Научная статья на тему 'Преимущества метода моделирования ситуаций противоборства на уроках физической культуры общеобразовательных школ'

Преимущества метода моделирования ситуаций противоборства на уроках физической культуры общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FIGHT / MARTIAL ARTS / MODELING / PHYSICAL CULTURE LESSON / ПОЕДИНОК / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Д. А., Альжанов Х. Х.

В статье рассмотрены основные преимущества подхода построения ситуаций противоборства, основанные на функциональном назначении эпизодов поединков. Выделенные из целостного поединка относительно самостоятельные эпизоды противоборства содержат все компоненты схватки, но каждый из них направлен на развитие соответствующих его смыслу качеств единоборца. Ключевым свойством эпизодов является их связность и взаимозависимость друг от друга, что требует учета при их выделении. Подобный подход позволяет качественно повысить эффективность уроков физической культуры, стимулируя проявления творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Д. А., Альжанов Х. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF THE SITUATIONS OF THE FIGHT MODELING METHOD AT THE PHYSICAL CULTURE LESSON OF SECONDARY SCHOOL

In the article the authors discusses the main advantages of an approach to building situations of fight, based on the functional purpose of the episodes of fights. Selected from a holistic fight, relatively independent episodes of fight contain all the components of a fight, but each of them is aimed at developing fighters’ qualities matching the meaning. The key feature of the episodes is their coherence and interdependence from each other that requires consideration when selecting them. Such approach makes it possible to qualitatively increase the effectiveness of the lessons of physical culture by stimulating the manifestations of the students creative abilities.

Текст научной работы на тему «Преимущества метода моделирования ситуаций противоборства на уроках физической культуры общеобразовательных школ»

для существенного повышения качества физического воспитания обучающихся на физическом, двигательном, психическом и социальном уровне.

Учеными в области профессиональной педагогики доказано, что любые важные характеристики обучающихся в профильных учебных заведениях необходимо рассматривать на системном уровне и, прежде всего, с учетом результатов анализа тенденций развития мирового, отечественного и отраслевого профессионального образования

2. Основными критериями результативности реализации экспериментальной модели являются:

1. Выявление закономерностей динамики показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности и особенностей телосложения в ходе профессионального обучения на основе традиционных программ физического воспитания.

2. Определение степени информативности изучаемых личностных характеристик студентов в качестве их взаимосвязи с параметрами физической подготовленности.

3. Создание в учебном заведении образовательно-воспитательной среды, способствующей повышению качества процесса физического воспитания, в том числе на основе усиления его культурологической и образовательной направленности.

4. Повышение уровня физической подготовленности обучающихся.

Библиографический список

5. Сопутствующее реализации экспериментальной модели повышение уровня личностной физической культуры юношей и девушек в совокупности ее интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностно-го) и собственно-биологического компонента.

6. Расширение возможностей процесса физического воспитания студентов в связи с его профессионально-прикладным контентом.

7. Повышение качества методической составляющей профессионального мастерства педагогов.

8. Расширение возможностей совершенствования процесса физического воспитания обучающихся на основе установления широкого спектра межпредметных связей.

3. Таким образом, результаты формирующих педагогических экспериментов в части оценки физической подготовленности студентов позволяют сформулировать следующие частные выводы:

- разработанная педагогическая модель процесса физической подготовки студентов более эффективна по сравнению с общепринятыми методико-техно-логическими подходами, что подтверждается существенным преимуществом обучающихся юношей из экспериментальных групп по результатам выполнения абсолютного большинства тестовых заданий;

- установлены достоверные различия по всем трем результатам контрольных упражнений.

1. Борисов А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2012.

2. Авдеева Н.А., Шамрова Е.А. Медико-социальные аспекты здоровья. Учебное пособие для студентов Медицинского института. Саранск: Референт, 2014.

3. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Шуя, 2GG9.

4. Викулов А.В. Профессиональная подготовка студентов в период практики: учебно-методическое пособие. Николаев: 2GG5.

5. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля. Автореферат. диссертации кандидата педагогических наук. Шуя, 2GG9.

6. Дудко А.С. Формирование профессиональных двигательных способностей курсантов-летчиков средствами физического воспитания. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2G1G.

7. Засека М.В., Помещикова И.П. Изучение взаимосвязи между состоянием физического развития и уровнем двигательной подготовленности учащихся профессионально-технического учебного заведения. Матерiали I Всеукра!нсько!науково-практично!конференцц. Харюв : ХДАФК, 2G15: 5G - 53.

В. Крилер Л.А. Педагогические условия реализации многоступенчатого начального профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук, Ярославль, 2GG5.

9. Кузнецова Л.Н. Методика повышения физической подготовленности студентов на основе комплексного использования средств и методов развития общей выносливости. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ижевск, 2G13.

1G. Раевский РТ. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Омск: Наука и техника, 2G1G.

References

1. Borisov A.B. Formirovanie professionai'no-prikiadnoj fizicheskoj kuitury kursantov morskih koiiedzhej «'Ekspiuataciya vodnogo transporta i transportnogo oborudovaniya». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2G12.

2. Avdeeva N.A., Shamrova E.A. Mediko-sociai'nyeaspektyzdorov'ya. Uchebnoe posobie dlya studentov Medicinskogo instituta. Saransk: Referent, 2G14.

3. Dinaev B.M. Sovershenstvovanie professionai'no-prikiadnoj fizicheskoj podgotovki kursantov v vuzah pozharno-tehnicheskogo profiiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2GG9.

4. Vikulov A.V. Professionai'naya podgotovka studentov v period praktiki: uchebno-metodicheskoe posobie. Nikolaev: 2GG5.

5. Dinaev B.M. Sovershenstvovanie professionai'no-prikiadnoj fizicheskoj podgotovki kursantov v vuzah pozharno-tehnicheskogo profiiya. Avtoreferat. dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2GG9.

6. Dudko A.S. Formirovanie professionai'nyh dvigatei'nyh sposobnostej kursantov-ietchikov sredstvami fizicheskogo vospitaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2G1G.

7. Zaseka M.V., Pomeschikova I.P. Izuchenie vzaimosvyazi mezhdu sostoyaniem fizicheskogo razvitiya i urovnem dvigatel'noj podgotovlennosti uchaschihsya professional'no-tehnicheskogo uchebnogo zavedeniya. Materiaii I Vseukrains'koinaukovo-praktichnoïkonferenciï. Harkiv : HDAFK, 2G15: 5G - 53.

В. Kriler L.A. Pedagogicheskie usioviya reaiizaciimnogostupenchatogo nachai'nogo professionai'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk, Yaroslavl', 2GG5.

9. Kuznecova L.N. Metodika povysheniya fizicheskoj podgotoviennosti studentov na osnove kompieksnogo ispoi'zovaniya sredstv i metodov razvitiya obschej vynosiivosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Izhevsk, 2G13.

1G. Raevskij R.T. Professionai'no-prikiadnaya fizicheskaya podgotovka studentov vysshih uchebnyh zavedenij: uchebno-metodicheskoe posobie. Omsk: Nauka i tehnika, 2G1G.

Статья поступила в редакцию 10.10.18

УДК 796.077

Ivanov D.A., senior teacher, Siberian State Automobile and Highway University (Omsk, Russia), E-mail: den55_90@mail.ru

Alzhanov H.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Omsk State Technical University (Omsk, Russia), E-mail: x.alzhanov@yandex.ru

ADVANTAGES OF THE SITUATIONS OF THE FIGHT MODELING METHOD AT THE PHYSICAL CULTURE LESSON OF SECONDARY SCHOOL. In the

article the authors discusses the main advantages of an approach to building situations of fight, based on the functional purpose of the episodes of fights. Selected from a holistic fight, relatively independent episodes of fight contain all the components of a fight, but each of them is aimed at developing fighters' qualities matching the meaning. The key feature of the episodes is their coherence and interdependence from each other that requires consideration when selecting them. Such approach makes it possible to qualitatively increase the effectiveness of the lessons of physical culture by stimulating the manifestations of the students creative abilities.

Key words: fight, martial arts, modeling, physical culture lesson.

Д.А. Иванов, ст. преп., Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск, E-mail: den55_90@mail.ru Х.Х. Альжанов, канд. пед. наук, ст. преп., Омский государственный технический университет, г. Омск, E-mail: x.alzhanov@yandex.ru

6G

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ПРОТИВОБОРСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В статье рассмотрены основные преимущества подхода построения ситуаций противоборства, основанные на функциональном назначении эпизодов поединков. Выделенные из целостного поединка относительно самостоятельные эпизоды противоборства содержат все компоненты схватки, но каждый из них направлен на развитие соответствующих его смыслу качеств единоборца. Ключевым свойством эпизодов является их связность и взаимозависимость друг от друга, что требует учета при их выделении. Подобный подход позволяет качественно повысить эффективность уроков физической культуры, стимулируя проявления творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: поединок, боевые искусства, моделирование, урок физической культуры.

Вопросы формирования комплексного умения действовать в условиях быстроменяющихся ситуаций эпизодов поединков занимают значительное место в решении общих проблем единоборств. Анализ результатов ряда исследований показал актуальность данной проблемы на протяжении длительного времени развития единоборств. Одним из рабочих решений является подход моделирования эпизодов схватки, который активно развивался в публикациях отечественных ученных [1; 2]. К наиболее разработанным и распространённым вариантам этого метода относят следующие:

- формальное (ситуативное) моделирование технико-тактических действий (или отдельных фрагментов) [3];

- использование игрового противоборства по определенным правилам [3];

- функциональное моделирование эпизодов и ситуаций соревновательного противоборства [4].

Важной характеристикой моделирования противодействий соперников как метода, является возможность «переносить» модели противоборства в условия учебно-тренировочного процесса с сохранением особенностей, присущих соревновательной деятельности [5]. Процесс моделирования деятельности осуществляется с учетом ряда положений, которым должны соответствовать модели. Согласно общепедагогическим принципам, модели должны обеспечивать процесс усвоения знаний, умений и навыков, следовательно, необходимо, чтобы они отличались информативностью, доступностью, проблемностью и легко воспринимались обучающимися [5; 6].

С учетом этого важно отметить, что эпизоды поединка понимаются нами не только как временные отрезки схватки, боя, но и как объекты, в которых различные технико-тактические действия объединены в блоки на основе общей функциональной направленности. Данные блоки вне поединка нами условно выделены на время обучения и, поэтому, они относительно самостоятельны. Однако такая «самостоятельность» рассматривается только в контексте их смысла в поединке. Важно понимать связанность их в единую систему и направленность каждого элемента системы (эпизода) на взаимосодействие в достижении положительного общего результата противоборства.

При создании моделей, отражающих спортивную деятельность, единоборцам необходимо ориентироваться на модельные характеристики технико-тактических действий. Под моделированием технических действий мы понимаем процесс конструирования и воплощения модели поединка (или его эпизодов), которая позволила бы обучающимся познавать и осваивать технические элементы схватки. Таким образом, моделирование различных ситуаций с использованием избранных эпизодов поединка положительно повлияло бы на процессы освоения и совершенствования учащимися атакующих и защитных действий в условиях противоборства. Это явилось бы более эффективным способом обучения элементам единоборств, в отличие от традиционных методов изучения эталонной структуры завершающих атаку приемов.

Суммируя и сопоставляя мнения специалистов, позволяющие нам говорить о правомерности обращения к понятиям «эпизоды» соревновательных поединков, как к структурным единицам, свойственным по смысловому признаку соревновательной деятельности всем ситуационным видам спорта можно прийти к следующим умозаключениям. Выделенные нами эпизоды поединков в любой из соревновательных встреч (схватках, боях), являясь системами, в свою очередь, состоят из более мелких подсистем. В статье РА. Пилояна и Ю.А. Шахмурадова под более мелкими подсистемами понимаются операции - мельчайшие элементы действий [7]. Авторы данной статьи, используя понятие «ориентировочная

Библиографический список

основа действия» П.Я. Гальперина, считают, что тактическая подготовка складывается из операций, составляющих основу, ориентированную на атакующие и защитные действия. Ввиду того, что логика динамических ситуаций целостного поединка, в подавляющих случаях, исключает операции как одиночные действия из технического арсенала, если последние не освоены в единстве с другими действиями, соответствующими текущей ситуации, то логично думать, что тактическая подготовленность в большей степени зависима от связей, образуемых между этими операциями. Они, в свою очередь, направленны на оптимальную взаимосвязь и переход от одной операции к другой. Такой подход логически оправданно расставляет акценты не на самих операциях и их количестве, а на надежности связей между ними в данной ситуации. Соответствие выполняемых операций в различных ситуациях согласованно с морфофункциональным, когнитивным и другим индивидуальными особенностями, а, следовательно, возможностями единоборцев. Выделенные нами эпизоды поединка, в моделируемых ситуациях, важны не сами по себе, важна связь предыдущего эпизода с последующим [8]. Смысл деятельности, цель действия, и цель операции - связать все компоненты в единую целенаправленную систему - ориентировочную основу этой системы [9].

Все вышесказанное позволяет выстроить мысленную ситуационную модель и воплотить ее в тренировочных условиях. В разработанной нами программе для общеобразовательных школ основой для моделирования учебных заданий служат структурные элементы эпизодов динамических ситуаций поединка составляющих целостное противоборство.

Преимущества комплексного использования эпизодов поединков нам видятся в следующем:

- содержание эпизодов поединков как структур разных «величин» удобнее планировать и контролировать;

- процесс обучения простейшим элементам единоборств не требует специально оборудованного спортзала. Учебный процесс может успешно осуществляться в условиях минимального обеспечения инвентарем;

- подбор и систематизация учебных заданий происходят на основе структуры поединка, позволяя обучающемуся легче изучить общую систему поединка, его связи и выделенные элементы противоборства;

- материал программы по физической культуре с элементами различных видов единоборств способствует формированию разностороннего практического опыта освоения учебного материала; знакомит обучающихся с некоторыми важными прикладными умениями, необходимыми в жизни, в том числе для допризывной подготовки молодежи.

Ясно, что, осваивая-совершенствуя элементы соревновательных поединков, входящих в программу физической культуры общеобразовательных школ, методисты и преподаватели физической культуры используют как целостный, так и расчлененный методы обучения. Избранный нами ситуационный подход анализа проблем поединка является более совершенным дополнением данных методов. Организационно-методической ошибкой учителей физической культуры является формальное выполнение условий изучения «бросковых» приемов на уроках физической культуры в школе. Это привело к отказу от данного учебного раздела физического воспитания школьников.

Исходя из вышеперечисленного, основным методам обучения элементам единоборств школьников на уроках физической культуры нами выбран метод моделирования ситуаций реального противоборства. Данный метод преимущественно используется для комплексного развития двигательных умений и качеств на начальном этапе изучения материала с элементами единоборств.

1. Грузных Г.М. Классическая борьба: формирование основ ведения единоборства. Омск, 1987.

2. Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе. Теория и практика физической культуры. 1999; 2: 55 - 58.

3. Калмыков С.В., Сагалеев А.С. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты). Улан-Удэ: Издательство Бурят гос. ун-та, 2000.

4. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов. Москва: Высшая школа, 1997.

5. Козин В.В. Повышение результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет на основе моделирования противодействий соперников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2009.

6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва: Академия, 2004.

7. Пилоян РА., Шахмурадов Ю.А. Двигательная структура спортивной борьбы с точки зрения теории деятельности. Теория и практика физической культуры. 1997; 3: 5 - 8.

8. Иванов Д.А., Альжанов Х.Х. К вопросу о целеполагании содержания поединков в процессе обучения элементам единоборств. Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи: материалы научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 70-летию победы в Великой Отечественной войне (электронное издание). Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный институт сервиса, 2016: 51.

9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. Москва: Физкультура и спорт, 1985.

References

1. Gruznyh G.M. Klassicheskaya bor'ba: formirovanie osnov vedeniya edinoborstva. Omsk, 1987.

2. Podlivaev B.A. Modelirovanie trenirovochnyh zadanij v sportivnoj bor'be. Teoriya iprakíika fizicheskojkul'tury. 1999; 2: 55 - 58.

3. Kalmykov S.V., Sagaleev A.S. Taktika sorevnovatel'nojdeyatel'nostiborcov (pedagogicheskie i 'etnopsihologicheskie aspekty). Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo Buryat. gos. un-ta, 2000.

4. Shahmuradov Yu.A. Vol'naya bor'ba: nauchno-metodicheskie osnovy mnogoletnej podgotovki borcov. Moskva: Vysshaya shkola, 1997.

5. Kozin V.V. Povyshenie rezul'tativnosti atakuyuschih dejstvij basketbolistov 15-17 let na osnove modelirovaniya protivodejstvij sopernikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.

6. Gogunov E.N., Mart'yanov B.I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. Moskva: Akademiya, 2004.

7. Piloyan R.A., Shahmuradov Yu.A. Dvigatel'naya struktura sportivnoj bor'by s tochki zreniya teorii deyatel'nosti. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 1997; 3: 5 - 8.

8. Ivanov D.A., Al'zhanov H.H. K voprosu o celepolaganii soderzhaniya poedinkov v processe obucheniya 'elementam edinoborstv. Fizicheskaya kul'tura i sport vzhiznistudencheskoI molodezhi: materialy nauchno-prakticheskoí konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoí 70-letiyu pobedy v Velikoí Otechestvennoí voine ('elektronnoe izdanie). Omsk: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya Omskií gosudarstvennyi institut servisa, 2016: 51.

9. Bogen M.M. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1985.

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 378

Illarionova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology, Russian State Agrarian University -MSHA n.a. K.A. Timiryazev (Moscow, Russia), E-mail: ilp-dok@mail.ru

Illarionov S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Methods of Teaching of Humanitarian and Art-Aesthetic Disciplines, Academy of Social Management (Moscow, Russia), E-mail: illvils@mail.ru

CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN SOCIOCULTURAL SPACE OF A UNIVERSITY. The article reveals tasks, objectives and contents of civil-patriotic education of university students. On the example of the educational process of RGAU - MSHA n.a. K.A. Timiryazev, the possibilities of the civil patriotic education of students through the study of history and development of a university, participation in the volunteer movement, mass celebrations are shown. The article summarizes the experience of educational work in the classroom psychological and pedagogical cycle with students through their active inclusion in the cognitive and creative activities, the organization of students' life and socially useful activities. The ways of extracurricular educational work with students (future teachers) on the example of the existing pedagogical unit are shown. The paper provides examples of academic and extra-curricular lessons, patriotic contents, conducted by the students of different faculties of the Russian State Agrarian University with schoolchildren and students.

Key words: civil-patriotic education, patriotism, patriotic feelings, civil responsibility, civil consciousness, civil position, patriotic outlook, creative educational project.

Л.П. Илларионова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии, Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, E-mail: ilp-dok@mail.ru

С.В. Илларионов, канд. пед. наук, доц., доцент кафедры методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, Академия социального управления, г Москва, E-mail: illvils@mail.ru

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

В статье раскрываются цели, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. На примере организации образовательно-воспитательного процесса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева показываются возможности гражданско-патриотического воспитания студентов через изучение истории становления и развития вуза, участие в волонтерском движении, массовых праздниках. Обобщается опыт воспитательной работы на учебных занятиях психолого-педагогического цикла со студентами через активное их включение в познавательно-творческую деятельность, организацию студенческой жизни и общественно полезной деятельности. Показаны возможности внеучебной воспитательной работы со студентами - будущими педагогами на примере действующего педагогического отряда. Представлены примеры учебных и внеучебных занятий патриотического содержания, проведенных студентами разных факультетов РГАУ-МСХА имени К.А. Тмиирязева со школьниками и студентами.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, патриотические чувства, гражданская ответственность, гражданское сознание, гражданская позиция, патриотическое мировоззрение, творческий образовательный проект.

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи не утрачивает своей актуальности никогда. В последнее время ярко прослеживается положительная тенденция в этом направлении: приняты важнейшие документы федерального, регионального и местного значения по патриотическому воспитанию граждан России, в связи с чем, патриотическое воспитание становится одной из главных задач воспитания.

Патриотизм - это не просто любовь к Родине, преданность своему Отечеству, но и стремление служить его интересам и готовность к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая нравственная характеристика человека, выражающаяся в его ценностях, идеалах, убеждениях и поведении. Следовательно, как указывает М.И. Алдошина, патриотизм - это «сплав памяти поколений и выступает базой духовности как характеристики личности» [1, с. 108].

В научных исследованиях под патриотическим воспитанием традиционно понимается «целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание воспитанников, путем передачи им определенной системы знаний из истории своего народа, героического прошлого своей страны», это и формирование чувства ответственности за судьбу страны и своего народа, способности к гражданской активности [2, с. 62]. Система патриотического воспитания подрастающего поколения предполагает обращение к историческому опыту России, её славному героическому прошлому.

Безусловно, содержание учебных дисциплин психолого-педагогического цикла позволяет выделить некоторые аспекты патриотического воспитания молодежи. В ходе занятий студенты получают возможность регулярно обсуждать вопросы о статусе личности в рамках различных исторических периодов развития страны, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности и гражданского самосознания. Содержание учебных дисциплин, входящих в базовый уровень вузовского образования, выступает в качестве источника знаний о государстве, праве, демократии, правах человека. Этот подход позволяет организовать систематическое и целенаправленное освоение будущими специалистами истории правовых учений и основных принципов демократии. Дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий, таких, как «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь», «гражданственность», «патриотизм» имеются в содержании учебных дисциплин профессионально-правовой и психолого-педагогической подготовки [1; 3; 4].

В то же время изучение опыта патриотического воспитания молодежи показывает, что эта проблема во многом решается не только через учебные дисциплины, но и через организацию студенческой жизни, социокультурного пространства вуза. Интерес к социально-значимой деятельности формируется и сохраняется только в том случае, если человек непосредственно участвует в каком-либо деле, творчески используя приобретенные знания. Стало быть, важным условием патриотического воспитания студенческой молодежи является не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.