Сабанов Заурбек Михайлович
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ .
социологические науки
УДК 316.3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
©2016
Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)
Аннотация. Статья посвящена основным направлениям комплексной квалифицированной социальной реабилитации, вопросам организации социальной поддержки инвалидам и другим социально незащищенным гражданам, направленным на восстановление их социального статуса, достижение ими материальной независимости, максимальное устранение или частичную компенсацию ограничений их жизнедеятельности, порожденных нарушением здоровья с тяжелым расстройством функций организма. В ней рассматриваются основные цели, задачи и функции деятельности специалиста по социальной работе в отделениях социальной реабилитации инвалидов. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий деятельность профильных кабинетов, осуществляющих реабилитационную деятельность в учреждениях социального обслуживания населения. В статье также представлены основные этапы профессионального становления специалиста по социальной работе, которые являются составной частью профессионализации - длительного макропроцесса, посредством которого общество и человек формируют представление о конкретном виде занятий методов социально-средовой адаптации и социально-бытовой реабилитации, направленных на социализацию граждан, нуждающихся в социальной защите.
Ключевые слова: социальная реабилитация; адаптационное обучение; социально-бытовая реабилитация; со-циально-средовая реабилитация; самообслуживание в быту.
SOCIAL WORK SPECIALIST ACTIVITIES IN THE DEPARTMENT OF SOCIAL REHABILITATION COMPLEX CENTERS OF SOCIAL SERVICES FOR POPULATION
©2016
Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian state University after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The article is devoted to comprehensive social rehabilitation. It addresses the basic directions of activity of a specialist on social work in the offices of the social rehabilitation of the disabled. An important point of the article is a section describing activities and specialized offices carrying out rehabilitation activities in institutions of social services. This article presents the main stages of professional development specialist for social work which are an integral part of the professionalization-long makroprocessa, through which the society and people form an idea about a particular form classes as a profession. The article makes the case for the introduction of specific innovative forms and methods of social and environmental adaptation and social rehabilitation aimed at socialisation of citizens in need of social assistance.
Key words: social rehabilitation; adaptive learning; socio-domestic rehabilitation; socio-sredovaa rehabilitation; selfservice in everyday life.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Специфика деятельности специалиста в сфере современной социальной работы требует высокого уровня компетентности, который формируется посредством профессиональной подготовки в данной области в процессе практической деятельности. Уровень компетентности конкретного работника выступает результатом его самосовершенствования и самореализации в процессе непрерывного профессионального образования и становления как специалиста, для которого характерны индивидуальные особенности и уникальность условий осуществления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Профессиональное становление работника в социальной сфере, как отмечают некоторые исследователи (С.М. Аленикова [1], М.Л. Захаров [2], П.Д. Павленюк [3] и др.), это непрерывный и профессионально-ориентированный процесс целостного развития образовательной, практической и исследовательской деятельности специалиста в области социальной работы, направленный на формирование у человека профессиональных компетенций и личностных качеств, адекватных квалификационным стандартам и этическим характеристикам профессии. В основе данной деятельности, по мнению А.Л. Благодир, лежит интегральный научно-методологический подход в русле теории социальных изменений и процессов [4]. Таким образом, профессиональное становление личности специалиста выступает в качестве одной из составных частей профессионализации - продолжительного макропроцесса, с помощью которого общество и человек вос-
создают представление о конкретном виде деятельности как о профессии.
Социальный работник содействует оказанию материально-бытовой помощи и самостоятельно осуществляет морально-правовую поддержку населению, нуждающемуся в частых социальных услугах, одиноким матерям, многодетным семьям, инвалидам, одиноким престарелым людям, детям-сиротам, вынужденным беженцам, а также пострадавшим в результате техногенных, природных, экологических катастроф, находящихся в состоянии тяжелой психической депрессии. Наряду с перечисленными услугами социальный работник выявляет круг нуждающихся граждан (К.Н. Гусов) [5], определяет характер и объем необходимой поддержки, консультирует по вопросам социальной защиты населения (З.М. Сабанов) [6], координирует деятельность различных общественных и государственных структур, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях, разрабатывает различные программы реабилитационных мероприятий, стремится максимально приближать образ жизни своих подопечных к условиям и нормам здоровых и благополучных людей. Вот почему качество социальной деятельности зависит во многом от уровня профессиональной компетентности тех работников, которые выполняет свои функции в рамках данной отрасли социальной сферы.
Формирование целей статьи (постановка задания). Особое внимание социальный работник уделяет выяснению возможностей участия социально незащищенных людей в посильном труде, а также готовности к профессиональной переподготовке. Он может выполнять и технические функции: покупку и доставку продуктов, лекарств; госпитализация в лечебные учреждения; со-
социологические науки
Сабанов Заурбек Михайлович ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ...
действует обслуживанию своего подопечного стационарными и нестационарными учреждениями; сдача вещей в прачечную, химчистку; оказание посильной доврачебной помощи (измерение давления, температуры, наложение повязки и т. п.); консультирует по вопросам получения привилегий и льгот. Будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, профессиональная деятельность специалиста по социальной работе призвана осуществлять целый ряд достаточно сложных взаимосвязанных функций. Таким образом, необходим квалифицированный специалист широкого профиля, обладающий основами психологических, юридических, медицинских, педагогических и социологических знаний.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Специальность социального работника была учреждена для решения социальных проблем людей, самостоятельно не справляющихся с социальными проблемами по различным причинам - ограниченные возможности здоровья, низкая материальная обеспеченность, неблагополучная семья и т.д. Он является посредником в контексте: «человек - семья - общество - государство».
Основные требования к специалисту социальной службы (К.Н. Новикова) в реальной практике профессиональной деятельности следующие [7]:
- иметь квалифицированную профессиональную подготовку по направлению социальной работы, проводить социальные, оздоровительные, педагогические, профилактические и иные мероприятия;
- работать постоянно на должностях, непосредственно связанных с оказанием профессиональной социальной помощи людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, с материальными и социальными проблемами;
- содействовать совершенствованию функционального предназначения тех служб, в которых они трудятся;
- выполнять свои задачи, максимально опираясь на положительный опыт работы в отечественных и зарубежных социальных службах.
Одной из самых злободневных проблем современного общества считается проблема социальной адаптации инвалидов и пожилых граждан, как категории населения, недостаточно защищенных в социально-бытовом аспекте. В этих условиях система социальной защиты людей предъявляет особые требования к квалификационным характеристикам сотрудников комплексных центров социального обслуживания населения. Особую роль здесь играют специалисты по социальной работе, осуществляющие деятельность по оказанию социально-бытовых, психологических, правовых, медико-социальных, социально-педагогических услуг, а также проводящие работу по социально-экономической, материальной и социально-педагогической поддержке в отделениях социальной реабилитации «Комплексного центра социального обслуживания населения».
На основе анализа профессиональных характеристик специалиста социальной службы нами обозначены основные задачи его деятельности:
- разработка перечня услуг, предоставляемых инвалиду или другому социально нуждающемуся гражданину в рамках индивидуальной программы социальной реабилитации населения;
- конкретизация потребностей клиентов социальной службы в различных видах социальной помощи;
- активное участие в деятельности отделения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
- разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации инвалидов и других мало защищенных граждан.
В соответствии с этими задачами на социальные службы возложены следующие функции:
- периодическое обновление программ социальной реабилитации инвалидов с учетом оптимального набора форм, методов, средств и, имеющихся в распоряжении
специалистов отделения;
- оказание организационно-методической, социально-психологической и консультативной помощи по вопросам социальной реабилитации инвалидов и малообеспеченных граждан РФ.
