Научная статья на тему 'Повышение компетенций бакалавров экономики с учетом требований рынка труда'

Повышение компетенций бакалавров экономики с учетом требований рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMICAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TRAINING PROGRAMS / BACHELORS' TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарова Светлана Петровна

Одной из проблем российского рынка труда в настоящее время является недостаток высококвалифицированных специалистов и по оценкам экспертов нынешняя образовательная система не способна быстро наладить выпуск востребованных кадров. Поэтому образовательные программы нуждаются в серьезной модернизации, направленной на подготовку специалистов, в большей степени отвечающих требованиям работодателей. Проведенное автором исследование заключалось в анализе вторичных источников, характеризующих требования работодателей к компетенциям выпускников вузов, оценке рынка труда и системы образования с целью повышения соответствия компетенций бакалавров экономики требованиям рынка труда. Анализ включал в себя также прогнозы требований к профессиям и надпрофессиональным навыкам экономистов в горизонте 10-15 лет. В качестве результата исследования автор сформулировал задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики, включающие в себя как использование новых образовательных технологий, так и принципы формирования преподавательского состава и организации процесса обучения. Сформулированные задачи могут быть полезны как практические рекомендации при разработке учебных программ, так и как направления для дальнейших исследований в рамках данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азарова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing competencies of bachelors in economics with the regard to the requirements of the labor market

Nowadays one of the problem of the Russian labor market is a lack of highly qualified specialists and according to experts the current educational system is not able to graduate specialists of a high demand. Therefore educational programs are in need of a serious modernization which is aimed at the training of specialists meeting the requirements of employers. The research which was made by the author consists of analysis of second resources describing the requirements of employers to the competencies of graduating students, estimation of the labor market and the education system with an aim to better meet the competencies of bachelors in economics and requirements of the labor market. The analyses also include forecasts of requirements to the professions and professional skills of economists in the horizon of 10-15 years. As the result of the research the author formulates tasks of a university in the area of training bachelors in economics including both the use of new educational technologies and principles of academic staff formation and organization of the education process. Formulated tasks can be useful as practical recommendations while developing training programs and as areas for a further research within the framework of this problem.

Текст научной работы на тему «Повышение компетенций бакалавров экономики с учетом требований рынка труда»

Азарова Светлана Петровна

канд. экон. наук,

старший преподаватель кафедры маркетинга и логистики Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации зуе1-1апа-а2агоуа@уапСех,ги

повышение компетенций бакалавров экономики с учетом

труда

Аннотация

Одной из проблем российского рынка труда в настоящее время является недостаток высококвалифицированных специалистов, и, по оценкам экспертов, нынешняя образовательная система не способна быстро наладить выпуск востребованных кадров. Поэтому образовательные программы нуждаются в серьезной модернизации, направленной на подготовку специалистов, в большей степени отвечающих требованиям работодателей.

Проведенное автором исследование заключалось в анализе вторичных источников, характеризующих требования работодателей к компетенциям выпускников вузов, оценке рынка труда и системы образования с целью повышения соответствия компетенций бакалавров экономики требованиям рынка труда. Анализ включал в себя также прогнозы требований к профессиям и надпрофессиональным навыкам экономистов в горизонте 10-15 лет.

В качестве результата исследования автор сформулировал задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики, включающие в себя как использование новых образовательных технологий, так и принципы формирования преподавательского состава и организации процесса обучения. Сформулированные задачи могут быть полезны как практические рекомендации при разработке учебных программ, так и как направления для дальнейших исследований в рамках данной проблемы.

Ключевые слова: учебные программы, подготовка бакалавров, экономическое образование, образовательные технологии

Ж: А22, А23, т и24

требований рынка

Отвечая на вызовы современности, которые подают устойчивые сигналы в сфере ускорения жизненного цикла товара, устаревания технологий и знаний, связанного с ударными темпами НТП,

формирования новых запросов к компетенциям на рынке труда, образовательные технологии должны коренным образом измениться, Цель проведенного исследования заключалась в поиске и постановке задач для повы-

шения соответствия компетенций бакалавров экономики требованиям рынка труда. Автором проведен анализ вторичных источников, которые характеризуют требования работодателей к компетенциям выпускников вузов, дают рейтинговую оценку рынка труда и системы образования в России, а также прогнозируют требования к профессиям и надпрофесси-ональным навыкам бакалавров в будущем, в горизонте 10-15 лет. На основе сравнительной оценки и обобщения полученных данных автором сформированы задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики.

Требования и востребованность...

