лу-интернат. Первый набор обучающихся в 1960 году составлял только 4 класса: первый, второй, третий, четвертый. Сегодня в школе 233 обучающихся, 18 классов-комплектов. В школе работает 84 педагога. Педагогами используются индивидуальные программы, позволяющие раскрыть и развить способности каждого ребёнка и реализовать их потенциальные возможности.
Горно-Алтайский государственный университет, являясь очагом науки и образования Республики Алтай, также планомерно осуществляет инклюзивное образование, интеграцию и адаптацию студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс вуза. Для успешности данного процесса необходима организация слаженной деятельности
Библиографический список
всех субъектов образовательного процесса (студентов, их родителей, педагогов, психологов и других специалистов). Этому способствует наличие Программы психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, предложенной специалистами Центра социально-психологической помощи университета.
Таким образом, двигаясь в ногу со временем, следуя тенденциям развития современного общества и образования в Российской Федерации и за рубежом, реализацией Национального проекта «Образование», следует анализировать и использовать лучший опыт при решении задач образования, в том числе, и инклюзивного образования.
1. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Available at: http://www.iprbookshop.ru/75801.html
2. Народное образование в СССР Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. Москва: Педагогика, 1974.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993.
4. Кудирмекова Н.И. Проблема воспитания толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Диалог культур и толерантность общения: Сборник статей по материалам III Межрегиональной студенческой научно-практической конференции. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2017.
5. Педагогика и психология инклюзивного образования. Казань: Познание. 2013.
References
1. Gluhov V.P. Defektologiya. Special'naya pedagogika i special'naya psihologiya. Available at: http://www.iprbookshop.ru/75801.html
2. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obscheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. Moskva: Pedagogika, 1974.
3. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: V 2 tt. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 1993.
4. Kudirmekova N.I. Problema vospitaniya tolerantnosti k licam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Dialog kul'tur itolerantnost'obscheniya: Sbornikstatejpo materialam III Mezhregional'noj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2017.
5. Pedagogika i psihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya. Kazan': Poznanie. 2013.
Статья поступила в редакцию 11.03.19
УДК 371
Magomedov G.Kh., Head of Department of Physical Education and Sports Medicine, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: imbir84@mail.ru
THE MAIN COMPONENTS OF THEPOTENTIAL OF A TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION TO ORGANIZE AND CONDUCT HEALTH, SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES. The article reveals that an ability of a physical education teacher to organize and conduct recreational sports and entertainment events is always conditioned by the qualities that he has created and that help him communicate effectively with students, determine the efficiency and level of mastering the required ability. This potential is divided into many components but in strong interconnection and integrity. Knowing the technologies that help preserving health is the main part of the training of future teachers and is a distinctive feature of the Russian educational system. Among them the author singles out the following: erudition, a broad professional and cultural horizon, self-organization and self-management, communicative qualities, an aspiration for self-education from the standpoint of health values. An important component of the physical activity of teachers of physical culture and sports are mass entertainment events and cultural and sporting events.
Key words: physical education teacher, recreational sports and entertainment events, components, communication skills, self-organization, self-management, self-education.
Г.Х. Магомедов, зав. каф. физического воспитания и спортивной медицины, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский
университет», г. Махачкала, E-mail: imbir84@mail.ru
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗКУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ И ПРОВОДИТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В статье выявлено, что способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия всегда обусловлена сформированными у него качествами, которые помогают его эффективному общению с обучающимися, определяют оперативность и уровень овладения педагогом искомой способности, которая, в свою очередь, делится на многие составляющие, но находящиеся в сильной взаимосвязи и целостности. Среди них мы выделили следующие: эрудиция, широкий профессиональный и культурный кругозор, самоорганизация и самоменеджмент, коммуникативные качества, устремленность к самообразованию с позиции ценностей здоровья. Важной составляющей физкультурной деятельности педагогов физической культуры и спорта являются массовые зрелищные мероприятия и культурно-спортивные праздники.
Ключевые слова: педагог физкультуры, оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия, компоненты, коммуникативные качества, самоорганизация, самоменеджмент, самообразование.
Сегодня Россия активно участвует в организации и проведении многочисленных соревнований на самом высоком уровне - зимняя Олимпиада в Сочи, участие в чемпионатах Европы и мира по различным видам спорта и т. д. Но многочисленные изменения в области спортивной международной политики, давление на российский спорт и российских спортсменов, поставили перед Министерством физической культуры и спорта РД и РФ новые задачи, требующие срочного разрешения. Одна из них - разворот внимания спортивной общественности к спорту народному, массовому спорту, поскольку физическая культура спорт - это эффективное вложение в развитие и преумножение человеческого потенциала любого государства, который способствует улучшению качества жизни и здоровья населения.
Способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия предполагает его умение организовывать деятельность, цель которой в удовлетворении потребностей подопечных в занятиях спортом и физических упражнениях, активизации участия в народном
спорте, в творческой спортивно-оздоровительной деятельности и индивидуальном самовыражении.
Современный педагог физкультуры - это человек, который не только преподает школьникам физическую культуру, формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом, но и популяризирует, пропагандирует здоровый образ жизни. Профессиональные качества педагога физической культуры классифицируются на отдельные, но в то же время, целостные группы - педагогический такт, миро-воззренческо-нравственные, коммуникативные, устремленные, аналитические, психомоторные. Вместе с тем, важно отметить, что от профессиональных качеств напрямую зависят личностные качества педагога физкультуры. К ним можно отнести физическое здоровье, сбалансированность характера и настроения, находчивость, активность, заинтересованность пополнить свой интеллектуальный багаж, а также примерное поведение, которому готовы подражать учащиеся.
Согласно собранным и анализируемым материалам, способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищ-
ные мероприятия всегда обусловлена сформированными у него качествами, которые помогают его эффективному общению с обучающимися, определяют оперативность и уровень овладения педагогом искомой способности, которая, в свою очередь, делится на многие составляющие, но находящиеся в сильной взаимосвязи и целостности. Среди них мы выделили следующие: эрудиция, широкий профессиональный и культурный кругозор, самоорганизация и самоменеджмент, коммуникативные качества, устремленность к самообразованию с позиции ценностей здоровья.
Что представляют из себя качества педагога физкультуры, части его способности организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия - эрудиция и широкий профессиональный кругозор? «Педагогическая эрудиция представляет собой запас современных знаний, которые педагог гибко и целесообразно применяет при решении педагогических задач» [1, с. 88]. То есть, знания всегда были и сегодня остаются важным фактором в реализации возможностей педагога для осуществления продуктивной педагогической деятельности. C данным положением перекликается мысль известного педагога А.С. Макаренко, который писал: «ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников и студентов, которые оценивают педагога не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам» [2, с. 36 - 39]. Осведомленность и широкий кругозор педагога физической культуры и спорта включает в себя общие и специализированные знания. К общекультурным знаниям можно отнести политическую и гражданскую культуру, культуру общения, общие знания по литературе, искусству, истории, что говорит об уровне мировоззренческой культуры. Профессиональные знания - это знания, необходимые для продуктивного преподавания физической культуры и спорта, которые, в свою очередь делятся на психолого-педагогические, медико-биологические, физиологические и психомоторные, важные для педагога физкультуры. Знания должны накапливаться не только из учебных курсов, книг, популярных и научных журналов, но и из бесед со своими педагогами. Ещё более важно - знания, которые приобретаются педагогом, должны черпаться в процессе общения и коммуникации со своими учениками.
Следующим компонентом, который определяет способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия, являются самоорганизация и самоменеджмент. Самоменеджмент представлен в науке, которая объясняет закономерности грамотного использования собственного времени для эффективного достижения поставленных значимых целей. Главная задача искусства самоменеджмента заключается в том, чтобы максимально, за определенное количество времени, использовать возможности для реализации поставленных задач, а также умело управлять всем течением собственной жизни. При этом, он должен уметь преодолевать внешние барьеры и причины, мешающие для реализации поставленных задач.
«Самоменеджмент - это интегративное профессионально-личностное качество, предполагающее, во-первых, собственную инициативность и предприимчивость специалиста, его самоанализ, самоконтроль, самосознание, способность к организации своего дня, рабочей недели, месяца, года, способного руководить собой и собственным временем, обладающим способностью к самопланированию, к самовоспитанию, независимости и постоянному самосовершенствованию; во-вторых - это степень обладания студентами известными техниками, средствами и инновационными методиками самоменеджмента» [3].
