Научная статья на тему 'Философское содержание экологической культуры'

Философское содержание экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1514
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОЭВОЛЮЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / БИОСФЕРА / ПРИРОДА / ECOLOGICAL CULTURE CO-EVOLUTION / THE ENVIRONMENT / THE BIOSPHERE / NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миронов Виталий Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению и анализу различных подходов к понятию экологической культуры в социально-философском знании, философской рефлексии экологической культуры как ценностных отношений между человеком и природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL CONTENTS ENVIRONMENTAL CULTURE

The article is devoted to the review and analysis of different approaches to the concept of ecological culture in the socio-philosophical knowledge, philosophical reflection of ecological culture as value relations between man and nature.

Текст научной работы на тему «Философское содержание экологической культуры»

УДК 371.4 (045) ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ* Миронов Виталий Юрьевич, аспирант

Мордовский государственный педагогический институт им. Евсевьева,

г. Саранск, Россия vitelmironov@rambler. ru

Статья посвящена рассмотрению и анализу различных подходов к понятию экологической культуры в социально-философском знании, философской рефлексии экологической культуры как ценностных отношений между человеком и природой.

Ключевые слова: экологическая культура, коэволюция, окружающая среда, биосфера, природа.

PHILOSOPHICAL CONTENTS ENVIRONMENTAL CULTURE

Vitaly Mironov, graduate student

Mordovia State Pedagogical Institute, Evseveva, Saransk, Russia vitelmironov@rambler. ru

The article is devoted to the review and analysis of different approaches to the concept of ecological culture in the socio-philosophical knowledge, philosophical reflection of ecological culture as value relations between man and nature.

Keywords: ecological culture co-evolution, the environment, the biosphere, nature

* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта 2.1.4 «Создание Социально-гуманитарного парка Института» в рамках Программы стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг.

Влияние человечества на естественную природу является сегодня одним из существенных факторов эволюции биосферы, изменяя не только ее локальные, но и глобальные характеристики. Важным фактором в оптимизации отношений в системе «человек - природа - общество» является экологическая культура.

Для определения философского содержания понятия «экологическая культура» необходимо кратко очертить трансформацию данного понятия в социально-философской мысли и выяснить, что стоит за этим феноменом.

Совокупное понятие экологическая культура выражает единство культуры и экологии. В философском энциклопедическом словаре содержится определение феномена культуры, согласно которому «культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [1, с. 292]. Культура общества, как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, определяет через спектр потребностей и интересов отношение людей к окружающей среде. УМ. С. Кагана культура предстает как форма бытия, рядоположенная с другими его подсистемами -природой, человеком и обществом [2, с.195-197].

Термин «экология» возник примерно с середины прошлого столетия. Но лишь в конце XIX века он стал использоваться в науке благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, издавшему в 1886 году труд «Всеобщая морфология организмов». В этом труде экологией названа наука, изучающая взаимосвязь организмов с окружающей средой. Причем окружающую среду Э. Геккель понимал как совокупность всех условий существования организма. Вне окружающей среды, считал он, организм существовать не может. По существу ученый сформулировал обобщенный экологический принцип: всякий объект сохраняет свои структурные и функциональные свойства лишь при определенных значе-

ниях параметров внешней среды. В этом смысле существование оказывается относительным. Оно определено относительно данной среды.

Этот факт дал основание Ю. Г. Маркову трактовать экологию как науку об отношении объектов любой природы с окружающей их средой, как науку об условиях существования этих объектов, или, говоря философским языком, об условиях бытия вещей [3].

В рамках социальной экологии (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г.Марков, Н. Ф. Реймерс и др.) проводится мысль о том, что противоречия между обществом и природой закладываются не столько в производственных отношениях, сколько в мировоззренческих установках.

Моментом рождения экологической культуры, как особой отрасли философско-культурологического знания, считают вторую половину XIX века [4]. Методологическую основу экологической культуры составили труды А. Ле Шателье, К. Ф. Брауна, Б. Коммонера, В. И. Вернадского. Они впервые проработали термин «биосфера», занимались проблемами человеческого фактора в существовании мира.

В частности, в 80-х годах XIX столетия был сформулирован А. Ле Шателье и обоснован К. Брауном принцип, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из равновесия, стимулирует в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Этот принцип действует и в экосистемах. Однако лишь до тех пор, пока внешнее воздействие не превышает некоторого порогового значения, после чего происходит саморазрушение системы. Принцип Ле Шателье-Брауна в биосфере есть инструмент сохранения ее устойчивости и стабильности.

Американский эколог Б. Коммонер одним из первых среди ученых обратил внимание на высокую экологическую «стоимость» технического развития и вывел 4 своих знаменитых «закона» экологии (все связано со всем; все должно куда-то деваться; природа знает лучше; ничто не дается даром). По Б. Ком-монеру, «глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках ко-

торой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может явиться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено» [5, с. 32].

Важную роль в осмыслении феномена экологической культуры представляет идея В. И. Вернадского об универсальном эволюционизме, согласно которому все эволюционные процессы, происходящие в мире, рассматриваются как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям. В. И. Вернадский использовал понятие «ноосфера» для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда «Коллективный Разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой» [6, с. 9]. Ученый развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу Разума, где решающую роль играет не только наука, но и «этический разум объединенного человечества». Другими словами, ноосфера, по В. И. Вернадскому, объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой. Понятие нравственного или «этического разума» наиболее близко соприкасается с понятием экологической культуры, которая, в данном случае, представляет собой переходный этап продвижения мирового сообщества к определенному ноосферному состоянию.

