УДК 656.225
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АЭРОПОРТАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АБИЛЬДИНОВА АРАЙЛЫМ МУРАТОВНА
Магистрант АО «Академия гражданской авиации», Алматы, Казахстан
АБЖАПБАРОВА АЙНУР ЖАДИГЕРОВНА
Ассоциированный профессор кафедры "ОАПиЛ" АО «Академия гражданской авиации», Алматы, Казахстан
Аннотация. В данной статье обращено внимание на основные проблемы транспортной отрасли, которые затрудняют активное внедрение инноваций в данной сфере. Описаны приоритетные инновационные разработки, способствующие повышению эффективности и оптимизации процессов в данной отрасли. Затронуты вопросы финансирования инновационных разработок, а также перечислены преимущества и недостатки реализуемых инновационных проектов.
Ключевые слова: инновационные технологии, цифровизация, авиационная отрасль, аэропорты, авиакомпании, автоматизация.
Введение. Цифровые технологии активно проникают во все сферы нашей жизни, и глобальное движение в сторону оцифровки информации изменяет также и транспортную отрасль. На сегодняшний день этот рынок является одним из самых динамично развивающихся в мире, так как от эффективности функционирования транспортных сетей зависит продуктивность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономическое благосостояние страны. Вопрос модернизации транспортной сферы играет достаточно важную роль во многих зарубежных стратегиях развития цифровой экономики, и Казахстан также не является исключением.
Инновации занимают ключевую роль в развитии транспортной отрасли, а в дальнейшем и повышают эффективность работы данной сферы. Основное направление инновационной деятельности транспортных компаний направлено, прежде всего, на рост таких показателей, как качество предоставляемых услуг, повышение производительности труда, увеличение транспортных расстояний, а также расширение доли рынка, выход на новые рынки, повышение собственной гибкости и снижение производственных затрат. У транспортной отрасли — выдающаяся значимость по сравнению с остальными отраслями, поскольку она способствует инновационному пути развития нашей страны, так как деятельность транспортной инфраструктуры, транспортных сетей и средств затрагивает почти все виды инноваций. Приобретенные в процессе инновационной работы «плоды» отражаются в прочих сферах экономики.
Материалы и методы. Одним из важнейших преимуществ Казахстана в области авиаперевозок является географическое положение, что позволяет ему служить важным связующим звеном между Европой и Китаем. Такие воздушные узлы, как Франкфурт, Амстердам, Сингапур, являются примерами успешной инвестиционной политики в этом отношении. По прогнозам, в течение следующих двадцати лет Китай, США и Индия станут тремя наиболее быстрорастущими рынками гражданской авиации, если говорить о приросте количества пассажиров в год. К 2040 году Китай станет крупнейшим пассажирским рынком, и, если брать регионы в целом, то Азиатско-Тихоокеанский регион будет играть в этой отрасли ведущую роль в ближайшие годы. В этой связи растущий спрос на воздушные перевозки в Китае и других крупных азиатских рынках авиационных услуг, скорее всего, станет одним из столпов развития авиации в Казахстане в ближайшем будущем. В настоящее время в
Казахстане зарегистрировано 56 авиакомпаний, но только пять из них осуществляют регулярные пассажирские перевозки. Общее количество воздушных маршрутов Республики Казахстан составляет 88.
Одним из основных препятствий на пути развития авиаперевозок в Казахстане является плохое состояние аэропортов. Из 25 аэропортов Казахстана 18 обслуживают международные рейсы. Есть только два аэропорта (Алматы и Астана), которые соответствуют стандартам ША и ШВ ИКАО (Международной организации гражданской авиации). Следует также отметить, что низкий спрос на услуги в большинстве аэропортов Казахстана делает осуществление различных услуг невыгодным для многих фирм. Так, например, более двух третей всех авиапассажиров в Казахстане обслуживают только два крупных аэропорта - Алматы и Астана. В большинстве остальных аэропортов количество пассажиров в год не превышает 500 тысяч человек. Кроме того, в Казахстане по-прежнему недостаточное техническое оснащение и слабая инфраструктура в аэропортах, значительный износ специализированного оборудования и другие связанные с этим технические проблемы.
Результаты. Текущее состояние рынка аэропортовых услуг в Казахстане существенно уступает развитым странам. В республике в настоящее время действует 25 аэропортов, из них 14 аэропортов находится в государственной собственности (Астана, Атырау, Актобе, Кокшетау, Павлодар, Усть-Каменогорск, Семей, Костанай, Талдыкорган, Кызылорда, Петропавловск, Урджар, Ушарал, Зайсан), 7 аэропортов в частной собственности (Алматы, Караганды, Тараз, Уральск, Балхаш, Жезказган, Бурундай) и 3 аэропорта в доверительном управлении (Актау, Туркестан, Шымкент) (Рисунок 1).
Аэропорты, функционирующие с участием государства
| 1 у
Аэропорты частного сектора
МТ РК
Астана Кызылорда Кокшетау Петропавловск
ФНБ «Самрук Казына»
Актобе Атырау Павлодар
МИО
Костанай Усть-
Каменогорск
Семей
Талдыкорган
Находятся в
доверительном
управлении
Алматы
Караганды
Балхаш
Жезказган
Бурундай
Уральск
Тараз
Шымкент
Рисунок 1 -Структура аэропортов РК по формам принадлежности
(Источник: сайт КГА МТ РК)
Уровень развития казахстанских аэропортов и генерируемые ими пассажиропотоки значительно ниже, чем у зарубежных. Неразвитость аэропортовых услуг, ориентация большей частью на внутренний рынок и отсутствия должного уровня контроля над
качественными показателями в деятельности аэропорта приводят к снижению конкурентоспособности и невозможности в полной мере использовать транзитный потенциал Казахстана. Политика развития в области инфраструктуры и повышения качества услуг гражданской авиации должна предусматривать следующие меры:
-адаптация технического и эксплуатационного состояния аэропортов требованиям
-увеличение объема пассажиропотока, путем расширения географии полетов как отечественными так и иностранными авиакомпаниями;
-реализация транзитного потенциала авиаперевозок на основе использования современных воздушных судов и организации удобных маршрутов, соединяющих европейские и азиатские страны через аэропорты Казахстана;
-развитие инфраструктуры аэропортов для повышения качества обслуживания; -диверсификация бизнес-процессов в аэропортах (посредством увеличения неавиационных доходов);
-реконструкции производственных мощностей хабов и аэропортов; -улучшение качества обслуживания в аэропортах посредством внедрения цифровых технологий.
Автоматизированная система контроля отправок пассажиров и багажа (Departure Control System, DCS) позволяет ускорить регистрацию пассажиров, а также оперативно обрабатывать и пересылать всю необходимую информацию о пассажирах и их багаже, повышая качество обслуживания различных категорий пассажиров. С её помощью аэропорт может обслуживать пассажиров, пришедших на регистрацию с электронным билетом. Система подключена к единому международному центру обработки данных, благодаря чему упрощаются все процедуры, связанные с обслуживанием трансферных пассажиров, следующих через другие аэропорты, уменьшается время стыковок рейсов, повышается уровень регулярности полётов.
Система контроля вылета DCS позволяет автоматизировать управление необходимой для регистрации на рейс информацией, печать билетов, прием багажа, посадку на ВС, а также контроль загруженности и проверку ВС. С помощью DCS можно идентифицировать, фиксировать и обновлять записи имени пассажира (passenger name record, PNR) из системы бронирования авиакомпании.
DCS также применяется для обновления статуса бронирования: регистрации, посадки, полета и др. Перед посадкой в самолёт посадочный талон сканируется на выходе из терминала. В процессе сканирования осуществляется сверка имени пассажира, назначенного ему места в салоне и порядкового номера посадочного (уникального идентификатора для каждого пассажира на рейсе). Данная сверка осуществляется для решения целого спектра задач: авиакомпаниям необходимо проверить, что пассажир не перепутал выход на посадку и имеет право на перевозку (отсутствует задолженность по оплате дополнительных услуг или ограничения на перевозку со стороны государственных органов). Также необходимо убедиться, что назначенное место в салоне не изменилось, в противном случае система должна распечатать новый посадочный талон.
Существенной практической пользы в отрыве корешка нет, поэтому многие авиакомпании этим не занимаются. Однако некоторые перевозчики вручную сверяют количество оторванных корешков с количеством пассажиров, подсчитанным агентами по посадке на входе в салон, так как достоверная информация о фактическом количестве пассажиров на борту необходима для пилотов и других представителей авиакомпании. Происходит это по причине отсутствия в некоторых аэрпортах необходимого оборудования (ПК, считыватель посадочных талонов, считыватель паспортов, принтер предполетной документации).
Аэропорт является главным поставщиком услуг авиакомпаний и должен обеспечивать перевозчиков, осуществляющих свою деятельность на его территории, всем необходимым
ИКАО;
оборудованием, создавая условия нормального функционирования авиакомпаний, особенно в век цифровизации и новых технологий. Однако ввиду того, что инновационная деятельность казахстанских аэропортов значительно затруднена в связи недостаточным финансированием, большинство аэропортов Казахстана, из-за отсутствия финансовых возможностей принебрегают своими обязательствами, возлагая данную ответственность на самих перевозчиков.
Некоторые авиакомпании для своего удобства и усиления мер безопасности все же устанавливают свое оборудование. Но это не выход из положения, так как другие авиакомпании не смогут пользоваться данным оборудованием и должны в обязательном порядке установить свое. Более того, имеющаяся инфраструктура аэропортов не позволяет обеспечивать таким количеством места, чтобы каждая авиакомпания могла установить свое оборудование. Из этого следует вывод, что оптимальным решением является обеспечение аэропортом необходимым оборудованием авиакомпании с целью общего пользования.
Отсутствие достаточного финансирования аэропортов, не единственное препятствие внедрения цифровизации в авиационной отрасли. На сегодняшний день одним из главных барьеров на пути развития цифровизации в Казахстане являются:
- громоздкое, противоречивое и нестабильное законодательство;
-избыточное регулирование функций государственных органов и административных процедур на законодательном уровне, что лишает уполномоченных органов самостоятельности, а также возможности принимать оперативные решения по оптимизации внешних и внутренних бизнес-процессов, внедрению передовых практик и цифровых решений;
- законодательные пробелы в регулировании цифровых прав человека и гражданина;
- бесконтрольное использование больших данных, алгоритмов обработки данных с применением ИИ, интернета вещей для ведения «цифровой слежки»;
-отсутствие единой законодательной базы, регулирующей деятельность провайдеров цифровых услуг.
Обсуждение. Казахстан занимает неплохие позиции в основных мировых рейтингах цифровой конкурентоспособности. В июле 2023 года портал Global CIO опубликовал исследование, посвященное казахстанскому ИТ-рынку и подготовленное в разрезе особенностей цифровой трансформации различных отраслей. По словам авторов отчета, в 2022 году Казахстан вошел в топ-30 самых развитых в цифровом отношении стран мира. В мировом рейтинге Казахстан занимает 51-е место в Индексе развития ИКТ и 58 место — в Индексе сетевой готовности. Дополнительным стимулом, подтолкнувшим цифровизацию в Казахстане и во всем мире, стала пандемия COVID-19. В условиях минимизации прямого контакта между людьми сформировались новые стандарты автоматизации бизнеса и удаленного доступа к услугам, положительно отразившиеся на экономике впоследствии.
Но нашу страну в ряде индексов пока тянет вниз именно отставание корпоративного сектора в области цифровых внедрений. Исправлять эту ситуацию предстоит через создание системы стимулов к внедрению цифровых технологий для предпринимателей. Приоритеты здесь - совершенствование нормативной базы и регулирование, создание особых условий для привлечения инвестиций в цифровые проекты. То есть, максимальное снижение издержек для цифровой трансформации предприятий.
Конкурентоспособность аэропортов напрямую зависит от того, смогут ли они вдохнуть новую жизнь в свою инфраструктуру и повысить эффективность. Поэтому они должны стремиться к её повышению за счёт внедрения цифровых технологий на различных этапах. В процессе обслуживания — к сокращению времени прохождения предполётных формальностей, применяя для этого технологию распознавания лиц в решении для операций предполётного досмотра. Также за счёт ускоренного процесса обработки багажа достичь сокращения минимального времени пересадки для транзитных и трансферных пассажиров. С помощью внедрения систем энергоэффективности добиваться снижения затрат на
инфраструктуру.
Транспорт был и остается отраслью, производящей колоссальный объём данных, при этом используется лишь малая его часть. Это огромный потенциал для развития. И его реализация в наши дни осуществляется самым активным образом. По словам экспертов, преимущества аэровокзалов нового типа неоспоримы, они шаг за шагом будут вытеснять традиционную модель аэропортов. Терминал аэропорта — главный «элемент» коммерческого аэропорта, а также сложная сеть систем, которые вместе должны обеспечить пассажирам желаемый, эффективный и запоминающийся опыт.
Аэропортам необходимо проводить оценку уровня цифровой зрелости в сравнении с желаемым конечным состоянием успешного внедрения цифровых технологий.
Для оптимизации клиентского опыта (один из важнейших факторов для роста выручки аэропорта) важно обеспечить единую цифровую экосистему, для чего необходима интеграция сервисов друг с другом и эффективное управление процессами внутри авиаузла и цифровыми потоками. Эти изменения требуют долговременных инвестиций в цифровую инфраструктуру аэропортов.
Чтобы развивать этот показатель, а также продолжать повышать эффективность работы воздушного хаба, необходимо и дальше инвестировать в ИТ и развивать цифровые сервисы. Ведь аэропорт - сложная система, для поддержания работы которой необходимо обеспечить координацию всех ее элементов и процессов, что невозможно без использования современных технологий.
К слову, в 2025 году правительство Казахстана имеет амбициозные планы войти в число 20 лучших в Индексе развития электронного правительства ООН, в число 50 лучших в Индексе электронной коммерции B2C (Business to Consumers) и в число 40 лучших стран по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий.
Заключение
Гражданская авиация является одним из самых быстрорастущих видов транспортных услуг в мире. Развитие отрасли усиливает рост многих сопутствующих услуг, которые вместе создают значительный объем занятости и доходов для местной и мировой экономики. Однако развитию гражданской авиации в Казахстане препятствует несколько факторов, которые в основном связаны с отсутствием инвестиций, плохими техническими условиями и, вероятно, общей недооценкой мультипликативного эффекта инвестиций в отрасль. Несмотря на свою небольшую долю, воздушные перевозки в Казахстане быстро растут в настоящее время и будут расти дальше, согласно ожиданиям. Наиболее значительными внешними преимуществами гражданской авиации в Казахстане являются географическое положение страны между основными азиатскими развивающимися рынками и Европой и ожидаемый будущий рост авиаперевозок в этих странах.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
В проведенном исследовании выполнен системный анализ отечественных и зарубежных работ, определена проблема обслуживания во временных рамках, как процесса, имеющего временные затраты, не характерных для многих других сфер.
В рамках проведенного исследования было определено, что необходим комплекс мер для внедрения цифровых технологий в сфере авиации. Создана классификация типов существующих конструктивных решений, необходимых для повышения качества обслуживания пассажиров и обработки грузов и багажа.
Было озвучено решение, которое позволит объединить инновации в сфере цифровых технологий и сферу обслуживания. Таким образом была построена теоретическая модель, которая объединила бы в себе сервис нескольких служб аэропорта и уменьшила время обслуживания пассажиропотока, а также повысила уровень авиационной безопасности и безопасности полетов.
В более глобальном смысле возможна реализация идеи полностью автоматизированного аэропорта, но не в рамках данной статьи.
Поставленная задача была решена полностью, содержит ключевые моменты, которые раскрывают суть решения поставленной задачи, а именно внедрения инноваций в сферу пассажирских перевозок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галушко М.В., Шарипова К.Р. Основные проблемы и перспективы развития инновационных технологий в транспортной отрасли России // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 6. — С. 1079-1090;
2. Источник: https://www.gov.kz/memleket/entities/aviation?lang=ru;
3. Источник: https://egov.kz/cms/ru/digital-kazakhstan;
4. Соколов, О. А. Цифровая трансформация аэропорта / О. А. Соколов, А. Л. Полигаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102212/ (дата обращения: 06.04.2024);
5. Официальный сайт Университета имени Ходжи Ахмеда Ясави (Евразийский научно-исследовательский Институт);
6. УДК656.225DOI 10.52167/1609-1817-2022-121-2-175-182 Б.К. Сейдахметов, И.Ж. Асильбекова, А.Ж. Абжапбарова, З.Е. Конакбай, Академия гражданской авиации, Алматы, Казахстан, «Современное состояние и проблемы развития аэропортов казахстана»;
7. УДК 656.025D0I 10.52167/1609-1817-2024-130-1-119-129 М.Е. ^алекеева, Г.В. Муратбекова, С. Жардемкызы, А.А. Албанова, Академия гражданской авиации, Алматы, Казахстан, «Внедрение цифровых технологий в области пассажирских и грузовых перевозок».