Научная статья на тему 'Роль инноваций в повышении конкурентоспособности российских авиакомпаний'

Роль инноваций в повышении конкурентоспособности российских авиакомпаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АВИАКОМПАНИИ / АВИАПЕРЕВОЗКИ / АЭРОПОРТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО АЭРОПОРТОВ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ АВИАКОМПАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревинова Светлана Юрьевна, Саляхова Алия Равиловна

Рассмотрены основные направления инновационного развития авиатранспортной отрасли России. Показаны основные проблемы рынка гражданских авиаперевозок и определена роль инноваций в решении транспортных проблем и повышении конкурентоспособности авиапредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers key features of innovations' development of civil aviation in Russia. The main problems concerning the airline market have been stated and authors have analyzed the role of innovations in tackling transport problems and increasing competitiveness of domestic air companies.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в повышении конкурентоспособности российских авиакомпаний»

УДК 338.47

С.Ю. Ревинова, А.Р. Саляхова

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

В условиях глобализации и интеграции российской экономики в систему международных экономических отношений важная роль отводится гражданской авиации. Гражданская авиация имеет огромное значение в решении социально-экономических задач страны, обеспечении целостности и национальной безопасности государства, а также в улучшении качества жизни населения.

Ключевыми особенностями отрасли пассажирских авиаперевозок в России за последние двадцать пять лет являются цикличность и низкорентабельная деятельность большинства авиакомпаний. Деятельность авиакомпаний сильно коррелирует с деловой активностью, таким образом, в условиях экономического спада происходит снижение авиатрафика, что, в конечном итоге, отражается на финансовых результатах. Высокие цены на авиатопливо, растущие трудовые затраты, усиливающаяся конкуренция со стороны низкобюджетных авиаперевозчиков, перенасыщение рынка авиаперевозок по некоторым направлением и другие факторы прямо либо косвенно снижают рентабельность авиакомпаний. Поэтому внедрение инновационных технологий является ключевым фактором успеха авиакомпаний на рынке в условиях нестабильности внешней среды и внутренних ограничениях (неэффективность бизнес-процессов, неоднородный уровень сервиса и обслуживания клиентов, невысокая безопасность полетов и др.).

В последнее время гражданская авиация стала одной из наиболее приоритетных сфер инновационного развития российской экономики. В соответствии с транспортной стратегией России на период до 2030 г. Росавиацией реализуется инновационная программа «Гражданская авиация» на 2010-2015 гг. (является подпрограммой ФЦП «Развитие транспортной

системы России). Цель данной программы -создание развитой национальной сети воздушных сообщений, обеспечение безопасного надежного аэронавигационного обслуживания, реконструкция действующих и строительство новых аэропортов, в том числе с использованием инновационных технологий - для решения транспортных проблем, повышения эффективности деятельности авиапредприятий и их конкурентоспособности, в частности российских авиакомпаний.

В условиях возрастающего спроса на авиаперевозки, увеличения интенсивности полетов, а также усиления конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний инновации являются одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности отечественных авиапредприятий.

Стоит отметить, что с 2000 по 2009 г. после более чем десятилетнего спада объема пассажирских перевозок наступил период роста, в среднем ежегодно на 7-9 % [1]. Основными драйверами роста являются: подъем российской экономики, увеличение деловой активности, повышение уровня доходов населения и его мобильности, а также развитие инфраструктуры воздушного транспорта и обновление парка воздушных судов. Более того, позитивная динамика развития российского рынка авиаперевозок привлекает ведущие иностранные авиакомпании. За последние десять лет регулярные рейсы в Россию открыли более 30 зарубежных авиакомпаний. Например, лидер среди иностранных авиакомпаний - Lufthansa - ежегодно перевозит на российском рынке более миллиона пассажиров [2]. Другие перевозчики также наращивают объемы перевозок ускоренными темпами: например, такие авиакомпании, как Czech Airlines и Qatar Airways. Также успешный бизнес в России гигантов мировой авиаиндуст-

^ШаучнО-Технические>ведомости>СПбГПу1'>2012

рии привлек на российский рынок и низкозатратных авиаперевозчиков (например, А1гВегПп, УиеНп§).

Несмотря на положительную динамику рынка авиаперевозок, объем авиационных перевозок все еще ниже уровня начала 90-х гг. Это свидетельствует о том, что в данной отрасли существуют проблемы (факторы), которые влияют на деятельность и конкурентоспособность авиакомпаний. Мы свели их в следующую таблицу.

В условиях увеличивающегося спроса на воздушные перевозки, усиления конкуренции со стороны иностранных перевозчиков и присутствия транспортных проблем использование инноваций является конкурентным преимуществом в борьбе за рыночную долю между авиакомпаниями.

В настоящее время на пять ведущих авиакомпаний приходится 62 % рынка по пассажи-рообороту (международные и внутренние перевозки). Доли крупнейших авиакомпаний России по пассажирообороту на 2011 г. выглядят следующим образом: «Аэрофлот - Российские авиалинии» занимает 25 % рынка, «Трансаэро» -20 %, «ЮТэйр» - 7 %, «Сибирь» - 6 %, «Россия» -4 % [3].

Продолжающиеся процессы либерализации мировой экономики, влияние глобальных альянсов, появление низкобюджетных перевозчиков, проникновение электронной коммерции, приватизация государственных авиаперевозчиков являются ключевыми факторами воздей-

ствия на авиаотрасль с учетом роста операционных расходов. Поэтому многие авиакомпании заинтересованы в повышении эффективности процессов и потребительской ценности внедрением инноваций за счет как внутренних, так и внешних ресурсов. За счет внешних ресурсов внедряются инновации в рамках государственной стратегии инновационного развития авиатранспортной отрасли.

Одним из значимых направлений инновационного развития отечественного авиакомплекса можно назвать создание автоматизированных систем организации воздушного движения нового поколения с целью повышения безопасности полетов воздушных судов. С 2006 г. Роса-виация реализовала поставку и ввод в эксплуатацию около 2000 новейших и перспективных систем автоматизированного управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и связи [4]. Создание новых автоматизированных систем воздушного движения опирается на новые технологии, принятые концепцией Международной организации гражданской авиации: это связь, навигация, наблюдение и организация воздушного движения. В основе данной концепции лежит использование цифровых каналов передачи данных и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/ОРБ для навигации воздушных судов.

Основной областью применения автоматизированных систем организации воздушного движения стало решение задачи наблюдения

Основные факторы, влияющие на отрасль авиаперевозок

Факторы Влияние факторов

Экономические Снижение покупательной способности населения меняет предпочтения пассажиров и сокращает прибыль авиакомпаний. Высокие темпы роста цен на авиатопливо. Нехватка финансовых ресурсов

Технологические Износ основных фондов. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и коммуникаций

Политические Действия ФАС и Минтранса РФ по контролю над нарушениями условий конкуренции в отрасли. Плановые и внеплановые целевые инспекционные проверки обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в авиакомпаниях и аэропортах

Социальные Кадровая проблема. Нехватка квалифицированных кадров

за полетом воздушного судна и повышение безопасности полетов с помощью внедрения и использования систем зависимого наблюдения. В основе данной технологии заложена идея своевременной и точной передачи информации с борта воздушного судна с использованием глобальной навигационной системы с целью обнаружения опасной ситуации и предотвращения авиационных происшествий. За счет возможности установления стандартных траекторий выхода и захода на посадку технологии автоматического зависимого наблюдения создают такие конкурентные преимущества для предприятий авиаотрасли, как снижение количества задержек авиационных рейсов на 35-40 % [5], повышение пропускной способности аэропортов, а также более экономичное использование авиатоплива.

Важным шагом в области внедрения инновационных технологий в сфере обеспечения безопасности полетов и увеличения воздушного пространства России стал переход на новую систему вертикального эшелонирования воздушных судов с сокращенными интервалами -RVSM (Reduced vertical separation minima -система мер, призванная повысить пропускную способность воздушного пространства за счет снижения установленных интервалов между эшелонами) с введением шести дополнительных эшелонов полета в ноябре 2011 г. Данные технологии организации воздушного движения эффективно используются мировым авиационным сообществом. Внедрение новой системы вертикального эшелонирования направлено на увеличение эффективности и безопасности использования воздушного пространства РФ в соответствии со стандартами международной организации гражданской авиации, а также на гармонизацию аэронавигационной системы России с мировой аэронавигационной системой в рамках создания «бесшовного» общемирового воздушного пространства. Более того, данная система вертикального эшелонирования позволит сократить задержки вылетов на 40-45 % за счет увеличения воздушного пространства страны, а также уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу на 5 % и уменьшить расход авиационного топлива

на 5 %, так как высоты с 8 до 13 тыс. м являются наиболее выгодными с экономической точки зрения для авиакомпаний по затратам топлива [6].

Также одним из важных направлений инновационного развития авиаотрасли является разработка и внедрение инноваций в практику строительства аэропортов. Например, для развития наземной инфраструктуры гражданской авиации используются материалы на основе нанотехнологий и наноматериалов. В настоящее время в проектах реконструкции и строительства аэродромных покрытий широко используются современные технологии и материалы, позволяющие повысить надежность и долговечность объектов авиакомплексов. Например, в аэропорту Домодедово при реконструкции покрытий впервые в практике отечественного аэродромостроения применен прочный тканый геотекстиль, что позволило обеспечить плотность и устойчивость конструкции. Еще одним примером использования современных технологий является применение в конструкции покрытий, где осуществляется противообледенительная обработка, материалов из бетонных матов с целью предотвращения загрязнения нижележащих слоев грунта и грунтовых вод.

К внутренним источникам инноваций авиакомпаний можно отнести новейшие разработки и технологии телекоммуникационной инфраструктуры в качестве факторов повышения конкурентоспособности. Основным элементом телекоммуникационной инфраструктуры является применение технологий электронного билето-оформления и онлайн продаж. Данные технологии дают большое количество преимуществ по сравнению с традиционными методами продаж для авиакомпаний:

- внедрение системы электронных продаж позволяет снизить затраты на оформление, дистрибуцию билетов;

- повышается прозрачность процесса продаж и появляется возможность в режиме реального времени отслеживать заполняемость рейсов с целью максимизации прибыли;

- повышается качество оказываемых услуг для пассажиров;

Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки

- появляется возможность расширить спектр услуг, предлагаемых компанией, за счет реализации сопутствующих услуг (например, бронирование отелей, аренда транспортных средств и т. д.);

- при покупке билетов через сайт авиакомпании отсутствует лаг зачисления выручки от продаж в сравнении с традиционными каналами (через агентов, дистрибьюторов).

За последние двадцать лет российская отрасль пассажирских авиаперевозок претерпела значительные изменения, связанные с процессами глобализации мировой экономики, развитием информационных технологий и появлением преимуществ электронной коммерции. Данные изменения проявились, прежде всего, в трех аспектах: во-первых, в смещении рыночной силы в сторону конечного потребителя; во-вторых, в проникновении низкобюджетных перевозчиков на традиционные рынки и усилении конкуренции; в-третьих, в улучшении взаимоотношений с клиентами. Отрасль авиаперевозок постоянно подвержена циклическим колебаниям и характеризуется нестабильностью, вызванной не только внешними шоками,

но и внутренними ограничениями и дестабилизирующими факторами. Поэтому авиакомпании заинтересованы в повышении потребительской ценности и улучшении взаимоотношений с клиентами. Безусловно, инновации -ключевой фактор повышения конкурентоспособности авиакомпаний, поскольку способствуют оптимизации бизнес-процессов, улучшению качества предоставляемых услуг и максимизации прибыли.

Инновационная стратегия развития транспортного комплекса и модернизация инфраструктуры гражданской авиации являются первостепенной задачей государства. Современная и разветвленная авиационная инфраструктура -ключевой фактор экономического развития страны. Создание развитой национальной сети воздушных сообщений, обеспечение безопасного аэронавигационного обслуживания, реконструкция действующих и строительство новых аэропортов, в том числе с использованием инновационных технологий, способствуют решению транспортных проблем, повышению эффективной деятельности и конкурентоспособности авиапредприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова, И.В. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010 [Электронный ресурс] : стат. сб. / И.В. Акимова, О.Ю. Дудорова, В.В. Квитко; Росстат. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Годовой отчет компании «Аэрофлот» за 2007 год [Текст].

3. Данные Росавиации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.favt.ru

4. Нерадько, А.В. Инновационное развитие гражданской авиации России: итоги и перспективы [Текст] / А.В. Нерадько // Транспорт и связь. - 2011. - № 2.

5. Нерадько, А.В. Инновационное развитие воздушного транспорта России [Электронный ресурс] / А.В. Нерадько. - Режим доступа: http://www.favt.ru

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. aviaport.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.