Таким образом, экологическая культура в работах вышеназванных ученых понималась как отражение определенного вида социальных отношений, а именно - отношение между обществом и природой, в котором осмыслению подвергается уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной.

В теоретическом плане экологическая культура начала формироваться как учение и система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления с начала 80-х годов ХХ века. Проблемы становления культуры как воплощенного единства с природой получили развитие в трудах Е. В. Никоно-

ровой, Э. В. Гирусова, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула, В. И. Данилова-Данильяна, О. Н. Яницкого и др. Соответственно закрепляется и само понятие «экологическая культура». Его введение в научный обиход связано с работами культуролога Л. Н. Когана. Под экологической культурой он понимал «сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации» [7, с.12].

В социально-философской литературе утвердилось двоякое понимание термина «экологическая культура». В онтологическом смысле, она трактуется как определенный аспект культурной жизни общества, т.е. как умозрительно выделяемый, из всего многообразия культурной реальности объект или предмет исследования. В гносеологическом смысле экологическая культура рассматривается как отдельная отрасль знаний, наряду с экологической этикой, направленная на изучение тех закономерностей, стереотипов и форм культурной жизни общества, которые определяют способы взаимодействия людей с природой. Оба этих смысла тесно связаны между собой, и представляют собой по сути две диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие стороны целостного по своей природе явления.

Большинство современных исследователей приходят к выводу, что экологическая культура заключается во внутренних свойствах личности, гармонизирующих отношения между человеком и природой и обеспечивающих самореализацию человека в экологических рамках.

Так, Н. Н. Моисеев связывал экологическую культуру с необходимостью глубокой моральной перестройки самого духа и смысла человеческой культуры. По его мнению, экология оказывается инструментом, формирующим мировоззрение экологического этапа развития общечеловеческой культуры. «Способность правильно использовать и регулировать мощь современного общества и означает «экологическую культуру» и «экологическое мышление», писал Н.

Н. Моисеев [8, с.5].

Показательно в этом отношении и определение, данное О. Н. Яницким: «В общем виде под экологической культурой я понимаю ценностное отношение некоторого социального субъекта (индивид, группа, сообщество) к среде своего обитания: локальной, национальной, глобальной»[9, с.137]. И далее: «Процесс формирования экологической культуры аналогичен процессу самоидентификации, выяснения кто я и откуда я, в каких социальных сетях я вырос и существую» [там же, с.149].

В русле данной аксиологической традиции высказывается А. О. Лагутин: «Экологическая культура - это открытая, динамичная система высоконравственных и ценностных установок, цель которой сохранение и развитие природно-социального потенциала человеческого общества, формирование «устойчивой» экологической сферы общества» [10, с. 15].

В ряде случаев исследователи по существу отождествляют экологическую культуру с ее идеальным состоянием, соответствующим торжеству экологического императива (Н. Н. Моисеев). Например, В. Межжерин трактует экологическую культуру как реальность, обусловленную наступлением времени, когда «наука, технология, религия, философия, астрология, литература, искусство -все вместе творят образ жизни человека. Осуществляя через нее взаимодействие с истинным Миром, человек обеспечивает себе состояние нормы, которую можно рассматривать в качестве высшей формы приспособленности. Это и будет означать появление на планете Земля нового вида человека - человека экологического» [11, с.11].

Г оворя об экологической культуре, И. Н. Ремизов предлагает рассматривать ее во взаимосвязи с термином экологическая сфера общества, которая представляет собой систему диалектически взаимосвязанных элементов - экологической деятельности, экологических отношений, экологической формы общественного сознания, экологического субъекта, специализированных управленческих структур, и специализированной материально-технической базы [12, с. 16].

Из данного определения следует, что экологическая культура не возникает и не может существовать вне общества. Ее следует рассматривать как целостный социальный феномен человеческого бытия, как определенную социопри-родную целостность в системе общественной жизни.

Таким образом, во второй половине ХХ века экологическая культура формируется в качестве специфической подсистемы общества, выступая конкретно историческим проявлением процесса коэволюции общества и природы. Экологическая культура призвана характеризовать способы взаимодействия не только с природной, но и социально-исторической средой, поэтому выполняет интегративную роль во взаимосвязях и взаимодействии материальной и духовной культур.

Экологическая культура - не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения. Говоря словами Э. В. Гиру-сова, экологическая культура есть «высшая форма гуманизма», выступающая в качестве основы для формирования общечеловеческой морально-нравственной парадигмы и вбирающая в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса личности и общества [13].

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Политиздат, 1994. - 260 с.

3. Марков Ю.Г. Начала экологической философии: два аспекта бытия вещей. [Электронный ресурс]. Ц^: http://www.philosophy.nsc.ru

/joumals/philscience/4_98/03_ MARKOV.htm (дата обращения: 21.11.2011).

4. Касьянов Г.А. Философские основания экологической культуры: авто-реф. дис. ... канд. философ. наук. - Санкт-Петербург, 2006. - 24 с.

5. Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 272

с.

6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989. - 261 с.

7. Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - 86 с.

8. Моисеев. Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. - 1997 - № 2 -3. - С. 4-7.

9. Яницкий О.Н. Экологическая культура России ХХ века // История и современность. - 2005 - № 1. - С.136-161.

10. Лагутин А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Краснодар, 2001. - 26 с.

11. Межжерин В. Человек экологический / В. Межжерин // Зеркало недели. 23 авг. - 1 сент. 2002 - № 32. - С.11.

12. Ремизов И. Н. Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития / И.Н. Ремизов. - Краснодар, 1999. - 126 с.

13. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма. // Философия и общество.- 2009 - № 4. - С.74-92.

Рецензент:

Зейналов Гусейн Гардашевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.