Научная статья на тему 'Интеграция как основа развития экологической культуры педагога'

Интеграция как основа развития экологической культуры педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ / ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / INTEGRATION OF KNOWLEDGE / BASIS FOR CULTURE DEVELOPMENT / ECOLOGICALLY-ORIENTED ACTIVITY / INTEGRATION AS THE BASIS OF EDUCATION HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Инжаповна

В настоящей статье автор раскрывает понятие «экологическая культура», разные подходы к ее трактовке, ее структуру и содержание, особенности развития экологической культуры педагога. Также рассматриваются вопросы интеграции как сложной и многогранной проблемы, как основы развития разных областей знаний. При этом автор показывает как на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний можно развивать экологическую культуру педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration as a basis for development of ecological culture of the pedagogue

This article considers an «ecological culture», the various approaches to its definition, its structure and content, the peculiarities of a teacher's ecological culture development. Also the questions of integration as complicated and many-sided problem and as the basis for the development of different fields of knowledge are given consideration to. The author shows how based on the integration of natural sciences and humanities an ecological culture of the pedagogues can be developed.

Текст научной работы на тему «Интеграция как основа развития экологической культуры педагога»

происходящего - не индивидуальное, не социальное, а нечто третье» [3, с. 155]. Скорее всего, это «нечто третье» и есть профессиональный образ мира педагога, который и детерминируется его деятельностью в смысловом поле.

Процессы детерминации трансформируются, «оборачиваются» в процессы самодетерминации. Каждая из детер-

минант обнаруживает себя, оказывается «встроенной» в профессиональный образ мира, который конституирует педагогическую деятельность, освещая ее смыслом. Именно поэтому профессиональный образ мира педагога является доминирующим фактором детерминации педагогической деятельности.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М. : Художественная литература, 1986. 445 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 1996. 422 с.

3. Бубер М. Я и Ты. М. : Высшая школа, 1993. 175 с.

4. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. М. : Изд. центр «Академия», 2005. 176 с.

5. Дьяченко В. К. Современная дидактика. Новокузнецк, 1996. Ч. 1. 69 с.

6. Леонтьев А. Н. Образ мира / Изб. психол. пр-я : в 2 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 2. С. 251-261.

7. Михайлов Ф. Т. Что скрывает разум под словом «воспитание»? // Вестник высшей школы. 1989. № 19. С. 18-25.

8. Прибрам К. Языки мозга. М. : Прогресс, 1975. 464 с.

9. Розов М. А. О соотношении естественнонаучного и гуманитарного / Наука глазами гуманитария / отв. ред. В. А. Лекторский. М. : Прогресс-Традиция, 2005.

10. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. Изд. 2, доп. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1953. 444 с.

Интеграция как основа развития экологической культуры педагога

В настоящей статье автор раскрывает понятие «экологическая культура», разные подходы к ее трактовке, ее структуру и содержание, особенности развития экологической культуры педагога. Также рассматриваются вопросы интеграции как сложной и многогранной проблемы, как основы развития разных областей знаний. При этом автор показывает как на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний можно развивать экологическую культуру педагогов.

Ключевые слова: экологически ориентированная деятельность; экологическая культура; интеграция знаний; основа развития экологической культуры; интеграция как основа гуманитаризации образования.

У ДК 574 (Б 71. 54) ББК. 20.1

Л. Е. Халудорова

L. E. Khaludorova Integration as a basis for development of ecological culture of the pedagogue

This article considers an «ecological culture», the various approaches to its definition, its structure and content, the peculiarities of a teacher's ecological culture development. Also the questions of integration as complicated and many-sided problem and as the basis for the development of different fields of knowledge are given consideration to. The author shows how based on the integration of natural sciences and humanities an ecological culture of the pedagogues can be developed .

Key words: ecologically-oriented activity, ecological culture; integration of knowledge; basis for culture development, integration as the basis of education humanitarization.

