85/16. (дата обращения: 01.09.2015).
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -2020 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 05.09.2015).
References
1. Azarova R. N. Osnovnye obrazovatel'nye programmy: proektirovanie, realizatsiya, ekspertiza [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: //www. akvobr.ru/oop_proektirovanie_ekspertiza.html (data ob-rashcheniya 28.08.2015).
2. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii / nauch. red. O. P. Molchanova, A. Ya. Liv-shin. M.: KDU, 2009. 242 s.
3. Zaichkin N. I. O probleme bystroi reaktsii v reshenii upravlencheskikh zadach // Vestn. un-ta. M.: GUU, 2003. № 2 (6).
4. Kriushova A. A. Podgotovka prepodavatelei vuzov k proektirovaniyu inzhenernykh obrazovatel'nykh programm s uchetom mezhdunarodnykh kriteriev akkreditatsii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kriushova Anastasiya Aleksandrovna. Tomsk, 2010. 182 s.
5. Meskon M.Kh., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta: per. s angl. M.: Delo, 1992. 702 s.
6. O prioritetnykh napravleniyakh razvitiya obrazovatel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http: // ps.1september.ru/2004/85/16. (data obrashcheniya: 01.09.2015).
7. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016 -2020 gg. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: minobrnauki.rf/dokumenty (data obrashcheniya: 05.09.2015).
8. Черепанова Л. В. К проблеме оценивания результатов подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в компетентностной парадигме // Ученые записки Забайкал. гос. ун-та. 2013. № 6 (53). С. 36-44.
9. Чучалин А. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2008.№ 10. С. 72-82.
8. Cherepanova L. V. К ргоЫете otsenivaniya
podgotovki bakalavrov i magistrov pedagogi-cheskogo obrazovaniya V kompetentnostnoi paradigme // Uchenye zapiski Zabaikal. gos. un-ta. 2013. № 6 (53). S. 36-44.
9. Chuchalin А. РгоеМгс^ате obrazovatel'nykh programm na osnove kreditnoi otsenki kompetentsii vypusknikov // Vysshee obrazovanie V Rossii. 2008.№ 10. S. 72-82.
Статья поступила в редакцию 05.09.2015