В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
УДК 616-053.03:314.44:314.93:311.42
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РФ
А.С. Башкирева1', Е.А. Богданов, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, Г.И. Чернова, Т.С. Чернякина, Е.Ю. Качан
1 Башкирева Анжелика Сергеевна, д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник отдела проблем психологической и профессиональной реабилитации инвалидов ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Министерства труда РФ, зам. директора по науке и инновациям Научно-инновационного центра «Профессиональное долголетие». E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Научно-инновационный центр «Профессиональное долголетие»; Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербург»
Проведен анализ организационной системы реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в Астраханской области (АО) Южного Федерального округа (ЮФО) Российской Федерации. Показано, что в области существует смешанный тип организационной системы реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста, а сеть реабилитационных учреждений не соответствует потребностям в оказании данного вида помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. Главные причины, негативно влияющие на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов: недостаток реабилитационных центров и стационарных учреждений; низкая обеспеченность учреждений квалифицированными медицинскими кадрами. Выявленные специфические особенности организации социального обслуживания населения в области должны быть учтены при разработке системы мер по совершенствованию программ и механизмов реализации реабилитационных мероприятий для инвалидов и граждан пожилого возраста. Ключевые слова: социальная геронтология, медико-социальное обслуживание, реабилитационные учреждения, социальные службы, граждане пожилого возраста, инвалиды, эффективность реабилитации
ANALYSIS OF THE ORGANIZATIONAL SYSTEM OF REHABILITATION OF ELDERLY AND DISABLED PEOPLE IN SOUTHERN FEDERAL DISTRICT
A.S. Bashkireva1, E.A. Bogdanov, V.P. Shestakov, A.A. Svintsov, G.I. Chernova, T.S. Chernyakina, E.Yu. Kachan
1 Bashkireva Anzhelika Sergeevna, MD, Leading Researcher, Department of problems of a psychological and professional rehabilitation of persons with disabilities FGBU St. Petersburg NCEPR named after G.A. Albrecht of Ministry of Labour of the Russian Federation, Deputy of Director of Science and Innovation, Research and Innovation Center «Professional longevity». E-mail: [email protected].
Federal State Institution «Saint-Petersburg Scientific and Practical Center of Medical
and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation» named after G.A. Albreht
of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation;
State Educational Institution «Northwest State Medical University named after I.I. Mechnikov
of the Ministry of Health of the Russian Federation;
Research and Innovation Center «Professional longevity»;
Federal state institution «The head office of medical and social expertise for the city of Saint Petersburg»
Известно, что Конституция РФ и другие законодательные акты закрепляют все социальные, экономические и личные права и свободы пожилых людей и инвалидов [1]. Это определяет актуальность вопросов реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения, а также необходимость проведения государственной политики, направленной на обеспечение высокого уровня социальной поддержки данной категории граждан, их адаптации и интеграции в семью и общество.
В случае преждевременной нетрудоспособности и (или) по достижении пожилого и старческого возраста меняется социальный статус человека, что тесно связано с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; возникновением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов является наиболее острой проблемой. Поэтому совершенствование системы социальной реабилитации и медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам в на-
стоящее время приобретает первостепенное значение [1-3,7].
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который заменяет собой Федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Данный закон предусматривает введение ряда новых базовых понятий и внедрение в систему управления услугами в сфере социального обслуживания населения принципиально новых организационных и правовых основ. В нем установлены типы учреждений медико-социального обслуживания населения, причем данная типология основана на видах предоставляемых социальных услуг, что расширяет возможности принятия субъектами РФ самостоятельных решений относительно структуры и номенклатуры учреждений. Закон определяет основные принципы медико-социального обслуживания населения, уточняет содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального об-
служивания, определяет формы, виды социальных услуг и условия их предоставления, а также принципы финансового обеспечения деятельности организаций структуры медико-социального обслуживания населения [6].
В последние десятилетия в Российской Федерации были приняты законодательные и нормативно-правовые акты, а также указы Президента РФ, направленные на создание института социальной защиты населения. Разработаны также информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, внедрены программы по расширению общественного понимания потенциала и нужд лиц пожилого возраста и инвалидов разных групп, созданы реабилитационные центры, общественные организации инвалидов, благотворительные фонды [4,5,7,8].
Астраханская область входит в состав Южного Федерального округа Российской Федерации, она разделена на 2 городских округа (Астрахань и г. Знаменск — закрытое административно-территориальное образование), включает 11 муниципальных районов. В 2010 г. в АО проживало 50 557 инвалидов, составлявших 5,0% общей численности населения области, причем инвалиды старше 18 лет составляли 92,5%. На долю инвалидов I группы приходилось — 12,4%, II группы - 55,3%, III - 32,3%. За 2011 г. в структуре общей инвалидности увеличилась численность инвалидов III группы и в среднем на 10% уменьшилась численность инвалидов II группы. Оценка первичной инвалидности взрослого населения показала, что в 2010 г. впервые признаны инвалидами 4843 граждан (87,1%), из них 2509 человек (51,8%) — в трудоспособном возрасте и 4334 человек (49,2%) — в пенсионном, причем они составили 9,6% всех инвалидов области. Таким образом, показатель первичной инвалидности в 2010 г. составил 48,1 на 10 тыс. населения, что в 1,2 раза ниже уровня данного показателя в ЮФО и в 1,6 раза ниже показателя первичной инвалидности в РФ (59,1 и 76,9 на 10 тыс. населения соответственно). Анализ возрастного распределения показал, что из 4843 человек, впервые признанных инвалидами, граждане от 18 до 44 лет составили 18,3%, а лица среднего возраста, от 45 до 54 лет (женщины) и от 45 до 59 лет (мужчины) не превышали 33,5%, лиц пенсионного возраста — старше 55 лет (женщины) и
60 лет (мужчины) — 48,2%. Распределение по группам инвалидности лиц, впервые признанных инвалидами, было следующим: в возрастной категории от 18 до 44 лет удельный вес инвалидов
I группы составил 9,1%, II — 49,5%, III — 41,4%; в возрасте от 45 до 54 лет (женщины) и от 45 до 59 лет (мужчины) доля инвалидов I группы составила 14,1%, II — 38,8%, III — 47,1%; старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) инвалиды I группы — 26,9%, II — 38,7%, III — 34,4%.
Анализ данных о лицах, повторно признанных инвалидами, показал, что в 2010 г. в целом по области переосвидетельствованы 24 586 граждан. Для определения группы инвалидности переосвидетельствованы 20 709 человек (84,2%) (в трудоспособном возрасте — 63,4%, в пенсионном возрасте — 20,8%), при этом лица, повторно признанные инвалидами, составили 65,6%. Показатель повторной инвалидности в 2010 г. составил 131,9 на 10 тыс. взрослого населения, что в 1,2 раза ниже аналогичного показателя за тот же период в ЮФО и в 1,3 раза ниже, чем в РФ (158,1 и 168,5 на 10 тыс. взрослого населения соответственно). В структуре повторной инвалидности инвалиды I группы составили 10,0%,
II — 48,0%, III — 42,0%. Анализ возрастного распределения лиц, повторно признанных инвалидами, показал, что из общего числа этих граждан (13 279 чел.) лица в возрасте 18—44 года составляли 27,0%, от 45 до 54 лет (женщины) и от 45 до 59 лет (мужчины) — 33,4%, старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — 39,5%. Анализ распределения повторно признанных инвалидами по группам инвалидности в этих возрастных категориях выявил превалирование инвалидов II (53,0%) и III группы (40,1%) в возрастной категории от 18 до 44 лет, инвалиды I группы — 6,8%. В возрастной категории 45—54 лет (женщины) и 45-59 лет (мужчины) преобладали инвалиды II и III группы (45,2 и 47,4% соответственно), инвалиды I группы — 7,5%. Среди лиц старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) также преобладали инвалиды II и III группы. Инвалиды I группы составили 14,3%, II — 46,8%,
III — 38,7%.
В 2010 г. специалисты учреждений медико-социальной экспертизы по АО разработали 28 650 индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР), ими было выдано 28 648 ИПР, что составило 99,9% от числа раз-
работанных ИПР в 2010 г., причем выданные ИПР при первичном освидетельствовании составили 24,8%, при переосвидетельствовании — 75,2%. Как показал структурный анализ, наибольший удельный вес составили ИПР с заключениями о потребности инвалидов в восстановительной терапии (68,6%), рациональном трудоустройстве (41,4%), технических средствах реабилитации (31,3%), в санаторно-курортном лечении нуждались 13,6% инвалидов, в реконструктивной хирургии — 3,1%. Следует отметить, что 2,1% приходилось на ИПР, содержавшие профессиональный блок: потребности инвалидов в обеспечении профессиональной ориентации и рациональном трудоустройстве, включая профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации.
Система социального обслуживания населения области включает в себя развивающуюся разветвленную сеть учреждений, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и гражданам пожилого возраста. В области действуют 4 стационарных реабилитационных учреждения для взрослых (2 дома-интерната общего типа и 2 психоневрологических интерната). Анализ половозрастной характеристики лиц пожилого возраста и инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, показал, что доля мужчин и женщин в динамике за 6 лет (2006—2011 гг.) составляла 49 и 51% соответственно. В психоневрологических интернатах удельный вес мужчин находился в 2006 г. на уровне 49,5%, в 2007 г. - 53,5%, в 2008 г. - 42,0%, в 2009 г. - 50,8%, в 2010 г. -50,7%, в 2011 г. - 50,6%. Доля женщин составила в 2006 г. - 50,5%, в 2007 г. - 46,5%, в 2008 г. - 58,2%, в 2009 г. - 49,2%, в 2010 г. -49,3%, в 2011 г. - 49,4%. В учреждениях общего типа преобладали женщины. В частности, в
2006 г. в этих учреждениях проходили реабилитацию 50,4% мужчин и 49,6% женщин, в
2007 г. - 46,4 и 53,6%, в 2008 г. - 42,0 и 58,0%, в 2009 г. - 48,5 и 51,5%, в 2010 г. - 47,7 и 52,3%, в 2011 г. - 49,0 и 51,0% соответственно. Наибольший удельный вес среди мужчин, проживающих в учреждениях общего типа, составила группа от 60 до 74 лет (59,9%), среди женщин - от 80 до 89 лет (37,6%). В психоневрологических интернатах наибольший удельный вес, как среди мужчин, так и женщин, составила воз-
растная группа от 18 до 59 лет (83,9 и 65,2% соответственно).
Оценка эффективности реабилитации инвалидов в области показала, что показатель полной реабилитации в 2010 г. составил 2,8%, а частичной - 17,0%, тогда как в Южном федеральном округе показатель полной реабилитации в 2010 г. составил 5,4%, частичной - 16,0%, а в целом по РФ - 4,5 и 23,8%, соответственно. Таким образом, показатели стабильности групп инвалидности в области были незначительно выше, чем в целом по РФ, но находились на уровне данных ЮФО. Показатели утяжеления групп инвалидности практически соответствовали данным по ЮФО, но были несколько ниже, чем в целом по РФ. Проведенный анализ эффективности реализации ИПР по Астраханской области выявил недостаточность проведенных мероприятий в рамках программ медицинской, профессиональной и трудовой реабилитации по всем видам показателей, при этом особо низким был уровень медицинской реабилитации. Так, показатель достижения полной или частичной компенсации утраченных функций по данным ИПР в АО был ниже уровня аналогичного показателя в Южном федеральном округе в 10,1 раза и в 6,1 раза ниже, чем в целом по РФ. Также по данным ИПР был выявлен низкий показатель восстановления утраченных функций, который в АО был в 5 раз ниже, чем в ЮФО, и в 4 раза ниже, чем в целом по РФ.
В 2010 г. специалистами учреждений медико-социальной экспертизы по Астраханской области было выдано 15 163 заключения о выполнении ИПР инвалида при переосвидетельствовании, что составило 52,9% выданных ИПР, в 2011 г. - 12 979 заключений, 74,2% соответственно. Из общего числа выполненных ИПР 7,1% составили заключения с положительными результатами реабилитации инвалидов, в 2011 г. был зарегистрирован рост данного показателя, который увеличился почти в 2 раза и составил 13,6%. Проведенный сравнительный анализ данных показателей в ЮФО и в целом по РФ подтвердил низкую эффективность реабилитационных мероприятий инвалидов и лиц пожилого возраста, проживающих в АО.
Результаты проведенных исследований выявили несоответствие сети учреждений социального обслуживания области потребностям населения
в реабилитационных мероприятиях. В области отсутствует системный подход к организации и проведению реабилитационных мероприятий, отмечается низкая эффективность реализации индивидуальных программ по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста. Показана необходимость совершенствования стандартов реабилитационной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам с учетом инновационных реабилитационных технологий, создания единой системы реабилитации для лиц пожилого возраста и инвалидов, реализованной на принципах комплексного проведения современных медико-социальных, профессиональных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий. Рекомендуется координировать деятельность специалистов различного профиля путем комплексного подхода к разработке системы мер по совершенствованию программ и механизмов реализации реабилитационных мероприятий, формирования организационной и научно-методической обеспеченности мероприятий при оказании услуг по реабилитации граждан пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкирева А.С., Шестаков В.П., Свинцов А.А., Раду-то В.И., Богданов Е.А., Чернова Г.И., Чернякина Т.С. Законодательное закрепление вопросов социального
обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (обзор) // Успехи геронтологии. 2014. Т. 27. № 2. С. 297-301.
2. Башкирева А.С., Шестаков В.П., Свинцов А.А., Чернякина Т.С., Чернова Г.И., Богданов Е.А. Анализ состояния социального обслуживания граждан. 2013. Т. 26. № 3. С. 569-574.
3. Башкирева А.С., Качан Е.Ю. Актуальные проблемы рационального трудоустройства и профессиональной реабилитации пожилых людей и инвалидов // Пушков-ские чтения. Актуальные вопросы геронтологии и гериатрии: болевые синдромы в гериатрической практике. Сборник научных X научно-практической геронтологи-ческой конференции. 5 декабря 2014 года. Под редакцией А.Л. Арьева, Е.Г. Зоткина, Т.К. Кудрявцевой. — СПб.: изд-во «Альтра Астра». 2014. — С. 11-13.
4. Радуто В.И. Характеристика реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам в системе социальных служб // Социальное и пенсионное право. 2012. № 3. С. 16-18.
5. Сырникова Б.А. Организационно-функциональная модель регионального реабилитационного центра для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003. № 4. С. 13-17.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
7. Bashkireva A.S. et al. Analysis of the state of social services for elderly and disabled persons in the Russian Federation // Advances in gerontology. 2014. Vol. 4. Issue 2. P. 102-106.
8. Bashkireva A.S. et al. Review of Legislative Regulation of Social Services for Elderly Citizens in the Russian Federation // Advances in gerontology. 2014. Vol. 4. Issue 4. P. 247-250.
Поступила 10.02.2015