Педагогу физической культуры, который готовит себя к работе организатора-менеджера, должен превращать любые ситуации в организованные упорядоченные действия, в ходе которых направляются и выполняются поставленные педагогические задачи.
Сложно сформировать у педагога физической культуры и спорта способность организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия - это умение педагога коммуницировать, общаться не только с учениками, но со своими коллегами - то есть, коммуникативные качества. Термин «коммуникация» с латинского «communico» - делаю общим, связываюсь, общаюсь или обмен мыслями, мнениями, сведениями и идеями, представляет собой форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. «Главное место среди всех социальных процессов, бесспорно, занимает коммуникация. Она выступает необходимым элементом взаимодействия людей, племён, народов, государств; с помощью коммуникации конструируются социальные отношения, общности, системы и институты. Коммуникация выступает одним из важнейших оснований социальности как особой формы человеческого
Библиографический список
бытия и общественных отношений. Именно это придаёт особую значимость философскому осмыслению феномена коммуникации» [4].
Коммуникативность педагога требует наличия коммуникативной направленности личности, желающей идти на контакт, проявляющая потребности в общении, убеждения, идеалы и соответствующие ценностные ориентации. Если педагог имеет низкий уровень коммуникативности, у него может развиться боязнь общаться, коммуникативный дискомфорт, заниженная самооценка и даже страх, что может послужить переменой профессиональной направленности. У педагога может возникнуть неуверенность в себе, способная закрепиться в виде свойства личности. Поэтому, знание технологий общения, техник и методов налаживания связей - важный момент, особенно, для педагогов физической культуры и спорта. «Обязательными деловыми качествами преподавателя физического воспитания (тренера по виду спорта), отмечает В.А. Сластенин, должны быть: понимание идейных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным. К основным личным качествам, которыми должен обладать преподаватель (тренер), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы» [5].
Еще один компонент способности педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия - это его устремленность быть здоровым и стремиться к самообразованию с позиции ценностей здоровья. Известно, одна из главных проблем для любого государства - это здоровье людей, каждого гражданина и целой нации. Ведь здоровье нации обеспечивает и преумножает силу и мощь государства. Но до сих пор в нашей стране большой процент детей и молодёжи демонстрируют слабое здоровье и незаинтересованность, отсутствие мотивации в участии в системе здорового образа жизни. «В России более 64,5% процентов молодого поколения от 14 до 30 лет имеют проблемы со здоровьем; 18% процентов учащихся общеобразовательных школ имеют хорошее здоровье; допризывная молодёжь также демонстрирует здоровье, которое не соответствует тем требованиям, что предъявляет армейская служба и важность выполнения минимальных нормативов физической подготовки (ГТО)» [6].
Направленность педагога фокусироваться на внедрение полезных для здоровья техник и технологий при обучении - существенная и злободневная проблема всей спортивной системы и всей образовательной системы. Владение технологиями, способными сохранить здоровье, главная часть профессиональной подготовки будущих педагогов и отличительная особенность всей российской образовательной системы. По этой причине, всё, что относится к образовательному учреждению, его специфика, общий уровень культуры педагогического состава, содержание образовательных программ - все это имеет естественное отношение к проблеме сохранности здоровья обучающихся. Оздоровительные технологии должны быть действенными, направленными на перспективное физическое развитие учащихся - к ним можно отнести тренировку силы, закаливание в любое время года, разработка выносливости, скорости реакции, гибкости суставов, хорошего дыхания и других качеств, отвечающих за здоровье [7 - 9].
С осуществлением цели - правильной организации обучения в рамках сохранности здоровья - у педагогов появляется возможность не допустить перегрузки и усталость учащихся, помогает им осознать важность сохранения здоровья. Чтобы правильно построить систему, отвечающей сохранности здоровья учащихся, педагог физической культуры сам должен быть способен сохранять, поддерживать собственное здоровье и стремиться к самообразованию с позиции ценностей здоровья.
Таким образом, способность педагога физкультуры организовывать и проводить оздоровительные спортивно-зрелищные мероприятия предполагает его умение организовывать деятельность, цель которой в удовлетворении потребностей подопечных в занятиях спортом и физических упражнениях, активизации участия в народном спорте, в творческой спортивно-оздоровительной деятельности и индивидуальном самовыражении. Важной составляющей физкультурной деятельности педагогов физической культуры и спорта являются массовые зрелищные мероприятия и культурно-спортивные праздники.