Преемственность в цепочке создания ценности востребованного на рынке труда специалиста определяется в координатах: Образовательные технологии - Компетенции - Профессиональная деятельность (4). На основе установленной взаимосвязи рассмотрим предложения, запросы и ожидания работодателей на российском рынке труда, требования к компетенциям выпускников и технологии формирования компетенций, используемые в учебном процессе. Ситуацию на российском рынке труда достаточно точно характеризуют данные ежегодного исследования мирового рынка труда, проведенного компанией «Hays» совместно с «Oxford Economics»1. Результаты экспертной оценки, выраженные в баллах от 1 до 10 по регрессивной шкале, как по отдельным позициям, так и в совокупности, призваны помочь работодателям и работникам оценить ситуацию на рынке труда, а также понять, какие

1 http://www.oxfordeconomics.com/ publication/open/251449 (p. 40).

эксперты указали

на нехватку квалифицированных управленцев высшего звена с развитыми управленческими компетенциями

именно показатели мешают ему развиваться.

Для России совокупный индекс составил 6,1, что сопоставимо с такими странами, как Великобритания (5,1) и Германия (6,2). В тоже время, самым слабым местом российского рынка труда оказался индекс давления на зарплаты высококвалифицированных сотрудников (8,0), связанный с тем, что в стране не хватает высококвалифицированных специалистов. Значение индекса гибкости системы образования для России составило 7,3, что свидетельствует о неспособности образовательной системы быстро наладить выпуск востребованных кадров. Однако, по сравнению с 2013 г., когда Россия показала худший результат среди 31 страны, участвовашей в рейтинге, эксперты отмечают наметившийся прогресс. Для того, чтобы определить востребованные профессии и спрогнозировать ситуацию на рынке труда в средне- и долгосрочной перспективе агентство «Rational Grain»2 провело оценку сбалансированности спро-

2 Реальные потребности работодателей в кадрах [Электронный ресурс].- http://www.e-xecutive.ru/career/labormarket/1938824/ (дата обращения 09.10.2014).

са и предложения рабочей силы на рынке труда, выявило востребованные работодателями профессии и компетенции, а также предпочтения соискателей. Наряду с острой нехваткой инженеров, проектировщиков, производственников, профессионалов, способных работать в проекте от стадии «start up» до конечного продукта и его реализации, эксперты указали на нехватку квалифицированных управленцев высшего звена с развитыми управленческими компетенциями.

Основным требованием, которое работодатели предъявляют к кандидатам на управленческие позиции, является наличие практического опыта эффективного управления и обладание управленческими компетенциями, что коррелируется с высоким индексом давления на зарплаты высококвалифицированных сотрудников (8,0), присвоенным компанией «Hays» российскому рынку труда. Специалисты «Rational Grain» также представили список профессий, по которым коли-

чество резюме значительно превышает количество вакансий: финансовый директор, юрист, маркетолог, специалист по PR, экономист, директор по персоналу, менеджер по персоналу, главный бухгалтер. Наряду с избыточным предложением, работодатели отмечают крайне низкий общий уровень подготовки в отношении данных вакансий. Данная проблема характерна не только для российского рынка труда (12-16).

К востребованным работодателями профессиональным компетенциям, которыми слабо владеют претенденты на вакансию, «Rational Grain» относит управленческие навыки и компетенции, включая делегирование, планирование, постановку задач, контроль, мотивацию. Обобщая опыт работы со студентами и молодыми специалистами (2,5,8,9), как в образовательной, так и в бизнес-среде, считаем необходимым дополнить перечень «провальных»компетенций следующими:

- навыки командной работы;

Таблица 1

Сопоставление компетенций

Название компетенции согласно ФГОС Выявленные несоответствия компетенций

ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Системный подход к решению задач

ОК-7 Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Навыки командной работы

ОК-8 Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность Личная ответственность за выполненную работу

ОК-13 Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Визуализация и презентация(плана, проекта, результата)

ПК-11 Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта Управленческие навыки и компетенции

- визуализация и презентация (плана, проекта, результата) ;

- системный подход к решению задач;

- личная ответственность за выполненную работу.

Поскольку в исследованиях «Rational Grain» указано на несоответствие компетенций бакалавров в области экономики, за комментариями по поводу компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов, обратимся к ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр3. Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, выпускник должен обладать целым рядом общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Сопоставим выявленные нами «провальные» компетенции с компетенциями, заложенными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Сравнивая левую и правую стороны таблицы, делаем вывод о том, что в целом компетенции, признаваемые работодателями как недостаточно освоенные в процессе обучения, нашли отражение в компетенциях, заложенных во ФГОС. Однако из всех рассматриваемых компетенций, пожалуй, только ОК-8 сформулировано достаточно точно, что отнюдь не гарантирует наличия данной компетенции у выпускников. В ОК-13 также необходимо привести названия программных продуктов и сервисов, вла-

3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») (утв, приказом Минобрнауки РФ от 21 декабря 2009 г, N 747) [Электронный ресурс], ИПрУ/Ьаэе.