В статье рассматривается проблема развития экологической культуры педагога, которая может быть решена в условиях интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. Это подтверждается результатами входного анализа мнений, суждений участников нашего эксперимента, который проходил в форме игрового проектирования. Целью проектирования явилось выявление наиболее важных проблем, с которыми сталкивается педагог в своей экологически ориентированной деятельности. Проектирование начиналось с того, что все участники записали на бланке ответы на следующие вопросы:

1. Какие Вы видите сильные стороны в проводимой Вами экологически ориентированной деятельности? (Перечислите 3 сильные стороны).

2. Какие Вы видите слабые стороны, недостатки в проводимой Вами экологически ориентированной деятельности? (Перечислите 3 слабые стороны).

3. В чем (в ком) Вы видите угрозу для реализации намеченных Вами действий, планов, разработанных Вами программ по организации экологически ориентированной деятельности? (Перечислите 3 позиции).

4. Какие, как Вам кажется, есть возможности для успешного решения возникающих проблем? (Перечислите 3 позиции).

5. Какие у Вас есть предложения по решению возникающих проблем, устранении мешающих факторов, по внедрению новых способов решения проблем? (Запишите любые 3 идеи, даже если они кажутся Вам нереалистичными, абсурдными).

Затем были рассмотрены и обсуждены те ответы, которые они написали. Сильными сторонами в проводимой экологически ориентированной деятельности многие считают разработку и внедрение педагогами программ, где основополагающими являются те или иные аспекты экологического воспитания школьников; природоохранную деятельность на местах; активизацию внешкольных форм экологического образования. Слабыми сторонами, по их мнению, являются недостаточный уровень организации совместной с детьми научно-исследовательской деятельности; учителя разных предметов глубоко не продумывают вопросы экологизации учебного процесса. Большинство участников после активного обсуждения пришли к мнению о том, что самой актуальной, на их взгляд, является проблема развития экологической культуры педагога. Таким образом, в начале научных поисков нас интересовали вопросы, связанные с экологически ориентированной деятельностью педагога и дальнейшее их рассмотрение вывело нас

на проблему развития экологической культуры педагога. Главную угрозу для человечества большинство учителей видят в низкой экологической культуре не только детей, но и в собственной экологической культуре, культуре взрослых, которые порождают, в свою очередь, негативные тенденции в природопользовании, влияющие на их образ мыслей, на их систему ценностей. Отсюда возникает вопрос о том, что собой представляет экологическая культура педагога и какие факторы могут влиять на ее развитие?

Сегодня существует множество подходов, концепций, моделей, связанных с определением экологической культуры. Экологическая культура трактуется как составная часть общей культуры (И. Н. Пономарева); как часть общественной культуры (Э. В. Гирусов); как диалектическое единство знаний, положительного отношения к этим знаниям и реальной деятельности человека в окружающей среде (И. Т. Суравегина); как одно из целостных свойств личности, которое обусловливает направленность его жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на экологическое мировоззрение, нравственные устремления и ориентации личности (А. Н. Захлебный); как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений социальной и природной среды (Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова), как экологическая нравственность, предполагающая ответственность человека не только перед ближайшим окружением, но и ответственность по отношению ко всей действительности, к глобальной экосистеме (С. Н. Глазачев) и т. д.

Опираясь на общую теорию личности, прежде всего, мы определили те

компоненты, через развитие которых наиболее отчетливо просматривается процесс и результат формирования экологической культуры педагога:

- мотивационно-потребностный: мотивы, потребности, интересы, желания, цели, ценности, отношения, смыслы, направленность личности педагога;

- когнитивный: знание педагогом экологических законов и проблем природопользования;

- эмоционально-эстетический: умение видеть и ценить красоту природы, описывать эстетически привлекательные природные объекты и процессы;

- деятельностный: экологически оправданное поведение педагога. Готовность, желание и реализация действий педагога по изучению, совершенствованию и прогнозу состояния природной среды своей местности.

Рассмотрев особенности обозначенных компонентов, мы определили, что экологическая культура педагога складывается из интегративных качеств и отражает степень нравственного, ценностного и мировоззренческого императивов личности педагога по отношению к природе и представляет собой систему ценностных ориентаций, интересов, отношений, потребностей педагога и вытекающие из нее знания, умения, навыки, необходимые для экологически сообразной деятельности в окружающей среде.

