Научная статья на тему 'Классификация инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли и их особенности'

Классификация инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли и их особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3511
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / АВИАТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ / INNOVATIONS / CLASSIFICATION / CONCEPT / AIR TRANSPORT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомов Александр Артурович, Уразова Нина Геннадьевна

Авиатранспортная отрасль рассмотрена на уровне макроэкономической системы с позиции управления иннов ациями. Выявлен ряд наиболее значимых и заметных инновационных концепций развития отрасли воздушных перевозок. Приведена характеристика каждой концепции, а также реальные примеры их практической реализ ации. Предложена классификация инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли по нескольким критериям. Выделены особенности, характерные для каждой концепции. Сделаны общие выводы по теме статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF INNOVATION CONCEPTIONS OF AIR TRANSPORT INDUSTRY DEVELOPMENT AND THEIR FEATURES

Air transport industry is considered at the level of macro-economic system from a viewpoint of innovation management. A number of the most significant and noticeable innovation conceptions of air transport industry development is identified. The characteristic of each conception as well as real examples of their practical implementation are provided. A classifi-cation of innovation conceptions of air transport industry development is given by several criteria. The authors distinguish features typical for each conception. General conclusions on the article subject are made.

Текст научной работы на тему «Классификация инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли и их особенности»

Библиографический список

1. Pareto, V. Mind and Society: A Treatise on General Sociology. New York: Dover, 1963. 2033 p.

2. Noble, T. Social Theory and Social Change. New York: St Martin's Press, 2000. 260 p.

3. Hankiss, E. Fears and Symbols: An Introduction to the Study of Western Civilization. Budapest: Central European University Press, 2001. 317 p.

4. Lerner, D. The Passing of Traditional Society, in: Roberts, J.T., Hite, A. (eds.) From Modernization to Globalization: Perspectives on Development and Social Change. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. P. 119-134.

5. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: БГТУ, 2004. 480 с. [Электронный ресурс]: Библиотека РГИУ. URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ba ranov_polit/00.aspx (дата обращения: 30.03.2011).

6. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. 448 с.

7. Held, D. Models of Democracy. Cambridge, UK; Malden,

MA: Polity, 2006. 338 p.

8. Parsons, T. The Social System. New York: The Free Press, 1951. 575 p.

9. Кармадонов О.А. Эффект отсутствия: культурно-цивилизационная специфика // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 29-41.

10. Янова Л.В. Социальное бездействие и преодоление его негативных последствий: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Спец-сть 09.00.11 - социальная философия. Нижний Новгород, 2007. [Электронный ресурс]: URL: http://discollection.ru/article/05052007_janova_ljudmila_valer_ev na_72574 (дата обращения: 25.03.2011).

11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.

12. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995. 238 с. [Электронный ресурс]: Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt (дата обращения: 27.02.2011).

УДК 005.591.6:656.7

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОНЦЕПЦИЙ РАЗВИТИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

А.А.Пахомов1, Н.Г.Уразова2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Авиатранспортная отрасль рассмотрена на уровне макроэкономической системы с позиции управления инновациями. Выявлен ряд наиболее значимых и заметных инновационных концепций развития отрасли воздушных перевозок. Приведена характеристика каждой концепции, а также реальные примеры их практической реализации. Предложена классификация инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли по нескольким критериям. Выделены особенности, характерные для каждой концепции. Сделаны общие выводы по теме статьи. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: инновация; классификация; концепция; авиатранспортная отрасль.

CLASSIFICATION OF INNOVATION CONCEPTIONS OF AIR TRANSPORT INDUSTRY DEVELOPMENT AND THEIR FEATURES

A.A. Pakhomov, N.G. Urazova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

Air transport industry is considered at the level of macro-economic system from a viewpoint of innovation management. A number of the most significant and noticeable innovation conceptions of air transport industry development is identified. The characteristic of each conception as well as real examples of their practical implementation are provided. A classification of innovation conceptions of air transport industry development is given by several criteria. The authors distinguish features typical for each conception. General conclusions on the article subject are made. 2 tables. 8 sources.

Key words: innovations; classification; concept; air transport industry.

Перспективы дальнейшего развития мировой авиатранспортной отрасли напрямую зависят от своевременных и эффективных разработок в сфере новых услуг, генерации и реализации новых эффективных подходов к ведению авиационного бизнеса. Выстраивание успешной современной политики управления

развитием рынка авиатранспортных услуг невозможно без понимания задач и функциональных особенностей основных инновационных концепций. В статье решается задача классификации инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли, наиболее значимых и заметных. Данные концепции рассматривают в

1Пахомов Александр Артурович, аспирант, тел.: 89016512385, e-mail: [email protected] Pakhomov Alexander, Postgraduate, tel.: 89016512385, e-mail: [email protected]

2Уразова Нина Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952) 405097.

Urazova Nina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 405097.

своих работах такие авторы, как А.В. Сурин, О.П. Молчанова [1, с. 13-14], Д. Аакер [2, с. 264, 319-320], Р.Б. Такер [3, с. 113], Л. Фаэй, Р. Рэнделл [4, с. 221, 456, 489] и др. Однако в работах российских ученых нет комплексной классификации. Поэтому данная проблема актуальна и имеет значение для понимания идей инновационного менеджмента на современном рынке воздушных перевозок. В рамках статьи под инновационной концепцией понимается руководящая идея, отражающая основу инноваций в авиатранспортной отрасли.

Анализ развития мировой системы авиаперевозок позволяет выделить несколько инновационных концепций, которые существуют на сегодняшний день или имеют предпосылки для развития в перспективе. Согласно хронологии их появления, концепции представлены в табл. 1, при этом использованы следующие критерии классификации:

- функциональное назначение - целевой критерий, определяющий основные функции, выполнение которых предполагается в рамках концепции;

- принцип реализации - показатель, определяющий способ практической реализации функционального назначения концепции;

- показатель новизны - критерий, определяющий результат-новшество, который достигается в рамках

концепции.

Первая концепция основывается на модели организации перевозок по принципу «hub-and-spoke», которая появилась в начале 80-х годов в США и успешно применяется сегодня по всему миру. Основной функциональный смысл данной модели в обеспечении концентрации пассажиро- и грузопотоков из аэропортов одного региона в крупном узловом аэропорте для последующего перераспределения этих потоков по межрегиональным и международным направлениям. При этом важно, чтобы стыковка основной части этих рейсов в узловом аэропорте осуществлялась как можно быстрее. Впоследствии принцип «hub-and-spoke» получил распространение в так называемых «хабах» международного класса. Тогда впервые была предложена концентрация и распределение международных потоков по международным авиалиниям. По этому принципу работают лондонский «Хитроу»

(«London Heathrow Airport»), гонконгский «Международный аэропорт» («Hong Kong International Airport»), аэропорт Франкфурта-на-Майне и др. Также следует отметить, что характерной особенностью международного «хаба» является наличие крупной базовой авиакомпании (или нескольких авиакомпаний), которая обеспечивает поступление и распределение основной части потоков. При этом положительный ре-

Таблица 1

Классификация инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли_

Название концепции Критерий классификации

Функциональное назначение Принцип реализации Показатель новизны

Международный «хаб» Концентрация, обработка и распределение международных потоков Формирование системы стыковочных рейсов Новые услуги для пассажиров и грузоотправителей

Транспортировка сверхтяжелых крупногабаритных нестандартных грузов Транспортировка грузов, которые не перевозят другими видами транспорта на дальние расстояния Использование соответствующих типов самолетов, разработка и реализация новых технологических процессов Новые услуги для грузоотправителей

Система кросспо-лярных треков Транспортировка транзитных потоков по воздушным коридорам, проходящим над территорией Северного Полюса Проектирование и создание соответствующей инфраструктуры, обеспечение ее обслуживания Новая инфраструктура для выполнения рейсов

Совместная эксплуатация авиалиний Совместная эксплуатация авиалиний двумя или несколькими авиакомпаниями Заключение коммерческих соглашений между авиакомпаниями Новая форма взаимодействия с конкурентами

«Бюджетные» перевозки Минимизация стоимости авиаперевозки Тотальная экономия за счет упразднения ряда традиционных услуг, уменьшения затрат на содержание летного парка Новые услуги для пассажиров

Система транзитных авиакомплексов Реализация транзитных возможностей государства Проектирование и создание соответствующей инфраструктуры, обеспечение ее обслуживания Новая инфраструктура для выполнения рейсов

Дозаправка в воздухе Топливообеспечение транзитных рейсов без технических посадок Проектирование и создание соответствующей инфраструктуры, обеспечение ее обслуживания Новая инфраструктура для выполнения рейсов

зультат организации «хаба» во многом обусловлен координацией функциональных связей при взаимодействии аэропорта с авиакомпанией, как основным партнером, во многом определяющим качественные и экономические показатели совместной деятельности [5, с. 75].

Вторая концепция - перевозка воздушным транспортом сверхтяжелых крупногабаритных нестандартных грузов на дальние расстояния. Технология изначально сформировалась в СССР, благодаря инновационному продукту отечественной авиапромышленности - самолету Ан124, разработанному в 1982 году и введенному в эксплуатацию в 1985 году. Произошло образование новой рыночной ниши в мировой авиатранспортной отрасли, что повлекло создание соответствующей аэродромной инфраструктуры, разработку новых технологических процессов обработки грузов, применение нового терминально-складского оборудования. Таким образом, ряд авиакомпаний получили возможность оказывать новый вид услуг. Впоследствии услуги по перевозке крупногабаритных нестандартных грузов начали предлагать американские перевозчики.

Третья концепция представляет собой систему кроссполярных треков. Данная инфраструктура была разработана советскими учеными в конце 80-х годов и проектировалась с целью обеспечения транзита потоков воздушных судов на направлении «Америка -Азия». Сегодня система представлена пятью основными воздушными треками, пролегающими над территорией Северного Полюса, и является уникальным инфраструктурным решением. Кроссполярные треки способствуют реализации высокого транзитного потенциала воздушного пространства России. Их эксплуатация позволяет авиакомпаниям экономить до 2,5 часов летного времени за счет более короткого летного пути по сравнению с тихоокеанскими и североатлантическими авиатрассами, которые используются традиционно. При этом общая экономия за один авиаперелет измеряется десятками тысяч долларов, в зависимости от маршрута и используемого типа воздушного судна. Выгоды для перевозчиков очевидны, поэтому с каждым годом интенсивность движения по кроссполярным трассам увеличивается. Таким образом, советские разработки в этой области стали основой для реализации стратегической инновации. И сегодня Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [6] в числе основных приоритетов определяет развитие данной концепции.

Четвертая концепция основывается на принципе совместной эксплуатации авиалиний. Такая форма сотрудничества предполагает выполнение рейсов двумя и более перевозчиками на различных участках одной авиалинии и своеобразную систему взаиморасчетов между перевозчиками. Данная схема получила широкое применение в середине 90-х годов, с началом образования альянсов крупнейших мировых авиакомпаний. Сегодня совместная эксплуатация авиалиний распространена по всему миру и реализуется в рамках специальных соглашений - так называ-

емых «интерлайн-соглашений», заключаемых между авиакомпаниями. Иитерлайн-соглашение представляет собой особую форму сотрудничества, которая позволяет авиакомпаниям-партнерам признавать перевозочную документацию друг друга. Таким образом, один из участников соглашения может принять к перевозке на своем участке авиалинии пассажиров с билетами других перевозчиков. Благодаря этому коммерческая загрузка рейса значительно увеличивается. Кроме того, участники соглашения, осуществляя продажу перевозок от своего имени на рейсы партнеров, фактически расширяют свою географию полетов.

В России, кроме «интерлайн», распространены многосторонние соглашения «М2», которые также предполагают совместную эксплуатацию авиалиний несколькими перевозчиками. Но, по условиям данной схемы, партнерами авиакомпаний могут являться и аэропорты, выступающие не только в качестве обслуживающих организаций, но и как администратор трансферных связей. Реализация концепции совместной эксплуатации авиалиний являет собой новую форму ведения бизнеса, в других транспортных отраслях подобная практика не получила столь сильного развития.

Пятая концепция - «бюджетные» перевозки (ло-укост-перевозки). Отправной точкой зарождения этого направления можно считать 1999 год, когда новые игроки на международном рынке авиаперевозок начали осуществлять инновации прорывного типа. Постепенно формировались и развивались принципы ло-укост-перевозок (англ. low-cost) такими авиакомпаниями, как Ryanair и EasyJet. Смысл «бюджетных» перевозок в минимизации их стоимости за счет снижения издержек авиакомпании по многим статьям, что выражается в отсутствии большинства стандартных услуг для пассажиров на борту воздушного судна. Снижаются затраты на авиатопливо за счет перепланировки салона самолета и уменьшения его веса, продажа перевозок ведется исключительно по Интернету, в качестве маршрутных пунктов выбираются города с аэропортами с наиболее низкими ценами обслуживания. В целях минимизации эксплуатационных расходов лоукост-перевозчики используют преимущественно однотипный летный парк. Такая стратегия позволила «бюджетным» авиакомпаниям предложить стоимость перевозки гораздо более низкую, чем у конкурентов, и как следствие, пассажирооборот иннова-торов увеличился на 80% в период с 2000 по 2005 год. Таким образом, реализация стратегической инновации позволила завоевать значительный сегмент рынка.

Система транзитных авиакомплексов представляет шестую инновационную концепцию развития рынка воздушных перевозок. Концепция транзитных авиакомплексов разрабатывалась с начала 2000-х годов для реализации на территории Центральной и Восточной Сибири. Принцип работы данной системы заключается непосредственно в техническом обслуживании транзитных потоков воздушных судов, следующих через территорию России. Основное функциональное назначение - обеспечение взлета, посадки,

наземного обслуживания, дозаправки топливом воздушных судов, а также аэронавигационного обеспечения рейсов в районе транзитного авиакомплекса. Транзитный авиакомплекс является новым элементом в отрасли гражданских перевозок. Его особенность заключается в отсутствии терминалов для обслуживания пассажиров и обработки грузов, а также вспомогательной инфраструктуры (гостиницы, магазины, автостоянки и т.д.), то есть фактически транзитный авиакомплекс не является аэропортом. При этом данное предприятие должно располагать мощной базой наземного технического обслуживания, включая стационарную систему топливообеспечения воздушных судов для оперативного и бесперебойного обслуживания значительных транзитных потоков.

Данная модель имеет серьезные предпосылки развития в России, поскольку ее использование не только обеспечит реализацию транзитного потенциала воздушного пространства, но и поспособствует формированию серьезных конкурентных преимуществ на международном рынке авиаперевозок в перспективе. При этом потенциальный объем годовой выручки от предоставления услуг по международному воздушному транзиту через территорию России оценивается в 10 млрд. долл. [7, с. 26].

Седьмая концепция заключается в обеспечении транзита потоков воздушных судов через территорию государства при обеспечении их дозаправки в воздухе. На сегодняшний день осуществляется дозаправка в воздухе военных самолетов, в отношении гражданской авиации проводятся исследования российскими и зарубежными институтами. Это направление имеет очень тесную связь с авиастроительной отраслью и может быть реализовано только при наличии соответствующих разработок и продуктов в авиапромышленности. Основная идея заключается в обеспечении дозаправки дальнемагистральных и среднемаги-стральных воздушных судов с целью продления летного пути. Сам процесс дозаправки обеспечивают

специальные самолеты, выполняющие функцию топливных танкеров. Танкер поднимается в небо, производит своеобразную стыковку с пассажирским самолетом, закачивает необходимое количество авиакеросина в топливный бак самолета, а затем возвращается в аэропорт базирования. Экономический смысл данного процесса можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, для того чтобы подняться в небо, осуществить дозаправку и вернуться на землю, танкеру необходимо значительно меньшее количество топлива, чем среднемагистральному и, тем более, даль-немагистральному самолету. Во-вторых, исключая технические посадки в аэропортах, авиакомпании существенно экономят время полета, а также расширяют свои возможности в части развития географии маршрутов.

Все рассмотренные выше руководящие идеи, отражающие основу инноваций в авиатранспортной отрасли, имеют значительный потенциал развития в условиях отечественной гражданской авиации. По данным Национального института авиационных технологий долю России в мировом рынке наукоемкой продукции уже в ближайшие годы можно поднять с сегодняшних 0,3% до 4%, что будет приносить ей 120180 млрд. долл. в год [8, с. 367]. Это возможно при создании новой инфраструктуры, совершенствовании технологических процессов и разработке управленческих инноваций в сфере авиаперевозок. В этой связи важно представлять, какими особенностями обладают инновационные концепции развития рынка воздушных перевозок и каким образом эти особенности проявляются. В табл. 2 представлен ряд особенностей, выявленных нами в ходе исследования рассмотренных концепций.

Интенсивное, инновационное развитие авиатранспортной отрасли требует принятия адекватных стратегических решений, ориентированных на долгосрочную перспективу. Достижение этой цели обеспечивается в ходе комплексного эффективного развития

Таблица 2

Особенности инновационных концепций развития авиатранспортной отрасли_

Особенность Проявление

Создание концепций Инициировать, разрабатывать и реализовывать концепции может как вся отрасль в целом, так и ее отдельные элементы.

Подверженность копированию Большинство новшеств, которые реализуются в рамках концепций, могут быть скопированы конкурентами, поскольку их невозможно запатентовать или защитить авторским правом.

Взаимосвязь со смежной отраслью Генерация и реализация инновационных идей в авиатранспортной отрасли тесно связана со смежной отраслью - авиапромышленностью. Отсутствие новых разработок и продуктов в авиастроительной отрасли негативно сказывается на процессе создания новшеств на рынке воздушных перевозок.

Взаимосвязь с административным и производственным процессами Очевидно, что разработка и реализация инновационных концепций представляет собой сложный процесс. Для эффективного выполнения данного процесса часто требуется внедрение нововведений в сферу менеджмента и производства.

Социальная ориентированность Все рассмотренные инновационные направления в той или иной мере направлены на удовлетворение социальных потребностей с учетом текущих изменений в системе общественных запросов.

авиатранспортной системы, одним из основных приоритетов такого развития должна быть ориентация на создание новых услуг, разработку и внедрение управленческих и процессных инноваций, формирование и развитие прогрессивных инновационных подходов и концепций.

Выводы. Реализация стратегических планов по развитию современной отрасли гражданских перевозок в условиях глобализации рынка требует новых идей и решений. Инновационные концепции форми-

руются согласно современным требованиям мирового рынка авиаперевозок, развиваются динамично и взаимодействуют со смежными отраслями. Предложенная классификация может быть полезна при изучении инноваций в области гражданской авиации. Комплексный учет выявленных особенностей инновационных концепций актуален в рамках инновационной деятельности отрасли в целом и отдельных её элементов.

Библиографический список

1. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 193 с. (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова).

2. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. Серия «Теория менеджмента» / пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

3. Такер Р.Б. Инновации как формула роста: Новое будущее ведущих компаний. М.: Олимп-бизнес, 2006. 113 с.

4. Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2002. 608 с.

5. Андреев А.В., Козлов А.И. Организация «хабов» как инструмент достижения синергетического эффекта во взаимодействии авиакомпании и аэропорта // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. №118. С.74-79.

6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 / Министерство транспорта Российской Федерации. М.: 2001. 396 с.

7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2009-2011 годы: официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mintrans.ru: 8080/ Pressa/ Deyatelnost/ Deyat_2009_2011 .pdf/ (дата обращения: 12.03.2012).

8. Журавлев В.Г., Бутырин Г.Н., Гурнина Д.А. Инновационный менеджмент и управление проектами в России: учебное пособие. М.: Москва, 2008. 535 с.

УДК 330:001.895

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ

Л

Е.Н.Рейнгольд1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается роль инновационного процесса в сдерживании инфляции. На основании регрессионного анализа статистических данных по РФ строятся линейные модели зависимости индекса потребительских цен (ИПЦ) от затрат на технологические инновации и инвестиций в основной капитал. Кроме этого, проводится анализ влияния затрат на исследования и разработки как основной части инновационного процесса на индекс потребительских цен как в России, так и за рубежом. Выявленные модели обратной линейной зависимости подтверждают острую необходимость инвестирования инновационного процесса и научной сферы. Табл. 6. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: индекс потребительских цен; затраты на исследования и разработки; затраты на технологические инновации; инвестиции в основной капитал.

MATHEMATICAL MODEL OF INNOVATION INFLUENCE ON CONSUMER PRICES E.N. Reingold

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines the role of innovation in inflation control. Based on regression analysis of the Russian Federation statistical data the author builds linear models of consumer price index (CPI) dependence on the costs of technological innovation and investment in fixed assets. In addition, the article analyzes the influence of expenditures on researches and developments as the main parts of the innovation process on the consumer price index both in Russia and abroad. Identified models of the inverse linear dependence prove the urgent necessity of investment into the innovation and science.

6 tables. 13 souses.

Key words: consumer price index (CPI); expenditures on R&D (Research and Development); technological innovation costs; investment in fixed capital.

Рейнгольд Елена Николаевна, аспирант, тел.: 89016503350, e-mail: [email protected] Reingold Elena, Postgraduate, tel: 89016503350, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.