дагап1\ги/197653/

на основании экспертной оценки технологических изменений, социальных и экономических процессов экспертами были построены отраслевые «карты будущего»

дение которыми предполагается, И здесь надо учесть опыт работодателей при формировании требований к вакансии, Отметим также, что ОК-1 и ПК-11 сформулированы слишком обще, это не дает оснований полагать, что студентами будут освоены именно те компетенции, которые необходимы работодателю, Формулировка ОК-7 «Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе» нетождественна наличию навыков командной работы у выпускника, В то же время, освоение бакалаврами компетенций заложенных в ОК-9 «Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства» и ОК-10 «Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков», позволяет рассчитывать на то, что обладающие ими бакалавры смогут гибко отреагировать на предъявляемые рынком труда требования,

Перспективные профессии

Анализируя востребованные в настоящее время рынком труда компетенции, не следует упускать из виду «вектор будущего», Исследование рынка труда, результатом которого стал

в финансовом секторе, по мнению экспертов, будут важны междисциплинарные компетенции

«Атлас новых профессий»4, выполненное бизнес-школой «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив в рамках поручения В.В. Путина о разработке профессиональных стандартов, было предъявлено общественности в феврале 2014 г. В виртуальном альманахе представлены профессии в 19-ти отраслях экономики, которые будут востребованы в перспективе ближайших 15-20 лет. На основании экспертной оценки технологических изменений, социальных и экономических процессов, влияющих на структуру текущих задач, экспертами были построены отраслевые «карты будущего», затем выявлен спрос на новые компетенции и сформирован образ новых профессий. «Атлас» позволяет нынешним школьникам, их родителям, образовательным учреждениям подготовиться к «желаемому» для компаний будущему, поскольку планы развития отдельных компаний и целых отраслей могут быть реализованы только профессионалами, обладающими необходимыми компетенциями.

Рассматривая перспективы развития финансового сектора, «Атлас» предрекает уход в прошлое профессии бухгалтера, но появление новых профессий: оценщик интеллектуальной собственности, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей,

4 Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. - http://atlas100.ru/.

менеджер краудфандинговых и крау-динвестинговых платформ, мультивалютный переводчик, разработчик персональных пенсионных планов. В финансовом секторе, по мнению экспертов, будут важны междисциплинарные компетенции, которые должны обеспечиваться такими надпрофес-сиональными навыками и умениями, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами, клиентоориентированность, работа с людьми, мультиязычность и мультикультурность. Следует отметить, что вопрос о необходимых в будущем профессиональных компетенциях является стратегически важным для всех участников рынка труда: работодателей, студентов, вузов, государства в целом. Изучая тренды, присущие самим образовательным технологиям, которые нашли отражение в дорожной карте «EduRoad 2030»5, следует выделить индивидуализацию обучения, когда на основании больших данных (Big Data) обучающийся получает рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория.

Новые образовательные технологии

Геймификация - еще одна мощная новая образовательная технология, которая позволяет вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом, а учебном контексте. Другая методика, которая набирает обороты, - смешанное обучение, сочетающее обучение онлайн и офлайн. Она позволяет индивидуаль-

5 Дорожная карта «EduRoad 2030». http:// metaver.net/2011/edu2030/

но собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь,

Рост вовлечения бизнеса в систему образования и науки позволяет говорить о новом формате диплома, когда компетенция будет являться единицей измерения результата образовательного процесса, Тренд «Рост трудовой и образовательной мобильности», по мнению экспертов, приведет к развитию франчайзинга в сфере образовательных услуг, Развитие транс- и полидисциплинарности позволит применять системный подход к образованию в течение всей жизни, будет способствовать приходу учителей-практиков взамен учителей-ретрансляторов и переориентации фокуса образования на форматы мышления, Появление новой модели познания под влиянием информационно-коммуникационных технологий повлечет за собой принципиальный пересмотр моделей управления знаниями, включая науку и образование, Данный тренд может реализовываться в формате wiki-фор-сайтов по обучению инноваторов кооперативному мышлению о будущем, в т,ч, онлайн, совместном доступе к научным инфраструктурам через интернет и ресурсам распределенных онлайн-лабораторий, использованию искусственного интеллекта в качестве структу-ризатора научных коллективов, Дорожная карта предупреждает об угрозе исчезновения де-факто научных школ, организованных по принципу географической близости, и предвещает новую парадигму науки со сменой механизма научной работы на постоянно конструируемое знание вместо научных статей и монографий: создание нового знания здесь и сейчас под задачу,

