УДК 37.035.1.7.
Mokeeva L.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: mok54@mail.ru
DEVELOPMENT OF PATRIOTISM OF STUDENTS THROUGH PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN BIG YALTA. The article reveals the role of physical culture and sports in patriotic and international education of students as an incentive in the formation of children's constant need for physical education and sports in the greater Yalta. In scientific work, theoretical material about the educative process, drawing on P.F. Lesgaft. Sports activity is fully analyzed, the role of physical education teacher on patriotic education of students through physical education and sports activities is revealed. Educating pupils deep and meaningful feelings of Russian patriotism and internationalism, physical education teacher creates an indispensable condition and a powerful incentive for the formation of students' needs for systematic physical education and dispute.
Key words: physical culture, sport, patriotism, students, moral education, team, teacher.
Л.Н. Мокеева, канд. пед. наук, доц., «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ставрополь, E-mail: mok54@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ТЕРРИТОРИИ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ
В статье раскрыта роль физкультуры и спорта в патриотическом и интернациональном воспитании обучающихся как стимула в формировании у детей постоянной потребности в занятиях физкультурой и спортом на территории большой Ялты. В научной работе представлен теоретический материал о воспитательном процессе с опорой на П.Ф. Лесгафта. В полном объеме проанализирована спортивная деятельность, раскрыта роль учителя физкультуры по патриотическому воспитанию обучающихся через физкультурные и спортивные занятия. Воспитывая у школьников глубокие и содержательные чувства русского патриотизма и интернационализма, учитель физкультуры создает непременное условие и мощный стимул для формирования у обучающихся потребностей к систематическим занятиям физической культурой и спором.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, патриотизм, обучающиеся, нравственное воспитание, команда, учитель.
Главным условием решения проблем воспитания у обучающихся потребностей к систематическим занятиям физкультурой и спортом на территории большой Ялты является создание у них постоянных стимулов, побуждающих к этим занятиям. Такими стимулами являются положительные эмоции, высокие нравственные чувства обучающихся. Проблемы воспитания нравственных чувств требуют особого внимания, потому что от их решения зависит теория и практика современного воспитания.
Исходя из сказанного, основная задача статьи заключается в том, чтобы раскрыть роль физкультуры и спорта в патриотическом и интернациональном воспитании обучающихся как стимула в формировании у детей постоянной потребности в занятиях физкультурой и спортом.
Большими возможностями патриотического и интернационального воспитания обучающихся располагает учитель физической культуры.
Воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы воспитанники не только усвоили, а и непосредственно пережили то, что мы стремимся у них воспитывать. Еще П.Ф. Лесгафт отметил, что деятельным человек становится только на деле, т. е. что положительные качества личности развиваются в объективных условиях деятельности. О том, что надо заниматься физическими упражнениями и спортом, знали еще древние врачи, жившие еще до нашей эры - Аристотель (IV век до н. э.). До нашего времени дошло знаменитое выражение Аристотеля «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».
Вполне четко сформулировал это положение А.С. Макаренко - «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, всё равно в чём - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» [1].
Спортивная деятельность по своей специфике открывает широкие возможности для воспитательной работы.
Физкультура и спорт - эффективные средства для воспитания такого высокого, прекрасного чувства, как патриотизм. Оно возникает постепенно, казалось бы, с незначительного явления: с появления ответственности перед своею командою. Потом учащийся начинает гордиться спортивными успехами своего класса, школы, района, города, области, бороться за успехи. Так, постепенно чувство ответственности перед своей командой в совокупности с другими воспитывающими факторами окружающей среды преобразуется в большое и благородное чувство - патриотизм [2].
Итак, в физкультуре и спорте заложены большие воспитательные возможности. Однако значит ли это, что эти возможности автоматически претворяются в действительность? Безусловно, нет. Нужна кропотливая, творческая работа учителя физкультуры, чтобы потенциальные воспитательные возможности его предмета стали реальностью.
Работа учителя физкультуры по патриотическому воспитанию обучающихся совмещается с формированием у них сознательного отношения к урокам физкультуры и внеклассным занятиям спортом. Важно не только то, чтобы каждый обучающийся усвоил всю оздоровительную ценность физкультурных и спортив-
Библиографический список
ных занятий для себя лично, но и понял большое общественное значение физической культуры и спорта в нашей стране [3].
Беседы учителя физкультуры с обучающимся о демократизме современной системы физического воспитания, о беспредельной любви российских спортсменов к своей Родине, вызывает у обучающихся чувство гордости за российский спорт, желание приумножить спортивную славу России. Известно, что советский патриотизм по своей природе глубоко интернационален. Проявляется он в глубокой любви русских людей к своей Родине, в сочетании с братской солидарностью с народами всех стран.