Также результаты исследования выявили, что экологическая культура немыслима вне исторически сложившихся традиций народа в отношении с природой. Бесспорна эстетическая роль природы. Человек, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Таким образом, природа способствует формированию всех сторон личности человека и является мощным педагоги-

ческим фактором. В целом, экологическая культура педагога, на наш взгляд, зависит от определенных пространственных, конкретно-исторических условий, особенностей ландшафта, и может быть представлена не как сумма усвоенных знаний, а как мировоззрение, ориентированное на понимание социально-экологических проблем региона, реализуемое в конкретных действиях и поступках. Для развития экологической культуры педагога, проживающего в конкретной местности, необходимо, в первую очередь, обратить особое внимание на экологическое образование в регионе, которое в своем содержании учитывает социальную и культурную ситуацию, историко-культурные, этнокультурные традиции. Каким представляется экологическое образование в Байкальском регионе, в Республике Бурятия? При каких условиях оно должно стать фактором не только развития экологической культуры педагога, но и устойчивого развития региона? Эти и другие вопросы сегодня волнуют всех, кто не равнодушен, кто беспокоится о будущем. К примеру, интерес представителей не только педагогических сообществ, но и других социальных институтов вызывает концепция целостного экологического образования школьников в динамично изменяющихся соци-оприродных условиях, разработанная Н. Ж. Дагбаевой. Она основана на анализе ведущих социально-педагогических концепций и отражает особенности новой цивилизационной парадигмы. Основные идеи концепции апробированы и успешно внедряются в школах Республики Бурятия. Наиболее важными направлениями являются: переход от природоохранительной работы к социально-экологической деятельности; переход от знаниевого подхода к ценностному, направленному на формиро-

вание эколого-этической позиции; переход от эколого-образовательной среды школы к созданию такой же среды в местном сообществе в рамках экологообразовательного пространства. Если в традиционной школе субъектами образовательного процесса является только школьный коллектив, то в этой концепции предусматривается, что в процесс экологического образования вовлекаются все субъекты местного сообщества: семья, социокультурные, спортивные, медицинские учреждения, местная администрация. Данная концепция задает своеобразный вектор развития не только системы экологического образования в республике, но и ее внедрение становится ресурсом развития экологической культуры педагога, т. е. продвижения системных изменений, происходящих в республике, на другие уровни (региональный, российский, международный) [4]. Этому способствуют идеи, нацеленные на развитие умения формулировать общественную повестку дня, гражданский заказ, продвижение тех экологоориентированных перемен, которые нужны каждому педагогу. В предложенных направлениях деятельности учащихся, педагогов, представителей социальных институтов, профессиональных сообществ можно отметить инновационность результата (способность и готовность субъектов образовательного процесса к экологической ответственности); инновационность средств: в содержании (разработка и внедрение обновленного содержания), в способах деятельности (вариативность форм, приемов совместной деятельности, использование сетевого пространства и др.). При этом инновационность как свойство является новой образовательной составляющей модели перехода к устойчивому развитию республики и также составляющей экологической культуры педагога. При

этом многомерная система изучения и исследования педагогом региональных экологических проблем как составляющей экологических проблем глобального мира становится одним из способов развития его экологической культуры.

Вместе с тем в современном мире преобладает технократическое мышление, во многих сферах жизни приоритетными становятся естественнонаучные и технические знания перед гуманитарными, материальное богатство перед духовным. Это приводит к нарушению законов развития общества и природы, приводящих к снижению уровня общей культуры человека. Также в результате проектирования, о котором мы говорили выше, большинство участников (78 %) пришли к выводу о том, что именно интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний может способствовать развитию экологической культуры педагога. Отсюда мы видим, что проблема взаимоотношения человека, общества и природы стала осознаваться не только как социально-экономическая, но и как нравственная, воспитательная и образовательная, т. е. как педагогическая. Поэтому эта проблематика стала предметом нашего размышления.

