УДК 371.4 (045) ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ* Миронов Виталий Юрьевич, аспирант
Мордовский государственный педагогический институт им. Евсевьева,
г. Саранск, Россия vitelmironov@rambler. ru
Статья посвящена рассмотрению и анализу различных подходов к понятию экологической культуры в социально-философском знании, философской рефлексии экологической культуры как ценностных отношений между человеком и природой.
Ключевые слова: экологическая культура, коэволюция, окружающая среда, биосфера, природа.
PHILOSOPHICAL CONTENTS ENVIRONMENTAL CULTURE
Vitaly Mironov, graduate student
Mordovia State Pedagogical Institute, Evseveva, Saransk, Russia vitelmironov@rambler. ru
The article is devoted to the review and analysis of different approaches to the concept of ecological culture in the socio-philosophical knowledge, philosophical reflection of ecological culture as value relations between man and nature.
Keywords: ecological culture co-evolution, the environment, the biosphere, nature
* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта 2.1.4 «Создание Социально-гуманитарного парка Института» в рамках Программы стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг.
Влияние человечества на естественную природу является сегодня одним из существенных факторов эволюции биосферы, изменяя не только ее локальные, но и глобальные характеристики. Важным фактором в оптимизации отношений в системе «человек - природа - общество» является экологическая культура.
Для определения философского содержания понятия «экологическая культура» необходимо кратко очертить трансформацию данного понятия в социально-философской мысли и выяснить, что стоит за этим феноменом.
Совокупное понятие экологическая культура выражает единство культуры и экологии. В философском энциклопедическом словаре содержится определение феномена культуры, согласно которому «культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [1, с. 292]. Культура общества, как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, определяет через спектр потребностей и интересов отношение людей к окружающей среде. УМ. С. Кагана культура предстает как форма бытия, рядоположенная с другими его подсистемами -природой, человеком и обществом [2, с.195-197].
Термин «экология» возник примерно с середины прошлого столетия. Но лишь в конце XIX века он стал использоваться в науке благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, издавшему в 1886 году труд «Всеобщая морфология организмов». В этом труде экологией названа наука, изучающая взаимосвязь организмов с окружающей средой. Причем окружающую среду Э. Геккель понимал как совокупность всех условий существования организма. Вне окружающей среды, считал он, организм существовать не может. По существу ученый сформулировал обобщенный экологический принцип: всякий объект сохраняет свои структурные и функциональные свойства лишь при определенных значе-
ниях параметров внешней среды. В этом смысле существование оказывается относительным. Оно определено относительно данной среды.
Этот факт дал основание Ю. Г. Маркову трактовать экологию как науку об отношении объектов любой природы с окружающей их средой, как науку об условиях существования этих объектов, или, говоря философским языком, об условиях бытия вещей [3].
В рамках социальной экологии (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г.Марков, Н. Ф. Реймерс и др.) проводится мысль о том, что противоречия между обществом и природой закладываются не столько в производственных отношениях, сколько в мировоззренческих установках.
Моментом рождения экологической культуры, как особой отрасли философско-культурологического знания, считают вторую половину XIX века [4]. Методологическую основу экологической культуры составили труды А. Ле Шателье, К. Ф. Брауна, Б. Коммонера, В. И. Вернадского. Они впервые проработали термин «биосфера», занимались проблемами человеческого фактора в существовании мира.
В частности, в 80-х годах XIX столетия был сформулирован А. Ле Шателье и обоснован К. Брауном принцип, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, стимулирует в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Этот принцип действует и в экосистемах. Однако лишь до тех пор, пока внешнее воздействие не превышает некоторого порогового значения, после чего происходит саморазрушение системы. Принцип Ле Шателье-Брауна в биосфере есть инструмент сохранения ее устойчивости и стабильности.
Американский эколог Б. Коммонер одним из первых среди ученых обратил внимание на высокую экологическую «стоимость» технического развития и вывел 4 своих знаменитых «закона» экологии (все связано со всем; все должно куда-то деваться; природа знает лучше; ничто не дается даром). По Б. Ком-монеру, «глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках ко-
торой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может явиться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено» [5, с. 32].
Важную роль в осмыслении феномена экологической культуры представляет идея В. И. Вернадского об универсальном эволюционизме, согласно которому все эволюционные процессы, происходящие в мире, рассматриваются как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям. В. И. Вернадский использовал понятие «ноосфера» для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда «Коллективный Разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой» [6, с. 9]. Ученый развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу Разума, где решающую роль играет не только наука, но и «этический разум объединенного человечества». Другими словами, ноосфера, по В. И. Вернадскому, объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. Понятие нравственного или «этического разума» наиболее близко соприкасается с понятием экологической культуры, которая, в данном случае, представляет собой переходный этап продвижения мирового сообщества к определенному ноосферному состоянию.
Таким образом, экологическая культура в работах вышеназванных ученых понималась как отражение определенного вида социальных отношений, а именно - отношение между обществом и природой, в котором осмыслению подвергается уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной.