Заметим, что такие направления деятельности вуза, как модернизация образовательного процесса, включающая разработку новых образовательных форм, программ и стандартов, внедрение новых образовательных технологий и систем поддержки обучения, нашли отражение в «Стратегии развития федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» на 2013-2020 годы»6, В частности, в области разработки новых образовательных форм, программ и стандартов в течение 2013-2016 гг, планируется разработать собственные образовательные стандарты по программам бакалавриата и магистратуры При этом основное внимание планируется уделить формированию гибких образовательных программ бакалавриата, Предусматривается продолжить практику распространения активных и интерактивных форм учебной работы с ежегодным обновлением инновационных методических рекомендаций и обеспечить разработку методического материала и внедрения в учебный процесс инновационных технических средств обучения, Особое внимание уделено активизации работы по формированию единой информационной системы образовательного процесса и развитию инструментария индивидуального консультирования обучающихся, за счет формирования системы дистанционного консультирования

6 Финансовый университет, Стратегия и программа 2013-2020 гг, (электронный ресурс), - !а,ги/ип1уег$11у/Радез/

Strаtegiyа%20i%20 ргодгатта%20га^туа%20 ип№егеИе1а%20 па%202010-2015%20дд,азрх,

и введения на факультетах очного обучения института тьюторов. Однако сегодня, учитывая высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг, предстоящую отмену дипломов государственного образца и приватизацию образовательных учреждений, стратегия вуза, на наш взгляд, должна характеризоваться большей проак-тивной направленностью.

Выводы

Проведенный выше анализ позволяет во многом переосмыслить как используемые образовательные технологии, так и собственно тот культурный и образовательный контент, который несет учебный процесс в вузе с позиции будущего. По нашему мнению, задачи вуза в области подготовки бакалавров экономики, должны включать следующее.

1) Конкретизировать уровень освоения компетенций в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», квалификация (степень) бакалавр, в соответствии с «видением» компетенций бакалавров профессиональным сообществом.

2) В области освоения общекультурных компетенций наибольшее внимание уделять освоению бакалаврами

вопрос о необходимых

профессиональных компетенциях является стратегически важным для всех участников рынка труда: работодателей, студентов, вузов, государства в целом

- системного подхода к решению задач;

- коммуникативных навыков, связанных как с визуализацией плана, проекта, результата, так и приобретением навыков управления проектами, командной работы, работы с людьми, клиентоориентированности, мультия-зычности и мультикультурности;

- личной ответственности за выполненную работу.

3) Обеспечить межотраслевую коммуникацию, введя в практику вуза реализацию межкафедральных учебных проектов, способствующих освоению студентами междисциплинарных компетенций.

4) Активно внедрять прогрессивные образовательные технологии, направленные на индивидуализацию обучения, использовать возможности геймификации, гибридного обучения, сочетающего обучение онлайн и офлайн, проводить учебные wiki-фор-сайты по обучению инноваторов кооперативному мышлению о будущем, в т.ч. онлайн, использовать научные инфраструктуры через интернет с созданием распределенных онлайн-лабо-раторий.

5) Способствовать приходу в вуз преподавателей-практиков взамен преподавателей-ретрансляторов.

6) Рассмотреть возможность развития франчайзинга в сфере образовательных услуг, в частности, в сети филиалов вуза.

7) Использовать угрозу исчезновения де-факто научных школ, организованных по принципу географической близости, как возможность выстраивания новой парадигмы науки: создание нового знания здесь и сейчас под задачу.

8) Отслеживать, оперативно и гибко реагировать на изменения внешней

среды вуза, в т,ч, с учетом ее макрофакторов, используя обратную связь между всеми участниками рынка труда, включая государство,

Источники

1, Головцова И,Г Современные тенденции стратегического развития системы менеджмента качества образования // Вестник ИНЖЭКОНа, Серия: Экономика, - 2010, - Т, 38, - № 3, С, 197-201, - 1"|11р://еПЬгагу,ги/^ет, азр?^=14870887,

2, Фирсова И,, Фирсов Ю, Важная роль социального партнерства как основа взаимодействия работодателей и образовательных учреждений: проблемы подготовки кадров // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция,

- 2013, - № 3, - С, 370-375, - М1р://еУЬгагу, ги/^ет,азр?С=20602362,

3, Барыбин А,В,, Рогинко Е,В, О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг // Креативная экономика, - 2013,

- № 12 (84), - с, 89-94, - 1"|Пр://шшш, сгеа1^есопоту,ги/аг^с1ез/30907/,

4, Крайнева Р, Изменение подходов к менеджменту организаций с учетом современных тенденций в области управления знаниями // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, - 2013, - № 1,

- С, 328-331, - 1"|Пр://еПЬгагу,ги/^ет, агр?^=19014963,

5, Фирсова И, Проблемы подготовки кадров на рынке труда в современных условиях // Финансовая жизнь, - 2014, -№ 3, - С, 97-101, - 1"|Пр://еУЬгагу,ги/^ет, агр?^=22155560,

6, Степанова О, Реальные потребности работодателей в кадрах // Портал Е-хеси1^е (Электронный ресурс), -Режим доступа: 1"|11р://шшш,е-хеси1^е, ги/ сагеег/1аЬогтагке1/1938824,

7. Мельников О.Н., Горелов Н.А. Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций // Креативная экономика. — 2013. — № 3 (75). — с. 15-23. — http://www. creativeconomy.ru/articles/28189/.

8. Никитина Н.В., Корнеева Е.Н. Современные тенденции развития менеджмента // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.

- 2011. - Т. 1. - № 2. - С. 272-274. - http:// elibrary.ru/item.asp?id=17041431

9. Шалаева В.А., Ваховский В.В. Состояние и прогнозируемые тенденции развития трудовых ресурсов // Российское предпринимательство.

- 2014. - № 16 (262). - с. 76-87. - http:// www.creativeconomy.ru/articles/33640/

10. Насибян С.С. Современные тренды в модернизации российского высшего образования // Креативная экономика. - 2012. - № 10 (71). - С. 66-71. - http:// www.creativeconomy.ru/articles/25169/

11. Гыязов А.Т., Безрукова Т.Л. Взаимоотношение бизнеса и высшего образования в независимом государстве // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - № 2-3 (7-3).

- С. 257-262. - http://elibrary.ru/item. asp?id=21359480

12. Lars Engwall. The anatomy of management education // Scandinavian Journal of Management, Volume 23, Issue 1, March 2007, Pages 4-3 http://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0956522106001060

13. Joop Hartog, Yuze Sun, Xiaohao Ding. University rank and bachelor»s labour market positions in China // Economics of Education Review, Volume 29, Issue 6, December 2010, Pages 971979 http://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0272775710000683.

14. Martin Neugebauer. Who chooses teaching under different labor market conditions? Evidence from West Germany, 1980-2009 // Teaching and Teacher Education, Volume 45, January 2015, Pages 137-148 - http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/ S0742051X14001309.

15. Sobotkova Eliska, Dohnalova Zuzana. Modern Problems of the Integration of Graduates in the Czech Labour Market //Procedia - Social and Behavioral

Sciences, Volume 143, 14 August 2014. P. 1048-1054. - http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/ S1877042814044814.

16. Paolo Falco. Does risk matter for occupational choices? Experimental evidence from an African labour market // Labour Economics, Volume 28, June 2014. - P. 96-109. - http://www. sciencedirect.com/science/article/pii/ S0927537114000244.

рп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Svetlana P. Azarova

Candidate of Science, Economics, Senior Lecturer of the Chair of Marketing and Logistics, Financial University under the Government of the Russian Federation

Increasing competencies of bachelors in economics with the regard to the requirements of the labor market

_Abstract

Nowadays one of the problem of the Russian labor market is a lack of highly qualified specialists and according to experts the current educational system is not able to graduate specialists of a high demand. Therefore educational programs are in need of a serious modernization which is aimed at the training of specialists meeting the requirements of employers. The research which was made by the author consists of analysis of second resources describing the requirements of employers to the competencies of graduating students, estimation of the labor market and the education system with an aim to better meet the competencies of bachelors in economics and requirements of the labor market. The analyses also include forecasts of requirements to the professions and professional skills of economists in the horizon of 10-15 years.

As the result of the research the author formulates tasks of a university in the area of training bachelors in economics including both the use of new educational technologies and principles of academic staff formation and organization of the education process. Formulated tasks can be useful as practical recommendations while developing training programs and as areas for a further research within the framework of this problem.

Keywords: training programs, bachelors' training, economical education, educational technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.