Остахнович В. О.
21. РАЗНОЕ
21.1. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
Остахнович Всеволод Олегович, аспирант
социологического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова
seva ost@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются основы
теоретического изучения феномена справедливости и
подходы к интерпретации идей справедливости у отечественных авторов. Прослежена историческая
эволюция взглядов на феномен справедливости в России и ее практическая интерпретация в рамках социальной политики России.
Ключевые слова: социальная справедливость,
социальная политика, равенство, неравенство, свобода.
THE PRINCIPLES OF SOCIAL POLICY IN RUSSIA THROUGH THE PRISM OF STUDY OF SOCIAL JUSTICE IT THE WORKS OF RUSSIAN SOCIOLOGISTS
Ostakhnovich Vsevolod Olegovich, the post-graduate student of sociological department of the Lomonosov Moscow State University
seva_ost@mail.ru
Annotation: Article briefly reviews the essential principles of theoretical study of the social justice phenomenon and approaches to interpretation of the ideas of Russian authors. The paper traces the development of historical evolution of the views on the justice phenomenon in Russia and its practical interpretation in the light of Russian social policy.
Keywords: social justice, social policy, equality, inequality, liberty
Социологический анализ социальной
справедливости призван рассматривать социальную действительность как сложную структуру, подчиняющуюся логике развития неоднородной системы объектно-субъектных отношений,
развивающуюся благодаря активной деятельности индивидов и имеющую объективные предпосылки к развитию и закономерности эволюции. Социология позволяет увидеть взаимосвязь макро- и микросоциальных процессов и учесть роль
социальных практик в становлении социальных институтов. Социологический анализ позволяет рассмотреть структуру и содержание феномена социальной справедливости, а также проанализировать условия и факторы, способствующие созданию и поддержанию
несправедливости. Особенно остро вопросы социальной справедливости стоят в современном российском обществе, которое до сих пор переживает
период реструктуризации и массовых изменений во всех сферах жизнедеятельности. Трансформации всех социальных институтов повлекли за собой изменения в отношении к феномену социальной справедливости и на государственном уровне, и на уровне общественного сознания. Общество, в котором представление о социальной справедливости нарушено, где взаимоотношения определяются только выгодой, обречено на деградацию, развал и гибель. Радиальные социальные преобразования, происходящие в стране, отразились на изменении социального положения всех слоев населения. Усилившееся неравенство по показателям уровня жизни, дохода, здоровья, образования способствовало обострению проблем неравенства возможностей, самореализации широких масс населения. Массовый характер приобретает усиливающееся социальное расслоение, низкий жизненный уровень большинства населения, обострение социальных и межнациональных и этнических конфликтов. Несмотря на все возрастающий интерес со стороны населения к проблемам справедливости, которая должна быть выражена в социальной политике, государство до сих пор адекватно не может ответить на вопросы общества. В современных социальных проектах принципы справедливости не всегда отражают интересы широких масс, зачастую отдавая предпочтения узкогрупповым интересам. Налицо противоречие между ожиданиями, связанными с существующими в общественном сознании представлениями о социальной справедливости и ее реальным состоянием. Современные практики реализации социальной справедливости позволяют констатировать отход от традиционных взглядов на этот феномен среди отечественных исследователей этой проблемы. Рассмотрим их основные теоретические позиции. В России к концу XIX - началу XX вв. сформировались определенные традиции, основанные на западных методологических воззрениях, восходящих к немецкой классической философии и социологии. Эти идеи позволяли теоретически подходить к понятию «социальная справедливость». Русскими мыслителями
затрагивались темы соотношения нравственности и права, идеалов и традиций, социальной жизни. Эти идеи в основном базировались на утопическом социализме и находили свое выражение в работах
Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, П.А. Кропоткина, исходным тезисом которых служило понимание того, что одряхлевшая Европа не в состоянии более воспроизводить справедливые общественные отношения.
Основоположники этой идеологии заявляли о том, что будущее России - социализм. Объясняли они это, исходя из того, что в национальном характере русского народа заложено коллективистское начало, проистекающее из его общинной жизни.
Основоположниками социалистической традиции в общественной мысли принято считать Н.П. Огарева и А.И. Герцена. Последний создавал стройную теорию и дал философское обоснование социализму, пытаясь связать ее с антропологической идеей природы человека, который может получить наибольшее
развитие лишь в рамках такого общественного строя. Разрабатывая концепцию русского социализма, Герцен призывал не отрицать опыт Запада, а искать свой, самобытный путь развития, присущий непосредственно России. Он считал, что русский социализм - это тот социализм, который ведет свое начало от общины и общинного самоуправления. Таким образом, основная идея, которую проповедовал Герцен, заключалась в распределительной справедливости, которая была присуща общинному строю[1]. Вместе с тем, концепциям Герцена и Огарева присущ недостаток. Они отказывались от исследования объективных законов развития общества. Работы Огарева были насыщены религиозными и мистическими мотивами исследования общественных отношений и пронизаны поиском абсолютной истины, основанной на христианском учении, и социальной справедливости и равенства[2].
Н.Г. Чернышевский, как и его предшественники, специально категорию «социальной справедливости» не исследовал, но он хорошо понимал, какую цену платят на Западе за «буржуазную справедливость», и что содержанием буржуазного права являются отношения имущественного неравенства, на основе которых строится теория справедливости. Он же искал другие пути достижения справедливости, исследуя социокультурные и экономические особенности российского общества. Главным критерием справедливости для Чернышевского становится удовлетворение потребностей индивидов, но справедливое общество не просто удовлетворяет эти потребности, а устанавливает и соблюдает меру в их удовлетворении. Основанием для определения меры выступают социокультурные ценности, которые просвещенные люди должны донести до большей части населения и экономические факторы, которые обеспечивает государство для создания необходимого количества благ. Таким образом, справедливое общество, согласно Чернышевскому, это общество, построенное на принципах рационального использования благ, их распределение и просвещение населения с целью создания единого видения развития[3].
Заслуживает внимание умение русского ученого М.А. Бакунина обличать пороки самодержавия в поисках истоков русского народного идеала справедливости и его амбивалентного содержания. Однако его критика несправедливого характера развития российского государства носила однобокий характер. Бакунин, в частности, не исследовал российские экономические отношения как объективные предпосылки к социальному расслоению и несправедливости, не рассмотрел новые тенденции развития русской деревни - для него община выступала неким неподвижным явлением. Справедливое будущее он видел в анархическом негосударственном социализме, в основе которого должна была лежать все та же община, только очищенная от всех своих отрицательных моментов[4].
П.А. Кропоткин тоже разрабатывал идеи справедливого государства. В основе его воззрений лежал идеал натуралистической этики. Он полагал, что природа содержит в себе нравственный потенциал, достаточный для того, чтобы совершить социальную революцию и создать общество свободных людей. В противоположность западным
буржуазным принципам индивидуализма, эгоизма и свободы конкуренции, теоретик анархизма выдвигал принципы коллективизма, солидарности и справедливости. Последняя, по Кропоткину, присуща человеку от рождения, и должна проявляться в форме самоуправления, без какого-либо принуждения со стороны. Именно там, где будет действовать такая справедливость, основанная на внутренних порывах и устремлениях, места для внешней справедливости государства уже не будет. Для него государство олицетворяет собой зло, которое приводит к классовой вражде и отрицает свободу воли и личности. После Октябрьской революции, которую мыслитель воспринял очень положительно, он выступил в пользу федеративной республики, подчеркивая, что для России единственный путь - это тесный союз свободных народов[5].
Концепция справедливости П.Л. Лаврова тоже имеет яркий этический характер. Для него справедливость означает равноправность всех людей, что выступает главным критерием общественного прогресса. Данная идея была направлена против существующей несправедливости социального неравенства и призывала к борьбе за изменения общественного строя. Только личность, по Лаврову, является носителем чистой справедливости, которая является отражением исторического развития самой личности. Справедливость должна пронизывать все стороны человеческой жизни, однако это не может произойти сразу. Для начала у человека должны сформироваться устойчивые убеждения, поскольку без них человек не может стать ни нравственным, ни, следовательно, справедливым. Размышляя на тему справедливости, Лавров приходит к мысли, ставшей уже хрестоматийной: каждому по заслугам, каждому по его достоинству. Большое внимание мыслитель уделял вопросам соотношения частной собственности и справедливости. Он указывал, что частная собственность может накладывать ограничения на индивида в плане снижения возможности признания за другим индивидом его права на собственность. Это приводит к усилению социального неравенства, которое препятствует нравственному развитию. Будущее России Лавров связывал с социализмом, который, по его мнению, неизбежно наступит в результате социальной революции. В отличие от других мыслителей своего времени Лавров не идеализировал общину и выступал против уравнительных требований перераспределения и равенства имущества[6].
Таким образом, Герцен, Огарев, Бакунин, Кропоткин, Чернышевский, Лавров в своих работах большое внимание уделяли проблеме социальной справедливости. Они не только обличали существующие пороки современной им России и капитализму, идущему на смену, но и дали теоретическое основание русского справедливого общества - общества социализма, а также раскрыли его основные черты и определили пути достижения целей. Проблемы социальной справедливости нашли свое отражение не только в социалистических теориях, но и в либеральных. В этом направлении работали Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, П.И. Новогородцев и др.
Особого внимание заслуживают труды известного социолога Б.А. Кистяковского, который в своей работе «Философия и социология права» пишет, что о всех
Остахнович В. О.
человеческих взаимоотношениях можно судить с позиций нравственности, устанавливая
справедливость или несправедливость того или другого явления. По мнению Кистяковского, социальная справедливость выступает основой для достижения между людьми согласия, на основе которой строятся легитимные социальные институты. Важным вкладом ученого в социологическую мысль является понимание социальной сущности как
должного состояния человека и общества для
полноценного развития. «Для всякого нормального человека существует известное принуждение не
только судить о справедливости или несправедливости того или другого социального явления, но и признавать, что идея справедливости должна осуществляться в социальном мире. Принуждение это объясняется общеобязательностью его для всякого нормального создания[7]». Мы видим, что справедливость занимает здесь место рядом с необходимостью. Но если необходимость и справедливость обладают общими чертами и равноодинаковы для нашего сознания, то это не означает, что они похожи во всем. Категория
необходимости, согласно Кистяковскому, - это категория познания, применяемая, когда нужно что-то понять. А категория справедливости - когда нужно что-то оценить. Но сама по себе справедливость не может объяснить общественные отношения, она способна только дать оценку происходящему с моральной точки зрения и сказать, что хорошо, а что плохо. Поэтому для социологии так важна эта категория, без которой «необходимость» превратила бы эту науку в естествознание, где достаточно знать законы, в то время как социология имеет дело с исследованием поведения людей. В социальном познании столь же важно следование идеям справедливости. Это предполагает не только отыскание истины, но и оценку деятельности индивида с позиций определения его поступков в рамках социокультурных, этических и правовых норм. Конечным звеном социального процесса является выявление нравственного требования или определения правовой нормы: именно эта причинно обусловленная необходимость, согласно Кистяковскому, проникает в сознание людей в виде определенных требований к справедливости. Все жизненно важные действия людей в том или ином обществе определяются, в конечном счете, теми или иными нормами общежития, которые строятся на принципах справедливости или несправедливости. Ученый утвержден, что справедливость существует только одна, несмотря на наличие самых разнообразных ее проявлений. Ее основой являются этические предписания, которые не эволюционируют и не должны эволюционировать вместе с развитием общества.
П.И. Новогородцев в своей статье «Право на достойное человеческое существование» и следующих своих работах значительно углубил свои представления о соотношении свободы и равенства. Он рассматривал равенство как равноправие и обосновал необходимость расширения понимания права и вывод его за рамки норм. Формальное право свободы, провозглашаемое либерализмом, должно было быть дополнено правом на обеспечение достойного существования. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но
для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними
юридически отнятым фактически. Таким образом, именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее
осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование^]». Центральной темой научной мысли Новгородцева стала нравственная автономия личности. Он утверждал, что перед самоопределяющейся личностью стоит задача не просто индивидуального нравственного выбора, но осуществление нравственного закона, воплощенного в жизни
общества. Личность обязана быть солидарной с другими, а поскольку за каждым индивидом признаются права такого рода, то отсюда вытекает определение общественного блага как принципа всеобщего объединения на равных началах равенства и свободы. Анализ теоретических взглядов наших ученых на социальную справедливость позволяет сделать вывод, что они объединили представления об идеалах социалистической справедливости, провозглашающих равенство как условие свободы личности, и либеральные идеи, которые говорят, что свобода обеспечивается равноправием в условиях достойного существования.
Л.И. Петражицкий в своих оценках справедливости в основном опирался на социальный институт права, которое он разделял на официальное, неофициальное, позитивное и интуитивное. Социокультурной основой феномена справедливости у него выступали последние три нормы права. Неофициальное - это нормы, которые не являются легитимными с точки зрения официального государственного права, но имеют сплачивающий характер, важный для установления справедливых общественных отношений. Под позитивным правом Петражицкий понимал обычаи, которые имеют силу поддержания солидарности между индивидами. Именно обычное право действует как консолидирующая сила. Он подчеркивал, что справедливость является реальным психическим явлением духовной жизни. Именно на основаниях справедливости строится интуитивное право, как право спонтанного поведения, которое основано на понимании и переживании индивидом чувства справедливости, которым он руководствуется при принятии решений[9].
Особо стоит отметить воззрения известного русского социолога П. Сорокина на феномен социальной справедливости. Он утверждал, что не существует совершенно закрытых обществ для передвижения индивидов внутри социальных групп и общностей, и даже тоталитарным режимам присуща социальная мобильность. Вся история человечества - это история войн, в результате которых постоянно перераспределялись ресурсы[10]. Поскольку порядок на длительное время установить невозможно, это всегда приводит к переходу от одной формы культуры к другой, «когда рушится здание старой культуры, а новая структура еще не возникла, когда социокультурные ценности становятся почти полностью "атомизированными"[11]». В результате
таких изменений индивидуальная и общественная справедливость часто просто заменяется физической властью, что приводит к ужасающим последствиям для общества. В основе справедливого общества, согласно Сорокину, лежит важнейший социокультурный принцип социальной стратификации, на основании которого происходит дифференциация людей в социальные группы путем распределения в обществе статусов, ценностей, власти и т.д. Этот принцип позволяет образовывать солидарные группы, по выражению Сорокина, что ведет к закреплению общественной иерархии. При этом общественное развитие циклично, поэтому перевороты в обществе, ведущие к перераспределению политических, социокультурных и экономических капиталов, неизбежны. Но добро, справедливость и истина -основные ценности, к которым должно стремиться человечество[12].
Социальная справедливость выступает основой для достижения между людьми согласия и общественного консенсуса, на основе которых строятся легитимные социальные институты, позволяющие проводить в жизнь справедливую социальную политику, учитывающую реальные потребности граждан. И, несмотря на то, что в рамки статьи не входит задача анализа российской политики в социальной сфере, мы можем констатировать, что системы мероприятий, которые сегодня проводит Россия, являются абсолютно недостаточными для поддержания справедливости в обществе. Наоборот, существует огромный разрыв между социальными группами. Стратификационная система крайне нестабильна, потому что социальная политика, несмотря на формальное наличие ее механизмов, не справляется с возложенными на нее задачами и не обеспечивает защиту от основных социальных рисков. Это говорит о том, что Россия, как социальное государство не справляется с решением основных вопросов, которые сегодня общество ставит перед страной. Это позволяет сделать вывод о том, что для решения проблемы социальной справедливости, Россия должна выстроить систему полиструктурных отношений, направленных на достижение обеспечения равенства доходов и условий жизни, как в развитых странах, на формирование социокультурного потенциала страны, основанного на поддержке традиционных ценностей нации и на созидание принципов социальной справедливости.
Список литературы:
1. Герцен А. И. Избранные произведения / Ред. и вступ. ст. И. С. Новича. - М.: Гослитиздат, 1937.
2. Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения, тт. 1-2. М.:,1952-1956.
3. Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. ТТ.1, 2 / АН СССР. Ин-т философии. - М.: Мысль, 1986-1987.
4. Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. -М., 1990.
5. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность. СПб; М.: Голос труда, 1921.; Этика. Происхождение и развитие нравственности. СПб.: М.: Голос труда, 1922.
6. Лавров П.Л. Философия и социология. М.: Мысль, 1965.
7. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.
8. Новогородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
9. Петражицкий Л.И. Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - СПб: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900;
10. Сорокин П. Социальная мобильность / Питирим Сорокин; [пер. с англ. М. В. Соколовой]. - М.: Academia: LVS, 2005.
11. Сорокин П. Кризис нашего времени: социальный и культурный обзор = The crisis of our age/ Питирим Сорокин. - М.: ИСПИ РАН, 2009.
12. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений = Social and Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В. В. Сапова. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000.
Reference list:
1. Herzen A.I. Selected works/ Editing and Intr. By Novich I.S. -M.: Goslitizdat, 1937.
2. Ogarev N.P. Selected socio-political and philosophical works, vol. 1-2., M., 1952-1956.
3. Chernyshevsky N.G. 2 vol. works/ AN USSR. Institute of philosophy. - M.: Misl', 1986-1987.
4. Pirumova N.M. Social doctrine of Bakunin M.A. - M., 1990.
5. Kropotkin P.A. Justice and morality. St.-P., M.: Golos truda, 1921.; Ethics. The origin and evolution of morality. St.-P., M.: Golos truda, 1922.
6. Lavrov P.L. Philosophy and sociology. M.: Misl', 1965.
7. Kistyakovsky B.A. Philosophy and sociology of law. St.-P., 1998.
8. Novgorodtsev P.I. On social ideal. M., 1991.
9. Petrazhitsky L.I. Essays on philosophy of law. 1st. fascicle. Principles of psychological theory of law. Review and criticism of contemporary views on essence of law. - St.-P. Typography of Erlikh U.N., 1900;
10. Sorokin P. Social mobility. - M.: Academia: LVS, 2005.
11. Sorokin P. The crisis of our age. - M.: ISPI RAN, 2009.
12. Sorokin P. Social and Cultural dynamics: A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, law and Social Relationships. - St.-P.: Published in Russian Christian University, 2000.
РЕЦЕНЗИЯ
Рецензируемая статья Остахновича В.О. «Основные научные принципы изучения социальной справедливости в российской общественной мысли» посвящена рассмотрению особенностей основных теоретических подходов отечественных авторов к феномену социальной справедливости. Актуальность темы исследования связана с социальными изменениями, происходящими сегодня в России, которые направлены на построение новой модели общества. Автор рассматривает особенности социальнофилософской мысли в России и выделяет ключевые аспекты, связанные с феноменом справедливости. Статья является частью более крупной комплексной работы, раскрывающей принципы социальной политики Российской Федерации и выявляющей принципиальные несоответствия между требованиями социальной справедливости и ее конкретными методами реализации.
Профессор, доктор социологических наук
Викторов А. Ш.