Научная статья на тему 'Концептуальные основы мониторинга качества обучения в системе непрерывного образования'

Концептуальные основы мониторинга качества обучения в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихов Ю. А.

In article conceptual bases qualimetric monitoring of quality of training are considered. The offered model of monitoring of quality has three-level hierarchical structure: regional, municipal and separate educational establishment. The organizational structure of monitoring is resulted and problems of divisions are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы мониторинга качества обучения в системе непрерывного образования»

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

1ШГОГШ п пспююш ИЮФЖЮНАДЬЮРО О&МЮЬАШ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю. А. Шихов, кандидат физико-математических наук, Ижевский государственный технический университет

Задача повышения качества образования на всех его этапах является на сегодняшний день первоочередной. Информационной основой любой системы оценки и управления качеством образования должен стать комплексный мониторинг качества образования обучаемых. Одним из путей создания научно обоснованных систем мониторинга в образовании является использование методов квалиметрии, позволяющих стандартизировать и алгоритмизировать процедуры оценивания и измерения, и создавать системы квалиметрического мониторинга как составной части квалитологии образования [3]. При этом мониторинг должен обладать обратной связью, позволяющей своевременно корректировать как учебные планы и программы, так и сам учебный процесс.

Как известно, мониторинг - это довольно сложный формирующийся феномен, носящий междисциплинарный характер, и который выступает в качестве диагностической, информационной и прогностической подсистем какой-либо системы управления [1,2].

В качестве методологического базиса квалиметричёского мониторинга должны использоваться философские, общенаучные подходы и методы, отвечающие специфике рассматриваемой проблемы, в том числе: образовательная нормология и стандартология; метод моделирования; системно-функциональный, системно-квалита-тивный, тезаурусный, компетент-ностный, интегративный и личностно-ориентированный подходы [3].

Концепция квалиметрического мониторинга должна содержать следующие основные положения, приведенные ниже [5]:

1. Квалимехрический мониторинг качества образования в любой образовательной системе (школа, НПО, СПО, ВПО и т. д.) должен быть комплексным и учитывать все системообразующие факторы качества общего и профессионального образования; цели и содержание образования; модели обучаемого и образовательного учреждения, технологии обучения; педагогический контроль и психодиагностику; педагогическое прогнозирование, образовательные стандарты и т. д.

5

М I I гтт

4- п пмхп

Казанский педагогический журнал

2. Конечная цель создания мониторинга качества образования - это формирование личности обучаемого (учащегося, студента, бакалавра, магистра) и специалиста-профессионала, обладающих высоким уровнем общей культуры и специальных (профессиональных) знаний, умений и навыков; навыков к научно-исследовательской работе (творческая культура).

3. Компетентность обучаемых должна определяться комплексом знаний, умений, навыков в общеобразовательной сфере (по физике, математике, языкам, литературе, информатике и т.д.)- инвариантный компонент, а также уровнем овладения специальными знаниями, умениями и навыками в конкретной будущей профессиональной области - вариативный компонент.

4. Образовательное учреждение любого типа должно рассматриваться как единство целевых подсистем: педагогической, социальной, экономической и научно-методической",

5. Система комплексного квалиме-трического мониторинга качества образования должна трансформироваться в оценочно-критериальные и оценочно-диагностические комплексы различного уровня.

6. Инструментарий для мониторинговых исследований необходимо проектировать на основе квалиметри-ческого и тезаурусного подходов. Педагогические контрольные материалы, являющиеся составной частью инструментария, должны согласовываться с определенной таксономической моделью уровней обученности и классификатором знаний, а их содержание и форма выбираться с по-

112006

мощью метода групповых экспертных оценок [4].

Предлагаемая модель системы мониторинга качества образования имеет трехуровневую иерархическую структуру: региональный, муниципальный уровни и уровень отдельного образовательного учреждения (ОУ). На рисунке изображена ее структура; основные задачи описаны ниже. Так, например, служба квалиметрического мониторинга включает подразделения, которые реализуют основные функции мониторинга (наблюдение, оценивание, прогноз). Группа контроля обеспечивает сбор текущей информации об учебной деятельности образовательных учреждений (отдельного ОУ, района, города, региона); сравнивает текущие показатели качества подготовки с плановыми (в том числе с требованиями ГОС, работодателей, попечительских советов); составляет плановые отчеты и передает их органам управления по подчиненности. Группа оценивания является основной (в плане получения оперативной информации) и состоит ИЗ лаборатории педагогических измерений и аттестационной службы. Лаборатория педагогических измерений (ЛПИ) занимается разработкой комплексных показателей качества образования и сертифицированных педагогических контрольных материалов (ПКМ); созданием методик по их практическому использованию; обработкой результатов контрольных испытаний; подготовкой специалистов в области педагогических измерений. Аттестационная служба размножает ПКМ, организует и проводит контрольные испытания и передает результаты в ЛПИ.

^^^тлшл п жшгс

Педагогика и психология профессионального образования

Управление образованием

Региональные представмтельства ФЦТ и ЕГЭ

Органы управления

• региональные

• муниципальные

• отдельного ОУ

О

Ассоциации работодателей. Попечительские советы

\

Система непрерывного образования

Общеобразовательные школы VI/ Профильные ш кол ы с> Учреждения НПО, СПО, ВПО О Учреждения дополнительного образования

£

о 5 а о г©-

Служба квалиметрического мониторинга качества образования

Группа оценивания

Группа контроля

I

о о о а. -о

Э

Лаборатория

педагогических \

измнрении

> (

Аттестационная

служба

Группа перспективных разработок

Группа информации и анализа

Рис. Схема организации квалиметрического мониторинга качества в системе непрерывного образования

Группа перспективных разра боток занимается анализом новых концепций по повышению качества подготовки обучаемых, построением моделей обучаемого и специалиста. На группу информации и анализа возложен анализ информации, полученной от системы оценивания; агрегирование комплексных показателей качества подготовки в системе непрерывного образования; передача ин-

формации в соответствующие органы управления образованием, работодателям и другим Заинтересованным организациям; составление прогнозов на ближайшую и длительную перспективу.

При формировании любой системы мониторинга качества образования необходимо соблюдать следующие условия: иерархичность моделей организации мониторинга; изоморфность

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

(подобие) систем мониторинга всех уровней; доминантность (преобладание) конечных результатов образования среди объектов мониторинга; дифференцированный подход к образовательной деятельности различных типов учебных заведений при единстве базовых критериев, определяемых действующими образовательными стандартами и нормативно-пра-вовыми актами; минимизация числа объектов мониторинга (установление минимального и достаточного их количества).

Объектами мониторинговых исследований являются: региональная система образования, муниципальные Системы образования, образовательные учреждения (в частности, система «профильная школа-вуз»). Региональные представительства Федерального центра тестирования и ЕГЭ осуществляют независимую диагностику уровня подготовки на различных ступенях и уровнях образования в регионе.

Минимизация затрат при проведении мониторинговых исследований возможна при использовании экспертных методов [4], когда мл множества возможных объектов мониторинга в образовательной системе выбирается их репрезентативное количество,

112006

изучение которых даст достоверную информацию, достаточную для принятия обоснованных управленческих решений.

Внедрение подобной схемы организации квалиметрического мониторинга позволит получать текущую и перспективную информацию о качестве образования в любом звене SB-темы непрерывного образования и своевременно осуществлять коррекцию учебного процесса в образовательных учреждениях.

Литература:

Х.Майоров А.Н. Мониторинг в образовании.- СПб.: Образование ж культура, 1998,- 344 с.

2. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования.- М.: I Icc.км. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004,-95 с.

3. Субетто А. И. Квалитология образования,- СПб.-М.: ИссЛей- центр проблем Качества подготовки специалистов, 2000,- 220 с.

4. Черепанов В, С. Основы педагогической экспертизы,-Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006,- 124 с.

5. Шихов Ю.А. Мониторинг качества подготовки специалистов Высшее образование сегодня,- 2006.- № 2.-С. 54-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.