ББК: 74.268.1 УДК: 372.881.1
Соболев В.Ю., Киселева О.В.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ
Sobolev V.Y., Kiseleva O. V.
THE BASIC PRECONDITIONS OF IDENTIFICATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE PROFILE BACHELOR'S DEGREE
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетенции, знания, умения, навыки, компетентностный подход, профиль направления подготовки, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, профессиональные компетенции профиля.
Keywords: higher professional education, competencies, knowledge, intellect-tion, skills, competence approach, the profile areas of training, cultural competence, professional competence, professional competence profile.
Аннотация: предложен один из возможных подходов к формированию профессиональных компетенций профиля направления подготовки бакалавра. Сделанные предложения расширяют возможности использовать в образовании не только компетенции профильной части из ПООП, но и позволяют разработчикам ООП самостоятельно устанавливать компетенции профиля. В конечном итоге совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций профиля призвано улучшить компетентностью модель ООП.
Abstract: one of the possible approaches to the formation of professional competences of profile directions of preparation of the bachelor. The offer extends opportunities to use technology in education not only the competence profile part of the BNAP, but also allow developers OOP independently establish the competence profile. Ultimately improving the process of formation of professional competence profile is intended to improve the competent local model of the basic educational program.
В России с 2011 года вступили в действие новые образовательные стандарты третьего поколения, образовательный процесс в которых основан на компетентностном подходе,
предусматривающим освоение студентами высшего профессионального образования общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) компетенций, а при наличии профильной части ООП, и профессиональных компетенций профиля (ПКП). Совокупность и содержание последних определяется либо примерной основной образовательной программой (ПООП) направления бакалавриата, если в ее перечне профилей есть необходимый профиль, либо формируются выпускающими кафедрами, исходя из собственных представлений о профильной подготовке. Отсутствие единых требований к составу ПКП и
профессиональных стандартов предполагает наличие методологии, дающей возможность обосновать перечень профессиональных компетенций профиля. Исходя из вышеизложенного, авторами предложен один из возможных подходов к формированию профессиональных компетенций профиля соответствующего направления подготовки бакалавра.
Утвержденные рекомендации по разработке профессиональных
компетенций профиля, как уже было сказано выше, в настоящее время отсутствуют, а существуют только методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов по разработке паспорта
компетенции1. Имеющаяся практика (рисунок 1).
разработки ООП указывает на наличие
отдельных подходов в выявлении ПКП при
разработке профилей при подготовке
бакалавров, причем основным из них
является метод анкетирования. Однако
данный метод применяется, как правило, к
уже имеющемуся списку выявленных
компетенций, поскольку вуз организует
обобщение и анализ универсальных и
предметно-специализированных
компетенций с целью выделения наиболее
оптимальных для формирования у
обучающегося. В то же время данный
метод носит определенный субъективный
характер и учитывает запросы
работодателей и выпускников на
определенном этапе развития экономики и
не принимает во внимание тот аспект, что
главная задача высшего образования - это
работа на будущее. Данная работа может
быть усложнена еще и тем, что для
определенных профилей нет каких-либо
универсальных или предметно-
специализированных компетенций, как,
например, для профиля «Экономика и
предпринимательство».
На основании вышеизложенного мы предлагаем формировать профессиональные компетенции профиля с учетом влияния следующих основных факторов:
— направление подготовки;
— область профессиональной деятельности;
объект профессиональной
деятельности;
вид профессиональной
деятельности;
— профессиональные задачи; компетенции направления
подготовки (общекультурные и
профессиональные);
— профиль подготовки; профессиональные задачи профиля
1 Азарова, Р.Н., Золотарева, Н.М. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 52 с.
Направление подготовки (экономика)
1 1
Область Объекты Виды
профессиональной профессиональной профессиональной
деятельности: деятельности: деятельности:
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
Задачи профессиональной деятельности
Общекультурные и профессиональные компетенции
Профиль направления подготовки
Объекты профессиональной деятельности профиля: 1. 2. 3.
Виды профессиональной деятельности профиля: 1. 2. 3.