Интеграция знаний, в свою очередь, это очень сложная и многогранная проблема. Во-первых, интеграцию можно считать основой гуманитаризации образования. По мнению Н. Н. Моисеева, «широта образования должна достигаться за счет объединения гуманитарного и естественнонаучного знаний. Пришло время, когда человечество должно ликвидировать пропасть между двумя цивилизациями - гуманитарной и естественнонаучной. Это потребность нашей эпохи, если угодно, ее смысл» [8]. А. П. Чехов писал, что быть может, со временем при совершенстве методов искусству и естествознанию

суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно и представить себе. Это есть проблемы человековедения, т. е. гуманитаризации. Что касается гуманитаризации экологического образования и развития экологической культуры педагога, то она может способствовать формированию эмоционально-ценностных отношений к природе, которые возникают тогда, когда природа выступает по отношению к человеку как ценность. Через формирование эмоционально-ценностных отношений к природе происходит не только обучение рациональному природопользованию, но и совершенствование внутреннего мира человека. Таким образом, все объекты, явления, процессы многомерны и голографичны, поэтому для получения полной голограммы нужна интеграция наук. Наверное, не зря сегодня говорят, что гуманитаризация - это интеграция знаний вокруг проблем современного мира.

Во-вторых, интеграция является основой синергетики, области знаний, в которой изучаются процессы самоорганизации и становления устойчивых структур в открытых, нелинейных, диссипативных системах, далеких от состояния равновесия. При этом уровень экологической культуры педагога будет зависеть от того, насколько педагог понимает, что абсолютная устойчивость

- это тупик, поскольку не содержит источников развития. Динамика системы предполагает такое соотношение устойчивости и неустойчивости, которое позволяет «жить» системе, быть открытой к миру, обмениваться со средой веществом, энергией и информацией. Как отмечал Н. Н. Моисеев, «...устойчивость, доведенная до своего предела, прекращает любое развитие. Она противоречит принципу изменчивости. Чересчур стабильные формы - это тупиковые

формы, эволюция которых прекращается. Чрезмерная адаптация.столь же опасна для совершенствования вида, как и неспособность к адаптации» [8]. В этой связи, как отмечает К. Х. Делока-ров, кризис - принципиально важный момент развития любой системы. Кризис - свидетельство того, что прежние источники развития системы исчерпали свои ресурсы, и процессы разрушения, распада сложившихся структур стали преобладающими. Вместе с тем кризис

- это новые возможности, поскольку дезорганизация открывает шлюзы новой организации, процессу самоорганизации [10].

В-третьих, интеграция - это основа ноосферологии, в которой синергетика и современный рационализм органично сочетаются с идеей ноосферы. Если экологию рассматривать как «единую целостную конструкцию, которая есть наука о том, как человек должен жить на земле, чем руководствоваться в своем поведении», то между экологией и ноосферой можно поставить знак равенства. В этом контексте можно говорить о едином эколого-ноосферном подходе, именно этот подход можно назвать «новой педагогикой». Это, в свою очередь, будет играть немаловажную роль при развитии экологической культуры педагога.

В-четвертых, интеграция является важным механизмом модернизации российского образования, повышения качества образования, в частности экологического образования. Это связано с тем, что локальные исследования в нашем регионе: контрольные срезы, опросы, собеседования с учащимися показывают недостаточное развитие у них пространственных, вероятностных представлений, неумение интерпретировать экологическую информацию, слабая ориентация в актуальных проблемах

естествознания, неспособность обосновать свою точку зрения с помощью научной аргументации, неумение использовать научные понятия и термины для объяснения окружающих явлений, затруднения в соотнесении различных точек зрения на явления и события, в высказывании собственной версии. Не на должном уровне сформированы самостоятельность мышления, инициатива в выборе собственной жизненной позиции. Такие результаты напрямую связаны с уровнем экологической культуры самого педагога. Сказывается недостаточная готовность и отсутствие у педагогов навыков решения нестандартных, многоаспектных и разнообразных задач школьной практики, неспособность использовать присвоенные знания в ситуации неопределенности, нет системно-целостного видения возникающих проблем. Ведь это тоже связано с вопросами интеграции разных подходов. Эти параметры качества образования могут быть реализованы только на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Уровень экологической культуры педагога также зависит от новых реалий третьего тысячелетия, современной цивилизации, когда человечество вступило в новый тип культурного развития, ориентированного на диалог с человеком, природой, обществом, на взаимо-дополнительность, взаимообогащение естественнонаучного, технического, гуманитарного знания. Если углубиться и отнестись к философским основаниям нашей изучаемой проблематики, то в начале XXI в. стало ясно: «От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, необходимо вновь обратиться к разуму - как той высшей человеческой способности, которая позволяет понимать смысловую связь не только человеческих действий

и душевных движений, но и явлений природы, взятых в их целостности, в их единстве, в их живой связи. На протяжении последних двух столетий люди стремились главным образом изменять природу; чтобы не истребить ее окончательно и не покончить таким образом и с самим собой, человечеству необходимо вернуть себе способность понимать природу. А это значит, от слишком узко понятой научной рациональности перейти на точку зрения философского разума» [1]. Таким образом, только такое целостное мировоззрение способно предоставить необходимость человеку развернуться в полную силу. А это возможно только при интеграции разных подходов. Такое понимание мира, его ценностей и смысла доступно современной науке, науке, построенной на интеграции разных областей знаний. Также с философской точки зрения подтверждается определение интеграции как «полного, цельного, ненарушенного процесса (или действия), имеющего своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства». В нашем случае взаимодействие и взаимообогащение разных знаний формируют у педагогов новое мировоззрение, предполагающее единство и целостность Человека, Природы, Космоса. Единство и целостность - явление многомерное и голографичное, а для получения относительно полной голограммы мы рассматриваем интеграцию как основу гуманитаризации, гуманизации, синергетики и ноосферологии. В контексте этого актуальность и значимость исследования вопросов интеграции как основы развития экологической культуры педагога не вызывает сомнения. Таким образом, говоря об интеграции,

мы предполагаем «новые принципы нравственности, новую систему нравов, которая должна быть универсальной для всей планеты, при всем различии цивилизаций народов, которые ее населяют». В этом смысле педагогу отводится приоритетная роль и для этого у него должна быть сформирована высокая экологическая культура. С другой стороны, сегодня существуют различные способы постижения мира (искусство, философия, мифология, наука и т. д.). Каждый из них в отдельности способен выразить лишь какую-то часть реальности. Возможность более глубокого ее понимания зависит не только от интегративных процессов в науке, но и от интеграции различных способов постижения мира. В современных условиях, при многообразии знаний, гуманистических ценностей ориентаций, жизненных ориентиров, создание целостного образа мира оказывается сложной задачей, их невозможно решить одним и тем же способом. Таким образом, сегодня определяющей тенденцией познавательного процесса является интеграция, а не дифференциация различных способов освоения мира. К сожалению, до сих пор мы отмечаем, что в современном образовании продолжается узкая специализация и профессионализация, которые приводят к частичному, разорванному, фрагментарному знанию, отчужденному от человека. Этот подход также развивает репродуктивный характер мышления, что не развивает экологическую культуру как интегральное качество, свойство человека. Таким образом, первейшей задачей для педагога является понимание им процесса интеграции как проблемы и как основы для эффективного развития экологической культуры педагогов.

Список литературы

1. Гайденко П. Проблема рациональности на исходе XX века / / Вопросы философии. 1991. № 6. С. 14.

2. Глазачев С. Н., Грехова Л. И., Козлова О. Н., Сотникова Н. Н. Культура мира : взгляд из России. М. : Горизонт ; Ставрополь : Сервисшкола, 1999. 88 с.

3. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.

4. Дагбаева Н. Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социоприродных условиях. Улан-Удэ, 2007. 208 с.

5. Дежникова Н. С. Экологическая культура // Биология в школе. 1995. № 3.

6. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984.

7. Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование в России : теоретические аспекты. М., 1997.

8. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987. С. 42.

9. Пономарева И. Н. Основные концептуальные положения и программы экологического образования и воспитания // Материалы тезисов международной конференции. СПб., 1993.

10. Сборник научных трудов. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности / К. Х. Делокаров. Синергетика и познание социальных трансформаций. М., 2000. 579 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.