В структурных подразделениях социальной реабилитации деятельность специалиста по социальной работе должна осуществляться во взаимодействии со всеми сотрудниками отделения: специалистом по реабилитации, психологом, социальным педагогом, проектировщиком, специалистом по социокультурной реабилитации инвалидов, инженером по техническим средствам реабилитации и другими работниками [8]. Для более успешной организации деятельности работника социальной службы необходимо осуществлять ее в специальных кабинетах отделения социальной реабилитации. На профильные кабинеты социальной реабилитации, к которым относятся: кабинет специалиста по социальной работе с рабочим местом социального работника, кабинет адаптационного обучения, кабинет для обучения инвалидов самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, возлагаются следующие основные функции:
Кабинет специалиста по социальной работе с рабочим местом социального работника: объективная оценка возможностей независимой жизнедеятельности и проведение социально-средовой диагностики социального уровня (в том числе на дому), включающих оценку степени нуждаемости и проведение тестирования для обеспечения техническими средствами реабилитации; проведение социально-бытовой диагностики; установление уровня потребности в социально-бытовой реабилитации; формирование ценностной ориентации, способности к общению, адаптация инвалида в условиях жизни с инвалидностью, адаптационное обучение семьи инвалида; осуществление обучения инвалида самообслуживанию, передвижению, а также мероприятий по выбору для инвалида технических средств реабилитации и обучению пользования ими; разработка рекомендаций по адаптации жилья к потребностям инвалида; активное взаимодействие со специалистами отделений социальных служб, ведомств, реабилитационных центров, органов местного самоуправления, общественными объединениями инвалидов.
Кабинет адаптационного обучения - это «специально оборудованный учебный кабинет», приспособленный к потребностям инвалидов, оснащенный мебелью, доступный для посещения инвалидов на кресло-колясках; он должен по возможности располагаться экраном, учебной интерактивной доской, компьютером с выходом в интернет. Кабинет предназначен как для проведения индивидуальных социально-реабилитационных мероприятий, так и для группового адаптационного обучения (тренинги, лекции, практические занятия, семинары, презентации и др.), включая семей инвалидов в течение определенного образовательного цикла (7 - 12 дней).
Реабилитационная программа обучения должна содержать жизненно важные вопросы: об особенностях протекания заболевания, социально-педагогических и психологических реабилитационных мероприятиях по изменению образа жизни человека, его культуры и рациона питания, объема психических и физических нагрузок; типах реабилитационных социальных учреждений, их местоположении и спектре оказываемых ими социальных услуг, ограничениях жизнедеятельности, появившихся в результате нарушения здоровья, и связанных с ними физиологических, экономических и социально-психологических проблемах; формах и методах социально-бытовой помощи инвалиду, специфике ухода за инвалидом, технических средствах реабилитации и особенностях их эксплуатации в современных условиях и т.д. Группы адаптационного обучения организовываются по нозологическому принципу (нозология - это синтез наших знаний о болезнях). По завершении адаптационного периода обучения инвалид и его семья при-
Сабанов Заурбек Михайлович социологические
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ... науки
обретают знания, умения, навыки и способы деятельности для максимального совершенствования «жизни с инвалидностью» [12]. Структура и логика формирования профессиональной компетентности работника социальной службы в работе с инвалидами, как социально-педагогического явления, включает единство и борьбу противоречий мотивов, интересов, потребностей, процессов внешнего воздействия, способов взаимодействия, что обеспечивает достижение профессионализма личности и деятельности социального работника.
Кабинет для обучения инвалидов различных степеней самообслуживанию, ориентации, передвижению, общению, самообучению - это учебные классы, приспособленные к нуждам инвалидов, оснащенные соответствующей мебелью; телевизором, компьютером, интерактивной доской, мультимедийными комплектующими к электронному оборудованию; учебниками (электронными и бумажными), учебными материалами (информационными, дидактическими, криптограммами); современными техническими средствами реабилитации инвалидов и др. Могут быть выделены и оборудованы, по необходимости, специализированные учебные классы для инвалидов по слуху и зрению. С целью наглядной информации при работе в кабинетах социально-средовой ориентации для теоретического и практического обучения инвалидов специалисты должны пользоваться «жилым модулем», оснащенным техническими средствами реабилитации.
В своей практической деятельности в отделении социальной реабилитации специалист по социальной службе должен:
- совместно с другими специалистами по реабилитации участвовать в формировании реабилитационного маршрута, осуществлять социально-психологическую помощь семье инвалида;
- осуществлять консультирование и информирование инвалида и членов его семьи по вопросам восстановительного лечения; социально-бытовой адаптации, приспособления среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов; интеграции инвалида в здоровое гражданское общество;
- систематически проводить глубокую социально-средовую и социально-бытовую диагностику, оценку их условий (чаще на дому);
- выявлять способности инвалида к самостоятельному удовлетворению основных физиологических потребностей, выполнению повседневной бытовой деятельности и навыков личной гигиены;
- осуществлять формирование у инвалидов тех знаний, умений и навыков, которые необходимы им для достижения поставленных в процессе социального развития целей;
- совместно с другими специалистами проводить мероприятия по подбору для инвалида технических средств реабилитации и обучению пользованию этими приспособлениями;
- обеспечивать систематический контроль над выполнением социально-реабилитационных мероприятий;
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Деятельность специалиста по социальной работе в отделении социальной реабилитации комплексных центров социального обслуживания населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на приобретение человеком, нуждающемуся в социальной поддержке, социально-реабилитационных знаний, формирование у него общей социально-средовой культуры, своевременное предупреждение всевозможных психофизиологических нарушений.
Социальная работа состоит из комплекса мероприятий, направленных на создание условий для полноценного общественно-социально функционирования личности (минимизация факторов социально-психологического дискомфорта в семье, на рабочем месте и других социальных пространствах, в которые включен инвалид) [13-18]. Таким образом, профессиональная деятельность социального работника в рамках социальной реабилита-292
ции является весьма многогранной и направлена на оказание социально-правовой, психолого-педагогической, социально-бытовой и социально-средовой поддержки нуждающейся части населения. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам, включая психокоррекцию, психологическое консультирование, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, социально-психологический патронаж семьи, психологический тренинг, с привлечением самих инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения, различных социальных сетях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аленикова С.М. Мониторинг результативности оказания социальных услуг как технология управления по результату в сфере социального обслуживания. // Социальное обслуживание. - 2005. - №2.
2. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник/- Наука, 2001. - 49 с.
3. Павленюк П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра, 2007. - 216 с.
4. Благодир А.Л. Социальное обслуживание в системе права социального обеспечения. М., 2002. - 75 с.
5. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России : Учебник / - М.: Издательство Проспект, 2004. - 488 с.
6. Сабанов З.М. Технические средства для профессиональной и социально-трудовой реабилитации //Успехи современного естествознания. 2014. №12. С. 183.
7. Новикова К.Н. О состоянии и основных мероприятиях по оптимизации социального обслуживания. Казань, 2006. - 35 с.
8. Давыдов И.В. Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания. - М : Минтруд России, ИСР АРСС, 1997. - 296 с.
9. Карпатов О.Р. Создание нормативной обеспеченности социального обслуживания. // Социальное обслуживание. - 2006. - №3.
10. Катаева В.И. Методологические основы становления системы социального обслуживания в условиях рынка // Вестник Пермского университета. Сер.: Юрид. науки. 2001. - № 2. - 19 с.
11. Комаров Е.И. Критерии эффективности деятельности социального работника. // Теория социальной работы. - 2004. - №6.
12. Костырь С.Е. Правовые основы социального обслуживания на дому //Российское законодательство и развитие юридической науки: Сб. статей мол. ученых / Пермский государственный университет.- Пермь, 2001. - 28 с.
13. Балашова А.В., Боликова Л.Ю. Подготовка педагогов к обучению детей-инвалидов. Постановка проблемы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 50-54.
14. Криводонова Ю.Е. Значение реабилитации в процессе самореализации личности с дефектом зрения в трудовой деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 1. С. 15-18.
15. Иванов М.Ю. Специфика социальных услуг как средства получения социальных эффектов // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 71-73.
16. Криводонова Ю.Е. Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения как фактор их реабилитированно-сти // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 19-21.
17. Ахметова Д.З. Ускорит ли инклюзивное образование преодоление социальной эксклюзии? // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 36-38.
18. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АМГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 75-78.