^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
'2006
ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Н. А. Бирюкова, кандидат педагогических наук, МарГУ, г. Йошкар-Ола
За последние годы в отечественной системе профессионального образования произошли значительные перемены, которые были вызваны определенными изменениями в социальной и экономической сферах нашего общества. Так, усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, умений и навыков в нее в настоящий момент также входят профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых компетенций.
Возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также развитие индивидуальной Деятельности привели к изменению видов трудовой занятости населения, обусловили необходимость формирования высокой профессиональной мобильности специалиста. При этом профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием специалиста. Особое место здесь занимает система Дополнительного профессионального образования (ДПО). В рамках данной образовательной системы становится возможным обеспечение непрерывного развития личности человека, удовлетворение его профессиональных и познавательных запросов.
Являясь составной частью системы образования взрослых, ДПО выполняет следующие функции в системе образования России*
• совершенствование профессионального уровня специалистов в течение всей трудовой деятельности;
• компенсация недоработок образовательных учреждений в подготовке Специалистов;
• содействие адаптации специалистов к конкретным условиям работы;
• удовлетворение дополнительных потребностей специалистов в знаниях и умениях.
Дополнительное образование, КЭ.К никакое другое, соответствует статусу взрослого человека, его праву решать, как и чему учиться, позволяет любому специалисту повышать свою квалификацию в любой период, на протяжении всей жизни, в доступной форме и подходящем режиме. Именно в этой сфере человек по-настоящему становится субъектом самовоспитания и самообразования. Взрослый сам творит свою образовательную ситуацию.
Одной из глобальных проблем применительно ко всем образовательным учреждениям, где обучаются взрослые, является профессиональная подготовка преподавательского состава к работе со взрослой аудиторией. К сожалению, многие преподаватели не осознают специфику образовательного процесса для взрослых и придерживаются мнения о том, что для
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
успешной профессиональной деятельности им достаточно иметь качественную предметную подготовку. Но как только преподаватели начинают работать со взрослыми учащимися, они испытывают значительные затруднения Из-за нехватки знаний в области теории и практики образования взрослых.
Как известно, взрослые имеют ярко выраженные специфические особенности, которые радикально отличают их и от школьников, и от студентов (данную категорию мы не относим к числу взрослых). Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью, требователен, имеет жизненный и профессиональный опыт, ориентирован на результат, стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы, его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, профессиональными, бытовыми и социальными факторами.
Преподаватель системы ДПО должен учитывать все эти особенности взрослых слушателей при организации учебного процесса, разрабатывать и использовать особые формы и методы обучения. У преподавателей должна быть сформирована психоло-го педагогическая компетентность, в структуру которой были бы включены специальные знания, умения и личностные качества, позволяющие преподавателю грамотно выстраивать процесс обучения взрослых.
Прежде чем перейти к описанию специфики деятельности преподавателя сферы образования взрослых, обратимся к терминологии, употребляемой относительно данной профессии.
Подготовка педагогических кадров
Для обозначения профессии специалиста, занятого в сфере образования взрослых, существует несколько терминов: «андрагог», «преподаватель-андрагог», «преподаватель сферы образования взрослых». Последний используется чаще в американской и европейской педагогической литературе, «андрагог» - термин, употребляемый отечественными исследователями. При этом некоторые авторы (Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина, И. А. Колесникова) склонны придать этому понятию расширенное толкование. К специалистам сферы образования взрослых они относят не только людей, непосредственно работающих в образовательных учреждениях для взрослых (институтах повышения квалификации, вечерних школах, различного рода курсах и др.), но и представителей других сфер деятельности, способных оказывать влияние на образование взрослого человека. Одним словом андрагоги - это те, кто занят в системе «человек - человек»: руководители учреждений, работники культуры (библиотекари, актеры, музейные работники), социальные работники (служба занятости, психологи), организаторы досуга, туризма, врачи, юристы и т. д.
Несколько сужает понятие «андрагог» С. И. Змеев. По его мнению, специалист сферы образования взрослых - это, прежде всего, специалист по обучению взрослых людей, но он может найти себе применение также в производственной сфере [2]. Мы же считаем, что к профессии специалиста сферы образования взрослых можно отнести только людей, которые занимаются непосредственным обучением
61
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
взрослых. Их и следует считать пре-подавателями-андрагогами.
Анализ отечественной психологопед агогической литературы показал, что к теме, связанной с особенностями деятельности преподавателя сферы образования взрослых, в последнее время проявляется повышенный интерес. С изучением вопроса о деятельности преподавателя как андрагога связаны работы С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской, М. Д. Матюшкиной, Т. В. Шадриной, Е. А. Соколовской, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой, Л. И. Лесохиной, М. Т. Громковой и др.
