УДК 577.4
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зав. отделением допрофессионального образования, e-mail: [email protected] © Елена Александровна ЛАРИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
Рассмотрены основные подходы к формированию экологической культуры студентов средних специальных учебных заведений в отечественной и зарубежной практике. Проанализированы основные теоретические обоснования концепта ‘экологическая культура’ с позиций междисциплинарных подходов, обусловлены научные подходы по данной проблематике, а также основные содержания трактовки понятия «экологическая культура», свидетельствующие о спектральности, разнообразии этого феномена, неоднозначности подходов к определению его содержательных элементов и сущностных компонентов.
Ключевые слова: экология; культура; экологическая культура; ноосфера.
В современную эпоху особенно повышается роль научного познания. Являясь неотъемлемым компонентом культурного прогресса, экология оказывает существенное влияние на все стороны человеческой жизни.
Если обратиться к истории экологии, можно отметить, что развитие экологических представлений начинается с того, что в центре стояла проблема отношений между человеком и природой, затем представления переходили к отношениям внутри самой природы и сегодня вновь выдвигается проблема связи человека с его природным окружением.
Первые попытки обоснования взаимосвязи «общество - природа» относятся к античности (Платон, Аристотель и др.). Гармония человека с природой обсуждалась как гармония между макрокосмосом - Вселенной и микрокосмосом - Человеком. Объединительную роль природы выразил еще Платон, который первым дал определение прекрасного как похвального, и разумного, и полезного, и уместного, и пригожего, и объединяет их согласие с природой и следование природе [1]. В свою очередь, по Цицерону, «всякий желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание и его управление» [2].
Большинство религиозных учений включает в себя различные взгляды на соотношение человека и природы. Так, в Библии написано, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему и определил ему владеть Его (Божьим) творением (делом). Земля Божья, гласит Библия, и полна она изобилия, а человек - Божий представитель, В сущности, христианство провозглашает дуализм человека и природы [3].
Великие религии Азии - индуизм и буддизм - стремились стереть границы между человеком и остальной частью природы. Идея о реинкарнации и космическом сознании послужила основой для возникновения идей об уникальности и величии человека. Согласно этим религиям, человек открыл нирвану - полное блаженство, которое проявляется в отрицании желаний, утверждении своей личности, в единстве с общим духом, окружающим всю природу [4].
В трудах философов и мыслителей Древнего Рима встречаются указания на определенные экологические принципы. Так, труды философа Лукреция, поэта Вергилия и агронома Колумела содержат некоторые элементы экологических принципов. О техническом оснащении городов, особенно о
той его части, которая поддерживает гигиену в городах, пишет Ветрувий. Он дает некоторые инструкции о выборе наиболее благоприятных мест для проживания, анализирует природные условия среды и указывает на социологическое значение рынков (форумов) как места собрания людей.
Однако в Древнем мире мы можем встретить не только дискуссии об экологических проблемах, но и нормативные акты об охране окружающей среды. Так, один из первых законов об охране природы (лесов) был принят в Древнем Вавилоне. За несколько веков до н. э. в Древнем Китае был принят закон об охране некоторых территорий, которые играли роль современных национальных парков. В III в. до н. э. индийский царь Ашока издал несколько законов, которые касались охраны природы [5].
В средние века окружающей среде не уделялось должного внимания, хотя и были приняты некоторые нормативные акты о регулировании городской жизни. Так, в период правления императора Юстиниана был принят закон, согласно которому предписывался снос старых строений. В то время в большинстве городов бытовые отходы выбрасывались прямо на улицу.
Законодательной защите воспроизводства жизни в России положено начало в XI в. Так, например, некоторые положения устава города Дубровник от 1272 г. регулировали вопросы канализации, строительства улиц и запрещали возведение недолговечных (из соломы) строений.
Сообщения о мерах по охране окружающей среды встречаются в Великобритании в XII и XIV вв. Так, Эдуард I (1272-1307 гг.) издал указ о запрещении использования угля в качестве топлива под угрозой применения смертной казни. Этот нормативный акт был принят под давлением граждан, которые протестовали против использования для отопления домов угля, при сгорании которого загрязнялся воздух.
Позднее, во время правления Ричарда III (1377-1399 гг.) и Генриха V (1413-1422 гг.) принимались ограничительные меры против использования угля для отопления жилых домов и других объектов. Однако в период правления Елизаветы I (1558-1603 гг.) загрязнение воздуха стало крупной проблемой Англии, что было обусловлено бурным раз-
витием экономики. «В сущности, средневековые города были источником массовых инфекционных заболеваний, особенно чумы, которая уничтожила большое количество людей» [5].
Отношение к окружающей среде меняется лишь в эпоху Возрождения, когда гуманизм и искусство возвращаются в общественные отношения. Так, Леон Батиста Альберти (1404-1472) рассматривает в своих трудах преимущества возведения объектов в окружении растений и на чистом воздухе. Альберти указывал не только на потребность создания в городе удобных жилищных условий, но и что ремесленные мастерские должны быть размещены в определенных частях города в зависимости от уровня загрязнения воздуха своими отходами [6].
Титан Возрождения, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) попытался решить городские проблемы (можно сказать, в экологическом аспекте). «Он предлагал перенести грузовой транспорт в подземные туннели (для уменьшения шума), а наземную часть предоставить пешеходам и всадникам» [5].
Во второй половине XX в. ряд зарубежных ученых, политиков, экономистов и экологов выдвинули такие экологические идеи, как идея технического господства над природой (П.Д. Тейлор), идея неспособности гармонизировать отношения человека и природы на основе формирования усиления государственного регулирования взаимодействия общества и природы (Ф. Санбах, К. Хухер), идея ограниченности природных ресурсов и на этой основе принуждение людей через политические институты для их спасения (У. Офалз) и др.
Отечественные представители естественных наук внесли важный вклад в становление и развитие экологической науки. Так,
Э.В. Гирусов, Т.И. Афасижев, А.С. Арсеньев,
О.Н. Яницкий рассматривали фундаментальные проблемы экологии; А.Г. Болотов и Н.И. Васильев - сельскохозяйственный аспект основ экологии; В.И. Вернадский дал материалистическое толкование идеи ноосферы как сферы разума, в которую превращается биосфера под воздействием человечества и пр. В.Ф. Томилин в своих трудах говорит о том, что разрешение экологических проблем предполагает глубокие миро-
воззренческие сдвиги, затрагивающие массовое сознание людей.
В настоящее время наблюдается научнопрактический поиск по созданию новых экологически безопасных технологий, совершенствованию правовых вопросов природопользования, развитию практической и инженерной экологии, экологического образования. Современная экология развивается в таких направлениях, как синэкология, изучающая взаимоотношения между популяциями; аутэкология, изучающая воздействие на виды организмов абиотических факторов окружающей среды; популяционная экология, исследующая динамику популяционных процессов в связи с действием всех биотических и абиотических факторов среды.
Таким образом, мы наблюдаем повышенный интерес к исследуемой проблематике, что позволяет нам рассматривать экологию как область знания, изучающую взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой; комплексную науку, исследующую среду обитания живых существ, включая человека, а также область знания, рассматривающую некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъекта или объекта [7].
Такое представление дает основание утверждать, что современная экология является не только научной теорией охраны и рацио -нализации природопользования, но и социокультурным феноменом.
Особый интерес к проблеме формирования экологической культуры личности возник во второй половине XX столетия.
Многие исследователи сходятся во мнении, что экологическая культура представляет собой органическую, неотъемлемую часть культуры и представляет собой сферу жизнедеятельности людей, характеризующую своеобразие их взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологической деятельности и экологического сознания. Экологическая культура, основанная на целостности системы «общество -природа», содержит синтез экологических отношений, экологической деятельности и экологического сознания. В таком синтезе важнейшим фактором является экологическая деятельность как основа системы «общество - природа».
Понятие «экологическая культура» органично связано с понятиями «экологическое сознание», «ноосферное сознание». Связь эта отражает диалектическую зависимость уровня экологической культуры и качества экологического сознания общества (личности): уровня экологической культуры и осознания индивидуумом, обществом меры ответственности за состояние среды обитания, сохранение ее продуктивности в настоящем и будущем.
Экологизация культуры личности проходит через «переход человека от сосредоточенности на себе, своих исключительно индивидуальных, частных проблемах к сосредоточенности на своих связях с миром, определяющих как влияние на человека, так и влияние человека на мир» [8].
Такой переход вовсе не предполагает отказ от индивидуальности личности. Но он, конечно, связан с изменением представлений человека о себе, о своих интересах. Экологизация культуры ведет к обновлению в понимании принципа гуманизма, человечности. С точки зрения экологической культуры человек выступает как ценность, он осуществляет усилие, противостоит энтропии, участвует сознательно в воспроизводстве жизни.
Наиболее ярко сплав естественнонаучного и социального взглядов на проблему взаимоотношений человека и природы воплощен в деятельности В.И. Вернадского. Его учение о ноосфере утверждает принципиально новый подход к решению этой проблемы и ориентирует на поиск путей сближения ценностей: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте...» [9]. Теория ноосферы явилась итогом осмысления предназначения человечества - глобального фактора биосферы - в сохранении среды обитания живого вещества.
По мнению многих современных исследователей (А.А. Алдашев, С.Н. Глазачев, В.И. Данилов-Данилян, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев и др.), мерой взаимодействия человека и природы является экологическая культура. Они отмечают, что в контексте современных проблем целью экологического образования может являться становление экологической культуры личности и общества.
В системе экологической культуры важное место занимает экологическое мышление и экологическое сознание. Экологическое
мышление - это «ступень человеческого познания, на которой осознание объективной действительности, прямых и косвенных последствий для окружающей среды собственных действий и образа жизни; заставляет человека изменять свои действия и образ жизни таким образом, чтобы последствия деформаций окружающей среды были минимальными или вообще исключались» [10].
Понятие «экологическое сознание» определяется как «уровень понимания индивидуумом, всем обществом прямой связи человека с природой, необходимости соблюдения законов биосферы, сохранения естественной среды обитания организмов в объеме, достаточном для обеспечения устойчивости окружающей среды, зависимости здоровья и благополучия людей от устойчивого состояния окружающей среды, сообществ организмов и использования всего этого в практической деятельности» [10].
Экологическое сознание как духовное образование формируется в результате отображения экологических отношений и экологической деятельности. В идеале, культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического сознания, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам, общим правилам экологического поведения.
Таким образом, современная культура все в большей степени приобретает экологический характер.
Для правильного понимания термина «экологическая культура», обратимся к истокам понятия «культура».
По своему происхождению понятие «культура» связано с латинским словом «сиЬига» - возделывание, обработка и в настоящее время приобрело более широкий смысл, поскольку стало употребляться применительно ко всему, что сделано, преобразовано, улучшено человеческой деятельностью. Культурологи В.Ж. Келле и М.Я. Ко-вальзон, используя системный и структурнофункциональный подходы, среди основных элементов культуры выделили следующие: духовные ценности; деятельность людей по созданию, сохранению, освоению и распространению продуктов материального и духовного труда; совокупность усваиваемых в течение жизни социальных норм; отношения
людей к природе, и к самим себе; качественно своеобразную исторически-конкретную форму жизнедеятельности людей на различных этапах общественного развития; характерные особенности этнической и национальной общности; специфику сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни и т. д. [11]. Все указанные элементы находятся в отношениях и в связях друг с другом и образуют определенную целостность, именуемую культурой.
Таким образом, системный подход к феномену «культура» позволяет определить ее как качественную характеристику человека, общества. Культура - система исторически развивающаяся. По мнению Б.Т. Лихачева. «живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупности.» [12].
Понятие культуры, по мнению В.С. Биб-лера, имеет три аспекта: 1) культура - есть форма одновременного бытия и общения людей исторически разных культур; 2) культура - форма самоопределения индивида как целостной личности; 3) культура позволяет нам заново порождать бытие предметов, людей, собственное бытие [13, с. 17].
Данные подходы позволяют нам делать вывод о том, что в понятии «культура» заложены смыслы целесообразной деятельности людей; общепризнанных ценностей, исторически обусловленных культурных норм и правил, которые усваиваются на протяжении всей жизни посредством обучения, воспитания, целенаправленной работы и культурной деятельности человека.
Такому явлению, как экологическая культура с точки зрения его сущности и содержания трудно дать законченное строгое определение, что и подтверждает анализ имеющихся определений данного понятия.
Так, Ю.П. Ожегов и Е.В. Никанорова дают следующее определение экологической культуре: «Экологическая культура - это экологическая образованность, сознание отношения к природе и практическое участие в улучшении природопользования» [14].
В.В. Евламов и В.И. Иванов представляют это понятие как совокупность составляющих компонентов: концепцию взаимодействия
человека с окружающей средой, совокупность приемов и методов природопользова-
ния, материально-техническую базу, экологическое сознание, этику взаимоотношений общества и природы, массовое общественное движение в защиту природной среды [15].
В. Гирусов считает, что если в целом культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, обеспечивающих прогресс общества, то экологическая культура является такой ее частью, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизнедеятельности природной среды [16]. Бесспорным в этом определении является то, что подчеркивается главная функция экологической культуры -регулирующая.
По мнению Н.В. Соловьевой, «экологическая культура - это срез общей культуры, характеризующий способы, формы человеческого взаимодействия с природной средой, направляемые на оптимизацию социопри-родных отношений, и выступающий показателем ценностного потенциала, которым располагает субъект деятельности в процессе создания жизненных условий для своего развития и для существования будущих поколений» [17].
Заслуживает внимания и другой подход с позиции элементарного состава, который позволяет выделить такой существенный признак экологической культуры, как преемственность. Так, по мнению А.М. Новикова, экологическая культура характеризует знания, умения, интересы, убеждения, цели и желания индивидов в сфере взаимодействия общества и природы. Она включает весь прошлый и настоящий опыт человечества по гармонизации всех сфер этого взаимодействия [18].
А.П. Скрипка в определении экологической культуры также предлагает исходить из целостного взгляда на структуру элементов ее природы: внешняя природа, «вторая природа» и собственно биологическая родовая природа человека - все они должны находиться в гармоническом и динамическом единстве. Автор считает, что если отношение человека к окружающему миру должно выступать мерой и способом гармонизации отношений между различными составными компонентами природного целого, в которых человек опредмечивает и распредмечивает свои сущностные силы, то экологическую
культуру можно определить как способ и меру реализации сущностных сил в процессе предметно-практической деятельности по освоению природы. Более того, А.П. Скрипка отмечает, что в содержание экологической культуры входит как преобразующая функция общественной практики, поскольку «именно практика реализует естественные задатки человека соответственно его природной индивидуальности и общественному своеобразию. Поэтому экологическая культура представляет собой не только преобразование и освоение природных ресурсов, но аналогичное воздействие на внутреннюю природу человека, его продуктивные возможности к общественно полезной деятельности» [19].
Н.Ф. Реймерс пытается рассмотреть экологическую культуру в зависимости от процесса осознания необходимости решения экологических проблем. По его мнению, экологическая культура есть «этап и составная часть развития общемировой культуры, характеризуемая острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества» [20].
Широкое распространение получило определение экологической культуры с позиции ценностного подхода. Так, А.Г. Пырин и Г.А. Пырин понимают экологическую культуру как творческую сознательную деятельность людей по освоению и сохранению (охранению) жизненно необходимых ценностей природной среды (экологических ценностей) [21]. Экологические ценности имеют свое содержание, они указывают направление и вносят коррективы в деятельность субъекта с целью конструктивного решения экологических проблем. Поэтому названные ценности являются ведущей частью и главным компонентом экологической культуры.
Таким образом, анализ основных подходов к феномену «экологическая культура» позволяет сделать вывод о том, что основу данного феномена составляют такие неотъемлемые компоненты, как мораль, нравственность, этика, эстетика.
По нашему мнению, важно рассматривать экологическую культуру и как социальный феномен, связанный с переосмыслением сущности мировой цивилизации в контексте кризиса системы «природа - общество».
Сам термин экологической культуры как социального феномена означал часть, сегмент единого феномена природы, отражающего определенный вид социальных отношений, а именно отношение между обществом и природой, наряду с аналогичным образом выделенными политической, правовой, нравственной и другими видами культур.
В.М. Межуев одним из первых в отечественной социально-философской литературе исследовал экологическую культуру как «специфическую для человека форму его: связи с природой, единства с нею» [22].
Позднее появились определения детализирующего плана.
М. С. Каган считал, что культура есть не только оппозиция по отношению к «натуре», природе. Это понятие вписывается в более богатую и сложную категориальную систему «природа - общество - человек - деятельность - культура» [23].
B. Межжерин представляет экологическую культуру как факт при условии, когда «наука, технология, религия, философия, астрология, литература, искусство - все вместе творят образ жизни человека. Осуществляя через нее взаимодействие с истинным Миром, человек обеспечивает себе состояние нормы, которую можно рассматривать в качестве высшей формы приспособленности. Это и будет означать появление на планете Земля нового вида человека - человека экологического» [24].
C.Н. Глазачев считает, что основу экологической культуры составляют убеждения, экологическое сознание. В ее состав входит мотивация экологической деятельности, экологическое знание и умение охранять, защищать природу [25].
В.В. Снакин определяет экологическую культуру как «использование окружающей среды на основе познания законов природы с учетом ближайших и отдаленных последствий изменения среды под влиянием деятельности человека» [26].
В.А. Лось подчеркивает, что «экологическая культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса сохранению природной среды» [27].
Ю. А. Хотунцев предложил структурный срез феномена экологической культуры. С
его точки зрения, он включает в себя «экологические знания, понимание того, что природа является источником жизни и красоты, богатства нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой; ответственности за ее сохранение; способности соизмерять любой вид деятельности с охраной окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное ее осуществление» [28, с. 55].
А.О. Лагутин утверждает, что «экологическая культура - это открытая динамическая система высоконравственных ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование устойчивой экологической сферы общества» [29].
Термин «экологическая культура» близок по смыслу к термину «экологическая сфера общества», используемого И.Н. Ремизовым для обозначения системы диалектически взаимосвязанных элементов - экономической деятельности, экологических отношений, экологической формы общественного сознания, экологических субъектов, специализированных управленческих структур и специализированной материально-техни-
ческой базы [30].
Таким образом, рассмотрев феномен «экологическая культура» с позиций социологического подхода, мы можем говорить о том, что экологическая культура - это не только способы, формы взаимодействия человека с природой, но и показатель ценностного потенциала субъекта, что отражает уровень экологических знаний (как и знаний вообще) и результаты деятельности субъекта.
Понятие «экологическая культура» четко фиксирует природу как составляющую культуры человечества на социальном, групповом и личностном уровнях. На социальном уровне экологическая культура выражается через деятельность человечества, осуществляющего управление процессом создания ноосферы, преодоления варварства по отношению к окружающему миру. На групповом уровне экологическая культура способствует преодолению человеческого эгоизма в отношении к себе подобным и природе, способствует переходу к иным, более действенным механизмам формирования межличностных связей, а через них к коэволюционным фор-
мам развития. На личностном уровне экологическая культура участвует в перестройке внутреннего мира личности в соответствии с познанными законами развития природы, общества в их единстве и своеобразии. Таким образом, предназначение экологической культуры заключается в том, чтобы формировать у каждого человека чувство уважения к природе, научить познавать ее внутренний мир, ее ценность и красоту, защищать и оберегать ее.
По мнению многих исследователей, наиболее значимыми характеристиками содержания понятия экологической культуры являются: экологическая культура - составная часть духовной и материальной культуры, тесно связана с нравственной и эстетической культурой; экологическая культура личности отражает мировоззрение, представления, взгляды, убеждения человека в области экологии; экологическая культура личности -видоизменяющаяся категория, она формируется в процессе жизнедеятельности человека независимо от его желаний и стремлений, часто испытывая на себе влияние семьи, родителей, СМИ, неформальных объединений и др.; экологическая культура в условиях образовательного процесса создается посредством освоения знаний, умений, воплощаемых в системе отношений, поведения личности, ее взаимодействия с природой; экологическая культура выступает в качестве характеристики природопользования, выражает степень совершенства деятельности специалиста и ее результатов, отражает состояние производства и возможности созданных технических систем в улучшении, сохранении и восстановлении природной среды [6].
Таким образом, анализ основных подходов к феномену «экологическая культура» показал, что экологическая культура представляет собой часть общей культуры как свойство личности, которое проявляется в нравственном опыте взаимодействия с со-цио-природной средой на основе ее практического, интеллектуального и духовного постижения, включающем экологическое сознание, экологически целесообразное поведение, ценностные ориентации. Понятие «экологическая культура» само по себе является достаточным широким и позволяет выразить ее сущность в основных видах человеческой деятельности. Следовательно, экологическая
культура как социальный феномен характеризует направленность человеческой деятельности к сохранению природных условий, необходимых для жизни. Степень этой культуры тем выше, чем более удается людям реализовать данную направленность. Экологическая культура становится в настоящее время мерой цивилизованности общества. Экологическая культура становится не тем, что может быть принято или не принято к исполнению, а строго обязательным требованием жизни мирового сообщества. Приобщение к экологической культуре необходимо не только для каждого человека, но и для каждой страны, человечества в целом.
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
2. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1970. Т. 1.
3. Библия. М., 2011.
4. Broom L., SeiznickE. Sociology. N. Y., 1902.
5. Буканович М. Еколошки изазов. Белград, 1991.
6. Астафьева Л.С. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
7. Экология человека: словарь-справочник / под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. М., 1997.
8. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 1997.
9. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
10. Энциклопедический экологический словарь. М., 1999.
11. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и истории. М., 1981.
12. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19-23.
13. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
14. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: проблемы философии экологической культуры молодежи. М., 1990.
15. Евламов В.В., Иванов В.И. Формирование экологической культуры инженера-физика. М., 1986.
16. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.
17. Соловьева Н. В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Казань, 1994.
18. Новиков А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития. М., 1997.
19. Скрипка А.П. Экологическая культура как методологическая проблема. Киев, 1990.
20. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., 1990.
21. Пырин А.Г., Пырин Г.А. Воспитание экологической культуры личности. М., 1990.
22. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
23. Каган М.С. Понятие «культура» в системе философских категорий // Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1979.
24. Межжерин В. Человек экологический // Зеркало недели. 2002. 23 авг. - 1 сент.
25. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическое воспитание учащихся // Экологическое образование. Опыт России и Германии. М., 1997.
26. Снакин В.В. Экология охраны природы. Словарь-справочник. М., 2000.
27. Лось В.А. Экологические ориентиры выхода цивилизации на уровень устойчивого развития // Актуальные проблемы социальной философии. М., 1998.
28. Хотунцев Ю.А. Пути формирования экологической культуры школьника // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 6.
29. Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2001.
30. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития. Краснодар, 1999.
Поступила в редакцию 14.Q1.2Q13 г.
UDC 577.4
BASIC APPROACHES TO ENVIRONMENTAL CULTURE OF STUDENTS OF SPECIALIZED SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE
Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Socio-cultural Activity Department, Head of Pre-professional Education Department, e-mail: mangerins@mail. ru
Elena Aleksandrovna LARINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The main approaches to the environmental culture of students of specialized secondary educational institutions in the domestic and foreign practice are described. The main theoretical basis of the concept of ‘environmental culture’ from the point of interdisciplinary approaches, due to the scientific approaches to these issues, as well as the main content of interpretations of the concept of ‘ecological culture’, showing the spectral and diversity of this phenomenon, ambiguous approach to the definition of its content 'and essential components are analyzed.
Key words: ecology; culture; ecological culture; noosphere.