1. Гамзаева М.В. Формирование способности у будущих педагогов к педагогическому самоменеджменту. Махачкала, 2011.
2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Сост. вступит. ст. примеч., пояснения С. Невская. Москва: ИТРК, 2003.
3. Педагогический словарь. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. и др. Москва, 2008.
4. Берсенева Ю.В. Становление понятия «коммуникация» в социально-гуманитарном познании: содержание, структура, функции коммуникации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017; 4: 6 - 20.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. 11 издание. Москва: «Академия», 2012.
6. О внесении изменения в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10.09.2013 № 794.
7. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. Москва, 2006.
8. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005; Т. 191: 191.
9. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту Вестник спортивной науки. 2006; 1: 43 - 47.
References
1. Gamzaeva M.V. Formirovanie sposobnosti u buduschih pedagogov kpedagogicheskomu samomenedzhmentu. Mahachkala, 2011.
2. Makarenko A.S. Pedagogicheskaya po'ema. Sost. vstupit. st. primech., poyasneniya S. Nevskaya. Moskva: ITRK, 2003.
3. Pedagogicheskijslovar'. Zagvyazinskij V.l., Zakirova A.F. i dr. Moskva, 2008.
4. Berseneva Yu.V. Stanovlenie ponyatiya «kommunikaciya» v social'no-gumanitarnom poznanii: soderzhanie, struktura, funkcii kommunikacii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki. 2017; 4: 6 - 20.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. 11 izdanie. Moskva: «Akademiya», 2012.
6. O vnesenii izmeneniya v perechen' individual'nyh pokazatelej dlya ocenki 'effektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub'ektov Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.09.2013 № 794.
7. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kulture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut fizicheskoj kul'tury i sporta. Moskva, 2006.
8. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2005; T. 191: 191.
9. Magin V.A. Kompetentnostnaya model' specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. Vestnik sportivnoj nauki. 2006; 1: 43 - 47.
Статья поступила в редакцию 11.03.19
УДК 371
Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: mamalova_1964@list.ru
Akhmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: akhmadova-64@mail.ru
MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS AS PATRIOTISM, LOYALTY TO THE FATHERLAND. The article studies military-patriotic education of students as patriotism, devotion to the fatherland. Patriotism is a basis of social and state systems, spiritual and moral basis of their viability and effective functioning. Patriotism is one of the deepest feelings enshrined in the centuries of struggle for freedom and independence of the Motherland, so as the teacher will be able to develop in each student this feeling, so will be cohesive and tolerant in our society as a whole. It is concluded that military-patriotic education, as one of the types of multifaceted, large-scale and ongoing activities, has a high level of complexity, that is, it covers almost all categories of youth, permeates many aspects of society, especially the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies.
Key words: military-patriotic education, student youth, patriotism.
Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: mamalova_1964@list.ru
З.М. Ахмадова, канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,
E-mail: akhmadova-64@mail.ru
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ, КАК ПАТРИОТИЗМ, ПРЕДАННОСТЬ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ
В статье изучено военно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи, как патриотизм, преданность своему отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество. Сделан вывод о том, что военно-патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием практически все категории молодёжи, пронизывает многие стороны жизни общества, особенно Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, студенческая молодёжь, патриотизм.
Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни - к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей - чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения.
В Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации отмечено, что для эффективного формирования демократического уклада жизни вуза необходимо совершенствование работы студенческого самоуправления, которая осуществляется по следующим направлениям: решение актуальных вопросов жизнедеятельности студентов, социальная и правовая защита, участие в работе органов самоуправления, развитие их социальной активности и инициативы, помощь в трудоустройстве, взаимодействие с общественными организациями. Для повышения эффективности молодёжной политики предлагается ряд мер по поддержке общественных инициатив молодёжных и детских общественных объединений, социально значимой деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации творческой активности, потенциала молодых граждан в общественной жизни [1, с. 1].
Патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и
готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования преподавателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям [2].
В российской педагогике патриотическое воспитание всегда выступало важным направлением в организации воспитательной работы, прежде всего. это касалось молодёжи. В современный период развития России патриотическое воспитание студентов ориентировано на сохранение историко-культурных ценностей, исторической преемственности, связи поколений.
Организация этого направления в вузе включает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них гражданского сознания, патриотических убеждений.
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отече-