М I I гтт
4- п пмхп
ЮАГОТСЖА ИШГОГПШПХ КЛАРОЬ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Л. А. Ф ил им онюк, кандидат педагогических наук. Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь
Педагогика, как и любая другая наука, не только описывает педагогические явления, но и прогнозирует их. При этом эффективность прогностической функции педагогики тем выше, чем более она опирается на законы, закономерности и учитывает тенденции развития педагогических явлений и процессов, зная которые можно при наличии необходимых психолого-пе-Дагогических условии проектировать их организацию с ориентацией на конечный результат. Здесь мы опираемся на положения исследования И. Ф. Исаева [1] о том, что в решении многих педагогических проблем обнаружены устойчивые зависимости, которые могли бы быть отнесены к разряду закономерностей, т.е. четко прослеженных тенденций развития процесса регулярной повторяемости в относительно неизменных условиях, какого-либо качества или результата. Но они «не доводятся» как считает С. И. Архангельский [2], до уровня закона, т. к. установленная зависимость, причинно-следственная связь не подвергается строгой формализации, качественной статистической проверке или оценке результатов наблюдений, экспериментов в жестко фиксируемой форме. А иногда для их доказатель-
46
ного обоснования не сформирован еще строгий инструментарий и наблюдаемые, в таком случае фиксируемые зависимости рассматриваются и анализируются как тенденции.
Проблема закономерностей, тенденций и принципов в педагогике до настоящего времени остается одной из наиболее сложных, несмотря на повышенный интерес к ней в течение продолжительного времени.
Исследование путей формирования проектной культуры должно быть, направлено на выявление основных тенденций ее развития и функционирования. Тенденция выражает определенный порядок причинной устойчивой связи между структурными и функциональными компонентами проектной культуры, при котором изменения одних составляющих вызывают изменения других.
Закономерности и тенденции, принципы и правила, действующие в педагогической реальности, отражают обобщенные знания и опыт в различных сферах: первые - в сфере познавательной, гносеологической, вторые - в сфере нормативной, практической. Мы разделяем точку зрения В. В. Краевского [3] о том, что в закономерностях заложено указание на
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
общее направление и конкретные педагогические ориентиры разработки принципов. Иначе говоря, если педагогические закономерности и тенденции выражают существенные, устойчивые и необходимые связи между причиной и следствием, то вытекающие из них принципы определяют стратегию и тактику практической деятельности педагогов и обучаемых, характер их творческого взаимодействия. Принципы обусловлены общественными потребностями, в них проявляются наиболее общие нормы педагогической деятельности, многообразие культуротворческих, созидающих усилий носителей проектной культуры. Именно на этом основании можно утверждать, что принцип - это концентрированное выражение научных результатов в практических целях. Выступая в качестве требований, правил организации целостного педагогического процесса, принципы материализуются в его формах, методах и конечных результатах. В этом смысле принципы являются отправной, исходной точкой построения педагогической деятельности.
Эвристическую роль при определении тенденций и принципов формирования проектной культуры может выполнять поиск основной тенденции. Для нахождения такой тенденции И. Я. Лернер [4] предлагает, в частности, опираться на ряд положений: ведущая тенденция должна детерминировать все другие, более частные, тенденции; задавать общую структуру теоретической основой, ее категориальный строй; обусловливать приемы и методы исследования.
Подготовка педагогических кадров
Осуществленный теоретический анализ научных фактов, их обобщение и систематизация, а так же обращение к передовому педагогическому опыту позволяют нам выделить четыре существенные характеристики формирования проектной культуры будущего педагога, которые мы считаем тенденциями.
1. Обусловленность формирования проектной культуры педагога востребованностью общества и школой.
Современная социально-педагогическая ситуация характеризуется тем, что без овладения проектной культурой будущий специалист Нё может осуществлять свою профессиональную деятельность. Сегодня наблюдается смена приоритетов в целях подготовки специалиста: осуществляется переход от вооружения его необходимой совокупностью профессиональных знаний и умений к формированию профессионально-значимых качеств на основе единства социально-нравственного, культурного и профессионального развития личности. Отказ от стандартизации и универсальности образовательного процесса неизбежно ведет к тому, что проектная культура может и должна быть интегрирована как непременная составляющая профессионально-педагогической подготовки. Уровень проектной культуры находится в прямой зависимости от наличия в вузе специальной системы ее формирования.
2. Обусловленность эффективности формирования проектной культуры педагога высоким уровнем рефлексивного управления этим процессом.
