Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1612
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / БЮДЖЕТНАЯ АВИАКОМПАНИЯ / ЛОУКОСТЕР / АЭРОПОРТ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / МАЛАЯ АВИАЦИЯ / AIR TRANSPORTATION / LOW-COST AIRLINE / AIRPORT / DOMESTIC TOURISM / INTERNATIONAL TOURISM / SMALL AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблеева А. Г., Урумбаев К. К.

В статье рассматривается современное состояние рынка воздушных перевозок в Республике Казахстан. Авторами приведен обзор основных показателей гражданской авиации в республике. Определены преимущества и недостатки бюджетных авиакомпаний и малой авиации, изучены основные направления развития пассажирских перевозок. Даны рекомендации по развитию малой авиации и отрасли в целом с целью развития внутреннего и международного туризма. Определены перспективные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CIVIL AVIATION IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article examines the current state of the air transportation market in the Republic of Kazakhstan. The authors provide an overview of the main indicators of civil aviation in the republic. The advantages and disadvantages of low-cost airlines and small aircraft are determined, the main directions of development of passenger traffic are studied. Recommendations are given for the development of small aircraft and the industry as a whole with the aim of developing domestic and international tourism. Perspective directions of development have been identified.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

АВИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

А.Г. Аблеева, канд. геогр. наук, доцент К.К. Урумбаев, магистрант

Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Казахстан, г. Алматы)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11007

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние рынка воздушных перевозок в Республике Казахстан. Авторами приведен обзор основных показателей гражданской авиации в республике. Определены преимущества и недостатки бюджетных авиакомпаний и малой авиации, изучены основные направления развития пассажирских перевозок. Даны рекомендации по развитию малой авиации и отрасли в целом с целью развития внутреннего и международного туризма. Определены перспективные направления развития.

Ключевые слова: воздушные перевозки, бюджетная авиакомпания, лоукостер, аэропорт, внутренний туризм, международный туризм, малая авиация.

В последнее время значимость воздушного транспорта в Казахстане растет. Гражданская авиация играет первостепенную роль в развитии международного туризма. В соответствии с планом первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов» инду-

стрия авиатранспорта является одним из приоритетных направлений развития. Согласно официальной статистике, пассажиропоток в разрезе авиатранспорта непрерывно увеличивался с 2006 по 2019 годы [1]. Динамика пассажирских перевозок показана в рисунке 1.

9 8 7 6 5

i

3

2 1 0

О СЛЛ

2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Объем пассажирских перевозок по республике воздушным транспортом

(тыс. человек)

Пандемия внесла свои коррективы. За период с января по сентябрь текущего года воздушным транспортом было перевезено на 40 процентов меньше пассажиров, чем

за аналогичный отрезок предыдущего года. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией, в Казахстане имеет место тенденция развития рынка воздушного транс-

порта. Расширяется география перевозок. В текущем году казахстанская компания-лоукостер запускает рейс в областной центр Туркестан. Компания демонстрирует, что при разумном менеджменте возможно развитие даже в кризисные времена, а также на своем примере показывает преимущество бюджетных авиакомпаний [2].

В казахстане насчитывается 5 крупных авиакомпаний: Air Astana, SCAT, QAZAQ Air, FlyArystan. Авиакомпании Air Astana и SCAT имеют международную аккредитацию и осуществляют регулярные вылеты за рубеж. Имеются и авиакомпании, ориентированные на бизнес-полеты. Среди них Prime Aviation, Comlux-KZ, KazAirJet. Они получили аккредитацию еврокомис-сии для полетов в Европу.

Отдельного внимания заслуживает рынок бюджетных авиакомпаний. Лоукосте-ры (Low-cost company) или бюджетные авиакомпании - авиакомпании, которые понижают цену за билеты за счет отказа от традиционных услуг: гарантированного багажа, питания и т.д. Концепция бюджетных компаний зародилась в США в ХХ веке. Позже она распространилась на Европу и на другие регионы. Первая компа-ния-лоукостер появилась в США в 1949 году и называлась Pacific Southwest Airlines. Однако самого мощного развития рынок бюджетных авиакомпаний достиг после распада СССР и окончания «холодной войны», когда отпала необходимость эксплуатации огромного количества военных воздушных судов. Оставшаяся инфраструктура и мощности были использованы для развития гражданской авиации. Вторая волна развития бюджетных авиакомпаний возникла после трагических событий 2001 года в Нью-Йорке, когда авианидустрия

впала в кризис. Крупные производители, такие как Боинг, предпочли поставлять воздушные средства малым компаниям, вместо закрытия производств. Позже подход к безопасности эксплуатации воздушного транспорта был пересмотрен, и индустрия восстановилась, однако мощности компаний лоукостеров сохранились и позволили укрепить свои позиции и повысить конкурентоспособность. Осознавая выгоду такого бизнеса, ведущие мировые авиакомпании основали свои бюджетные подразделения [3]. Это произошло и в Казахстане. Зачастую билеты в бюджетных авиакомпаниях продаются по невозвратным тарифам. Однако это не означает, что услуги будут низкого качества. По сути, покупая билет на борт лоукостера, пассажир приобретает только лишь посадочное место. Остальные услуги приобретаются отдельно. Также не понижаются требования к безопасности, лоукостеры проходят аккредитацию, как и любая другая авиакомпания. На международном рынке пассажирских перевозок авиакомпании-лоукостеры достаточно устойчиво развиваются и имеют крепкие позиции. Например, венгерская авиакомпания Wizz Air bvttn 145 направлений в 43 страны, включая Казахстан [4].

В Республике Казахстан рынок лоуко-стеров представлен авиакомпанией FlyArystan, дочерней компанией национального перевозчика Air Astana. Парк FlyArystan состоит из 6 новых судов Airbus A320. Авиакомпания имеет иностранный менеджмент и показывает впечатляющие результаты несмотря на все вызовы последнего времени. Все направления авиакомпании визуализированы на рисунке 2.

Рис. 2. Направления рейсов авиакомпании FlyArystan

В сентябре текущего года авиакомпания осуществила около 1300 рейсов со средним показателем OTP 91%. OTP (On-time performance) - показатель своевременности полетов, индекс, используемый во всем мире. Авиакомпания в том числе способствует реализации указаний президента по снижению цен на авиабилеты в

стране. Глава государства Касым-Жомарт Токаев не раз отмечал дороговизну авиабилетов, а также рекомендовал увеличить конкуренцию на международных направлениях. Бюджетные авиакомпании имеют ряд преимуществ и недостатков, которые отражены в таблице.

Таблица. Преимущества и недостатки компаний-лоукостеров

Преимущества Недостатки

- относительно низкие сборы аэропорта - низкая цена билетов - частота полетов - быстрое обслуживание и разворот в аэропорту - возможность использования маленьких аэропортов - прямые рейсы - снижение затрат на обслуживание - строгие тарифные условия (невозвратные билеты) - отсутствие гарантированного обслуживания на борту (питание, доп. услуги) - как правило, старый парк транспорта - использование отдаленных аэропортов - минимальное расстояние между посадочными местами

Необходимо также отметить и рынок малой авиации. Малая или легкая авиация - воздушные суда, масса которых не превышает 5700 кг. с максимальным числом пассажиров 9. Для развития внутреннего туризма она играет огромную роль. В Европе индустрия малой авиации невероятно развита. Бюрократические вопросы упрощены до минимума, также продумана система тарификации и налогообложения. Суда малой авиации имеют возможность беспрепятственных трансграничных перелетов [5]. Только во Франции имеется 420 официальных аэродромов для малой авиации. Зачастую на территории аэродромов очень развита инфраструктура: предпри-

ятия питания и размещения, справочные бюро. Лицензии пилотов может получить каждый гражданин, пройдя специальное обучение. В США также очень высокий показатель развития малой авиации. Только налоговые сборы с отрасли составляют более 4 млрд. USD. Количество летательных аппаратов составляет более 200 тысяч, и отрасль создает рабочие места для более, чем полумиллиона человек. По разным данным на 100 тыс. человек приходится 76 самолетов малой авиации.

В Казахстане индустрия малой авиации значительно отстает от Европейского уровня. Для развития отрасли необходим пересмотр нормативно-правовой базы,

создания инфраструктуры и единой координационной системы. К сожалению, пока отрасль малой авиации в Казахстане остается неразвитой и используется в основном для таких нужд, как авиахимработы, оказание медицинской помощи, поисково-спасательные и поисково-съемочные полеты, а не для пассажирских перевозок. Парк летательных аппаратов составляет 500 единиц. Тем не менее, в стране проводятся рабочие встречи с участием представителей Казахстанской ассоциации малой авиации и компаний-эксплуатантов малой авиации. Отношение к отрасли пока остается пренебрежительным как со стороны общества, так и со стороны государства, несмотря на ряд преимуществ:

- экономичность в эксплуатации;

- упрощенный процесс приобретения;

- простое хранение и транспортировка;

- многофункциональность.

В настоящий момент со стороны правительства необходим полный пересмотр индустрии малой авиации, создание единой нормативно-правовой базы, организация единого координационного центра, а также привлечение инвестиций и государственных средств для строительства развернутой инфраструктуры с целью развития внутреннего туризма и транспортной независимости Казахстана. Принимались попытки строительства производственных мощностей в г. Караганда, однако они не увенчались успехом, потому что данный шаг не рассматривался в рамках единой системы.

Важнейшим инфраструктурным элементом индустрии воздушных перевозок является аэропорт. Аэропорт или воздушная гавань - комплекс инфраструктурных сооружений, предназначенный для обслуживания, отправки и приема воздушных судов. Данный элемент инфраструктуры стратегически важен для государства. Являясь также и многофункциональным туристским центром, аэропорт создает первое впечатление о стране у международных туристов. Для развития туризма важны как крупные международные хабы с многочисленными терминалами, так и малые аэродромы с различным покрытием взлетно-посадочной полосы. Рынок воз-

душного транспорта должен работать как единое целое без подразделения на значимые и второстепенные инфраструктурные элементы. В Казахстане насчитывается 16 международных аэропортов. Продолжается постепенная реконструкция и строительство новых аэропортов. Произведена реконструкция аэропорта Нурсултан Назарбаев, в котором использованы инновационные подходы. Введена автоматическая сортировка багажа. Проведена масштабная реконструкция аэропорта в Кос-танае с присвоением международного статуса. Теперь аэропорт может принимать любые типы судов, кроме сверхгрузовых, вес которых составляет более 400 тонн. Новый международный аэропорт открыт в городе Туркестан, из которого уже осуществляются вылеты в Алматы и НурСултан. Работа по развитию воздушных перевозок ведется достаточно активно, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Необходимо отметить и такую важную деталь, как режим открытого неба, который был введен в 11 аэропортах Казахстана в 2019 году по поручению президента. Данное мероприятие призвано увеличить пропускную способность казахстанских аэропортов, а также способствовать повышению уровня конкуренции в силу появления иностранных авиакомпаний. При этом повышается транзитный потенциал республики, что соответствует словам первого президента о создании международного воздушного хаба в стране. Проведена масштабная работа по сотрудничеству с иностранными авиакомпаниями. В условиях нормальной экономической и эпидемиологической ситуации режим «открытого неба» поспособствует привлечению миллионов новых пассажиров в Казахстан.

В результате исследования удалось определить следующее:

1. Рынок пассажирских перевозок в Республике Казахстан является растущим и развивается стремительно.

2. Имеет место появление новых форм ведения бизнеса, таких как бюджетные авиакомпании.

3. Имеется острая необходимость развития малой авиации.

4. В стране ведется строительство инфраструктуры, необходимой для развития отрасли.

Таким образом, можно утверждать, что индустрия воздушного транспорта в Республике Казахстан продолжает развиваться и расти. Открываются новые направления, на рынке воздушных перевозок появляются новые игроки. В отличие от многих зарубежных бюджетных авиакомпаний, казахстанская FlyArystan имеет и новый парк воздушных судов, и высокий уровень обслуживания. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную пандемией, правительство пред-

принимает конкретные шаги по развитию отрасли. Для туризма воздушный транспорт играет ключевую роль. Его дальнейшее развитие позволит ускорить темпы роста туристской индустрии. Особенно важно на данном этапе развивать инфраструктуру, а также направление малой авиации, которое в перспективе может послужить основой для внутреннего туризма. Благодаря расположению и обширной территории, Казахстан способен стать крупным международным хабом и составить конкуренцию ведущим странам мира. Для этого необходимо продолжать строительство инфраструктуры, а также системный подход к организации воздушных перевозок.

Библиографический список

1. Официальный сайт комитета по статистике Республики Казахстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kz/ecologic/passenger_transport_demand?lang=ru (Дата обращения: 11.10.2020).

2. Каримов Б.К., Муратов Т.Е. Анализ рынка пассажирских авиаперевозок в Казахстане // Современная наука: проблемы и перспективы развития. - 2019. - С. 61-66.

3. Alamdari F., Fagan S. Impact of the adherence to the original low- cost model on the profitability of low- cost airlines // Transport Reviews. - 2005. - Т. 25. - №3. - С. 377-392.

4. Eugenio-Martin J. L., Inchausti-Sintes F. Low-cost travel and tourism expenditures //Annals of Tourism Research. - 2016. - Т. 57. - С. 140-159.

5. Dresner M., Lin J. S. C., Windle R. The impact of low-cost carriers on airport and route competition // Journal of Transport Economics and Policy. - 1996. - С. 309-328.

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF CIVIL AVIATION IN

REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

A.G. Ableeva, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor K.K. Urumbayev, Graduate Student Kazakh National University named after I. al-Farabi (Kazakhstan, Almaty)

Abstract. The article examines the current state of the air transportation market in the Republic of Kazakhstan. The authors provide an overview of the main indicators of civil aviation in the republic. The advantages and disadvantages of low-cost airlines and small aircraft are determined, the main directions of development of passenger traffic are studied. Recommendations are given for the development of small aircraft and the industry as a whole with the aim of developing domestic and international tourism. Perspective directions of development have been identified.

Keywords: air transportation, low-cost airline, airport, domestic tourism, international tourism, small aircraft.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.