Задачи профессионально й деятельности профиля
Профессиональные компетенции профиля
Рисунок 1 - Схема формирования профессиональных компетенций профиля
При построении схемы мы исходили из того, что направление подготовки определяет совокупность
профессиональных задач и компетенций, предусмотренных ФГОС, а профиль подготовки - его профессиональные задачи и профессиональные компетенции по
профилю. В то же время анализ содержательных составляющих
направления, компетенций и профиля подготовки позволяет сформулировать профессиональные задачи самого профиля и сформировать профессиональные
компетенции по профилю (рисунок 2).
ОК-1 «1 Профессиональная задача 1 направления подготовки ПК-1 Профессиональная задача 1 профиля ПКП-1
ОК-2 «- Профессиональная задача 2 направления подготовки ПК-2 Профессиональная задача 2 профиля ПКП-2
<4
ОК-п Профессиональная задача т направления подготовки ПК-к Профессиональная задача f профиля ПКП-р
п, к - соответственно количество общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых ФГОС; т, f - соответственно число профессиональных задач направления подготовки и профессиональных задач профиля; к, р - соответственно количество профессиональных компетенций и профессиональных компетенций профиля
Рисунок 2 - Взаимосвязь профессиональных задач направления, профиля, профессиональных компетенций направления подготовки и профессиональных
компетенций профиля
Предложенный подход к
формированию ПКП был применен при разработке ООП для профиля «Экономика и предпринимательство» по направлению 080100 «Экономика» в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. В процессе реализации подхода нами были сформулированы следующие профессиональные задачи профиля, способствующие расширению и углублению знания студента:
1) разработка и реализация рекомендаций по соВершенствованию финансово-хозяйственноп деятельности предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, различных форм собственности, организаций, ведомств, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) поиск информации, необходимой
для разработки прогнозов, планов и бюджетов в области инновационной деятельности, осуществление мониторинга, анализа и контроля за подготовкой полученный результатов;
3) построение м одели поведения хозяйствующих субъектов и подготовка рекомендаций по осуществлению предпринимательской деятельности в инновационной сфере;
4) анализ и интерпретация показателей, характеризующих инновационную деятельность х России, так и за рубежом;
5) подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов в области инновационной деятельности;
6) участие в разработке решений в области инновационной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по
реализации разработанных проектов и программ;
7) разработка вариантов управленческих решений, обоснование их выбора на основе существующей практики инновационной деятельности и возможных последствий принимаемых решений;
8) организация выполнения порученного этапа работы на предприятиях и организациях, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, различных форм собственности, организаций, ведомств, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На основе полученных
профессиональных задач профиля были определены профессиональные
компетенции профиля, которые после изучения их экспертами, приняли следующие формулировки:
1) способен готовить мотивированные и обоснованные организационно-управленческие решения в сфере инноваций (ПКП-1);
2) способен эффективно использовать современные информационные технологии, необходимые при проведении анализа данных в исследовании предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях (ПКП-2);
3) способен составлять модели поведения бизнеса на микро- и макроуровнях и выработать рекомендации при осуществлении деятельности в сфере инноваций (ПКП-3);
4) способен обобщать отечественную и зарубежную практику по вопросам предпринимательской деятельности, включая деятельность в сфере инноваций (ПКП-4);
5) способен осуществлять функции должностных лиц государственных и иных органов, наделенных властными полномочиями в области инновационной деятельности на микро- и макроуровнях (ПКП-5);
6) способен осуществлять разработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления (ПКП-6);
7) способен выполнять профессиональные обязанности по осуществлению текущей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере инноваций (ПКП-7);
8) способен готовить информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегических, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов в области инновационной деятельности; осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения (ПКП-8).
Далее авторами была определена взаимосвязь между профессиональными задачами профиля и профессиональными компетенциями профиля (рисунок 3).
Определение профессиональных
компетенций профиля «Экономика и предпринимательство» позволило установить дисциплины, отвечающие за формирование данных компетенций у студента, а также распределить дисциплины, отвечающие за формирование каждой профессиональной компетенции. Для формирования
профессиональных компетенций данного профиля необходимы следующие
дисциплины: управление инновационным бизнесом, государственное
предпринимательство, бизнес-планирование, финансовый менеджмент, международная предпринимательская деятельность,
конкурентоспособность предприятия,
организация предпринимательской
деятельности, оценка и управление стоимостью предприятия, инновационное предпринимательство (таблица 1).
Органы запил выи олнг к ня пор\чгнн ото зтала работ ы на предприя г кях и оранизапиях. осуществляющих деятельность в сфер? инноваций, различных форм собственности, организации, ведомств, а также оранов государственной власти и органов лестного самоуправления
Рисунок 3 - Взаимосвязь между профессиональными задачами профиля и профессиональными компетенциями
Способен осуществлять ф\ныши должностных лип государгг венных и иных органов, наделенных властными полномочиями в области нкновжионной деятельности на иифо-и макроуровнях (ПКП-5)
Таблица 1 - Распределение профильных дисциплин для формирования профессиональных компетенций для профиля «Экономика и предпринимательство», направление "Экономика"
Профессиональные компетенции профиля Дисциплины профиля
Способен готовить мотивированные и обоснованные организационно-управленческие решения в сфере инноваций (ПКП-1) Инновационное предпринимательство
Управление инновационным бизнесом
Организация предпринимательской деятельности
Бизнес-проектирование
Способен эффективно использовать современные информационные технологии, необходимые при проведении анализа данных в исследовании предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях (ПКП-2) Международная предпринимательская деятельность
Оценка и управление стоимостью предприятия
Способен составлять модели поведения бизнеса на микро- и макроуровнях и выработать рекомендации при осуществлении деятельности в сфере инноваций (ПКП-3) Конкурентоспособность предприятия
Управление инновационным бизнесом
Бизнес-проектирование
Способен обобщать отечественную и зарубежную практику по вопросам предпринимательской деятельности, включая деятельность в сфере инноваций (ПКП-4) Конкурентоспособность предприятия
Международная предпринимательская деятельность
Управление инновационным бизнесом
Инновационное предпринимательство
Бизнес-проектирование
Способен осуществлять функции должностных лиц государственных и иных органов, наделенных властными полномочиями в области инновационной деятельности на микро- и макроуровнях (ПКП-5) Государственное предпринимательство
Управление инновационным бизнесом
Международная предпринимательская деятельность
Способен осуществлять разработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления (ПКП-6) Государственное предпринимательство
Финансовый менеджмент
Оценка и управление стоимостью предприятия
Способен выполнять профессиональные обязанности по осуществлению текущей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере инноваций (ПКП-7) Организация предпринимательской деятельности
Оценка и управление стоимостью предприятия
Способен готовить информационно- Управление инновационным бизнесом
аналитическое обеспечение разработки стратегических, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов в области инновационной деятельности; осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения (ПКП-8) Государственное предпринимательство
Финансовый менеджмент
Международная предпринимательская деятельность
Конкурентоспособность предприятия
Бизнес-проектирование
Построение таблицы 1 дает возможность установить дисциплины, которые могут формировать ту или иную компетенцию профиля, и дополнить ее количеством компетенций, отрабатываемых в рамках каждой из дисциплин - через построение матрицы профессиональных компетенций профиля «Экономика и предпринимательство».
Предложенный подход к
формированию ПКП позволяет осуществить их целенаправленный выбор и обоснование, более точно учесть влияние многообразия факторов на процесс формирования компетенций профиля направления подготовки, что должно способствовать унификации специальных компетенции, а также лучше учесть требования регионов и научный потенциал вузов. Сделанные предложения расширяют возможности использовать в образовании не только ПКП из ПООП, но и позволяют разработчикам ООП самостоятельно устанавливать компетенции профиля, предотвращать произвольный характер включения компетенций в рабочие программы дисциплин. В конечном итоге совершенствование процесса формирования профессиональных компетенций призвано улучшить компетентностную модель ООП.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ФГОС ВПО 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»).
2. Рекомендации УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики по разработке основных образовательных программ по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриата) (для вузов-членов УМО).
3. Письмо УМО по классическому университетскому образованию директору информационно-методического центра Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Мальцеву И.М. от 26.03.12.
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
5. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. - 54 с.