47
М I I гтт
4- п пмхп
Казанский педагогический журнал
Согласно общей теории управления, эффективное управление процессом возможно при выполнении следующей системы требований. Надо: а) указать цели управления; б) установить исходное состояние управляемого процесса; в) определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса; г)обеспечить получение информации о состоянии управляемого процесса по определенной системе характеристик, то есть иметь систематическую обратную связь; д) сделать возможным переработку информации, полученную по каналу обратной связи, с целью выработки регулирующих воздействий и их реализации. Эти требования носят общий характер, относятся к управлению любым процессом. Реализация их в конкретном процессе требует опоры на специфические знания, отражающие особенности управляемого процесса (в нашем случае - процесса формирования проектной культуры учителя).
Применительно к процессу формирования проектной культуры учителя для реализации этих требований необходимо разработать три модели:
а) таксономию целей формирования проектной культуры, создавая все необходимые условия для максимально возможной реализации культурных и профессионально-личностных намерений учителя;
б) диагностику формирования проектной культуры, начиная от обращения будущего учителя к себе вплоть до систематической уровневой диагностики ее сформированности;
46
112006
в) саморегуляцию учителя в процессе формирования проектной культуры, чтобы выработать у него творческое отношение к профессиональной деятельности, потребность в самореализации в ней.
Рефлексивный характер управления позволяет сделать формирование проектной культуры творческим процессом.
Представленные здесь модели «работают» на главную особенность процесса формирования проектной культуры - активность. Динамика процесса формирования проектной культуры может быть обеспечена лишь тогда, когда она (проектная культура) будет функционировать в педагогическом опыте учителя системно.
3. Тенденцию, раскрывающую зависимость формирования проектной культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации в педагогической деятельности, в выборе ее стратегии и тактики. Проектная культура является не только результатом педагогической свободы личности, но и ее предпосылкой, необходимой основой развития способности личности ставить цели деятельности в соответствии со своими намерениями.
В человекознании свобода понимается как один из главных атрибутов существования личности, имманентная характеристика человеческой деятельности. При определении категории свободы в контексте проектной культуры важно иметь в виду ряд концептуальных положений. Свобода в педагогической деятельности — это избирательная творческая активность
М I I гтт
4 П МП ПЕЛ
личности, отличающаяся от той активности, которая осуществляется при отсутствии выбора, по принуждению, приказу и распоряжению. Являясь высшей формой развития направленности личности, свобода делает человека ответственным за принятый выбор, как перед самим собой, так и неред обществом.
Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность человеческой личности, богатство ее духовного мира, проявляющееся в общей профессионально-педагогической и проектной культуре. В жизни высшей школы на смену технократической парадигме подготовки специалистов приходит концепция культурологической, личностно-твор-ческой профессиональной подготовки. Практическая реализация этой концепции со всей очевидностью обнаруживает проявление еще одной тенденции - 4) гуманистической направленности профессионально-педа-гогпческой деятельности педагога.
Перечисленные тенденции находят свое практическое выражение в реализации таких принципов, как принцип индивидуализации и дифференциации формирования проектной культуры; принцип професеионально-педагогической направленности целостного образовательного процесса; принцип единства научной и педагогической деятельности; принцип социокультурной детерминации про-фессионально-педагогпческой деятельности; принцип непрерывности и преемственности; принцип целепола-гающего включения педагога в инно-
I !одготовка педагогических кадров
вационную деятельность; принцип единства системного, личностно-дея-тельностного подходов в формировании личности педагога; принцип импликации общей и проектной культуры; принцип самоопределения личности учителя в культуре; принцип профессионально-педагогического совершенствования.
1. Принцип индивидуализации и дифференциации. Индивидуализация и дифференциация определяют технологии формирования проектной культуры, отбор содержания психо-лого-педагогического образования, разработку учебных планов и программ, подготовку учебных пособий и методических рекомендаций для начинающих и опытных преподавателей. Включение данного принципа в систему принципов формирования проектной культуры способствует построению педагогической концепции педагога, оценке его личностных, профессиональных качеств, признанию ценности приемов индивидуализации и дифференциации в работе со студентами.
2. Принцип профессионально-педа-гогической направленности целостного образовательного процесса. Реализация принципа профессионально-педагогической направленности в деятельности педагога общеобразовательного учреждения требует решения организационных вопросов, которые находятся в компетенции руководителей в целом. Профессионализация учебно-воспитательного процесса -дело всех учителей, и его успех зависит от распределения прав и обязанностей на разных уровнях управле-
49
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
ния. Этот принцип раскрывает взаимосвязь социальной и технической стороны труда в структуре образования, что создает основу для сочетания общей и проектной культуры личности при ее подготовке в соответствии с личными интересами и общественными потребностями,
3. Принцип единства научной и педагогической деятельности в процессе формирования проектной культуры. Проведенные А. В. Барабанщиковым, 3. Ф. Есаревой, Н. В. Кузьминой исследования, а также результаты наших исследований показывают, что научная и педагогическая деятельность включает одни и те же компоненты: аналитический, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Такое сходство позволяет вести сравнительный анализ научной и проектной деятельности в структуре проектной культуры педагога.
4. Принцип социокультурной детерминации профессионально-педагогической деятельности. Проблема развития проектной культуры связана с осмыслением культурных процессов, образования и воспитания, подготовки кадров с научно обоснованным пониманием взаимосвязи культуры и экономики, культуры и педагогики, культуры и психологии. Введение данного принципа в систему принципов формирования проектной культуры объясняет влияние социокультурной ситуации в обществе на цели, содержание, формы подготовки научно-педагогических кадров.
5. Принцип непрерывности и преемственности. Этот принцип выражает временную и пространственную связь этапов, ступеней педагогического
50
112006
образования, их непрерывность и дискретность (прерывность). В процессе овладения проектной культурой непрерывность означает поступательное овладение новыми знаниями, технологиями, формирование профессионально и личностно значимых качеств. Дискретность позволяет видеть некоторую завершенность, зтапность развития. Соблюдение принципа непрерывности и последовательности в процессе формирования проектной культуры обеспечивает единство теоретической и практической подготовки. Содержание теоретических знаний на каждом этапе педагогической подготовки должно соответствовать практическому опыту личности и совокупности уже известных личности знаний.
6. Принцип целеполагающего включения педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога предполагает создание педагогических новшеств, их оценку, а также применение на практике. В педагогике постоянно происходят процессы создания, освоения и приложения педагогических теорий, новшеств, практических находок, т.е. инновационные процессы. Этот принцип определяет характер и способы действий учителя. Для этого облик профессиональной деятельности, представленный в образе проектной культуры, должен стать моделью профессионального поведения учителя.
Здесь мы обращаем внимание на то, что деятельность учителя на основе единства научно-педагогических, специальных знаний и практической деятельности должна быть направ-
^^^тлшл 4 п жшгс
лена на формирование и развитие процессуального мышления. Организационно эта задача решается через интеграцию проектной культуры, образования п собственно педагогического опыта учителя.
Этот принцип, в процессе профессиональной подготовки педагога содержит в себе возможности диалоги-Зирования в ходе поиска проектов собственного профессионального бытия. Кроме того, используются возможности прогнозирования эффективности педагогических идей, самоанализ подхода к новой форме обучения и воспитания школьников на основе имитационной модели. Эта модель создает в рамках существующей образовательной структуры среду, имитирующую прогнозируемую профессиональную деятельность через обращение к методологии, т. е. постижение профессионального бытия. В это время учитель проводит отбор и композицию педагогических идей и технологий в соответствии со своей педагогической философией, а ТЭ.К Ж6 соотносит их с наиболее сильными сторонами собственной личности. Планирование и построение педагогического процесса (конструктивно-содержательная деятельность), планирование структуры своих действий и действий учащихся (конструктивно-оперативная деятельность), проектирование учебно-материальной базы для организации педагогического процесса (конструктивно-материальная деятельность) воплощают идею «культурной формы» профессионально-Педагогической деятельности. Такую деятельность необходимо рассматривать как деятельность самоизмене-
Подготовка педагогических кадров
ния. саморазвития. Ее целью является формирование субъекта этой Деятельности.
Педагог может разрабатывать свои педагогические идеи, пропагандировать их, а так же осваивать и применять опыт других. Готовность педагога к инновационной деятельности, ее практической реализации свидетельствует об уровне его инновационной культуры как компонента проектной культуры.
7. Принцип единства системного, Личностно-деятельностного подходов в формировании личности педагога. Системное, целостное видение объектов педагогической реальности -один из важнейших показателей проектной культуры. Именно системность и целостность дают возможность осмыслить многоаспектность проектной культуры в ее нравственном, дидактическом, экологическом, инновационном и других проявлениях. Опираясь на системную природу проектной культуры, учитель выстраивает свою профессиональную деятельность по формированию целостной культуры личности будущего специалиста. Личностно-деятельностный подход рассматривается нами как единое целое, ибо преувеличение одной из его сторон ведет к серьезным ошибкам в теории и практике общего и профессионального образования, приводит к тому, что подготовка специа-листа-учителя - сводится к частно-методическим умениям, в то время как сама личность, ее индивидуальное становление остается вне специального изучения. Гуманистический смысл личностного подхода состоит в развитии у педагога и студента рефлексии
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
и саморефлексии, т. е. рефлексивной культуры в отношениях со своими коллегами, ровесниками, в развитии и утверждении гуманистических отношений в обществе.
8. Принцип импликации общей и проектной культуры. Гармония общей и проектной культуры педагога -основа гуманистического развития личности студента, ибо в процессе приобщения будущего специалиста к национальным культурным традициям, общечеловеческим и педагогическим ценностям и их воплощения в жизни и совершается интериориза-ция - преобразование внешних явлений во внутренние мотивы личности.
Взаимодействие общей и проектной культуры составляет основу формирования гуманитарной культуры личности, представляющей собой совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии профессиональной деятельности.
9. Принцип самоопределения личности учителя в культуре. Реализация этого принципа в процессе профессиональной подготовки учителя предполагает, что динамика формирования проектной культуры обеспечивается, прежде всего, развитием учителя себя как личности. Это в первую очередь развитие всех видов мышления учителя, потому что в совокупности они формируют современный стиль научно-педагогического мышления. Учителю удается усвоить опыт реализации проектной культуры, овладеть новыми «культурными» формами профессиональной деятель-
52
112006
ности, удовлетворить потребность в своей персонализации, изменить себя и развивать свои личностные профессиональные качества адекватно характеристикам проектной культуры учителя.
10. Принцип профессионально-педагогического совершенствования. Этот принцип естественным образом завершает ряд основных принципов формирования проектной культуры, так как одна из целей любого обучения, в том числе повышения квалификации,- создание условий для дальнейшего общего и профессионального самообразования и саморазвития. Профессиональное самосовершенствование представляет собой вид специальной систематической деятельности, направленной на самоуправление, саморазвитие социально и профессионально значимых качеств личности. Актуальность данного принципа объясняется: пополнением психолого-педагогических знаний, установлением новых закономерностей и тенденций, имеющих общепедагогическое значение, удовлетворением потребности личности в профессиональном росте, отсутствием в вузах развернутой системы повышения проектной культуры.
Завершая рассмотрение принципов формирования проектной культуры педагога, особо подчеркнем, что только в своем единстве они обеспечивают целостность и динамичность этого процесса. Вместе с тем реализация принципов позволяет определить не только стратегию и тактику, но и реализовать условия формирования проектной культуры педагога.
^^^тлшл п жшгс
Литература:
1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М.: Академия, 2002,- 208 с.
2. Архангельский С. И Учебный процесс в высшей школе, его закономерные ос-
I!одготовка педагогических кадров
новы и методы,- М.: Высшая школа, 1980,- 367 с.
3. Краевс.кий В. В. Методологическая рефлексия //Сов. Педагогика.- 1989.-№ 2,- С. 72-79.
4. Лернер И. Я. Процесс обучения И его закономерности.- М.: Знание, 1985.- 96 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
А. //, Николаев, старший преподаватель. Чебоксарского государственного педагогического университета им. II.Я. Яковлева
Профессиональная подготовка работников сферы образования представляет собой сложный процесс, конечной целью которого является формирование у будущих специалистов комплекса специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности. Эта подготовка рассматривается как «система профессионального обучения, имеющая целью ускоренное приобретение обучающимся навыков» [6, 223], которые нужны для решения определенных задач в профессиональной деятельности.
Изучение научно-педагогической литературы по подготовке будущих учителей технологии сельской школы в педагогическом вузе показало, что система профессиональной подготовки будущего специалиста представляет собой единство и взаимосвязь ее основных компонентов: цели, задач, принципов организации, содержания подготовки, организационных форм, методов и средств образовательного процесса.
Ядром профессиональной подготовки будущего специалиста является профессиональная компетентность учителя технологии как главное качество современного работника образования. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии сельской школы начинается с педагогических училищ, вузов и продолжается в учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Совершенствование профессиональной компетентности работника образования происходит всю его сознательную жизнь.
В настоящее время профессиональная компетентность специалиста приобретает наибольшую актуальность в исследовании психолого-педагогичес-ких проблем.
В процессе анализа научно-педагогической литературы стало ясно, что нет однозначной трактовки понятия «профессиональная компетентность». Все ученые исходят от базового термина «компетентность». Он происходит от слова «компетентный».
53