Убедительным примером этого являются Олимпийские игры.
Физкультурные соревнования можно также с успехом использовать как методический прием в учебной работе с обучающимися разных возрастов. Умелое применение этого приема дает двойной эффект - дидактический и воспитательный, т. е. сливает в единый поток учебную и воспитательную работу учителя физкультуры.
Можно было бы привести немало примеров того, как обучающиеся, пренебрегая личными интересами, добиваются спортивной победы для своей команды, своего коллектива. Причём патриотические чувства проявляют не только непосредственные участники соревнований, но и большинство членов коллектива, спортивная часть которого отстаивается на соревновании [4].
Примером может служить команда юных спортсменов Ялтинской средней школы № 2, которая принимала участие в дружественных соревнованиях по футболу на приз Алексея Боярчука в 2018 г За почетный приз развернулась спортивная борьба между юными представителями (Белоруссии, Казахстана, России) или нескольких стран. В этой борьбе школьники выступали как настоящие патриоты. Они глубоко переживали чувства долга и ответственности за спортивную честь Крымской республики.
Но не только непосредственные спортивные встречи могут служить средством патриотического воспитания школьников. Этой цели творчески работающий учитель физкультуры подчиняет и другие средства из богатого арсенала воспитательных возможностей физической культуры и спорта. За последние годы в Международном Детском Центре «Артек» получили широкое распространение встречи прославленных спортсменов с артековцами. Ведущие спортсмены Андрей Петухов, Сергей Шубенков, Андрей Арямнов, Алла Шишкина, Светлана Журова и другие выступали перед ребятами. Они рассказывали будущим чемпионам и рекордсменам о гуманных традициях российского спорта, о спортивных подвигах людей за рубежом, о бескорыстной дружбе русских спортсменов с рядовыми великой армии спорта во многих странах [5 - 7].
Итак, творчески работающий учитель на практике может полнее раскрыть и претворить в жизнь богатейшие возможности физической культуры и спорта в воспитании школьников пламенными патриотами своей Родины и убежденными патриотами. Воспитывая у школьников глубокие и содержательные чувства русского патриотизма, учитель физкультуры создаёт непременное условие и мощный стимул для формирования у обучающихся потребностей к систематическим занятиям физической культурой и спором.
1. Антология гуманной педагогики: Макаренко. Сост., авт. вступ. ст. В.М. Коротков. Москва: Амонашвили. 1999.
2. Физическая культура, спорт и здоровье: Виртуаль - 21: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 - 20 апреля 2013 г Под редакцией профессора М.М. Полевщикова. Йошкар-Ола: Издательство МарГУ 2013.
3. Булкин В.А., Киселев Ю.Я., Крючек С.С.Оперативная диагностика эмоционального возбуждения у спортсменов. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Ленинград: ЛНИИФК, 1977.
4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. Москва: Академический Проект, 2004.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. 3-е изд., испр. Москва: Советский спорт, 2007.
6. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 4-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография. Абайханов А.Р, Абайханов РС., Абдурахманова П.Д., Агараги-мова В.К., Айтмагамбетова РХ., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С. и др. Москва, 2018.
References
1. Antologiya gumannojpedagogiki: Makarenko. Sost., avt. vstup. st. V.M. Korotkov. Moskva: Amonashvili. 1999.
2. Fizicheskaya kultura, sportizdorov'e: Virtual'- 21: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 1 - 20 aprelya 2013 g. Pod redakciej professora M.M. Polevschikova. Joshkar-Ola: Izdatel'stvo MarGU, 2013.
3. Bulkin V.A., Kiselev Yu.Ya., Kryuchek S.S.Operativnaya diagnostika 'emocional'nogo vozbuzhdeniya u sportsmenov. Psihologicheskieproblemypredsorevnovatel'nojpodgotovki kvalificirovannyh sportsmenov. Leningrad: LNIIFK, 1977.
4. Rodionov A.V. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2004.
5. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta. 3-e izd., ispr. Moskva: Sovetskij sport, 2007.
6. Teoriya imetodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Zh.K. Holodov, V.S. Kuznecov. 4-e izd., ster. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.
7. Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Abajhanov A.R., Abajhanov R.S., Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H., Asil'derova M.M., Ahmetova B.Z., Besaeva A.G., Borodina D.S. i dr. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 18.11.18
УДК 37.03
Muratayev K.K., Cand. of Sciences (Art Criticism), Professor, Kazakh National Pedagogical University of a manor of Abay (Almaty, Kazakhstan),
E-mail: lar.nex@yandex.ru
Nekhvyadovich L.I., Doctor of Sciences (Art Criticism), Dean of Department, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lar.nex@yandex.ru
Turganbayeva Sh.S., Doctor of Sciences (Art Criticism), Professor, Kazakh Architectural and Construction Academy (Almaty, Kazakhstan),
E-mail: shahizada08@mail.ru
THE IDEOLOGICAL REPRESENTATION OF MASTERS OF ANCIENT TIMES IN THE COMPONENTS OF THE DECORATION OF THE CERAMICS OF THE ANDRONOV CULTURE. The article examines the ideological representation of the ancient masters in the components of the decoration of the Andronov pottery and the general system of ornamentation of the vessels. It is noted that in mythological, later in religious and philosophical systems, in the interpretations of the creation of the first man clay is given the role of the spiritualized "spark of God" substance. That is why ceramic products, in addition to their purely utilitarian purpose, acquire a special symbolism in the understanding and comprehension of reality. The paper examines samples of bronze age pottery created by the tribes of the andronian culture - II century BC. The study of literary descriptions of the monuments help to note that the main feature of the decoration is geometric. Structural elements that make up the decor as a whole form three main groups.
Key words: pottery of Andronov culture, decor, world, ancient craftsmen.
К.К. Муратаев, канд. искусств., проф., Казахский национальный педагогический университет имения Абая, г. Алматы (Казахстан),
E-mail: lar.nex@yandex.ru
Л.И. Нехвядович, д-р искусств., декан факультета искусств и дизайна, Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: lar.nex@yandex.ru
Ш.С. Турганбаева, д-р искусств., проф., Казахская архитектурно-строительная академия, г. Алматы (Казахстан), E-mail: shahizada08@mail.ru
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАСТЕРОВ В КОМПОНЕНТАХ ДЕКОРА КЕРАМИКИ АНДРОНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье исследуются мировоззренческие представления древних мастеров в компонентах декора андроновской керамики и общей системе орнаментации сосудов. Отмечается, что в мифологических, позже в религиозно-философских системах, в трактовках сотворения первого человека глине отводится роль одухотворенной «искрой божьей» субстанции. Именно поэтому изделия из керамики, помимо их чисто утилитарного назначения, обретают особую символику в понимании и осмыслении действительности. Рассматриваются образцы керамики эпохи бронзы, созданные племенами периода андроновской культуры - II тыс. до н. э. На основе художественного описания памятников отмечается, что основная особенность декора - это геометричность. Структурные элементы, составляющие декор в целом образуют три основные группы.
Ключевые слова: керамика, андроновская культура, декор, мировоззрение, древние мастера.
Современная педагогика является полем изучения актуальных проблем методологии искусства. В начале XXI века в науке возник целый ряд новых направлений, школ, течений, которые требуют глубоко теоретического осмысления. Мы исходим из того, что основная задача исследовательского метода преподавателя дисциплин художественно-эстетического цикла должна сводиться к регулированию познавательного процесса, упорядоченной последовательности операций в соответствии с определёнными требованиями, правилами и рекомендации [1]. При этом особое значение в организации содержательного материала имеет знание основ художественного описания памятников.
В настоящей статье на основе метода художественного описания раскроем особенности мировоззренческих представлений древних мастеров в компонентах декора керамики андроновской культуры. Начиная с древних цивилизаций, глина способствовала раскрытию преобразующих способностей, духовных поисков и творческих устремлений человека. Особенно в его возможностях создавать не существующие и не видимые в природе формы, объемы,
В ряду памятников древних культур особый интерес вызывают образцы керамики эпохи бронзы, созданные племенами периода так называемой андроновской культуры - II тыс. до н.э. В бронзовом веке формируется комплекс миропредставлений, особенности которых во многом обуславливаются откры-
тием и использованием такого качества огня, при помощи которого андронов-цы, как и все другие племена данного времени, стали широко производить бронзу (при соотношении частей меди и олова как 9:1). Это явление качественно обновило и весь комплекс мифологических представлений. Образы и культ огня становятся одними из стержневых в понимании и представлениях древних о мироздании. Об этом говорят материалы археологических раскопок и свидетельствуют наиболее древние гимны Ригведы, корнями восходящие к эпохе бронзы [2]. Наше обращение к Ригведе вполне обосновано, так как все больше свидетельств тому, что это памятник древнеарийских кочевых племен, пришедших в Индию в эпоху бронзы из Евразийских степей. Так, основному качеству огня - жару в гимне о сотворении мира отводится роль первоприн-ципа бытия:
Не было не сущего, и не было сущего тогда... Не было ни смерти, ни бессмертия тогда... Дышало, не колебля воздуха, по своему закону нечто Одно, То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту, Оно одно было порождено силою жара (1, Х, 129, 1-3).
В другом гимне - о космическом жаре огонь в своем главном качестве выступает и как первоэлемент всего сущего: