УДК 616-053.03:314.44:314.93:311.42
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
U м _______
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.С. Башкирева1, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, Г.И. Чернова, Т.С. Чернякина, Е.Ю. Качан, Е.А. Богданов
1 Башкирева Анжелика Сергеевна — доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела проблем психологической и профессиональной реабилитации инвалидов ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А.Альбрехта Министерства труда РФ, заместитель директора по науке и инновациям Научно-инновационного центра «Профессиональное долголетие». E-mail: [email protected].
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А.Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации», Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Научно-инновационный центр «Профессиональное долголетие», Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт- Петербург»
На основе материалов федерального государственного статистического наблюдения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных и полустационарных учреждениях Российской Федерации за 2006—2011 гг. был проведен системный анализ, и представлена динамика сокращения численности социально-оздоровительных центров и специальных домов для одиноких престарелых с уменьшением числа мест и обслуженных лиц. Проанализированные данные о деятельности стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, а также численности обслуженных лиц, свидетельствуют: система социального стационарного обслуживания требует реформирования за счет оптимизации структуры учреждений, реорганизации коечной сети, активной реконструкции и строительства новых зданий. Ключевые слова: социальная геронтология, медико-социальное обслуживание, нестационарные социальные учреждения, стационарные социальные учреждения, реабилитация, граждане пожилого возраста, инвалиды
SYSTEM ANALYSIS OF SOCIAL SERVICES ELDERLY AND SENILE IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.S. Bashkirieva1, V.P. Shestakov, A.A. Svintsov, G.I. Chernova, T.S. Chernyakina, E.Y. Kachan, E.A. Bogdanov
1 Bashkirieva Angelika Sergeevna — MD, leading researcher of the Department of psychological and professional rehabilitation of the disabled of FGBU St. Petersburg NTSEPR named after. G.A. Albreht of Ministry of Labour of the Russian Federation, Deputy Director for Science and Innovation at Research and Innovation Center «Professional longevity». E-mail: [email protected].
Federal State Institution «Saint-Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation named after G.A. Albreht of Ministry of Labour and Social Affairs»,
State Educational Institution «Northwest State Medical University. named after I.I. Mechnikov» of the Ministry of Health of the Russian Federation,
Research and Innovation Center «Professional longevity»,
Federal Governmental Institution «Main Bureau of Medical-and social expertise
for the city of St. Petersburg»
Based on materials of federal statistical observation of social services for the elderly and persons with disabilities in non-stationary and semi-stationary institutions of the Russian Federation in 2006—2011 years was conducted a systematic analysis and shown the dynamics of reduction of the number of social and health centers and special homes for the elderly people living alone with a decrease in the number of places and persons served. The data on the activities of stationary social service institutions for the elderly and disabled analyzed, as well as the number of persons served, testify that: the system of social inpatient care needs to be reformed by optimizing the structure of institutions, reorganization of hospital bed network, as well as an active reconstruction and construction of new buildings. Keywords: social gerontology, medical and social services, outpatient departments, residential institutions, rehabilitation, elderly citizens, disabled persons
Увеличение доли лиц пожилого и старческого возраста на фоне снижения численности трудоспособного населения требует серьезной коррекции государственных программ и реформирования геронтосоциальной политики в Российской Федерации [8]. В соответствии с современными концепциями успешного и продуктивного старения, акцентированными на потребностях лиц пожилого и старческого возраста, необходимо усовершенствовать взаимодействие властей, социальных учреждений и некоммерческих организаций для повышения количества и качества предоставляемых медико-социальных услуг населению старших возрастных групп. Общество и государство должны сообща способствовать превращению граждан пожилого и старческого возраста из социально зависимых в людей самостоятельной «возможности» [9,10]. Поэтому в настоящее время вопросы реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в семью и общество приобретают особую актуальность [1-3,7]. Данный подход предполагает повышение доступности оказываемых услуг путем создания инновационной сети социальной поддержки пожилого населения и инвалидов с вовлечением государственной и негосударственной форм обслуживания, а также оптимизацию существующих моделей ге-ронтологических резиденций [4].
Одним из значимых шагов в этом направлении стал утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 29 декабря 2012 г. в виде так называемой дорожной карты План мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013—2018 гг.)»
[5]. Он предполагает детальный анализ положения дел в сфере социального обслуживания пожилых граждан, выявление существующих проблем и подготовку комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания в субъектах Российской Федерации.
Цель нашего исследования — системный анализ и оценка деятельности нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений и служб существующей системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации, а также разработка предложений по ее совершенствованию. Задачи исследования — изучить структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения, динамику заполнения вакантных должностей, объем предоставленных социальных услуг гражданам, обратившимся за их получением в учреждения социального обслуживания всех форм собственности. Использованные в исследовании методы включали научно-теоретический, системный и комплексный анализ статистических показателей, математи-ко-статистические методы расчета, методы наблюдения и сравнения.
Первый этап исследования включал анализ материалов федерального государственного статистического наблюдения в динамике за 2006— 2011 гг., характеризующих деятельность нестационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания, к которым относятся учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому; учреждения (отделения) срочного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; учреждения (отделения) со-
циального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь, специальные дома для одиноких престарелых (социальные квартиры), предоставляемые муниципальным жилищным фондом социального обслуживания. На втором этапе работы мы провели сравнительный анализ статистической формы № 3 — собес, содержащей сведения о деятельности стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, а также численности обслуженных лиц за 2009—2011 гг. Полученные результаты показали, что в РФ в общем числе центров социального обслуживания населения наибольший удельный вес приходился на комплексные центры — 55,33, 65,68% в 2006 и 2011 гг. соответственно. Выявлено снижение численности центров социального обслуживания на 1,17% в динамике за 6 лет. За изученный период более чем в 13 раз уменьшилось количество центров временного проживания, а также в 5,4 раза снизилась численность центров дневного пребывания ^ < 0,05). В 2011 г. наблюдалось увеличение числа комплексных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 17,15% по сравнению с 2006 г. ^ < 0,05). За 6 лет уменьшилось число отделений социального обслуживания — на 15,39%, в том числе дневного пребывания — на 24,11%, временного проживания — на 15,42%, отмечено снижение на 5,27% численности центров и отделений социального обслуживания на дому ^ < 0,01—0,05). Анализ показал увеличение доли инвалидов с 49,48% в 2006 г. до 52,53% в 2011 г. среди всех граждан, получивших социальные услуги, среди них преобладали инвалиды II группы ^ < 0,05). Удельный вес инвалидов II группы составил 74,43% в 2006 г. и 71,63% в 2011 г., а доля обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в сельской местности, находилась на уровне 44,28—45,86% за весь период наблюдения.
Установлено, что в целом по РФ за 2006— 2011 гг. произошло сокращение на 21% числа специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому и, как следствие, на 27,91% уменьшилось число обслуженных лиц ^ < 0,05). Среди клиентов этих отделений преобладали инвалиды II группы (41—43%). Доля инвалидов I группы составляла в среднем 19% за весь период наблюдения. Удельный вес инвалидов III группы увеличился с 4,75% в
2006 г. до 6,05% в 2011 г. Следует отметить уменьшение числа обслуженных граждан из сельской местности с 36,73% в 2006 г. до 31,59% в 2011 г. Установлено, что в 2011 г. по сравнению с 2006 г. в 6,28 раз снизилась численность лиц пожилого возраста и инвалидов, ожидающих своей очереди для принятия на обслуживание специализированными отделениями.
В службах срочного социального обслуживания за изученный период была выявлена тенденция сокращения числа отделений в среднем на 5,18% в год. Однако, несмотря на сокращение числа отделений, за 6 лет на 10,56% увеличилась численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных за год, на 26,78% выросло число услуг, оказанных за год, и соответственно в 3,65 раза (в расчете на одно учреждение) увеличилась численность работников, непосредственно осуществляющих прием граждан ^ < 0,01-0,05).
В 2011 г. по сравнению с 2006 г. на 26,98% увеличилось количество социально-реабилитационных центров, на 7,24% возросло число мест в этой категории реабилитационных учреждений и, как следствие, в 3 раза увеличилась численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных за год ^ < 0,01-0,05). Однако за период наблюдения на 13,63% уменьшилось число социально-оздоровительных центров, на 15,38% — численность обслуженных за год лиц в этом типе нестационарных учреждений.
Результаты анализа показали, что за 6 лет в 2,4 раза сократилось количество специальных домов для одиноких престарелых, а домов со службами социально-бытового назначения — на 22,5%. В социальных квартирах в среднем проживало по 1—2 человека в квартире. Численность социальных квартир, в которых проживали граждане пожилого возраста и инвалиды, сократилась в 2,6 раза за весь период. Анализ показал, что лица, получавшие помощь в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания и отделениях на дому, составили в 2006 г. — 31,9%, в 2011 г. — только 21,8% числа лиц, проживающих в социальных квартирах. Численность лиц, обслуженных этими отделениями, из всех лиц, проживающих в социальных квартирах, уменьшилась в 2011 г. в 3,7 раза по сравнению с 2006 г. ^ < 0,05).
В результате анализа штатных должностей в системе социального обслуживания населения была выявлена тенденция к сокращению их чис-
ла и неполную занятость персонала. Удельный вес занятых должностей в 2006 г. составил 96,59%, в 2011 г. — 95,64%. За изученный период уменьшилось число штатных должностей персонала на 14,21%, в том числе: должностей специалистов по социальной работе — на 38,6%, социальных работников — на 40,31%. В то же время отмечено увеличение числа врачебных должностей на 45%, среднего медицинского персонала — на 20%.
Анализ материалов федерального государственного статистического наблюдения в динамике за 2009—2011 гг., характеризующих деятельность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также численность обслуженных лиц, показал, что в РФ в 2009 г. действовал 481 психоневрологический интернат, где оказывали реабилитационные услуги для взрослых, в них находилось 136615 граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2010 г. — 502 подобных учреждения обслуживали 139624 человека, в 2011 г. — функционировало 488 учреждений, в которых проходили реабилитацию 141 100 пожилых граждан и инвалидов. Государственные статистические данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии определенной части психоневрологических интернатов. В 2009 г. 30,3% зданий требовало реконструкции, в 2010—2011 гг. значительная часть зданий была отремонтирована. Здания, находящиеся аварийном состоянии, в 2009 г. составили 6%, в 2010—2011 гг. их доля снизилась. Удельный вес ветхих зданий в 2009 г. составил 18,5%, в 2010—2011 гг. наблюдалось некоторое уменьшение их числа. Несмотря на то что в динамике за 2009—2011 гг. отмечено снижение доли аварийных и ветхих зданий, а также домов, требующих реконструкции, подобные здания все еще эксплуатируются, что создает определенные проблемы: в этих домах трудно обеспечить процессы адаптационного и реабилитационного характера, нормальный образ жизни для лиц пожилого возраста и инвалидов, особенно в период, непосредственно следующий за поступлением в стационарные учреждения социального обслуживания. Анализ штатных должностей персонала стационарных учреждений психоневрологического профиля показал их увеличение в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 9372,58 должностей, что составило 10,07%. Установлено, что доля занятых врачебных должностей от числа штатных в 2009 г. составляла 67,85%, в 2010 г. — увеличилась до 77,64%, а в
2011 г. уменьшилась по сравнению с 2010 г. до 74,12%. Должности среднего медицинского персонала в 2009 г. были заняты на 85,74%, в 2010 г. — на 86,57%, в 2011 г. их доля существенно снизилась до 62,97%. Наблюдалась неполная обеспеченность врачами и медицинскими сестрами стационарных учреждений психоневрологического профиля для взрослых, что ухудшало качество обслуживания: медицинский персонал в этих учреждениях не в полной мере мог проводить реабилитационные мероприятия, оценивать их эффективность и по результатам давать индивидуальные рекомендации, внося коррективы в индивидуальную программу реабилитации.
Важной особенностью стационарных учреждений является социальная реабилитация и адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов к условиям проживания в домах-интернатах. Однако результаты проведенного нами анализа численности должностей социальных работников показали весьма низкую обеспеченность специалистами по социальной работе. В стационарных учреждениях социального обслуживания в
2009 г. из всех штатных должностей, предусмотренных в данных учреждениях, доля социальных работников составляла 0,54%, в 2010 и 2011 гг. произошло незначительное ее увеличение до 0,68 и 0,73%, соответственно ^ > 0,05).
Специфика работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами в стационарных условиях пребывания предусматривает разнообразие реабилитационных технологий, начиная с обучения элементарной профессии до восстановления профессиональных навыков и коммуникационной способности с возможностью последующей интеграции в общество. Анализ трудоустройства лиц, находящихся в психоневрологических учреждениях Российской Федерации, позволил установить, что в 2009 г. было трудоустроено всего 0,21% их общего числа. Более того, в 2010 г. число трудоустроенных граждан снизилось в 2 раза и составило 0,11%. В 2011 г. по сравнению с
2010 г. сохранялась тенденция к снижению данного показателя до 0,08%.
Таким образом, за период с 2006 по 2011 гг. в системе социального обслуживания населения в РФ прослеживалось сокращение количества социально-оздоровительных центров и специальных домов для одиноких престарелых, что привело к сокращению мест и численности обслуженных ими лиц за год, а также к повышению
нагрузки на каждый специальный (социальный) дом. Отрицательная динамика отмечена по показателю доли граждан пожилого возраста и инвалидов, получавших услуги в отделениях социального обслуживания на дому и специализированных отделениях социально-медицинского назначения, из числа лиц, проживавших в социальных квартирах. Несмотря на уменьшение количества организаций, оказывающих социальную помощь, возросла численность граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в учреждениях социальной защиты всех форм собственности. Увеличение доли граждан данной категории в 2011 г. является положительным результатом, приближающимся к контрольному показателю, рекомендованному в «дорожной карте» в 2013 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Установлено, что удельный вес негосударственных организаций в общем числе учреждений всех форм собственности, оказывающих социальные услуги, уменьшился более чем в 2 раза и отличался от контрольного показателя Минтруда России более чем в 3 раза. Это вызвало снижение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания.
Проведенный анализ показал, что для удовлетворения потребности пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы реформирование и модернизация системы социальной защиты населения с определением четких критериев эффективности работы геронтологических центров для каждой возрастной и социальной группы. Оптимизация структуры и штатной численности социальных учреждений, развитие рынка медико-социальных услуг, увеличение количества учреждений различных организационно-правовых форм, повышение качества социального обслуживания на дому будут способствовать поддержанию автономии и функциональной независимости, личностной компетенции и независимого проживания пожилых граждан и инвалидов в соответствии с концептуальной политикой старения, определенной Мадридским международным планом действий по проблемам старения [1,2].
Результаты нашего исследования показали необходимость принятия мер, направленных на расширение сети реабилитационных учреждений разных категорий с целью ликвидации оче-
реди в них; совершенствование системы кадрового обеспечения специалистами для повышения занятости имеющихся штатных должностей и эффективности реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов. Существующая потребность в реабилитации различного направления и развитии учреждений социального обслуживания населения требуют совершенствования правовых, организационных и методических мероприятий при формировании целевых муниципальных, областных и федеральных программ по созданию оптимальных условий реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [6].
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкирева А.С. и др. Анализ состояния социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации // Успехи геронтологии. 2013. Т. 26. № 3. С. 569-574.
2. Башкирева А.С. и др. Законодательное закрепление вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации (обзор) // Успехи геронтологии. 2014. Т. 27. № 2. С. 297-301.
3. Башкирева А.С., Качан Е.Ю. Актуальные проблемы рационального трудоустройства и профессиональной реабилитации пожилых людей и инвалидов // Пушков-ские чтения. Актуальные вопросы геронтологии и гериатрии: болевые синдромы в гериатрической практике. Сборник научных статей Х научно-практической ге-ронтологической конференции. 5 декабря 2014 года. Под ред. А.Л. Арьева, Е.Г. Зоткина, Т.К. Кудрявцевой. СПб.: изд-во «Альтра Астра» 2014. С. 11-13.
4. Данилова Р.И., Голубева Е.Ю. Модель взаимодействия государственных и негосударственных структур в системе социального обслуживания/ухода за пожилыми людьми в России // Клин. геронтол. 2009. Т. 15. № 12. С. 3-8.
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2012 г. № 650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013—2018 годы)».
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 января 2013 г. № 21 «О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013—2018 годы)».
7. Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Дымочка М.А. и др. Современное состояние медико-социальной реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2008. № 2. С. 3-4.
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2334).
9. Bashkireva A.S. et al. Analysis of the state of social services for elderly and disabled persons in the Russian Federation // Advances in gerontology. 2014. Vol. 4. Issue 2. P. 102-106.
10. Bashkireva A.S. et al. Review of Legislative Regulation of Social Services for Elderly Citizens in the Russian Federation // Advances in gerontology. 2014. Vol. 4. Issue 4. P. 247-250.
Поступила 06.01.20015