Некоторые исследователи считают, что отличия в профессиональной педагогической деятельности учителя и преподавателя сферы образования взрослых содержатся уже в целях и задачах, которые стоят перед ними.
Тряпицина А. П. описывает разницу в целях и задачах, которые перед собой ставит школьный педагог и преподаватель сферы образования взрослых, следующим образом: «Если мы говорим о ребенке, то цели эти -обогащение опыта, приобщение к опыту человеческой культуры, помощь в самоопределении. Если речь идет о взрослом человек«,: ... задача другая - задача, связанная с развитием творческого потенциала, с развитием профессиональной компетентности, с развитием исследовательского взгляда, с развитием способности к самостоятельному построению своей карьеры» [6, с. 3].
Главная задача преподавателя, обучающего взрослых, по мнению Г. С. Сухобской,- дать возможность человеку овладеть механизмом своей
62
112006
«самости» для того, чтобы он мог дальше продвигаться в образовании, искал путь к себе и к обществу [5]. Однако, «идеальный андрагог» не только помогает самореализовываться другим, но и испытывает удовольствие от этой деятельности, в которой самореализуется и сам.
Калиновский Ю. И. считает, что специфика деятельности преподавателя сферы образования взрослых определяется «не только возрастом того контингента, с которым он работает, а смыслом его деятельности». Так, педагог, работающий с детьми, занимается с ними первичным освоением культуры, доносит ее содержание. Ученик может пересказать это содержание, но еще не вполне способен дистанцироваться от него и оценить его. Преподаватель для взрослых учит именно самостоятельной оценке, выбору собственной позиции по отношению к усвоенному материалу. Педагог опекает, берет на себя все или почти все организационные функции в процессе образования. Преподаватель для взрослых развивает их самостоятельность и навыки самоорганизации [3].
Специфичным в деятельности преподавателя сферы образования взрослых является, по мнению А. П. Панфиловой, «готовность к формированию игротехнической компетентности», так как методика обучения взрослых значительно отличается от методики работы со школьниками и строится на интерактивных основаниях. Речь идет об активных методах и формах обучения взрослых: тренинги, деловые игры, дискуссии, анализ ситуаций, диспуты, конференции, мастерские и т. д.
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Автор также подчеркивает, что преподаватель сферы образования взрослых должен осознать, что его «интерес к взрослому слушателю, доброжелательность и терпимость, чувство такта и психологическая грамотность являются определенной философией, то есть мировоззрением, реализующимся в профессиональной обстановке обучения..., не позволяющим демонстрировать диктат, авторитарное навязывание мнений, наклеивание ярлыков, бестактность в любом ее проявлении» Г4, с. 761. Авторитарный стиль педагогической деятельности, который столь популярен в школах и используется большей частью учителей, ни в коем случае не должен применяться в процессе обучения взрослых. Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда взрослые обучаемые, имеющие высокий социальный статус И Занимающие руководящие должности, оказываются в роли учеников.
Таким образом, преподаватель сферы образования взрослых может быть определен как специалист, занятый образованием взрослых, его теорией и практической реализацией. Он формирует взрослое, самостоятельное и ответственное отношение не только к изучаемому предмету, но и к миру, к обществу и другим людям. Это педагог, работающий в системе образования взрослых и способный решать задачи, учитывающие весь спектр проблем и особенностей работы с людьми разного возраста, социального и семейного положения, стажа работы по избранным ранее специальностям, политическим, религиозным убеждениям, принадлежности к полу,
I !одготовка педагогических кадров
сексуальным ориентациям, культурному уровню, к состоянию здоровья.
В процессе обучения взрослых преподаватель в зависимости от функции, которую он выполняет, от образовательной системы, в которой он работает, от этапа организации обучения может играть различные роли, занимать не одинаковые позиции по отношению к обучаемым.
Вершловский С. Г. выделяет три «роли», в рамках которых в современных условиях должен уметь действовать организатор образования взрослых:
- «врач», способный оказать взрослому помощь в восстановлении мотивации к учебе, снижении уровня тревожности слушателей, ослаблении «барьеров» восприятия, ослаблении влияния предыдущего негативного опыта образовательной деятельности;
- «эксперт» владеет содержанием как андрагогической, так и профессиональной деятельности обучающихся;
- «консультант» реализует на практике принципы андрагогическо-го сопровождения процесса обучения взрослых [1].
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что и отечественные и зарубежные исследователи выделяют ряд профессиональных и личностных особенностей в деятельности преподавателя сферы образования взрослых. Это определенные знания, умения, навыки и качества личности, которые не могут формироваться стихийно. Этот факт подтверждает необходимость специальной подготовки преподавателей к работе со взрослыми людьми.
63
М I I гтт
4 П П1ХП
Казанский педагогический журнал
Вопросу подготовки специалистов в области образования взрослых до недавнего времени не уделялось должного внимания. Сегодня в различных образовательных учреждениях осуществляются первые шаги по подготовке российских преподавате-лей-аидрагогов. Так, в Марийском государственном университете эта работа проводится в рамках реализации программы дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы».
Основными задачами образовательной программы являются: актуализация и интеграция философских, психолого-педагогических и методических основ развития высшего образования; развитие у слушателей рефлексивной, проектировочной и методологической культуры; повышение уровня психолого-педагогической компетентности; организация самоопределения слушателей в рамках деятельности университета.
Данная форма подготовки преподавателя высшей школы была введена для магистров, аспирантов и молодых преподавателей. Большинство участников данной программы после окончания аспирантуры остаются работать в университете» Мы полагаем, что проблема подготовки молодых преподавателей университета к работе со взрослыми может быть частично решена, если аспиранты в рамках программы «Преподаватель высшей школы» пройдут специальную подготовку. Для этого в образовательную программу включены дисциплины «Возрастная психология» и «Теория и практика обучения взрослых».
64
112006
Содержание раздела «Возрастная психология» предполагает расширение и углубление у слушателей знаний об основных подходах к онтогенезу психики и личности человека, особенностях возрастного развития в юности и молодости. На занятиях слушатели знакомятся с понятиями «молодость» и «зрелость», с психологической характеристикой зрелого возраста, с понятием «кризис середины жизни», с основными психологическими и психофизиологическими особенностями развития человека в зрелом и пожилом возрасте.
Раздел «Теория и практика обучения взрослых» посвящен активно развивающейся науке - андрагогике. Его цель - во-первых, расширить запас знаний о проблемах образования взрослых, о психологических особенностях взрослых, о тендерном аспекте в образовании взрослых, о технологиях обучения взрослых, о требованиях к личности преподавателя-анд-рагога; и, во-вторых, дать возможность на базе практических занятий и педагогикой практики выработать у себя умения и навыки, необходимые для успешного обучения взрослых. Кроме обязательной подготовки слушателям предлагается также факультативный «Тренинг педагогической компетентности» .
Таким образом, рассматривая систему дополнительного профессионального образования как сферу обучения взрослых, подчеркнем тот факт, что именно преподаватель является движущей силой этого учебного процесса. Это означает, что он несет большую ответственность перед своими
^^^тлшл п жшгс
учениками, особенно, если это взрослые люди. Преподаватели для взрослых — это сложная профессия. Она предполагает, что педагог знает не только предмет, но и социальные условия, трудности и потребности взрослых людей, а также владеет Искусством просветительской деятельности и развития мотивации участников образовательного процесса.
Литература:
1. Вершловский С. Г. Образование взрослых: опыт и проблемы / С. Г. Вершловский.- М.: Знание, 2002,- 161 с.
2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории и технологий обучения взрослых/ С. II. Змеев,- М.: ПЕР СЭ, 2003,-207 с.
3. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности ан-
I!одготовка педагогических кадров
драгога в кон тексте социокультурной об разователшой политики региона: дне. док, пед. наук / Ю. И. Калиновский. -СПб., 2001,- 348 с,
4. Панфилова А. П. Андрагогйческая компетентность преподавателя^ обучающего взрослых / А. П. Панфилова // Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования: материалы третьей междунар. науч,-практ. конф.- СПб.: ГУПМ, 2003,-С. 75-78.
5. Сухобская Г. С. Зрелость социально-психологического развития человека / Г. С. Сухобская // Андрагогика: материалы к' глоссарию. СПб.: АППО, 2001. С. 29-36.
6. ТрятщгтаА. П. Взаимосвязь вариативности организации обучения возрастных особенностей учащихся в процессе обучения / А. П. Тряпицина // Гуманитаризация образования.- Лл Л.ГПИ, 1992.— С. 133-135.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Л. Р. Шафигулина, аспирантка Астраханского государственного университета
С учетом современных тенденций развития образования и общества в целом особо востребованными становятся процессы саморазвития личности всех субъектов учебно-воспита-тельного процесса. В этих условиях актуальной является проблема профессионального становления и саморазвития молодого учителя, деятельность которого будет определять развитие образования на ближайшие десятилетия.
К молодым учителям традиционно относят педагогов со стажем рабо-
ты до пяти лет. Относительно данной группы учителей разработаны вопросы профессиональной адаптации (Т.В.Белова, Е.А.Головко, Т. В. Гуляева, Л. К. Зубцова, М. В. Каминская, А. Г. Мороз, О.В.Назарова, К. Г. Тротт, Н, А. Хамидулипа, А. А. Цахаева и др.). Однако процесс адаптации не может полностью раскрыть сущность и содержание тех изменений личности молодого учителя, которые происходят в условиях новой для него деятельности, хотя успешная адаптация оптимизирует процесс са-