УДК 316.3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
© 2017
Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
(362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46; e-mail: [email protected])
Аннотация. В целях улучшения отечественной системы социально-бытовой службы создаются Центры социального обслуживания населения, которые являются государственными учреждениями социальной защиты инвалидов, исполняющими на территории района или города организационную и практическую деятельность по оказанию разнообразных видов социальной помощи гражданам преклонного возраста, инвалидам и некоторым группам населения, нуждающимся в постоянной социальной поддержке. Функционирование Центра по уставу предусматривает наличие разнообразных подразделений социального обеспечения, в том числе отделения дневного пребывания инвалидов и людей преклонного возраста, социальной помощи на дому, отделения срочной социальной помощи и др. В связи с этим, статья посвящена системе социального обслуживания населения в РФ. В ней рассматриваются основные принципы социального обслуживания инвалидов в соответствии с действующим законодательством. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий реабилитационную деятельность учреждений социального обслуживания населения, целью деятельности которых является как можно более полная социальная реабилитация инвалидов. В настоящей статье представлены также основные термины и понятия, раскрывающие современные теоретико-методологические и содержательные основы социального обслуживания граждан, использование которых способствует ускорению их социальной интеграции в общество. Статья ориентирована на специалистов служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, работников органов и учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования.
Ключевые слова: социальная реабилитация; адаптационное обучение; срочная социальная помощь; социально-средовая реабилитация; самообслуживание в быту; доступная среда жизнедеятельности.
BASIC PRINCIPLES OF SOCIAL SERVICES FOR PERSONS WITH DISABILITIES
© 2017
Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov (362025, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46; e-mail: [email protected])
Abstract. In order to improve the domestic system of social services, the Centers for Social Services of the Population are established, which are state institutions for the social protection of disabled people, performing organizational and practical activities on the territory of the district or city to provide various types of social assistance to elderly people, disabled people and certain groups of people in need In constant social support. The functioning of the Center under the statute provides for the existence of a variety of social security units, including day care for the disabled and elderly people, social assistance at home, emergency social assistance, etc. In this regard, the article is devoted to the system of social services for the population in the Russian Federation. It examines the main principles of social services for disabled people in accordance with the current legislation. An important clause of the article is a section describing the rehabilitation activities of social services institutions, whose goal is to ensure the fullest possible social rehabilitation of disabled people. This article also presents the main terms and concepts that reveal the modern theoretical, methodological and substantive foundations of social services for citizens, the use of which contributes to the acceleration of their social integration into society. The article is aimed at specialists of services of medical and social expertise and rehabilitation of disabled people, employees of social protection bodies, institutions, and health and education.
Keywords: social rehabilitation; adaptive learning; urgent social assistance; socio-sredovaja rehabilitation; self-care at home; available Wednesday.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социальное обслуживание инвалидов, как и любая другая профессиональная деятельность, основывается на установленных принципах, то есть на основных идеях, на которых функционирует данный общественный институт. Основополагающие принципы социального обслуживания, в результате, отражают отношение государства к гражданам, нуждающимся в данном обслуживании. Рассматривая принципы социального обслуживания, следует отметить, что они вытекают из общеправовых принципов, установленных Конституцией РФ - гаранти-рованность прав и законных интересов человека; охрана достоинства гражданина; гарантированность социальной защиты и социального обеспечения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема полной социальной реабилитации, а также занятости людей преклонного возраста и инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является для всего мирового сообщества весьма актуальной. «В нашей стране, пишет М.Э. Бочко, она обострена как в силу недостаточного уровня ее практического разрешения, так и по причине неблагоприятной динамики роста численности инвали-
дов с учетом факторов современной экономической ситуации» [1, с 117-122]. Проводя социологический анализ сферы услуг социального обслуживания населения, установленный законодательством РФ, Э.М. Агабьян выделяет семь основных принципов социального обслуживания, каждый из которых, по его мнению, играет определенную роль: «принцип адресности; принцип доступности; принцип добровольности; принцип гуманности; принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; принцип конфиденциальности; принцип профилактической направленности» [2, с. 27].
Перечисленные принципы приемлемы для организации социального обслуживания всех нуждающихся в этой услуге слоев населения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Одним из типичных признаков пожилого периода в жизни человека, как у относительно здорового, так и у больного является надвигающаяся социально-психологическая дезадаптация. «Именно трансформирование социального статуса человека преклонного возраста - утрата близких родственников, выход на пенсию, проблем в связи с самообслуживание, ослабление экономического положения (А.Л. Благодир), - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собствен-
ного физического и психического потенциала, который в этом возрасте значительно снижен» [3]. Все это оказывает достаточно сильное влияние на психическое состояние старого человека. Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с обыденными ежедневными заботами приводит к зависимости от окружающих, что вызывает у них чувство неполноценности, бесполезности, бессилия, нежелания дальнейшего существования в этом мире и т.д. В связи с этим целью статьи является отражение проблемы оказания социальной помощи, поддержки пожилым людям и инвалидам, которую необходимо осуществлять при содействии учреждений социального обслуживания.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Применительно к практике реализации социального обслуживания инвалидов необходимо основываться на ряде дополнительных принципов. Среди них принципы: преемственности; взаимодействия; дифференциации.
Указанные принципы отражают методологическую сущность организации социального обслуживания. На их основе могут разрабатываться нормативные документы, строиться управленческие приемы, планироваться практические мероприятия.
Принцип преемственности. Реализация принципа преемственности в социальном обслуживании инвалидов необходима между государственными учреждениями и общественными организациями. На внутриведомственном уровне преемственность осуществляется:
- между формами социального обслуживания в отделениях дневного пребывания комплексного центра социального обслуживания (КЦСО) — надомного обслуживания и в стационарных учреждениях с соблюдением вектора обслуживания;
- между видами услуг в рамках социально-бытовой помощи отделений надомного обслуживания и специализированных отделений социального обслуживания;
- между видами услуг, которые оказываются инвалидам в отделениях дневного пребывания.
Принцип взаимодействия. Проблема социального обслуживания населения как одна из основных проблем социальной политики государства является не ведомственной, а межведомственной проблемой. В связи с этим необходимо взаимодействие органов и учреждений не только в рамках Министерства труда и социальной защиты, но и других ведомств, в частности Министерства здравоохранения, общественных организаций, внебюджетных фондов.
Такого рода взаимодействие реализуется посредством организации совместных совещаний (С.Е. Костырь), семинаров, «круглых столов» с целью обмена информацией по улучшению социального, медико-социального и медико-педагогического обслуживания лиц с ограничениями жизнедеятельности [4]. Взаимодействие по горизонтали на региональном уровне предполагает информационный обмен между органами социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры с целью разработки нормативных документов, подготовки совместных «Докладов» по состоянию и усовершенствованию социального обслуживания инвалидов.
Принцип дифференциации. В настоящее время в связи с принятием законодательных актов существует весьма широкая практика предоставления социальных льгот, в том числе и в области социального обслуживания без учета специальных, научно-обоснованных показателей, критериев, которые позволяли бы избирательно подходить к организации социальной помощи и поддержки различных категорий населения. В связи с этим обстоятельством принцип дифференциации социального обслуживания приобретает не только теоретическое, методологическое, но и экономическое значение (З.М. Сабанов).
Принцип дифференциации учитывает и такой показатель, как тип учреждения. Применительно к социаль-
ному обслуживанию - стационарные и нестационарные учреждения.
Реализация основных принципов, форм и видов социального обслуживания инвалидов осуществляется на базе комплексных центров социального обслуживания, которые являются основным типом нестационарных учреждений социальной защиты населения.
Комплексным центром социального обслуживания населения (далее Центр) называется учреждение, оказывающее комплекс мероприятий по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Центре в рамках стационарной, полустационарной и нестационарной формы обслуживания оказываются мероприятия по медико-социальной, социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-правовой реабилитации. При необходимости проводится обучение пользованием техническими средствами реабилитации, социально-бытовой адаптации, формируется мультидисциплинарная бригада, куда входят представители здравоохранения, которая выезжает на дом и помогает обустроить быт; либо привлекаются родственники и проводится обучение родственников в школе реабилитации и ухода [5].
Центр социального обслуживания является некоммерческой организацией, занимающейся социальным обслуживанием граждан нуждающихся в этой форме социальной защиты населения. Центр находится в ведомственном подчинении органу социальной защиты населения, который осуществляет на территории района, города, или отдельного района города организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.
Немаловажная роль в деятельности Центра принадлежит контингенту сотрудников учреждения. К сотрудникам Центра относятся руководитель, все специалисты (в том числе в сфере реабилитации), технические исполнители, рабочие. Права и обязанности сотрудников Центра устанавливаются действующим законодательством о трудовой деятельности, уставом Центра, правилами его внутреннего распорядка, примерным положением о структурных подразделениях Центра, должностными инструкциями, служебными обязанностями. Специалисты Центра обязаны повышать свою профессиональную квалификацию на базе образовательных учреждений дополнительного образования и высших учебных заведений, а также в результате стажировки по профилю специальности на факультетах повышения квалификации. Профессиональной деятельностью в Центре моет заниматься человек, имеющий уровень профессиональной подготовки, соответствующий характеру проводимых реабилитационных мероприятий.
В соответствии с «Методологическими основами становления системы социального обслуживания в условиях рынка», описанные В.И. Катаевой в своем исследовании «Структура, штатное расписание и режим деятельности определяются в соответствии с типом, видом и возложенными на Центр задачами, объемом, характером деятельности, конкретными условиями труда и с учетом особенностей контингента инвалидов региона обслуживания» [6, с.18].
Деятельность центра осуществляется в тесном взаимодействии с учреждением медико-социальной экспертизы, региональными службами реабилитации и абилитации инвалидов, общественными объединениями инвалидов.
В структуру центра социального обслуживания, как отмечают некоторые ученые (Н.В. Любавина, Т.Р. Эйвазова) могут входить следующие отделения:
- отделение приема и консультативной помощи граждан;
- отделение социально-психологической диагностики и разработки реабилитационного маршрута;
- отделение социально-бытовой реабилитации и со-циально-средовой адаптации;
Сабанов Заурбек Михайлович социологические
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ... науки
- отделение профессиональной ориентации и реабилитации;
- отделение дневного пребывания;
- стационарное отделение;
- отделение обеспечения техническими средствами реабилитации.
Работа в отделениях осуществляется на основе использования традиционных и инновационных методик и технологий при оказании реабилитационных или аби-литационных мероприятий. Так, например, отделение социально-бытовой реабилитации и социально-средо-вой адаптации создается на базе центра социального обслуживания населения в целях оказания инвалидам и их семьям мероприятий по социальной реабилитации или абилитации, которые позволяют устранить, или как можно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности у инвалидов, восстановить их социальный статус, социальную роль и общественные связи [7].
Основные задачи комплекса мероприятий по социальной реабилитации это:
1. Восстановление навыков взаимодействия с окружающей средой, адаптация к новым условиям, достижение социально-бытовой независимости.
2. Нормализация эмоционального состояния и оптимизация психологического потенциала личности, возвращение уверенности в себе, поднятие самооценки.
3. Восстановление навыков социального взаимодействия, организация общения, предупреждение невостребованности, преодоление одиночества.
4. Восстановление социального и трудового статуса инвалида, выравнивание возможностей инвалидов в социокультурном самоутверждении.
5. Психологическая поддержка, коррекция внутрисемейного климата, адаптационное обучение семьи инвалидов (информирование и консультирование, обучение членов семьи по различным вопросам), профилактика безнадзорности.
6. Создание системы взаимной поддержки, обучения и обмена опытом преодоления и предупреждения трудных жизненных ситуаций для семей инвалидов.
7. Удовлетворение потребностей семьи инвалида в информации, в получении социально-культурных услуг, обеспечение досуга.
В отделении создаются специальные помещения для проведения учебных занятий, по социально-бытовой адаптации инвалидов, которые моделируют жилые зоны, оборудованные специальными приспособлениями, в том числе бытовыми приборами и техническими средствами реабилитации. Кроме этого в отделении создаются мобильные подразделения для осуществления социального патронажа семей с детьми-инвалидами и одиноко проживающих инвалидов [2, с. 73].
Для решения задач и достижения целей (разработки инструкций и плана мероприятий по адаптации и реабилитации инвалидов) целесообразно на базе отделения создать социальные службы:
- психологической реабилитации;
- бытовой адаптации;
- средовой ориентации;
- культурной реабилитации (для реализации трудовой терапии, арттерапии, музыкотерапии, и др.);
- социально-психологической консультации.
Важным моментом в деятельности отделения является обеспечение взаимодействия с семьями инвалидов с целью проведения адаптационного обучения и организации непрерывности в оказании реабилитационных или абилитационных услуг. Именно преемственностью и непрерывностью реабилитационных мероприятий обеспечивается оптимальная социальная адаптация и интеграция инвалидов в общество.
Следующим важным этапом социализации инвалидов является их рациональное трудоустройство, с целью чего в центрах создается отделение профессиональной реабилитации. 328
Отделение функционирует для предоставления инвалиду возможности выбора конкурентоспособной профессии в рамках индивидуальной программы реабилитации и предназначено для осуществления деятельности по следующим направлениям: профессиональная ориентации детей-инвалидов - проведение консультирования детей-инвалидов и их родителей, а также первичная диагностика и знакомство с различными видами профессий; профессиональная реабилитация инвалидов трудоспособного возраста - проведение комплекса мер, направленных на максимальное восстановление работоспособности инвалида; взаимодействие с районными службами занятости инвалидов.
Отделение осуществляет помощь инвалидам:
1) в профессиональной подготовке или переподготовке путем взаимодействия с образовательными организациями;
2) в восстановлении утраченных профессиональных навыков путем организации и проведения занятий в студиях (народного творчества, рукоделия, типографского, парикмахерского дела и др.), мастерских (столярной, слесарной и др.);
3) в трудоустройстве на предприятиях и в организациях путем взаимодействия с респуубликанскими, городскими или районными службами занятости населения.
Отделение должно иметь учебные помещения, оснащенные тренажерами и оборудованием, необходимым для освоения и выполнения элементов трудовой деятельности в профессиях, пользующихся спросом на рынке труда региона.
В части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитациями КЦСОН, с одной стороны, реализуют федеральные полномочия (межведомственное взаимодействие с Фондом социального страхования), с другой стороны, существует региональный перечень технических средств реабилитации, который реализуется за счет средств регионального бюджета [4, с. 17].
Существенный положительный момент в процедуре обеспечения техническими средствами реабилитации -индивидуальный подход, которого придерживаются работники центров социального обслуживания при составлении заявки на технические средства. Такая ситуация стала возможна благодаря новому порядку обеспечения техническими средствами по федеральному перечню, когда региональные структуры участвуют в торгах по закупке реабилитационных средств.
Кроме этого, необходимо осознавать объективную невозможность охватить все стороны жизни социально-незащищенных граждан, системой государственной поддержки. Недостаточность средств в государственной системе здравоохранения и социальной помощи, невозможность для государственных служб на нынешнем их уровне развития охватить все слои пациентов гибкой системой индивидуальных программ реабилитации, а также наличие значительного внешнего для государственной системы реабилитационного ресурса - возможностей самого пациента, его близких, добровольческих общественных структур, говорят в пользу необходимости создания общественно - государственной системы реабилитации. Такой, в которой в реабилитационном процессе в полной мере будут использованы разнообразные материальные и нематериальные ресурсы клиента, его семейного и референтного окружения, специалистов общественников, пациентского сообщества, широкого волонтерского движения и общества вообще.
Причинами низкой обращаемости являются:
1. Проблема транспортной доступности для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Субъективные факторы, лежащие в основе невысокой популярности социальных служб среди населения. Прежде всего, это менталитет населения: низкая мотивация вовлекаться в социальную деятельность, неготовность обращаться за психологической помощью во
внешнее окружение.
3. Устойчивое восприятие Центров социального обслуживания как службы для получения исключительно материальных благ (путевку в санаторий, коляску и проч.). Социальный функционал и потенциал Центров социального обслуживания остается малоизвестен, их образ стереотипен, а потому мало популярен.
Другая проблема, на которую указывают специалисты - это отсутствие возможности приобретения узкоспециализированных технических средств реабилитации. Перечень этих технических средств достаточно широк, в каждом профиле есть свои нюансы и средства реабилитации, которые известны специалистам, и которые могли бы существенно облегчить состояние людей.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, рассмотренные структурные подразделения комплексного центра социального обслуживания представляют собой, по существу, систему многостороннего социального обслуживания инвалидов, что позволяет повысить уровень жизни этих граждан в современных социально-экономических условиях. Услуги, предоставляемые работниками этих отделений, строятся на принципах гуманизма и социального равенства, и являются одними из важнейших элементов комплексной реабилитации пожилых граждан и инвалидов.
Однако объективно оценивая эффективность работы социальных служб, нужно отметить, что с задачей обеспечения техническими средствами реабилитации и направления в реабилитационные центры и в санаторно-курортные учреждения они справляются - эта система, в целом, отлажена. В остальных вопросах обращаемость в районные социальные службы людей с проблемами жизнедеятельности невысока.
Катализаторами создания, организаторами, координаторами и даже методистами общественного сегмента реабилитации могут стать общественные организации как устойчивые структуры, действующие в соответствии с общественным запросом, глубоко погруженные в тематику проблем и запросов конкретных социальных групп, высоко мотивированные на помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бочко М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, пути решения //Вестник Челябинского Университета. 2007. №1. С117-122
2. Агабьян Э.М. Социологический анализ сферы услуг социального обслуживания населения. М.: Экономика, 2012. 129 с.
3. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. М., 2002. 75 с.
4. Костырь С.Е. Правовые основы социального обслуживания на дому //Российское законодательство и развитие юридической науки: Сб. статей мол. ученых / Пермский государственный университет. Пермь, 2001. 28 с.
5. Давыдов И.В. Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания. М.: Минтруд России, ИСР АРСС, 1997. 296 с.
6. Катаева В.И. Методологические основы становления системы социального обслуживания в условиях рынка //Вестник Пермского университета. Сер.: Юрид. науки. 2001. № 2. 19 с.
7. Герасимов Б.Н. Механизм и модель управления качеством медицинского обслуживания //Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 5. С. 44-49.
Статья поступила в редакцию 23.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.