В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления с начала 80-х годов ХХ века. Проблемы становления культуры как воплощенного единства с природой получили развитие в трудах Е. В. Никоно-
ровой, Э. В. Гирусова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, В. И. Данилова-Данильяна, О. Н. Яницкого и др. Соответственно закрепляется и само понятие «экологическая культура». Его введение в научный обиход связано с работами культуролога Л. Н. Когана. Под экологической культурой он понимал «сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации» [7, с.12].
В социально-философской литературе утвердилось двоякое понимание термина «экологическая культура». В онтологическом смысле, она трактуется как определенный аспект культурной жизни общества, т.е. как умозрительно выделяемый, из всего многообразия культурной реальности объект или предмет исследования. В гносеологическом смысле экологическая культура рассматривается как отдельная отрасль знаний, наряду с экологической этикой, направленная на изучение тех закономерностей, стереотипов и форм культурной жизни общества, которые определяют способы взаимодействия людей с природой. Оба этих смысла тесно связаны между собой, и представляют собой по сути две диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие стороны целостного по своей природе явления.
Большинство современных исследователей приходят к выводу, что экологическая культура заключается во внутренних свойствах личности, гармонизирующих отношения между человеком и природой и обеспечивающих самореализацию человека в экологических рамках.
Так, Н. Н. Моисеев связывал экологическую культуру с необходимостью глубокой моральной перестройки самого духа и смысла человеческой культуры. По его мнению, экология оказывается инструментом, формирующим мировоззрение экологического этапа развития общечеловеческой культуры. «Способность правильно использовать и регулировать мощь современного общества и означает «экологическую культуру» и «экологическое мышление», писал Н.
Н. Моисеев [8, с.5].
Показательно в этом отношении и определение, данное О. Н. Яницким: «В общем виде под экологической культурой я понимаю ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивид, группа, сообщество) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобальной»[9, с.137]. И далее: «Процесс формирования экологической культуры аналогичен процессу самоидентификации, выяснения кто я и откуда я, в каких социальных сетях я вырос и существую» [там же, с.149].
В русле данной аксиологической традиции высказывается А. О. Лагутин: «Экологическая культура - это открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества» [10, с. 15].
В ряде случаев исследователи по существу отождествляют экологическую культуру с ее идеальным состоянием, соответствующим торжеству экологического императива (Н. Н. Моисеев). Например, В. Межжерин трактует экологическую культуру как реальность, обусловленную наступлением времени, когда «наука, технология, религия, философия, астрология, литература, искусство -все вместе творят образ жизни человека. Осуществляя через нее взаимодействие с истинным Миром, человек обеспечивает себе состояние нормы, которую можно рассматривать в качестве высшей формы приспособленности. Это и будет означать появление на планете Земля нового вида человека - человека экологического» [11, с.11].
Г оворя об экологической культуре, И. Н. Ремизов предлагает рассматривать ее во взаимосвязи с термином экологическая сфера общества, которая представляет собой систему диалектически взаимосвязанных элементов - экологической деятельности, экологических отношений, экологической формы общественного сознания, экологического субъекта, специализированных управленческих структур, и специализированной материально-технической базы [12, с. 16].
Из данного определения следует, что экологическая культура не возникает и не может существовать вне общества. Ее следует рассматривать как целостный социальный феномен человеческого бытия, как определенную социопри-родную целостность в системе общественной жизни.
Таким образом, во второй половине ХХ века экологическая культура формируется в качестве специфической подсистемы общества, выступая конкретно историческим проявлением процесса коэволюции общества и природы. Экологическая культура призвана характеризовать способы взаимодействия не только с природной, но и социально-исторической средой, поэтому выполняет интегративную роль во взаимосвязях и взаимодействии материальной и духовной культур.
Экологическая культура - не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения. Говоря словами Э. В. Гиру-сова, экологическая культура есть «высшая форма гуманизма», выступающая в качестве основы для формирования общечеловеческой морально-нравственной парадигмы и вбирающая в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества [13].
Литература
1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
2. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1994. - 260 с.
3. Марков Ю.Г. Начала экологической философии: два аспекта бытия вещей. [Электронный ресурс]. Ц^: http://www.philosophy.nsc.ru
/joumals/philscience/4_98/03_ MARKOV.htm (дата обращения: 21.11.2011).
4. Касьянов Г.А. Философские основания экологической культуры: авто-реф. дис. ... канд. философ. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.
5. Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 272
с.
6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 261 с.
7. Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - 86 с.
8. Моисеев. Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. - 1997 - № 2 -3. - С. 4-7.
9. Яницкий О.Н. Экологическая культура России ХХ века // История и современность. - 2005 - № 1. - С.136-161.
10. Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Краснодар, 2001. - 26 с.
11. Межжерин В. Человек экологический / В. Межжерин // Зеркало недели. 23 авг. - 1 сент. 2002 - № 32. - С.11.
12. Ремизов И. Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития / И.Н. Ремизов. - Краснодар, 1999. - 126 с.
13. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма. // Философия и общество.- 2009 - № 4. - С.74-92.
Рецензент:
Зейналов Гусейн Гардашевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева